Решение по делу № 3а-47/2022 от 10.03.2022

№ 3а-47/2022

10OS0000-01-2022-000058-87

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 апреля 2022 г. г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Макаршиной А.А., с участием прокурора Ильмаста А.Н., административного истца Ермаковой О.А., представителя административного ответчика Бурлаковой В.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ермаковой О.А. о признании не действующими решений Петрозаводского городского Совета от 11 июля 2008 г. № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» и от 11 марта 2010 г. № 26/38-771 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» в части,

у с т а н о в и л:

Ермакова О.А. оспорила в судебном порядке решение Петрозаводского городского Совета от 11 июля 2008 г. № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» в части включения материалами по обоснованию Генерального плана города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа в виде карт (основным чертежом, опорным планом, схемой инженерной подготовки территории, схемой развития транспортной инфраструктуры, картой зон охраны памятников истории и культуры) земельных участков с кадастровыми номерами и в состав территории государственного комплексного (ландшафтного) заказника регионального значения «Заозерский», отнесения их к особо охраняемым природным территориям, включения в зону запрещения нового строительства, зону коллективных садоводств, лесным участкам; решение Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 г. №26/38-771 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» в части включения картой градостроительного зонирования, картой зон с особыми условиями использования территории Петрозаводского городского округа земельных участков с кадастровыми номерами и в состав территории государственного комплексного (ландшафтного) заказника регионального значения «Заозерский», зону особо охраняемых природных территорий (зону «Ро»).

В последующем административный истец в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) изменила административные исковые требования и просила признать не действующими решение Петрозаводского городского Совета от 11 июля 2008 г. № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» в части включения материалами по обоснованию Генерального плана города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, а также картографическими материалами земельных участков с кадастровыми номерами и в Схему планируемых функциональных зон - зону запрещения нового жилищного строительства, Схему зон охраны памятников истории и культуры - зону лугов; решение Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 г. №26/38-771 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» в части включения картой градостроительного зонирования земельных участков с кадастровыми номерами и в зону особо охраняемых природных территорий (зону «Ро»).

В обоснование требований административный истец сослалась на противоречие указанных нормативных правовых актов статьям 9, 23, 30, 34, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), повлекшее установление Петрозаводским городским Советом (далее - Совет, административный ответчик) в Правилах землепользования и застройки города Петрозаводска в границах Петрозаводского городского округа (далее - Правила) и в Генеральном плане города Петрозаводска в отношении принадлежащих ей земельных участков территориальной и функциональных зон без соблюдения требований ГрК РФ и ЗК РФ, что нарушает ее права, как собственника, поскольку приводит к ограничению возможности реконструкции находящегося на них объекта капитального строительства, 1927 года постройки.

Определением судьи от 28 марта 2022 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства, Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу.

В судебном заседании административный истец поддержала измененные, уточненные и дополненные административные исковые требования по изложенным в административных исках основаниям.

Представитель Петрозаводского городского Совета возражала против удовлетворения административных исковых требований.

Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, об отложении разбирательства по делу не просили.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью 4 статьи 3 ГрК РФ установлено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

В соответствии с пунктом 20 части 1, частью 4 статьи 14, частью 1 статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения относятся к вопросам местного значения, входят в полномочия органов местного самоуправления.

Частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами, следовательно, обладает правом на обращение в суд с административным иском, в связи с чем доводы представителя административного ответчика о том, что нормативные правовые акты не нарушают прав Ермаковой О.А. судом во внимание не принимаются.

В соответствии с Уставом Петрозаводского городского округа (далее - Устав) представительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, является Петрозаводский городской Совет (статья 15 Устава).

Решением Петрозаводского городского Совета № ХХVI/ХХ-361 от 11 июля 2008 г. внесены изменения в Генеральный план города Петрозаводска, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 05 октября 1984 г. № 428 «О генеральном плане г. Петрозаводска»; Генеральный план г. Петрозаводска утвержден в новой редакции.

Решением Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 г. № 26/38-771 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» утверждены Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 г.
№ 75-КГ16-5 Генеральный план города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденный решением Петрозаводского городского Совета от 11 июля 2008 г. № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска», в части включения в границы населенного пункта лесных участков в кварталах 118, 120, 137, 138, 262, 263 Петрозаводского участкового лесничества, 1, 3, 4, 9, 24 - 26, 32 - 36, 49, 50, 109 - 111, 113 - 120,123 - 131, 134, 138 - 141, 149, 150 Пригородного участкового лесничества, 201 - 203 Орзегского участкового лесничества, 22, 222 Лососинского участкового лесничества, 67 - 70, 78 - 80 Заозерского участкового лесничества Прионежского центрального лесничества Прионежского района Республики Карелия признан недействующим.

Судебным актом признано, что Генеральный план принят с нарушением статьи 25 ГрК РФ.

Вступившим в законную силу 23 мая 2018 г. решением Верховного Суда Республики Карелия от 19 февраля 2018 г. по административному делу по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Александровский Завод» к Петрозаводскому городскому Совету о признании недействующей в части статьи 47 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета 38 сессии 26 созыва от 11 марта 2010 г. № 26/38-77, административный иск ООО «Александровский Завод» удовлетворен. Признана недействующей статья 47 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета 38 сессии 26 созыва от 11 марта 2010 г. № 26/38-77, со дня вступления решения суда в законную силу.

Судебным актом установлено, что он принят уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением процедуры и порядка его принятия.

В соответствии со статьей 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Таким образом, оспариваемые Генеральный план города Петрозаводска принят уполномоченным органом с нарушением статьи 25 ГрК РФ, а Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа - в пределах его компетенции.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемых Генерального плана и Правил землепользования и застройки нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Установлено, что административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами и , расположенных по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, м. Бараний Берег, в южной части кадастрового квартала 10:01:0070102. На земельных участках имеется дом площадью
28,8 кв.м.

Учитывая, что земельные участки относятся к особо охраняемым природным территориям, включены в зону запрещения нового строительства, зону коллективных садоводств, зону лугов, строительство и реконструкция объектов капитального строительства на них невозможна.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, правила землепользования и застройки - документом градостроительного зонирования (пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

В силу части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (часть 3 статьи 9 ГрК РФ).

Согласно части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

Частью 12 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. Правовой режим определяется градостроительными регламентами, которые включаются в правила землепользования и застройки.

Правила землепользования и застройки должны соответствовать генеральному плану (статьи 31, 34 ГрК РФ).

В соответствии с нормами статей 1, 34 и 35 ГрК РФ территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

Пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения.

Такие же требования установлены частью 4 статьи 30 ГрК РФ, согласно которой на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается.

В силу пункта 2 статьи 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

Установлено, что земельные участки сформированы в существующих границах
04 ноября 1996 г., то есть до принятия корректировки Генерального плана и Правил землепользования и застройки. Административный истец приобрела земельные участки в собственность в 2017 г.

Решением Петрозаводского городского Совета № XXVI/XX-361 от 11 июля 2008 г. в Генеральный план города Петрозаводска внесены изменения, в том числе утверждено функциональное зонирование территории г. Петрозаводска, которое отражено в схемах: планируемых границ функциональных зон (основной чертеж), использования территории. Современное состояние (опорный план), зон объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территории, зон охраны памятников истории и культуры.

Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа с приложенными к ним картами градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования территорий приняты решением Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 г. №26/38-771.

Согласно фрагментам схемы «Основного чертежа Функционального зонирования» и карты градостроительного зонирования, схемы «Опорного плана использования территории. Современное состояние», схеме «Зон объектов культурного наследия», схеме «Зон охраны памятников истории и культуры», а также картам зон градостроительного зонирования и зон с особыми условиями использования территории земельные участки административного истца одновременно входят в зону запрещения нового жилищного строительства, в жилую зону коллективных садоводств, в зону лугов.

Земельные участки административного истца расположены за границами государственного комплексного (ландшафтного) заказника регионального значения «Заозерский», который отнесен к особо охраняемым природным территориям, а также к городским лесам не относятся, что следует из соответствующих карт Генерального плана, отзывов Министерства природных ресурсов Республики Карелия, Федерального агентства лесного хозяйства, Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу, не оспаривается административным ответчиком.

Таким образом, земельные участки административного истца находятся в функциональных зонах жилой застройки коллективных садоводств, зоны запрещения нового жилищного строительства, лугов, а также отнесены к территориальной зоне особо охраняемых природных территорий (зона «Ро»).

Следовательно, Правила землепользования и застройки не соответствуют Генеральному плану.

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (статья 36 ГрК РФ).

Поскольку в Правилах землепользования и застройки установлено, что земельные участки расположены в территориальной зоне особо охраняемых территорий, для которых в соответствии со статьей 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются, поэтому они не содержат градостроительные регламенты иных функциональных зон, в связи с чем правовой режим земельных участков не определен.

Кроме того, Генеральным планом города Петрозаводска земельные участки Ермаковой О.А. отнесены к трем функциональным зонам: жилой зоне коллективных садоводств, зоне запрещения нового строительства, а также зоне лугов. Для данных функциональных зон градостроительные регламенты не установлены.

Нахождение земельного участка в нескольких функциональных зонах создает неопределенность его правового режима, поскольку приведение Правил землепользования и застройки в соответствие с Генеральным планом вызовет несоблюдение требований части 4 статьи 30 ГрК РФ, то есть земельные участки будут находиться в нескольких территориальных зонах.

Таким образом, Петрозаводский городской Совет, утвердив проект Генерального плана в границах территории Петрозаводского городского округа и включив земельные участки с кадастровыми номерами и в функциональные зоны жилую зону коллективных садоводств с запрещением нового строительства, лугов, и Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, включив земельный участок в территориальную зону особо охраняемых природных территорий (зону «Ро»), допустил нарушения статей 9, 23, 30, 34, 36 ГрК РФ и статьи 85 ЗК РФ.

Суд не принимает во внимание доводы административного ответчика и заинтересованного лица администрации Петрозаводского городского округа по вышеизложенным основаниям.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку установлено применение оспариваемых нормативных правовых актов, на основе которого реализованы права граждан и юридических лиц, суд признает их не действующими в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.

С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

В соответствии со статьей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны, понесенные судебные расходы.

Ермакова О.А. при подаче административного иска уплатила государственную пошлину в размере 300 руб., которая подлежит взысканию с административного ответчика.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Ермаковой О.А. удовлетворить.

Признать не действующими со дня вступления в законную силу решения суда:

решение Петрозаводского городского Совета № XXVI/XX-361 от 11 июля 2008 г. «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» в части включения материалами по обоснованию Генерального плана города Петрозаводска в границах Петрозаводского городского округа, а также картографическими материалами земельных участков с кадастровыми номерами и в функциональную зону «жилая зона коллективных садоводств с запрещением нового жилищного строительства», а также зону «лугов»;

решение Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 г. № 26/38-771 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» в части включения земельных участков с кадастровыми номерами и в состав территориальной зоны особо охраняемых природных территорий (зону «Ро»).

Обязать Петрозаводский городской Совет опубликовать сообщение о решении суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Петрозаводского городского Совета.

Взыскать с Петрозаводского городского Совета в пользу Ермаковой О.А. судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.П. Кудряшова

Мотивированное решение

составлено 05 мая 2022 г.

3а-47/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ермакова Ольга Александровна
Прокуратура Республики Карелия
Ответчики
Петрозаводский городской Совет
Другие
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу
Бюджетное природоохранное рекреационное учреждение "Дирекция особо охраняемых природных территорий регионального значения РК"
Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Администрация Петрозаводского городского округа
Федеральное агентство лесного хозяйства
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия
Управление Роспотребнадзора по РК
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Кудряшова Елена Павловна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
10.03.2022Регистрация административного искового заявления
10.03.2022Передача материалов судье
10.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
28.03.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2022Судебное заседание
27.04.2022Судебное заседание
05.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее