Судебный акт #1 (Решения) по делу № 16-2663/2024 от 29.03.2024

                                                                            №16-2663/2024

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    город Краснодар     31 мая 2024 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу государственного инспектора Севастопольского территориального отдела Крымского управления Ростехнадзора ФИО3 на вступившее в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 18 октября 2023 года, вынесенное в отношении публичного акционерного общества «Севастопольгаз» (далее - ПАО «Севастопольгаз», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 18 октября 2023 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ПАО «Севастопольгаз» прекращено на основании пункта 9 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, направившее дело на рассмотрение в суд, просит отменить состоявшийся по настоящему делу об административном правонарушении в отношении общества судебный акт, считая его незаконным, дело направить на новое рассмотрение.

Законный представитель ПАО «Севастопольгаз», извещенный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом жалобы на указанное выше постановление, представил возражения, в которых просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения в отношении ПАО «Севастопольгаз» производства по делу) установлена ответственность за грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Основанием для возбуждения в отношении ПАО «Севастопольгаз» дела об административном правонарушении, предусмотренном названной выше нормой, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства того, что 14 августа 2023 года должностным лицом управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г.Севастополю (Крымского управления Ростехнадзора) по результатам выездной проверки ПАО «Севастопольгаз», расположенного по адресу: <адрес>, выявлены нарушения действующего законодательства в области промышленной безопасности и лицензионных требований федерального законодательства при эксплуатации опасного производственного объекта.

Прекращая производство по делу, судья районного суда исходил из того, что, поскольку по результатам выявленных нарушений при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора) в отношении ПАО «Севастопольгаз» составлено 17 августа 2023 года два протокола об административных правонарушениях № 17/08/2023-Ю1 и № 17/08/2023-Ю2, ответственность за которые предусмотрена частью 1 и частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а постановлением судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 29 августа 2023 года ПАО «Севастопольгаз» (вступило в законную силу 11 сентября 2023 года) на основании протокола № 17/08/2023-Ю1 привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб., то несвоевременное направление составленного 17 августа 2023 года протокола № 17/08/2023-Ю2 на рассмотрение в суд (после вынесения судом резолютивной части постановления по делу №5-206/2023), лишило возможности суд рассмотреть административные дела в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 4.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что существенно нарушает права лица, привлекаемого к административной ответственности на назначение наказания в силу действующего законодательства.

Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что законодательные механизмы, действующие в сфере административной ответственности, должны соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации, ее статей 17, 19, 46 и 55, и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем, чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека в качестве высшей ценности, в том числе посредством справедливого правосудия (Постановления от 12 мая 1998 года № 14-П, от 11 мая 2005 года № 5-П, от 27 мая 2008 года № 8-П, от 16 июня 2009 года № 9-П).

В пункте 6 своего постановления от 16 июня 2009 года № 9-П Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что из положений статей 1.2 - 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что производство по делам об административных правонарушениях имеет своими целями, прежде всего, защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от правонарушений, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод. Административное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению административного судопроизводства, что и отказ от административного преследования невиновных.

Европейский Суд по правам человека в постановлении по делу «Сергей Золотухин против Российской Федерации» (Страсбург, 10 февраля 2009 года) отметил, что положения статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод должны толковаться как запрещающие преследование или предание суду за второе преступление (правонарушение), если они вытекают из идентичных фактов или фактов, которые в значительной степени являются теми же.

Учитывая изложенное и то обстоятельство, что раздельное рассмотрение дел об административных правонарушениях по соблюдению требований промышленной безопасности Российской Федерации с вынесением нескольких постановлений в отношении ПАО «Севастопольгаз» по каждому нарушению привело бы к созданию искусственной множественности дел, судьей Ленинского районного суда г. Севастополя сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований квалифицировать каждый из выявленных в рамках одной проверки эпизодов как самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и устанавливать за каждое из них административное наказание.

Кроме того, Федеральным законом от 26 марта 2022 г. № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу 6 апреля 2022 года, статья 4.4 названного Кодекса дополнена частью 6, согласно которой, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи.

На основании части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) данного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Необходимо отметить, что в части 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержится положения о том, что нарушения, выявленные в ходе одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, должны быть непременно результатом одного действия (бездействия).

Отсылка в части 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к частям 2 - 4 указанной статьи Кодекса относится к правилам назначения одного административного наказания за совершение лицом нескольких административных правонарушений, которые предусматривают назначение наказания в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание.

При этом административное наказание назначается: 1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения; 2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа; 3) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа, если одной из указанных санкций не предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа (часть 3 статьи 4.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 4 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в таком порядке могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.

Учитывая обстоятельства настоящего дела, по которому установлено и не оспаривается, что квалифицированные по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и части 3 статьи 9.1 Кодекса действия (бездействия) были выявлены в ходе одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), ПАО «Севастопольгаз» в соответствии с требованиям части 6 статьи 4.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должно было быть назначено одно административное наказание по правилам частей 2 - 4 статьи 4.4 Кодекса, а именно в пределах санкции части 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как предусматривающей наиболее строгое административное наказание и исключительно в виде административного штрафа.

Однако, направление протокола об административном правонарушении № 17/08/2023-Ю2 с другими материалами после рассмотрения дела на основании протокола № 17/08/2023-Ю1 препятствовало судье районного суда объединить материалы и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления и назначением одного административного наказания с применением положений частей 6 и 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которых в рассматриваемом случае наиболее строгое наказание приведено в санкции части 3 статьи 9.1 Кодекса.

Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.

Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

В связи с чем постановление судьи Ленинского районного суда г.Севастополя от 18 октября 2023 отменено быть не может.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ 18 ░░░░░░░ 2023 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 9.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░5 – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░                                                                 ░.░.░░░░░░░░

░░░░░░░:

░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. № 5-225/2023

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. № 16-2663/2024

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

16-2663/2024

Категория:
Административные
Статус:
оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
Ответчики
ПАО "СЕВАСТОПОЛЬГАЗ"
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции (Краснодарский край)
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее