Дело № 2-23/2017 года принято в окончательной форме 20 февраля 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Осташковский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего федерального судьи Ежелого В.Л.,
при секретаре Михайлиной Е.В.,
с участием прокурора Сугяна И.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове 14 февраля 2017 года гражданское дело по иску прокурора города Осташкова в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Дирекция единого заказчика Осташков» об обязании ввести в эксплуатацию прибор учета тепловой энергии,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г. Осташкова в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц – потребителей коммунальных услуг многоквартирного жилого дома №6 по ул.К.Заслонова в г.Осташкове Тверской области обратился в суд с иском к ООО УК «ДЕЗ Осташков» об обязании ввести в эксплуатацию прибор учета тепловой энергии в доме №6 по ул.К.Заслонова в г.Осташкове Тверской области, ссылаясь на то, что в рамках муниципальной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в г.Осташкове в 2012 году в многоквартирном жилом доме №6 по ул.К.Заслонова в г.Осташкове были проведены работы по ремонту теплового узла под четырехтрубную систему отопления и горячего водоснабжения, пуско-наладочные работы, в том числе работы по установке прибора учета тепловой энергии. 1.07.2014 года администрацией МО «Городское поселение-г.Осташков» был заключен договор управления многоквартирным домом с ООО УК «ДЕЗ Осташков». В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, договором содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома №6 по ул.К.Заслонова г. Осташкова в состав общего имущества входит и общедомовой прибор учета тепловой энергии. Ответственность по обслуживанию, содержанию системы отопления, вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии дома несет ООО УК «ДЕЗ Осташков», взявшее на себя обязательства по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилого дома. В перечень услуг ООО УК «ДЕЗ Осташков» по содержанию и ремонту многоквартирного дома включены работы по обслуживанию и текущему ремонту сетей горячего, холодного водоснабжения и канализации, работы по обслуживанию и текущему ремонту внутридомовых сетей теплоснабжения. Таким образом, ООО УК «ДЕЗ Осташков» является владельцем общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме №6 по ул.К.Заслонова в г. Осташкове и обязанность по вводу в эксплуатацию такого прибора в силу закона возложена на указанного ответчика. Понятие «ввод в эксплуатацию узла учета» означает процедуру проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии. Также, на ООО УК «ДЕЗ Осташков» возложены полномочия по созданию комиссии для ввода в эксплуатацию узла учета, предоставления в теплоснабжающую организацию необходимой технической документации. ООО «ГазпромТеплоэнергоТверь» является теплоснабжающей организацией на территории г. Осташкова и в силу закона должна входить в состав комиссии по вводу в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, участвовать в подписании акта ввода в эксплуатацию узла учета. ООО УК «ДЕЗ Осташков» в теплоснабжающую организацию не была представлена необходимая документация: проект узла учета, паспорт узла учета, не приняты меры к созданию комиссии по приему узла учета в эксплуатацию, не сообщены сведения о показаниях общедомового прибора учета. В нарушение требований действующего законодательства акт ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме №6 по ул.К.Заслонова г.Осташкова ответчиком до настоящего времени не составлен, прибор в данном доме установлен, но не введен в эксплуатацию и не используется. Непринятие ответчиками мер к вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме №6 по ул.К.Заслонова в г.Осташкове нарушает интересы Российской Федерации в области энергосбережения, осуществляющей политику эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, являющихся основой функционирования экономики и жизнеобеспечения, а также приводит к нарушению прав потребителей – жителей вышеуказанного дома, круг которых постоянно меняется по причине предусмотренного ст.27 Конституции РФ права граждан свободно передвигаться и выбирать место жительства и пребывания, для которых не введение в эксплуатацию и не использование прибора учета влияет на стоимость предоставляемой услуги по теплоснабжению.
Во время рассмотрения дела прокурор уточнил заявленные требования и просил суд обязать ООО УК «ДЕЗ Осташков» ввести в эксплуатацию прибор учета тепловой энергии в доме №6 по ул.К.Заслонова в г.Осташкове Тверской области в срок до 30 марта 2017 года.
Определением Осташковского городского суда Тверской области от 17.01.2017 года в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований по делу, было привлечено МКУ Управление ЖКХ, архитектуры, имущественных отношений экономического планирования МО «Городское поселение-г.Осташков».
В судебном заседании зам. прокурора г. Осташкова Тверской области Сугян И.М. поддержал уточненные требования по доводам, изложенным в заявлении.
Материальный истец-Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области - в установленном законом порядке извещенный о времени и месте слушания дела своего представителя в судебное заседание не направил, о причинах неявки представителя суду не сообщал, ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие представителя либо об обязательном участии представителя в судебном заседании не заявлял, поэтому на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ дело было рассмотрено судом в отсутствие представителя материального истца.
Ответчик ООО УК «ДЕЗ Осташков» исковые требования не признал, о чем представил письменное заявление с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя, которое удовлетворено судом на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ.
Третье лицо-ООО «Газпром Теплоэнерго Тверь» возражений против иска не представило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Ходатайство удовлетворено судом на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Третье лицо - администрация МО «Городское поселение - г. Осташков» не возражало против заявленных требований, о чем представило письменное заявление с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя, которое удовлетворено судом на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ.
Третье лицо - МКУ Управление ЖКХ, архитектуры, имущественных отношений экономического планирования МО «Городское поселение-г.Осташков» - не возражало против удовлетворения заявленных требований, о чем представило письменное заявление с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя, которое удовлетворено судом на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования прокурора обоснованными и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (ч.1).
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (часть 1.1).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2).
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 3).
Согласно п.3 ст.9 Федерального закона от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ №262-ФЗ) государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов.
Частью 5 статьи 13 ФЗ №261-ФЗ предусмотрено, что до 01.07.2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в ч.6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Судом установлено, что в рамках реализации Адресной программы МО «Городское поселение-г.Осташков» по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2012 год (ремонт теплоузлов), утвержденной решением Совета депутатов МО «Городское поселение-г.Осташков» №361 от 11.10.2012 года, в многоквартирном жилом доме №6 по ул.К.Заслонова г. Осташкова установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии. Работы по капитальному ремонту выполнялись на основании муниципального контакта от 10.07.2012 года, заключенного администрацией МО «Городское поселение-г.Осташков» с ООО «Дорожно-строительное управление», фактическое выполнение работ подтверждено актами о приемке выполненных работ от 31.10.2012 г., 8.11.2012 г., подписанных представителями заказчика и подрядчика.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, установленный в многоквартирном жилом доме №6 по ул.К.Заслонова в г.Осташкове общедомовой прибор учета тепловой энергии в эксплуатацию не введен, то есть цели, предусмотренные Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вышеуказанной муниципальной программой, не достигнуты.
ООО УК «ДЕЗ Осташков» является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке, осуществляющим, в том числе деятельность по управлению и эксплуатации жилого и нежилого фонда (техническое обслуживание и ремонт внутридомовых сетей и инженерного оборудования жилого и нежилого фонда).
1.07.2014 года между ООО УК «ДЕЗ Осташков» и администрацией МО «Городское поселение-г.Осташков» был заключен договор управления многоквартирным домом №6 по ул.К.Заслонова в г.Осташкове Тверской области по условиям которого ООО УК «ДЕЗ Осташков» приняло на себя обязанности по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п.6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491, договором содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома №6 по ул.К.Заслонова в г. Осташкове в состав общего имущества входит общедомовой прибор учета тепловой энергии.
Ответственность за обслуживание, содержание системы отопления, ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии дома несет ООО УК «ДЕЗ Осташков», взявшее на себя обязательства по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилого дома. В перечень услуг ООО УК «ДЕЗ Осташков» по содержанию и ремонту многоквартирного дома включены работы по обслуживанию и текущему ремонту сетей горячего и холодного водоснабжения и канализации, работы по обслуживанию и текущему ремонту внутридомовых сетей теплоснабжения.
