Дело № 2 – 2398/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 октября 2021 года г. Белорецк, РБ
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Бондаренко С.В.,
при секретаре Шариповой Э.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 2398/2021 по исковому заявлению Иванкова С. И. к ГУ – Отделение пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан о признании права на досрочную пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Иванков С.И. обратился в суд с иском кГУ – Отделение пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан о признании права на досрочную пенсию.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» имеет право на получение досрочной трудовой пенсии с сокращением пенсионного возраста. ... в связи с наступлением необходимого возраста (... ему исполнилось ... лет), он обратился в УПФ с заявлением назначении досрочной страховой пенсии. Однако, ответчик, своим Решением №... от ... в назначении ему пенсии отказал по причине отсутствия необходимого льготного стажа, который, по мнению пенсионного фонда, составил всего -1 год 10 месяцев 10 дней. При этом, ответчик не засчитал в специальный льготный стаж периоды его работы с ... по ... и с ... по ..., а всего ... в качестве ... прокатного цеха .... Считает решение ответчика об отказе в назначения пенсии необоснованным, т.к. Правительство РФ приняло постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", п. "б" ст. 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда может применяться - Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до .... С ... по ... (2 месяца 11 дней) он работал в качестве ... ... горно-металлургического комбината. Затем проходил срочную службу (3 года) в Морфлоте. После демобилизации, а именно с ... по ... (8 лет 5 месяцев 11 дней) работал там же в качестве .... Факт работы подтверждается записями №... трудовой книжки; архивными справками о заработной плате за те годы; архивными справками о сроках работы; льготными справками и производственными характеристиками того времени. Так, из производственной характеристики от ... следует, что он работал слесарем на стане горячей прокатки. Из справки уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе выданной работодателем (ныне АО «ЗОЦМ) в адрес Пенсионного фонда, №... от ... следует, что он в период с ... по ... работал в прокатном производстве металлургического производства (цветные металлы) в качестве ..., и что данная профессия дает основания для льготного исчисления стажа по Списку № 2 (раздел VIII подраздела № 19 позиция 2092300а-18559) утвержденного Постановлением СМ СССР от 26.01.1991 года № 10. Из справки уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе выданной работодателем (ныне АО «ЗОЦМ) в адрес пенсионного фонда, №... от ... следует, что он в период с ... по ... работал в прокатном производстве металлургического производства (цветные металлы) в качестве ..., и что данная профессия дает основания на льготного исчисления стажа по Списку № 2 (раздел VIII подраздела № 19 позиция 2092300а-18559) утвержденного Постановлением СМ СССР от 26.01.1991 года № 10. Раздел VIII («Металлургическое производство (цветные металлы) подраздел № 19 (Обработка и переработка цветных и драгоценных металлов) позиция 2092300а-18559 Списка № 2 утвержденного Постановлением СМ СССР от 26.01.1991г. № 10, содержит, в качестве льготных, профессию: «Слесари- ремонтники». Ранее действующий Список N 2 «производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, в разделе IX - Металлургическое производство (цветные металлы) подраздел 23 (Обработка и переработка цветных и драгоценных металлов), в качестве льготной, также предусматривал профессию -«Слесари ремонтные и дежурные». При включении в специальный стаж ранее указанных периодов («слесарь-ремонтник» в льготный стаж подлежи включению и период Службу в вооруженных силах СССР по призыву (с ... по ..., что составляет 3 года 1 месяц 21 день). Службу он проходил в период действия «Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» утвержденного Постановлением СМ СССР от 03.08.1972г. № 590. Его льготный стаж до 1992 года без Армии составляет - 7 лет, что в 2 раза больше периода службы. При включении спорных периодов в льготный стаж, он на день обращения з УПФ составит 13 лет 7 месяцев 13 дней, что было достаточно даже для выхода на пенсию с 55 лет. Просит Решение УПФ РФ в Белорецком районе и г. Белорецк №... от ... «Об отказе в установлении пенсии» признать необоснованным. Обязать ответчика зачесть в специальный стаж необходимый для назначения страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста: периоды работы в качестве ...) с ... по ... и с ... по ...; период Службу в вооруженных силах СССР по призыву с ... по ... и назначить ему страховую пенсию по старости по подпункту 2 п.1. О ФЗ «О страховых пенсиях» со дня обращения в УПФ, т.е. с ....
