Решение по делу № 2-1-140/2020 от 22.04.2020

Дело №2-1-140/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 мая 2020 года пгт. Кромы

Кромской районный суд Орловской области в составе

председательствующего судьи Дятлова М.В.,

при секретаре Рожковской Я.А.,

с участием помощника прокурора Кромского района Орловской области ФИО4,

представителей ответчика администрации Кромского района Орловской области ФИО5, ФИО6,

представителей ответчика администрации Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области ФИО7, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Орловского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области и администрации Кромского района Орловской области о возложении обязанности по финансированию, созданию и содержанию площадок накопления твердых коммунальных отходов,

УСТАНОВИЛ:

Орловский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области и администрации Кромского района Орловской области о возложении обязанности по финансированию, созданию и содержанию площадок накопления твердых коммунальных отходов, указав в обоснование исковых требований, что в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства об обращении с отходами производства и потребления Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, размещение твердых коммунальных отходов, образующихся у граждан, проживающих на территории Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области, надлежащим образом не осуществляются, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов отсутствуют.

В силу п.п. 2,3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том чсиле создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

В силу п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов отнесено к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Администрацией Кромского района Орловской области с администрацией Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области ДД.ММ.ГГГГ. заключено соглашение о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения, отнесенных к компетенции Кромского района Орловской области на ДД.ММ.ГГГГ годы, в том числе вопросов местного значения по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области.

Согласно п. 3.2.1 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. администрация Кромского района Орловской области является Главным распорядителем средств, утвержденных ведомственной структурой расходов районного бюджета, уполномоченным на перечисление межбюджетных трансфертов, передает бюджету Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области межбюджетные трансферты на реализацию части полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящего соглашения из бюджета Кромского района Орловской области в сумме согласно приложению к настоящему соглашению.

Согласно информации администрации Кромского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ., а также информации администрации Шаховского сельского поселения от 20.03.2020г. на территории поселения имеются только три контейнерные площадки в двух населенных пунктах муниципального образования, расположенные по адресу: <адрес>, а также: <адрес>. Указанные площадки внесены в реестр контейнерных площадок Кромского района Орловской области, представленный администрацией Кромского района в приложении к письму от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, на территории 12 населенных пунктов <адрес> <адрес> места (площадки) накопления ТКО отсутствуют.

Просил суд обязать администрацию Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области в соответствии с требованиями п. 2.2.2, 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88, п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, исходя из численности населения, проживающего на территории муниципального образования, и обеспечить их содержание в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Кромского района Орловской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование переданных администрации Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области полномочий по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области.

В судебном заседании помощник прокурора Кромского района Орловской области ФИО4 исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенном в исковом заявлении и просила их удовлетворить.

Представители ответчика - администрации Кромского района Орловской области ФИО5 ФИО6 не возражали против удовлетворения исковых требований.

Представители ответчика - администрации Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области ФИО7 и ФИО3 не возражали против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица – Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области ФИО8, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.

Представители третьих лиц - Управления Роспотребнадзора по <адрес> и Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща», извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в частности, размещение отходов производства и потребления.

Согласно ч. 1 ст. 51 указанного Федерального закона отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В соответствии со статьей 22 названного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).

В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В силу ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

Администрацией Кромского района Орловской области с администрацией Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области ДД.ММ.ГГГГ. заключено соглашение о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения, отнесенных к компетенции Кромского района Орловской области на ДД.ММ.ГГГГ годы, в том числе вопросов местного значения по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области.

Согласно п. 3.2.1 соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. администрация Кромского района Орловской области является Главным распорядителем средств, утвержденных ведомственной структурой расходов районного бюджета, уполномоченным на перечисление межбюджетных трансфертов, передает бюджету Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области межбюджетные трансферты на реализацию части полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящего соглашения из бюджета Кромского района Орловской области в сумме согласно приложению к настоящему соглашению.

В соответствии с п. 3.3.1 соглашения от 28.12.2018г. администрация Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области имеет право на финансовое обеспечение части полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящего Соглашения, за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из районного бюджета.

Согласно п. 3.4.1 соглашения от 28.12.2018г. администрация Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области обязана осуществлять переданную часть полномочий, предусмотренных пунктом 2 настоящего Соглашения, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В силу п. 4.1 соглашения, исполнение части полномочий, указанных в пункте 2 соглашения, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых ежегодно из ьбюджета Кромского района в бюджет Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области.

