Судья Ижаев Р.Х. Дело № 33-1535/2022
УИД-09RS0001-01-2022-003243-82
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Черкесск 15 декабря 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
Председательствующего - Лайпанова А.И.,
Судей - Езаовой М.Б., Джуккаева А.В.,
при секретаре судебного заседания – Текеевой Х.Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2896/2022 по апелляционной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 08 августа 2022 года по исковому заявлению Прокурора г.Черкесска в интересах Вапсинов Р.О. к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики о предоставлении жилья.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КЧР - Лайпанова А.И., объяснения представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР – Салпагаровой А.М., представителя Министерства имущественных и земельных отношений КЧР – Эбзеева Б.Ю., представителя Министерства образования и науки КЧР – Боташевой М.И., возражения прокурора – Дзыба Б.Ф., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Черкесска обратился в суд в интересах Вапсинов Р.О. с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики о предоставлении жилья.
В обоснование иска указал, что Вапсинов Р.О., 12.10.1993 года рождения в соответствии с приказом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики от 03.04.2012 года №314 включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Однако, в нарушение Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» благоустроенное жилое помещение Вапсинову Р.О. не предоставлено, таким образом, право на получение жилья еще не реализовано, что нарушает его жилищные права.
Учитывая изложенное, прокурор просил суд: обязать Министерство строительство и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики приобрести для предоставления Вапсинову Р.О., 12.10.1993 года рождения, по договору специализированного найма за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 28 кв.м., в г.Черкесске, Карачаево-Черкесской Республики; обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики предоставить Вапсинову Р.О., 12.10.1993 года рождения, по договору специализированного найма за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 28 кв.м. в г.Черкесске, Карачаево-Черкесской Республики.
Решением Черкесского городского суда КЧР от 08.08.2022 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, поскольку судом были нарушены нормы материального и процессуального права. В обоснование указывает, что вопрос об обеспечении детей данной категории жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда может рассматриваться по мере поступления необходимого финансирования. Суд неверно истолковал положения ч. 3 ст.17 Конституции РФ и ч.3 ст.14 Конституции КЧР, согласно которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. При исполнении решения суда и предоставлении жилого помещения лицу, у которого в соответствии с годом рождения право возникло гораздо позднее, чем у лиц, у которых данное право возникло ранее и которые тоже указаны в списке, будет нарушение прав третьих лиц, что является недопустимым.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство образования и науки КЧР просит апелляционную жалобу удовлетворить по изложенным в ней доводам.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство имущественных и земельных отношений КЧР просит апелляционную жалобу удовлетворить по изложенным в ней доводам.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда первой инстанции оставить без изменения. апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР подержал оводы апелляционной жалобы.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республике поддержал доводы возражений на апелляционную жалобу, просил ее удовлетворить.
Представитель Министерства образования и науки КЧР поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу, просила ее удовлетворить.
Прокурор просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Вапсинов Р.О. родился 12.10.1993 года.
Мать истца объявлена безвестно отсутствующей, отец лишен родительских прав.
Постановлением Администрации Хабезского муниципального района за №60 от 23.03.2010 над истцом было установлено опекунство – Вапсиновой М.М.
Постановлением Администрации Али-Бердуковского сельского поселения от 14.12.2011 №71 Вапсинов Р.О. признан малоимущим и нуждающимся в улучшении жилищных условий.
На основании приказа Министерства образования и науки Карачаево- Черкесской Республики №314 от 03.04.2012 Вапсинов Р.О. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судом первой инстанции установлено, и следует из сведений Росреестра по КЧР, что Вапсинов Р.О. в собственности недвижимого имущества не имел и не имеет.
До настоящего Вапсинов Р.О. не имеет в собственности своего жилья, во владение или в пользование истцу жилое помещение не передавалось.
Данные обстоятельства никем не оспорены.
Право Вапсинова Р.О. на обеспечение жилым помещением в порядке установленном ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не реализовано, что явилось поводом для обращения с иском в суд. Данное право подателем жалобы не оспаривается.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их удовлетворении и возложении на ответчика обязанности предоставить жилое помещение по договору специализированного найма, поскольку Вапсинов Р.О. нуждается в жилом помещении, однако на момент подачи иска благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда ему не предоставлено, а ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих отсутствие оснований предоставления истцу жилого помещения по договору специализированного найма.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. ФЗ от 29.02.2012г. №15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абз. 3 названного пункта).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7 ст. 8 Закона).
В силу ст. 5 названного Закона, предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в Законе Карачаево-Черкесской Республики от 25 июня 2013 года № 34-РЗ (ред. от 16.01.2015) «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями на территории Карачаево-Черкесской Республики и о внесении изменений в отдельный законодательный акт Карачаево-Черкесской Республики».
Статья 2 Закона КЧР от 25 июня 2013 года №34-РЗ (ред. от 16.01.2015) предусматривает, что детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающим на территории Карачаево-Черкесской Республики, право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом предоставляется при наличии одного из следующих условий:
1) лицо не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения;
2) лицо является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, в случае если его проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным уполномоченным органом исполнительной власти в области образования или органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в случае наделения их соответствующим законом Карачаево-Черкесской Республики отдельными государственными полномочиями по опеке и попечительству (далее - органы опеки и попечительства) в порядке, установленном настоящим Законом и нормативными правовыми актами Карачаево-Черкесской Республики.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
По договорам найма специализированных жилых помещений жилые помещения предоставляются данным лицам по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма: в квартирах - 28 кв.м.; в жилых домах - 40 кв.м.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона КЧР от 25 июня 2013 года № 34-РЗ (ред. от 16.01.2015) учет детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом, ведется уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области образования, путем формирования списка (далее - Список) на основании соответствующих заявлений данных лиц либо их законных представителей.
Часть 6 статьи 4 Закона КЧР от 25 июня 2013 года № 34-РЗ (ред. от 16.01.2015) предусматривает, что включение детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в Список или исключение их из Списка, а также внесение в Список иных изменений осуществляется на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области образования.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона КЧР от 25 июня 2013 года № 34-РЗ (ред. от 16.01.2015) специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по установленной настоящим Законом норме предоставления площади жилого помещения, применяемой для договоров социального найма, по их выбору: 1) по месту первичного выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Карачаево-Черкесской Республики; 2) по месту окончания пребывания в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Карачаево-Черкесской Республики; 3) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье на территории Карачаево-Черкесской Республики; 4) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения на территории Карачаево-Черкесской Республики при наличии обстоятельств, при которых проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Включение детей-сирот, лиц из числа детей-сирот в Список осуществляется по дате рождения после регистрации заявления с документами, указанными в части 4 настоящей статьи, обязанность представления которых возлагается на законного представителя или заявителя (ч. 7 ст. 5 Закона КЧР от 25 июня 2013 года).
Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 26 декабря 2016 года № 281 Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики определено уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по принятию решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда по договорам социального найма.
В соответствии с Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 19 декабря 2016 года № 271 Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики определено уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по формированию специализированного жилищного фонда Карачаево-Черкесской Республики, предоставлению жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также осуществлению функций наймодателя специализированных жилых помещений.
Следовательно, предоставление жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также осуществлению функций наймодателя специализированных жилых помещений входит в полномочия Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики.
Ответчиком не оспаривается, что Вапсинов Р.О. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в жилом помещении, имеет в соответствии со ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ право на предоставление жилого помещения, которое им на момент разрешения спора не реализовано.
Довод жалобы о том, что при предоставлении жилого помещения истцу будут нарушены права других впереди стоящих по очередности граждан в соответствующем списке, сформированном Минобразованием КЧР, не влияет на правильность принятого судом решения, основанием к отмене решения суда являться не может, поскольку в соответствии с действующим законодательством, право граждан на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списка имеет своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот.
Право Вапсинова Р.О. на предоставление жилого помещения связано исключительно с наличием нескольких условий, а именно: достижение совершеннолетия (если от лица нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Карачаево-Черкесской Республики, нуждаемость истца в жилом помещении.
Так, Вапсинов Р.О. достиг совершеннолетнего возраста, включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не является ни собственником жилых помещений, ни их нанимателем по договорам социального найма, он нуждается в жилом помещении, имеет право на его предоставление, которое им до сих пор не реализовано. В данном случае все условия имеют место быть, поэтому суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца.
Доводы жалобы относительно того, что приобретение жилых помещений для граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возможно лишь после выделения соответствующих финансовых средств в установленном законом порядке, не могут повлечь отмену обжалуемого решения, так как предоставление указанной категории граждан жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия (отсутствия) у субъекта Российской Федерации специализированных жилых помещений и финансовых средств на их приобретение.
Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит, а указанные в жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 08 августа 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: