Дело № 33-17149/2022
50RS0016-01-2021-005811-48
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мизюлина Е.В.,
судей Гирсовой Н.В., Юрасовой О.С.,
при помощнике судьи Красновой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 июня 2022 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Королёвского городского суда Московской области от 14 февраля 2022 года по гражданскому делу
по иску ФИО к Министерству социального развития Московской области об установлении факта совместного проживания, обязании выдать удостоверение многодетной семьи,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
объяснения истца, представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
ФИО. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области об установлении факта совместного проживания, обязании выдать удостоверение многодетной семьи.
Исковые требования мотивировал тем, что с 05.12.2020 г. состоит в браке с ФИО2., от брака имеет трое несовершеннолетних детей: <данные изъяты> 14.10.2021 г. истец обратился с заявлением к ответчику об установлении его семье льготного статуса многодетной семьи. Решением ответчика от 21.10.2021 г. в присвоении льготного статуса многодетной семье истцу было отказано, поскольку
С данным решением истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным поскольку вся семья истца проживает в Московской области более 5 лет.
Решением суда зявление ФИО установлении юридического факта совместного проживания семьи на территории Московской области в составе: ФИО, ФИО2, <данные изъяты> оставлены без рассмотрения. На Министерство социального развития Московской области возложена обязанность выдать ФИО удостоверение многодетной семьи на состав семьи: отец – ФИО, мать – ФИО2, дети – <данные изъяты>
Не согласившись с решением суда, представитель Министерства социального развития Московской области в апелляционном порядке просит его отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения.
Как установлено судом, ФИО. является отцом троих несовершеннолетних детей: <данные изъяты>
Матерью несовершеннолетних детей является ФИО2., с которой истец состоит в браке с 05.12.2020 г.
Истец 14.10.2021 г. обратился с заявлением в Министерство социального развития МО об установлении его семье льготного статуса многодетной семьи. Решением ответчика от 21.10.2021 г. истцу отказано.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования об обязании ответчика выдать истцу удостоверение многодетной семьи, суд первой инстанции исходил из того, что в материалы дела представлены доказательства фактического проживания всех членов семьи истца в Московской области, в связи с чем, семья истца являясь многодетной семьей, и в силу положений Закона Московской области от 12.01.2006 года № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» имеет право на получение удостоверения «Многодетной семьи» по месту своего проживания в Московской области.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Указом Президента Российской Федерации N 431 от 5.05.1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлены меры социальной поддержки многодетных семей.
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5.05.1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. Однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были.
В силу ст. 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в п. 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан,.. . имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).
На территории Московской области отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям, регулируются Законом Московской области от 12.01.2006 года № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области».
Согласно ст. 2 указанного Закона Московской области № 1/2006-03 12.01.2006 года, меры социальной поддержки семьи и детей предоставляются органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей.
В ст. 1 закона указывается, что действие закона распространяется на граждан РФ, имеющих место жительства в Московской области.
Многодетная семья, согласно п. 2 Закона Московской области № 1/2006-03 12.01.2006 года - это лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц).
П. 4 ст. 21 Закона Московской области № 1/2006-03 12.01.2006 года меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).
Постановлением Правительства Московской области от 12.12.2017 года №1029/45 утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи.
Согласно п. 3 указанного Порядка для получения удостоверения родитель (законный представитель) представляет в подразделение по месту своего жительства заявление с приложением следующих документов: копия паспорта заявителя (супруга, супруги) или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (с предъявлением подлинника); копии свидетельств о рождении детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) (с предъявлением подлинников); документ, подтверждающий место жительства заявителя (супруга, супруги) и детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность; копия свидетельства о заключении (расторжении) брака (с предъявлением подлинника); фотография заявителя (супруга, супруги) размером 3x4 см.
Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что удостоверение не выдается в случаях: отсутствия у семьи статуса многодетной; представления неполного комплекта документов, указанных в пункте 3 Порядка.
Таким образом, при определении статуса многодетной семьи, проживающей на территории Московской области, юридически значимым установление совместного проживания членов семьи, зарегистрированной на территории Московской, имеющей в своем составе не менее трех несовершеннолетних детей, находящихся на иждивении родителей и воспитываемых ими.
Как следует из материалов дела, в соответствии с выпиской из ЕГРН супруга истца ФИО2 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты>, в которой проживает вся семья истца.
В 2016 году истец арендовал жилое помещение по адресу: <данные изъяты>, где также проживал совместно со своей семьей, что прямо усматривается из договора найма жилого помещения.
Согласно договору найма № 473 от 12.03.2011 истец арендовал жилое помещение по адресу: <данные изъяты>, где проживал совместно с семьей, что прямо усматривается из договора.
В суде первой инстанции были опрошены свидетели <данные изъяты> которые пояснили, что были соседями истца и его семьи, часто виделись во дворе, гуляли с собаками вместе и знали, что эта семья проживает постоянно в г.Королев. Со свидетелем <данные изъяты>. истец и его семья в настоящее время проживают на одной лестничной клетке, и свидетель подтвердила, что они проживают вместе в одной квартире с 2020 года.
Также в материалы дела представлены ответ на запрос из ГБУЗ МО «Королевская городская больница» № 3 от 21.01.2022 согласно которому ФИО2, состояла на учете по беременности в женской консультации структурного подразделения Королевский родильный дом с 12.05.2021, 07.10.2021 в Королевском родильном доме произошли роды.
Согласно ответу на запрос, полученному из ГБУЗ МО «Королевская городская больница» № 26 от 26.01.2022, несовершеннолетние дети истца прикреплены к участку № 112, Поликлиническое отделение № 2, Завокзальная поликлиника и наблюдаются там: <данные изъяты>
Кроме того, в материалы дела представлены справки из МБОУ г.о. Королев Московской области «СОШ № 5» на имя <данные изъяты>р., о том, что они обучаются в данной школе по настоящее время.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства судом первой инстанции установлено, что истец со всеми членами своей семьи проживает на территории Московской области.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 « О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах РФ» под метом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из анализа положений ст. 2 и 3 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 « О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах РФ» (в редакции от 03.04.2017 года) следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
С учетом представленных в материалы дела доказательств, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что у истца имеется многодетная семья, проживая с членами своей семьи в Московской области, имеет право на получение мер социальной поддержки в силу положений Закона Московской области от 12.01.2006 года №1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» в виде предоставления удостоверения многодетной семьи.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению, по спорным правоотношениям, в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56, 67 ГПК РФ, в связи с чем, не являются основанием для отмены законного и обоснованного решения суда, в соответствии со ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Королёвского городского суда Московской области от 14 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области – без удовлетворения.
Апелляционное определение составлено в окончательной форме 06.06.2022 года.
Председательствующий
Судьи