Дело №2-1044/2023
УИД 86RS0005-01-2023-001006-16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2023 года г. Сургут
Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Тюленева В.В., при секретаре Карташовой С.Н., с участием представителя истца Борниковой Н.Б., представителя ответчика ФИО3, представителя третьего лица ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сургутского района, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к администрации сельского поселения Тундрино Сургутского района о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сургутского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации с.п.Тундрино о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района на постоянной основе осуществляется надзор за соблюдением законодательства об обеспечении пожарной безопасности в лесах. В ходе проверки деятельности администрации с.п.Тундрино выявлены нарушения, выразившиеся в несоблюдении правил противопожарного режима.
При проверке деятельности администрации с.п. Тундрино в части соблюдения требований пожарной безопасности при подготовке к пожароопасному периоду установлено, что в нарушение требований ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 6, 62, 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, п.п. 4.1, 4.2, 5 5.2, таблицы 1, таблицы 2, п.п. 8.9, 10.4 СП 8.13130.2020 «Свод прав Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», п.п. 2.11, 2.12, таблицы 6, п. 9.30 СНиП 2.04.02-84* «Строительные нормы и правила. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» органом местного самоуправления не созданы для целей пожаротушения источники наружно противопожарного водоснабжения. Так, территория населенного пункта Тундрино Сургутского района не имеет источников противопожарного водоснабжения для тушения пожаров в радиусе 200 метров для объектов жилого фонда, расположенных по <адрес>.
Кроме того, органом местного самоуправления не созданы условия забора воды из источников наружного противопожарного водоснабжения территории с. Тундрино: не предусмотрены подъезды с площадками с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды, размерами менее 12x12 метров для источников наружного противопожарного водоснабжения (ПВ 1, ПВ 2, ПВ 3), расположенных на <адрес>.
Прокуратурой района внесено представление главе поселения однако, мер, направленных на устранение в полном объеме выявленных нарушений, муниципалитетом не принято.
Наличие выявленных нарушений свидетельствуют о том, что администрацией с.п. Тундрино не выполняются мероприятия, исключающие возможность переброса огня при пожарах на, здания и сооружения, дальнейшего тушения, тем самым не исполняются в полном объеме полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования, в связи с чем велика вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе вследствие распространения пожаров на территории населенного пункта муниципального образования, увеличения времени ликвидации пожаров, причинения вреда жизни, здоровью людей, а также причинения материального ущерба вследствие уничтожения и (или) повреждения их имущества в случае возникновения пожаров.
Указание на отсутствие в бюджете поселения достаточных средств, которые фактически не позволяет ему исполнить вышеназванные требования законодательства о пожарной безопасности, не основаны на законе, поскольку ни названными выше правовыми источниками, ни какими-либо иными нормами действующего законодательства не предусмотрена возможность неисполнения либо ненадлежащего исполнения требований закона при отсутствии на это финансовых возможностей, как и не предусмотрено, что вышеназванные права и интересы населения в области пожарной безопасности и в области охраны окружающей среды могут быть обусловлены наличием достаточных средств у органа местного самоуправления.
В данном случае прокурора Сургутского района обращается в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в целях обеспечения пожарной безопасности на территории муниципального образования и просит обязать администрацию с.п Тундрино устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: создать для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров в радиусе 200 метров от объектов жилого фонда, расположенных на <адрес>, создать условия для забора воды из источников наружного противопожарного водоснабжения на территории с.Тундрино, предусмотрев подъезды с площадками с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды, размерами не менее 12х12 метров для источников наружного противопожарного водоснабжения (ПВ1, ПВ 2, ПВ3), расположенных на <адрес>.
Представитель истца Борникова Н.Б. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настояла.
Представитель ответчика администрации сельского поселения Тундрино Сургутского района ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по ХМАО-Югре ФИО5 в судебном заседании считал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Выслушав стороны, представителя третьего лица, изучив и проанализировав материалы дела, суд пришел к следующему.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района при проверке деятельности администрации с.п. Тундрино в части соблюдения требований пожарной безопасности при подготовке к пожароопасному периоду установлено, что органом местного самоуправления не созданы для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения. Территория населенного пункта Тундрино Сургутского района не имеет источников противопожарного водоснабжения для тушения пожаров в радиусе 200 метров для объектов жилого фонда, расположенных по <адрес>.
Кроме того, органом местного самоуправления не созданы условия забора воды из источников наружного противопожарного водоснабжения территории с. Тундрино: не предусмотрены подъезды с площадками с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды, размерами менее 12x12 метров для источников наружного противопожарного водоснабжения (ПВ 1, ПВ 2, ПВ 3), расположенных на <адрес>.
Прокуратурой района внесено представление главе поселения, однако мер, направленных на устранение в полном объеме выявленных нарушений, муниципалитетом не принято.
Данные обстоятельства подтверждаются: актами проверки №, №, информационным письмом ГУ МЧС России по ХМАО-Югре, решением о поведении проверки, требованием, представлением о нарушении закона, информационным письмом администрации с.п.Тундрино, постановлениями администрации с.п.Тундрино, постановлением № о назначении административного наказания, пояснениями лиц участвующих в деле.
Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды обеспечения экологической безопасности.
В соответствии с ч. 5 ст. 2 Федерального закона №7-ФЗ отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения, восстановления, регулируется международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ в состав земель Российской Федерации входят земли лесного фонда.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ определен перечень обязанностей собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственника земельных участков, по использованию земельных участков, к которым, среди прочих, относится обязанность осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
Согласно ст.ст. 51, 84 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, обязанность по организации осуществления мер пожарной безопасности возложена законодателем, в том числе, и на органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнес обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Частью 4 ст. 6, ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что первичная пожарная безопасность сельских поселений обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности органонами местного самоуправления и включает в себя:
реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально- технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Комплекс вышеприведенных мероприятий необходимо проводить в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери.
В соответствии со ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары. Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров.
Согласно ст. 68 этого же Федерального закона территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Администрацией с.п.Тундрино не выполняются мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности границах населенных пунктов муниципального образования, в связи с чем велика вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе вследствие распространения пожаров на территории населенного пункта муниципального образования, увеличения времени ликвидации пожаров, причинения вреда жизни, здоровью людей, а также причинения материального ущерба вследствие уничтожения и (или) повреждения их имущества в случае возникновения пожаров.
Указание на отсутствие в бюджете поселения достаточных средств, которые фактически не позволяет исполнить вышеназванные требования законодательства о пожарной безопасности, не основаны на законе, поскольку ни названными выше правовыми источниками, ни какими-либо иными нормами действующего законодательства не предусмотрена возможность неисполнения либо ненадлежащего исполнения требований закона при отсутствии на это финансовых возможностей, как и не предусмотрено, что вышеназванные права и интересы населения в области пожарной безопасности и в области охраны окружающей среды могут быть обусловлены наличием достаточных средств у органа местного самоуправления.
Принимая во внимание изложенное, суд считает необходимым исковые требования прокурора Сургутского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации с.п. Тундрино о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░:
- ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 200 ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>
- ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 12░12 ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░ 1, ░░ 2, ░░ 3), ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░.░.