С 29.11.2013 года правоотношения, связанные с порядком ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, на смежных тепловых сетях и на перемычках регулируются Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 года №1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя».
Вся техническая документация на общедомовой прибор теплового учета, установленный в многоквартирном жилом доме №6 по ул.К.Заслонова в г. Осташкове, находится в ООО УК «ДЕЗ Осташков», которое осуществляет эксплуатацию общего имущества многоквартирного дома по договору управления многоквартирным домом, а в соответствии с п.74 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 года №1034, в том числе ООО УК «ДЕЗ Осташков» несет ответственность за техническое состояние средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета тепловой энергии, установленном на источнике тепловой энергии.
Таким образом, ООО УК «ДЕЗ Осташков» является владельцем общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме №6 по ул.К.Заслонова в г.Осташкове и обязанность по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии в силу закона возложена на данного ответчика.
Под вводом в эксплуатацию узла учета согласно Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя понимается процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
Пунктами 61-65,67,68 указанных Правил установлен порядок ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, на смежных тепловых сетях и на перемычках. Так, смонтированный узел учета, прошедший опытную эксплуатацию, подлежит вводу в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией, создаваемой владельцем узла учета. Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта. Документы для ввода узла учета в эксплуатацию предоставляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию. При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя. Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания. При подписании акта о вводе в эксплуатацию узел учета пломбируется. Пломбирование узла учета осуществляется представителем теплоснабжающей организации, если узел учета принадлежит потребителю; представителем потребителя, у которого установлен узел учета.
ООО «Газпром Теплоэнерго Тверь» является теплоснабжающей организацией на территории г. Осташкова и в силу закона должна входить в состав комиссии по вводу в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, участвовать в подписании акта ввода в эксплуатацию узла учета.
По делу установлено, что ООО УК «ДЕЗ Осташков» в теплоснабжающую организацию не была представлена необходимая документация: проект узла учета, паспорт узла учета, не приняты меры к созданию комиссии по приему узла учета в эксплуатацию, не сообщены сведения о показаниях общедомового прибора учета.
Анализ исследованных в судебном заседании доказательств свидетельствует о том, что в результате бездействия ООО УК «ДЕЗ Осташков» общедомовой прибор учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном жилом доме №6 по ул.К.Заслонова в г. Осташкове в эксплуатацию не введен, бездействием ответчика в области энергосбережения нарушены интересы Российской Федерации, осуществляющей политику эффективного и рационального использования энергетических ресурсов, являющихся основой функционирования экономики и жизнеобеспечения, а также интересы неопределенного круга лиц, проживающих в вышеуказанном многоквартирном жилом доме, для которых не введение в эксплуатацию и не использование приборов учета влияет на стоимость предоставляемой услуги по теплоснабжению, поэтому исковые требования прокурора, направленные на защиту прав и охраняемых интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц - потребителей данного многоквартирного жилого дома, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Способ защиты права, избранный прокурором, направленный на пресечение незаконных действий, является правильным, соответствует ст.12 ГК РФ, так как позволяет восстановить нарушенные права лиц, в интересах которых заявлен иск.
На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика належит взыскать судебные расходы, от уплаты которых прокурор был освобожден при подаче искового заявления в суд.
Предусмотренных ст.ст.211,212 ГПК РФ оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора города Осташкова Тверской области удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Дирекция единого заказчика Осташков» ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме №6 по ул.К.Заслонова в городе Осташкове Тверской области в срок до 30 марта 2017 года.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Дирекция единого заказчика Осташков» государственную пошлину в доход бюджета МО «Осташковский район» в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Осташковский городской суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме-20 февраля 2017 года.
Федеральный судья: В.Л. Ежелый.