Истец Иванков С.И. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования полностью поддерживает.
Представитель ответчикаГУ – Отделение пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В представленном возражении на иск указывает, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в Российской Федерации, при наличии у них страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории государств – участников СНГ, к числу которых относится Республика Казахстан, осуществляется с применением Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года. Пунктом 2 ст.6 Соглашения предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государств, являющихся участниками Соглашения, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения. При этом пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они находятся. Для определения права на досрочную страховую пенсию с учетом периодов работы на территориях государств-участников международных соглашений обязательно наличие в них схожих с пенсионным законодательством РФ условий досрочного пенсионного обеспечения и наличия даты отмены досрочных пенсий. При этом необходимо учитывать, что при досрочном назначении страховой пенсии в соответствии со ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ документально подтверждается наличие в государстве-участнике международных соглашений схожих с пенсионным законодательством РФ условий досрочного пенсионного обеспечения и дата отмены института досрочных пенсий. В этой связи в целях определения права на досрочную пенсию с учетом периодов работы в государствах-участниках международных соглашений необходимо: соотнести выполняемую на территории государства-участника международных соглашений работу с условиями (критериями). Установленными законодательством РФ для досрочных пенсий, и подтвердить документально периоды этой работы путем направления соответствующих запросов в компетентные органы государств; подтверждение компетентными органами включения периодов работы в стаж, дающий право на досрочную пенсию, по законодательству иностранного государства. Согласно записям в трудовой книжке истец в период с ... по ..., с ... по ... работал в качестве слесаря по ремонту прокатного цеха №7 завода обработки цветных металлов Балхашского ордена Ленина горно-металлургического комбината в Республике Казахстан. Поскольку на момент вынесения решения об отказе в установлении пенсии отсутствовало подтверждение компетентным органом Республики Казахстан, что приобретенный стаж подлежал включению в стаж дающий право на досрочную страховую пенсию по старости на территории Республики Казахстан, то у органов ПФР не было оснований установления пенсии. Просит в удовлетворении исковых требований Иванкову С.И. отказать, рассмотреть дело без их участия.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправии сторон.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Конституция Российской Федерации (далее Конституция РФ) в соответствии с целями социального государства (статья 7 часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 года № 8-П и Определение от 05.11.2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона N 400-ФЗ Правительством РФ принято Постановление N 665.
В соответствии с подп. "б" п. 1 Постановления N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее Список N 2 от 1991 г.);
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее Список N 2 от 1956 г.).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ... Иванков С.И., ... года рождения, обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Белорецком районе и г.Белорецк РБ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Белорецком районе и г.Белорецк РБ №... от ... в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Белорецком районе и г.Белорецк РБ реорганизовано путем слияния с ГУ Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан ....
Как следует из указанного решения, Управлением Пенсионного фонда РФ в Белорецком районе и г.Белорецк РБ проверялось наличие у истца права на досрочное назначение пенсии по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ. Пенсионным органом зачтен специальный стаж по Списку N 2 общей продолжительностью 1 год 10 месяцев 10 дней, указано, что у истца отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ не менее 10 лет.
В том числе пенсионным органом не зачтен в специальный льготный стаж периоды его работы с ... по ... и с ... по ..., а всего ... дней в качестве ..., мотивировав тем, что работодателем не подтверждена постоянная занятость заявителя в течение полного рабочего дня на выполнении работ, предусмотренных Списком №....
Из трудовой книжки истца следует, что спорный период работы истца в качестве ... имел место в период действия Списка N 2 от 1956 г.
Согласно п. 3 Постановления N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Правила N 516).
В силу п. 4 Правил N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п. 5 разъяснений Министерства труда РФ от 22.05.1996 N 29 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Таким образом, исходя из приведенных выше нормативных положений, спорный период работы истца в качестве слесаря ... мог быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, при доказанности факта полной занятости истца на работах, в должностях или профессии, предусмотренных Списком N 2 от 1991 г. либо Списком N 2 от 1956 г.
Названные обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела и ответчиком не опровергнуты.
Так, Список N 2 от 1956 г. раздел VIII («Металлургическое производство (цветные металлы) подраздел № 19 (Обработка и переработка цветных и драгоценных металлов) позиция 2092300а-18559), утвержденный Постановлением СМ СССР от 26.01.1991 года № 10, содержит, в качестве льготных, профессию: «Слесари-ремонтники».
Ранее действующий Список N 2 «производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, в разделе IX - Металлургическое производство (цветные металлы) подраздел 23 (Обработка и переработка цветных и драгоценных металлов), в качестве льготной, также предусматривал профессию-«Слесари ремонтные и дежурные».
Достоверность сведений в трудовой книжке истца подтверждается справками АО «ЗОЦМ» г. Балкаш Карагандинской области Республики Казахстан №... от ..., №... от ..., уточняющими особый характер работы и условия труд истца, архивной справкой о переименовании Балхашского (...) горно-металлургического комбината, справками АО «ЗОЦМ» ... Республики Казахстан №... от ..., №... от ...,№... от ... об исчислении заработка, учитываемого при исчислении пенсии, архивными справками филиала ТОО «Корпорация Казахмыс» - производственное объединение «Балхашцветмет» №... от ..., №... от ....
В том числе из справки уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе выданной работодателем (ныне АО «ЗОЦМ) в адрес Пенсионного фонда, №... от ... следует, что Иванков С.И. в период с ... по ... работал в прокатном производстве металлургического производства (цветные металлы) в качестве слесаря-ремонтника, и что данная профессия дает основания для льготного исчисления стажа по Списку № 2 (раздел VIII подраздела № 19 позиция 2092300а-18559) утвержденного Постановлением СМ СССР от 26.01.1991 года № 10.
Из справки уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе выданной работодателем (ныне АО «ЗОЦМ) в адрес пенсионного фонда, №... от ... следует, что Иванков С.И. в период с ... по ... работал в прокатном производстве металлургического производства (цветные металлы) в качестве слесаря- ремонтника, и что данная профессия дает основания на льготного исчисления стажа по Списку № 2 (раздел VIII подраздела № 19 позиция 2092300а-18559) утвержденного Постановлением СМ СССР от 26.01.1991 года № 10.
Указанные справки, уточняющие особый характер работы и условия труд истца, архивная справка о переименовании, справки об исчислении заработка, учитываемого при исчислении пенсии составлены на русском языке, подписаны уполномоченными лицами, заверены печатями организации, содержат необходимые реквизиты (номер, дату), справка содержит указание на основания ее выдачи, в полной мере соответствуют положениям п. 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 N 258н, согласно которому в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, справки АО «ЗОЦМ» ... Республики Казахстан №... от ..., №... от ..., архивная справка о переименовании Балхашского (...) горно-металлургического комбината, справки АО «ЗОЦМ» ... Республики Казахстан №... от ..., №... от ...,№... от ..., архивные справки филиала ТОО «Корпорация Казахмыс» - производственное объединение «Балхашцветмет» №... от ..., №... от ... подтверждают факт занятости истца в особых условиях труда, дающих право на досрочное назначение пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 400-ФЗ, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Таким международным договором является заключенное 13.03.1992 государствами - участниками СНГ Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", статьей 1 которого предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Данный документ подписан государствами - участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией, Республикой Казахстан.
Частью 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Пунктом 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ N 99-р от 22.06.2004 "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств - республик бывшего СССР" предусмотрено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, поскольку факт постоянной и полной занятости истца в спорный период работы слесаря по ремонту металлургического оборудования и слесаря-ремонтника прокатного цеха Балхашского (Республика Казахстан) горно-металлургического комбината (как слесаря-ремонтника), предусмотренных Списком N 2 разделом VIII («Металлургическое производство (цветные металлы) подраздел № 19 (Обработка и переработка цветных и драгоценных металлов) позиция 2092300а-18559), достоверно подтвержден совокупностью надлежащих и достаточных доказательств, оснований для отказа в удовлетворении иска Иванкова С.И. об обязании ответчика включить данный спорный период в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, не имеется.
Доводы стороны ответчика о том, что указанный период не подлежат зачету в страховой стаж, суд находит не состоятельными, поскольку ни законодательством Российской Федерации, ни Соглашением от 13 марта 1992 г. не предусмотрена обязательность дополнительного подтверждения (легализации) архивных документов каким-либо органом, в соответствии с Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99-р справкой компетентного органа подтверждается лишь уплата страховых взносов за период работы с 1 января 2002 г.
Кроме того, согласно положению Соглашения от 13.03.1992 г., пенсия истцу должна быть назначена по законодательству государства, на территории которой он в настоящее время проживает, то есть Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд находит подлежащими удовлетворению требования истца в части обязания ответчика зачесть в специальный стаж необходимый для назначения страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста: периоды работы в качестве ...) с ... по ... и с ... по ....
Относительно включения в специальный стаж истца периода Службы в вооруженных силах СССР по призыву с ... по ... суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что службу в Вооруженных Силах СССР по призыву Иванков С.И. проходил в период действия «Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденного Постановлением СМ СССР от 03.08.1972 года № 590.
Абзацем 14 пункта 109 названного Положения было предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16), период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивается по выбору обратившегося либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Из приведенного выше правового регулирования, а также позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации следует, что федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Статьей 3 Закона СССР от 12 октября 1967 года "О всеобщей воинской обязанности", действовавшего в период прохождения службы по призыву истца и утратившего силу с 01 марта 1993 года, было установлено, что все мужчины - граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР.
Перед призывом в Армию Иванков С.И. работал в качестве слесаря по ремонту металлургического и цементного оборудования Балхашского (...) горно-металлургического комбината (... по ... (2 месяца 11 дней)), а после демобилизации также (а именно с ... по ... (8 лет 5 месяцев 11 дней)) работал там же в качестве слесаря по ремонту металлургического оборудования и слесаря-ремонтника прокатного цеха.
Следовательно, учитывая, что служба в Армии истца следует непосредственно за льготным периодом, она (служба) приравнивается к работе, которая предшествовала данному периоду, и следовала после службы в Армии, т.е. к работам по Списку № 2.
При этом зачету подлежит весь период службы, а не его часть.
Из буквального толкования абз. 5 п. 109 Положения следует, что воля законодателя направлена на недопустимость превышения приравниваемых периодов работы или другой деятельности, над имеющимся стажем работы в особых условиях труда, исчисленным на дату обращения за назначением пенсии.
При этом днем начала срочной службы согласно законодательству, считается день призыва, дата которого отмечается в военном билете, а днем окончания службы – дата приказа о демобилизации.
Из военного билета НС №..., выданного Иванкову С.И., и справки военного комиссариата г. Белорецк и Межгорье, Белорецкого и Бурзянского районов РБ №... от ... следует, что истец был призван на срочную службу Белорецким районным военным комиссариатом БАССР ... и демобилизован .... Таким образом, общий срок срочной службы истца составил 3 года 1 месяц 21 день.
При этом, льготный стаж истца до 1992 года без Армии составляет - 7 лет, что в 2 раза больше периода службы.
Таким образом, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о включении в специальный стаж по Списку №... период Службу в вооруженных силах СССР по призыву с ... по ....
При включении спорных периодов в льготный стаж, последний на день обращения истца в УПФ составит 13 лет 7 месяцев 13 дней.
Из паспорта серии №..., выданного ... отделом УФМС России по РБ в г.Белорецк, следует, что ... Иванкову С.И. исполнилось ... лет, т.е. на день обращения истца в УПФ (... год) у Иванкова С.И. имелись достаточные основания для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Иванкова С. И. к ГУ – Отделение пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан о признании права на досрочную пенсию – удовлетворить.
Решение УПФ РФ в Белорецком районе и г. Белорецк №... от ... «Об отказе в установлении пенсии» признать необоснованным.
Обязать Государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан зачесть в специальный стаж Иванкова С. И., необходимый для назначения страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста:
- периоды работы в качестве слесаря по ремонту металлургического оборудования и слесаря-ремонтника прокатного цеха Балхашского (...) горно-металлургического комбината (как слесаря-ремонтника) с ... по ... и с ... по ...;
- период Службу в вооруженных силах СССР по призыву с ... по ....
Обязать Государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан назначить Иванкову С. И. страховую пенсию по старости по подпункту 2 пункта 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» со дня обращения в УПФ, т.е. с ....
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан.
Решение в окончательной форме изготовлено ....
Председательствующий судья: С.В. Бондаренко