дело № 2-286/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 марта 2016 года г. Пушкино МО
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Чернозубова О.В.,
при секретаре Акиндиной Н.С.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономарева А.В. к администрации Пушкинского муниципального района Московской области об обязании заключить договор аренды земельного участка,
установил:
Истец Пономарев А.В. обратился в суд с иском к администрации Пушкинского муниципального района Московской области об обязании принять решение о предоставлении в аренду земельного участка путем заключения договора аренды.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ему на основании решения земельной комиссии при администрации Пушкинского муниципального района от 25.12.2014 г. (протокол № 23) согласовано предоставление в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 1 000 кв.м., для индивидуального жилищного строительства, который в свою очередь прилегает к земельному участку площадью 1 239 кв.м. с кадастровым номером 50:13:000000:80380 (находящегося в собственности у истца), по адресу: <адрес>, при условии постановки на кадастровый учет и отсутствии претендентов из числа смежных землепользователей. Во исполнение решения земельной комиссии при администрации Пушкинского муниципального района от 25.12.2014 года (протокол № 23) истцом за свой счет были выполнены кадастровые работы, в результате которых уточнена площадь земельного участка. Граница земельного участка согласована со всеми заинтересованными лицами. Сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка было опубликовано в соответствии с действующим законодательством. По истечение месяца со дня опубликования сообщения, дополнительных заявлений о предоставлении данного земельного участка в аренду в администрацию района не поступило. Постановлением администрации Пушкинского муниципального района № 380 от 27.02.2015 г. утверждена схема расположения земельного участка площадью 1 035 кв.м. на кадастровом плане территории по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства. 25 июня 2015 года во исполнение решения земельной комиссии от 25.12.2014 года (протокол № 23) истец в очередной раз обратился в администрацию района с просьбой заключить договор аренды земельного участка площадью 1 035 кв.м., с кадастровым номером 50:13:0000000:80752, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. Однако, 07.07.2015 года администрацией района был дан отказ (№П-3322/1-4) в предоставлении в аренду спорного земельного участка и рекомендовано оформить права на него в порядке перераспределения земель, в связи с изменившимися с 01.03.2015 года условиями предоставления земельных участков, из-за вступления в силу поправок в земельное законодательство. Подписанный администрацией Пушкинского района отказ по данному вопросу является необоснованным, незаконным и нарушает права истца. Просит обязать администрацию Пушкинского муниципального района Московской области принять решение о предоставлении Пономареву А.В. в аренду сроком на 10 лет земельного участка, площадью 1 035 кв.м., с кадастровым номером 50:13:0000000:80752, категория земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, путем заключения договора аренды (л.д. 4-7).
В порядке ст. 39 ГПК РФ истцом уточнялись исковые требования, просил обязать ответчика принять решение о предоставлении в аренду указанного земельного участка и заключить с истцом договор аренды (л.д. 47-50).
В судебном заседании представитель истца на основании доверенности Сальников А.И. (л.д. 20) исковые требования уточнил, просил обязать администрацию Пушкинского муниципального района Московской области заключить с Пономаревым А.В. договор аренды сроком на 10 лет земельного участка площадью 1 035 кв.м., с кадастровым номером 50:13:0000000:80752, расположенного по адресу: <адрес>. Остальные требования просил не рассматривать, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Пушкинского муниципального района Московской области на основании доверенности Демин И.В. (л.д. 69) возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку имеются нарушения при проведении публикации предоставления в аренду земельного участка, земельный участок был поставлен на кадастровый учет только в 2015 году, его площадь уточнялась, и не производилось согласования с Министерством имущественных отношений Московской области. Также поддержал доводы, изложенные в отказе администрации № П-3322/1-4.
Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, телеграммой ( л.д. 66-68).
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, полагает исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 8 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или таким актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в частности из актов органов государственной власти и местного самоуправления.
Судом установлено, что 22 декабря 2014 года Пономарев А.В. обратился в Комитет по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении ему в аренду на 49 лет земельного участка площадью 1 000 кв.м. по адресу: <адрес>, участок прилегающий к участку № (л.д. 9).
Как следует из Положения о Земельной комиссии при администрации Пушкинского муниципального района МО, которая действовала в указанное время, Земельная комиссия при администрации Пушкинского муниципального района является постоянно действующим органом администрации Пушкинского района по управлению, распоряжению в рамках своей компетенции земельными участками и размещению объектов строительства на территории Пушкинского района ( п.1.1 Положения). Решение Комиссии оформляется в виде протокола ее заседания, утверждается Главой района и является обязательным для дальнейшего исполнения всеми структурными подразделениями администрации Пушкинского района (п.4.11 Положения). Решение Комиссии может быть обжаловано в установленном законом порядке Главой Пушкинского района и в судебных органах ( п.6.2 Положения).
Решением земельной комиссии при администрации Пушкинского муниципального района Московской области (протокол № 23 от 25.12.2014 г.) Пономареву А.В. согласовано предоставление в аренду сроком на 10 лет земельного участка площадью 1 000 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, прилегающего к участку площадью 1 239 кв.м. с кадастровым номером 50:13:0000000:80380 (в собственности истца) по адресу: <адрес>, при условии постановки на кадастровый учет и отсутствия претендентов из числа смежных землепользователей (л.д. 10).
В соответствии с заключением Управления строительства, архитектуры и градостроительного регулирования использование вышеуказанного земельного участка возможно в качестве дополнительного к земельному участку площадью 1 239 кв.м. по вышеуказанному адресу из-за отсутствия подъездной дороги (л.д. 11).
Постановлением администрации Пушкинского муниципального района Московской области № 390 от 27.02.2015 года земельный участок площадью 1035 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> отнесен к категории земель «земли населенных пунктов», установлен вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство», утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой территории площадью 1 035 кв.м. из земель, находящихся в границах муниципального образования городское поселение Пушкино (л.д. 13-14).
Земельный участок площадью 1 035 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> поставлен на кадастровый учет 26 мая 2015 года, присвоен кадастровый номер 50:13:0000000:80752 (л.д. 15-16).
Информация о предоставлении в аренду рассматриваемого земельного участка была опубликована в межмуниципальной газете «Маяк» от 13 февраля 2015 года (л.д. 12).
Администрация Пушкинского муниципального района Московской области подтверждает обстоятельства того, что после проведения публикации иных претендентов на получение спорного земельного участка в аренду не было.
25 июня 2015 года Пономарев А.В. повторно обратился в администрацию Пушкинского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка с кадастровым номером 50:13:0000000:80752, площадью 1 035 кв.м. по адресу: <адрес>, участок, прилегающий к участку № (л.д. 17)
07 июля 2015 года Комитетом по управлению имуществом администрации Пушкинского муниципального района Московской области Пономареву А.В. направлен отказ № П-3322/1-4 в предоставлении в аренду спорного земельного участка, рекомендовано оформить права на него в порядке перераспределения земель, в связи с изменившимися с 01.03.2015 года условиями предоставления земельных участков из-за вступления в силу поправок в земельное законодательство (л.д. 18).
На момент обращения Пономарева А.В. с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, порядок предоставления таких земельных участков для индивидуального жилищного строительства был определен ст. 30.1 Земельного Кодекса Российской Федерации (ЗК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
С 1 марта 2015 года вступили в силу изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми статья 30.1 данного кодекса утратила силу.
В то же время, из положения пункта 4 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Из материалов дела следует, что Пономарев А.В. обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в 2014 году, и после получения в том же году положительного решения со стороны органа местного самоуправления, проведения публикации 13.02.2015 года, а затем утверждения схемы расположения этого земельного участка, получил кадастровый паспорт и повторно обратился в администрацию Пушкинского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
Процедура опубликования произведена в газете «Маяк» 13 февраля 2015 года. Каких-либо нарушений при проведении публикации, в судебном заседании не выявлено. При проведении публикации была указана вся необходимая информация, в том числе о местоположении земельного участка, его площади, виде разрешенного использования, адреса приема заявлений. Иных претендентов на получение указанного земельного участка в аренду не имеется, заявлений не поступило.
Обстоятельства того, что впоследствии орган местного самоуправления по собственной инициативе своим постановлением № 380 уточнил на 35 кв.м. площадь этого земельного участка, не могут служить основанием для отказа истцу в предоставлении в аренду этого земельного участка, также как и последующая в 2015 году постановка земельного участка на кадастровый учет.
Суд обращает внимание, что такой порядок уточнения площади земельного участка и публикации в газете «Маяк» избрал сам орган местного самоуправления, в связи с этим ответчик не может на данные обстоятельства в последующем ссылаться как на основания отказа истцу в предоставлении в аренду земельного участка, который к тому же прилегает к находящемуся в собственности земельному участку истца и не может по другому быть предоставлен из-за отсутствия подъездной дороги ( л.д. 11).
Следует также отметить, что вышеуказанная позиция ответчика возникла только в ходе судебного разбирательства, поскольку в вышеизложенном отказе истцу в предоставлении в аренду земельного участка № П-3322/1-4 такой информации не содержалось, а предлагалось, по сути, выкупить земельный участок путем перераспределения земель.
Однако право выбора на получение в аренду земельного участка либо его выкупа принадлежит истцу, который в соответствие с действующим на момент его обращения в орган местного самоуправления законодательством, имеет право на получение этого земельного участка в аренду, в чем ему не может быть отказано.
Не может служить основанием для отказа истцу в предоставлении в аренду земельного участка отсутствие согласования с Министерством имущественных отношений Московской области, поскольку на момент обращения истца с первоначальным заявлением в орган местного самоуправления, такого согласования не требовалось.
Законы Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" и от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" вступили в силу только 01.01.2015 года.
Кроме того, сам орган местного самоуправления, при разрешении вопроса о предоставлении истцу земельного участка в аренду, таких мер для согласования с Министерством имущественных отношений Московской области не предпринимал, а привлеченное по настоящему делу в качестве третьего лица Министерство имущественных отношений Московской области неоднократно вызывалось в судебное заседание, не явилось, каких-либо возражений по поводу предоставления истцу земельного участка в аренду не выразило.
При таких обстоятельствах, администрация Пушкинского муниципального района Московской области, после предоставления Пономаревым А.В. кадастрового паспорта земельного участка, должна была вынести решение о предоставлении ему этого земельного участка в аренду сроком на 10 лет (как об этом ранее было принято решение) и в последующем заключить с истцом договор аренды этого земельного участка.
Поскольку в соответствие с п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ администрация Пушкинского муниципального района МО должна была предоставить истцу в аренду этот земельный участок без проведения аукциона в течение двух недель после государственного кадастрового учета земельного участка, то суд считает необходимым удовлетворить требования истца об обязании администрации Пушкинского муниципального района Московской области заключить с Пономаревым А.В. договор аренды этого земельного участка площадью 1 035 кв.м., сроком на 10 лет, который был определен решением земельной комиссии (л.д. 10).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Пономарева Алексея Владимировича к администрации Пушкинского муниципального района Московской области об обязании заключить договор аренды земельного участка, удовлетворить.
Обязать администрацию Пушкинского муниципального района Московской области заключить с Пономаревым А.В. договор аренды сроком на 10 лет земельного участка площадью 1 035 кв.м., с кадастровым номером 50:13:0000000:80752, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме –31 марта 2016 года.
Судья: подпись.
Копия верна: Судья: Секретарь: