Решение по делу № 33-7110/2018 от 18.07.2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 августа 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Авериной Е.Г.,
судей:     Синани А.М.,

Мотиной И.И.,

при секретаре Гамуровой М.А.,

с участием прокурора Зборской В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Красноперекопского межрайонного прокурора в интересах Кроколь Александры Сергеевны к Администрации г. Красноперекопска Республики Крым об обеспечении лица из числа детей-сирот благоустроенным помещением, третье лицо орган опеки и попечительства в лице Управления по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Красноперекопска Республики Крым, Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым «Жилищно-эксплуатационное объединение», по апелляционной жалобе Администрации г. Красноперекопска Республики Крым на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 30 мая 2018 года,

у с т а н о в и л а:

в феврале 2018 года Красноперекопский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Администрации г. Красноперекопска Республики Крым об обеспечении лица из числа детей-сирот благоустроенным помещением, мотивируя свои требования тем, что в ходе проверки по обращению Кроколь А.С. по факту соблюдения жилищных прав детей-сирот, лиц из числа детей, оставшихся без родительского попечения, установлены нарушения требований закона, связанные с непредставлением жилья Кроколь А.С., включенной в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроколь А.С. является ребенком, лишенным родительского попечения в связи с тем, что ее родители лишены родительских прав решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 09.03.2006. Жильем Кроколь А.С. не обеспечена. Просил возложить на Администрацию г. Красноперекопска Республики Крым обязанность предоставить Кроколь А.С. благоустроенное жилое помещение по договору найма жилых помещений.

Решением Красноперекопского райнного суда Республики Крым от 30 мая 2018 года исковые требования Красноперекопского межрайонного прокурора удовлетворены. Администрация г. Красноперекопска Республики Крым обязана предоставить Кроколь А.С. благоустроенное, применительно к муниципального образования городской округ Красноперекопск, жилое помещение по договору найма жилых помещений.

В обоснование апелляционной жалобы Администрация г. Красноперекопска Республики Крым, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда. Указывает, что в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона Республики Крым № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым», финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым. Кроколь А.С. стоит в очереди на получение жилья под №16 и будет обеспечена жильем в порядке своей очереди.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения прокурора, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Судом установлено, что Кроколь А.С., 13.06.1994 рождения, уроженка г. Красноперекопска, АР Крым, Украина, зарегистрирована с 30.05.1997 по адресу: РК <адрес>, <адрес> <адрес>.

Согласно свидетельству о рождении серии 1-АП выданному 01.07.1994 отделом регистрации актов гражданского состояния г. Красноперекопска АР Крым, родителями Кроколь А.С., 13.06.1994 рождения значатся мать - ФИО2, отец - ФИО3.

Согласно решению № 55 исполнительного комитета Красноперекопского городского совета АР Крым от 28.04.2006 «Об учреждении опеки (попечительства) над несовершеннолетними ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ рождения, Кроколь Александрой Сергеевной ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ рождения», принимая во внимание, что решением Красноперекопского горрайонного суда от ДД.ММ.ГГГГ родители несовершеннолетних: ФИО2 и ФИО3 лишены родительских прав, ФИО7 назначена опекуном над несовершеннолетними детьми и за ними закреплено жилье, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Решением Исполнительного комитета Красноперекопского городского совета АР Крым № 271 от 20.12.2012 «по жилищным вопросам», Кроколь А.С. принята на квартирный учет и включена в списки квартирного учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, пользующихся правом внеочередного предоставления жилых помещений (лицо из числа детей, лишенных родительского попечения).

Согласно справке № 518, выданной Администрацией Первомайского сельского поселения Симферопольского района РК от 06.04.2017 Кроколь А.С. проживает без регистрации по адресу: РК <адрес>, с октября 2006 года по настоящее время.

Согласно договору социального найма жилого помещения №577 от 10.03.2016 заключенному между МУП муниципального образования городской округ Красноперекопск «Жилищно-эксплуатационное объединение» и ФИО4, наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты в общежитии, общей площадью 13,55 кв.м, из них жилая 10 кв.м, по адресу: <адрес> для проживания в нем, совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются: сестра - ФИО6, брат - ФИО5, сестра - ФИО1

05 февраля 2018 года Кроколь А.С. обратилась с заявлением в Красноперекопскую межрайонную прокуратуру по факту не предоставления администрацией г. Красноперекопска благоустроенного жилого помещения.

В рамках проведения прокурорской проверки, из Администрации города Керчи поступил ответ, согласно которому Кроколь А.С. включена в список детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что согласно п.п. 1, 9 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Частью 8 ст. 8 Федерального Закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Отношения, связанные с организацией приобретения и предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) жилых помещений, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46- ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым».

На основании ст. 9 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым», органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым» список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым», жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 кв.м общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия не принимает доводы апелляционной жалобы, поскольку разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федеральным законом от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 9 Закона Республики Крым от 18.12.2014 года № 46- ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым», органы местного самоуправления муниципальных образований наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Предоставление жилья детям-сиротам осуществляется по спискам, указанные граждане не входят в общую очередь лиц, нуждающихся в жилом помещении и лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья.

Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в рамках реализации которого принят Закон Республики Крым от 18.12.2014 № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым», на Администрацию города Красноперекопска Республики Крым, как орган местного самоуправления, возложена обязанность, и она наделена полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроколь А.С. включена в список детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Действующее законодательство не ставит исполнение возложенных на администрацию законодательством Российской Федерации, а также Законом Республики Крым от 18.12.2014 № 46-ЗРК/2014 обязанностей в зависимость от наличия у муниципального образования финансовых средств.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

о п р е д е л и л а:

решение Красноперекопского райнного суда Республики Крым от 30 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Красноперекопска Республики Крым без удовлетворения.

Судьи:

33-7110/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Синани Александр Михайлович
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
23.08.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее