Дело № 2а-1362/2021
УИД: 76RS0015-01-2021-001764-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 августа 2021 года |
г. Ярославль |
Ленинский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Соколовой Н.А.,
при секретаре Повалихиной Н.К.,
с участием:
представителя административного истца Гибай А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Ярославля к Федотовой Анне Владимировне о взыскании обязательных платежей,
установил:
ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля обратилась в суд с иском к Федотовой А.В. о взыскании задолженности по налогу имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах городских округов пени за период с 03 декабря 2019 года по 07 июля 2020 года в размере 21 рубля 19 копеек; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года): пени за 2018 год в размере 804 рублей 93 копеек; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до января 2017 года: налог за 2018 год в размере 5 261 рубля 34 копеек, пени 4 645 рублей 58 копеек; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года: пени за 2018 год в размере 157 рублей 16 копеек, всего на общую сумму 10 890 рублей 20 копеек.
В обоснование исковых требований указано, что Федотова А.В. состоит на налоговом учете в инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Ярославля, в качестве налогоплательщика, до 11 апреля 2019 года состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя. Налогоплательщику были направлены требования об уплате налогов, сборов, пеней, но в установленный срок налог, пени уплачены не были, за налогоплательщиком, по-прежнему, числится указанная задолженность. Срок для взыскания задолженности пропущен налоговым органом пропущен, просили восстановить срок на подачу административного искового заявления о взыскании задолженности, так как по прекращения Федотовой А.В. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя налоговый орган не вправе применять мероприятия по взысканию задолженности в рамках бесспорного взыскания.
Представитель административного истца Гибай А.А. в суде доводы административного иска поддержала.
Административный ответчик Федотова А.В. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещалась надлежащим образом.
Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу, что административный иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Пунктом 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу ст.45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
В силу п. 2 ст.44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с ч. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Исходя из ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
По делу установлено, что административный ответчик Федотова А.В., ИНН №, состоит на налоговом учете в ИФНС России по Ленинскому району г. Ярославля, за ним числится задолженность по налогу имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенных в границах городских округов пени за период с 03 декабря 2019 года по 07 июля 2020 года в размере 21 рубля 19 копеек; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года): пени за 2018 год в размере 804 рублей 93 копеек; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до января 2017 года: налог за 2018 год в размере 5 261 рубля 34 копеек, пени 4 645 рублей 58 копеек; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды начиная с 01 января 2017 года: пени за 2018 год в размере 157 рублей 16 копеек.
Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п. 2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
По п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что срок для добровольного исполнения требования № от 09 января 2017 года истек 01 апреля 2017 года, № от 19 декабря 2017 года истек 16 января 2018 года, № от 15 февраля 2018 года истек 12 марта 2018 года, № от 12 апреля 2018 года истек 04 мая 2018 года, требования № от 22 мая 2018 года истек 09 июня 2018 года, требования № истек 04 июля 2018 года, требования № от 29 октября 2020 года истек 10 ноября 2020 года.
Требование № от 29 октября 2020 года заявлено относительно общей задолженности в размере 86 271 рубля 93 копеек, в том числе по налогам - 67 845 рублей 19 копеек, а в самой таблице указаны страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до января 2017 года в размере 5 261 рубля 34 копеек.
Таким образом, срок обращения в суд налоговым органом пропущен.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, указав, что административный ответчик прекратила свою деятельность в качестве ИП 11 апреля 2019 года, с момента утраты налогоплательщиком статуса индивидуального предпринимателя к нему не могут быть применены мероприятия по взысканию задолженности в бесспорном порядке, предусмотренные ст.ст. 46 и 47 НК РФ. Подпунктом 3 п. 2 ст. 45 НК РФ устанавливает судебный порядок взыскания задолженности с налогоплательщика – физического лица, прекратившего свою деятельность в качестве ИП, при этом специальный срок давности взыскания таких недоимок и пени законодательством не предусмотрено.
Абзацем 4 п. 2 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 8 февраля 2007 года №381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В связи с тем, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может и несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления, установленный факт несоблюдения налоговым органом установленного законом шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу и задолженности по пеням со дня истечения срока, установленного для исполнения требования об уплате налога и пеней, является основанием для вынесения на обсуждение обстоятельств, связанных с причинами пропуска этого срока и основаниями для его восстановления.
Рассматривая ходатайство о восстановлении срока, суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2006 года N 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия; вопрос о восстановлении пропущенного срока разрешается судом после возбуждения дела, в судебном заседании, на основании исследования и оценки обстоятельств, в связи с которыми срок пропущен, при наличии волеизъявления заявителя, выраженного в ходатайстве о восстановлении срока. Признание причин пропуска срока уважительными, относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего данный вопрос, и ставится законом в зависимость от его усмотрения.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что заявление налоговой инспекции о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о взыскании с административного ответчика задолженности не подлежит удовлетворению, поскольку указанные налоговым органом причины пропуска для обращения в суд нельзя признать уважительными, у налоговым органом было достаточно времени для принятия мер по взысканию задолженности, Федотовой А.В. была прекращена деятельность в качестве ИП 11 апреля 2019 года, а в суд с иском обратились только 18 июня 2021 года.
Таким образом, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 289 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░