В соответствии со ст. 21 ФЗ от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 13.4 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям «Санитарных правил содержания территорий населенных мест».

Согласно п. 1.2 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

Согласно п. 2.1.4 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования.

Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Настоящие Правила определяют порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.

Согласно п. 3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, определено, что складирование отходов (крупногабаритных и твердых коммунальных) осуществляется в бункерах и контейнерах.

Допускается приобретение контейнеров и бункеров непосредственно региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. Выше указанное следует из положений Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484.

Так, Основами предусмотрено, что расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.

Таким образом, региональный оператор вправе приобрести контейнеры и бункеры, в случае если при тарифном регулировании в необходимой валовой выручке регионального оператора учтены данные расходы.

Однако, следует иметь в виду, что Основы определяют систему, принципы и методы регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, критерии их применения и не могут устанавливать обязательные требования для регионального оператора в части обязанности приобретения контейнеров и бункеров для ТКО.

Суд учитывает, что Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» не предусматривают включение соответствующей статьи затрат при расчете единого предельного тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО на территории Орловской области.

Следовательно, участие органов местного самоуправление в деятельности по накоплению ТКО, в том числе заключается и в приобретении органами местного самоуправления контейнеров и бункеров для установки в местах (площадках) накопления ТКО.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64 (ред. от 27.12.2010) утверждены «СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», в соответствии с которыми контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно (пункт 8.2.4). Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м (пункт 8.2.5).

Согласно информации администрации Кромского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ., а также информации администрации Шаховского сельского поселения от 20.03.2020г. на территории поселения имеются три контейнерные площадки в двух населенных пунктах муниципального образования, расположенные по адресу: <адрес> также: <адрес>. Указанные площадки внесены в реестр контейнерных площадок Кромского района Орловской области, представленный администрацией Кромского района в приложении к письму от ДД.ММ.ГГГГ. На территории 12 населенных пунктов <адрес>) места (площадки) накопления ТКО отсутствуют.

Данные обстоятельства ответчиками не оспариваются.

Основной моделью накопления ТКО является накопление отходов в контейнерах, расположенных на оборудованных контейнерных площадках, что обеспечивает снижение расходов на накопление и вывоз отходов. В соответствии с требованиями п. 2.2.11 СанПин 42-128-4690-88 запрещается применение «поквартирной» системы удаления твердых бытовых отходов, применение указанной системы возможно в виде исключения.

Вместе с тем, организация контейнерных площадок не исключат возможности использовать другие модели накопления твердых коммунальных отходов при наличии экономической целесообразности.

При таких обстоятельствах, требования прокурора суд признает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. В связи с чем следует:

- обязать администрацию Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области в соответствии с требованиями п.п. 2.2.2, 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88, п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, исходя из численности населения, проживающего на территории муниципального образования, и обеспечить их содержание в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;

- обязать администрацию Кромского района Орловской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование переданных администрации Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области полномочий по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области.

Устанавливая срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено, в соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд учитывает возможности ответчиков по его исполнению. Степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства, в настоящем судебном заседании ответчиками не доказаны и представлены, что не лишает их возможности обратиться в суд, рассмотревший дело, с заявлением отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения, исходя из имущественного положения или других обстоятельств.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Орловского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области в соответствии с требованиями п.п. 2.2.2, 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88, п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, исходя из численности населения, проживающего на территории муниципального образования, и обеспечить их содержание в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Кромского района Орловской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование переданных администрации Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области полномочий по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Шаховского сельского поселения Кромского района Орловской области.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Кромской районный суд Орловской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 19 мая 2020 года.

Председательствующий М.В. Дятлов

2-1-140/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Орловский природоохранный межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация Шаховского с\п
Администрация Кромского района Орловской области
Другие
Управление Роспотребнадзора по орловской области
ООО «Управляющая компания «Зеленая Роща»
Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области
Суд
Кромской районный суд Орловской области
Судья
Дятлов Максим Васильевич
Дело на сайте суда
kromskoy.orl.sudrf.ru
22.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.04.2020Передача материалов судье
27.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2020Судебное заседание
15.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее