Дело № 2-1437/2021 (33-989/2022) Судья Райская И.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ19 апреля 2022 г. г. Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Долгинцевой Т.Е.,
судей Голубевой О.Ю., Коровиной Е.В.,
при секретаре Османовой Т.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Долгинцевой Т.Е.
дело по апелляционной жалобе Министерства строительства Тверской области на решение Центрального районного суда города Твери от 16 декабря 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Пролетарского района г. Твери в защиту неопределённого круга лиц к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным бездействия по выполнению Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утверждённой Постановлением Правительства Тверской области 24 декабря 2013 года № 690, возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, выразившееся в невыполнении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории Пролетарского района г. Твери, запланированных к реализации в 2017-2019 гг., предусмотренных Региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области 24 декабря 2013 года № 690-пп.
Обязать Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области (ИНН №, ОГРН №) в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение следующих работ по капитальному ремонту:
- по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонту крыши, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю; установке, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания: разработке проектной документации, проведению экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведению проверки сметной стоимости капитального ремонта, а также проведению государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия в многоквартирном доме <адрес>;
-по ремонту крыши, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю; ремонту и утеплению фасада: установке, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вешания: разработке проектной документации, проведению экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведению проверки сметной стоимости капитального ремонта, а также проведению государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия в многоквартирном доме <адрес>;
-по ремонту крыши, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, ремонту и утеплению фасада: ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установке, ремонту или замене в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок: ремонту внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения: ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения; ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения; установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа); установке, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания; разработке проектной документации, проведению экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведению проверки сметной стоимости капитального ремонта, а также проведению государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия в многоквартирном доме <адрес>;
-ремонту и утеплению фасада; ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установке, ремонту или замене в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок; ремонту внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения; ремонту внутридомовых инженерных систем водоотведения; ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения; разработке проектной документации, проведению экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии
с законодательством о градостроительной деятельности), проведению проверки сметной стоимости капитального ремонта, а также проведению государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия; установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа); установке, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания в доме <адрес>».
Судебная коллегия
установила:
Прокурор Пролетарского района г.Твери в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, впоследствии уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области (далее – Фонд) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>, запланированных к реализации в 2017-2019 г.г., предусмотренных региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 г.г., утверждённой постановлением Правительства Тверской области 24 декабря 2013 г. № 690-пп, и краткосрочным планом реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017-2019 г.г., утверждённым постановлением администрации г. Твери от 08 февраля 2017 г. № 129; возложении обязанности на ответчика в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение работ по капитальному ремонту в указанных многоквартирных домах.
В обоснование иска указано, что прокуратурой на основании обращений жителей г.Твери проанализировано исполнение требований жилищного законодательства Фондом в части проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории <адрес>.
Некоммерческая организация – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области создан распоряжением Правительства Тверской области от 28 июня 2013 г. № 306-рп.
Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы утверждена Постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 года № 690.
В соответствии с указанной региональной программой в 2017-2019 г.г. должен быть осуществлен капитальный ремонт:
-многоквартирного дома 7 <адрес> в следующем объеме: ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, ремонт и утепление фасада; ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок; ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения; ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа); установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания.
-многоквартирного дома <адрес> в следующем объеме: ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; ремонт и утепление фасада; установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания.
-многоквартирного дома <адрес> в следующем объеме: ремонт, замена, модернизация лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания.
-дома <адрес> в следующем объеме: ремонт крыши, переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю; ремонт и утепление фасада; ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок; ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения; ремонт внутридомовых инженерных систем водоотведения; ремонт внутридомовых инженерных систем газоснабжения; разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа); установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания.
Вместе с тем, в краткосрочном плане реализации региональной программы на 2017-2019 гг., утвержденном постановлением Правительства Тверской области от 10 марта 2017 года № 62-пп, вышеуказанные дома отсутствуют.
Несмотря на истекшие сроки осуществления капитального ремонта, установленные региональной программой на 2017-2019 гг. и краткосрочным планом на 2017-2019 гг., утвержденным постановлением администрации г. Твери от 08 февраля 2017 года № 129, Фондом капремонта должных мер по выполнению работ, предусмотренных региональной программой, не принято.
Бездействие ответчика приводит к нарушению жилищных прав неопределенного круга лиц, проживающих в многоквартирных домах, либо находящихся в помещениях, входящих в состав многоквартирного дома по иным основаниям.
Сведения о переносе исполнения мероприятий, предусмотренных региональной программой на 2017-2019 гг., но не выполненных в установленный срок, отсутствуют.
Определениями Центрального районного суда г. Твери от 23 августа 2021 года, от 30 сентября 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ООО УК «Солнечный город», Департамент ЖКХ, жилищной политики и строительства администрации города Твери, Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, Министерство финансов Тверской области, ООО УК «Первомайская», ООО УК «Восход», УФК по Тверской области, Министерство по обеспечению контрольных функций в Тверской области.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Пролетарского района г.Твери Быстрова С.А. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области – Орлова Т.В. возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам письменных возражениях.
Представитель третьих лиц администрации города Твери и Департамента ЖКХ, жилищной политики и строительства администрации г. Твери - Солодкая Э.Н. полагала заявленные требования законными и обоснованными по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.
Представитель третьего лица Министерства строительства Тверской области – Громова С.В. возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам письменных возражений.
Представитель третьего лица Правительства Тверской области – Котов И.Н. возражал против удовлетворения исковых требований по доводам письменных возражений.
Представители третьих лиц Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, ГУ «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, ООО УК «Солнечный город», Министерства финансов Тверской области, ООО УК «Первомайская», ООО УК «Восход», УФК по Тверской области, Министерства по обеспечению контрольных функций в Тверской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причин неявки не сообщили, ранее от них поступили письменные отзывы на исковые заявления.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство строительства Тверской области в лице представителя по доверенности Громовой С.В. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, неполное установление судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов указано, что реализация региональных программ капитального ремонта осуществляется исключительно посредством принятия краткосрочных планов. Обязательств по проведению капитального ремонта в спорных многоквартирных домах у Фонда не возникло, поскольку вышеуказанные многоквартирные дома не были включены в краткосрочные планы реализации в 2017-2019 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы. Расходование средств собственников помещений многоквартирных домов на оплату работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, не включенных в краткосрочные планы, является нарушением п. 12 ст. 182 ЖК РФ, п.п. «б» п.4 раздела I Порядка утверждения краткосрочных планов, положений раздела I постановления Правительства Тверской области от 10.03.2017 № 62-пп. Являясь региональным оператором, Фонд самостоятельно не производит работы по капитальному ремонту многоквартирных домов. Полагает, что нарушены требования ст. 45 ГПК РФ, поскольку согласно исковому заявлению прокурор фактически обратился в интересах прав граждан, которые являлись собственниками и нанимателями жилых помещений в спорных домах, что означает, что их круг определен. Кроме того, прокурором избран неверный способ защиты права, поскольку, по сути, предмет иска является единым, а основания его предъявления ввиду различия видов ремонтных работ по каждому многоквартирному дому являются различными. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии незаконного бездействия Фонда.
В отзывах на апелляционную жалобу Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Правительство Тверской области выражают позицию в поддержку доводов апеллянта.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Пролетарского района г.Твери, администрация города Твери и департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери критикуют доводы жалобы, полагая, что принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным.
В ходе судебного заседания в суде апелляционной инстанции представитель Министерства строительства Тверской области Громова С.В. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила её удовлетворить.
Представитель ответчика Мамочкин Д.В., поддержав позицию апеллянта, просил отменить постановленное судом решение как незаконное, ссылаясь на отсутствие основания для удовлетворения иска.
Прокурор Обиход И.Д. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Иные участники процесса, извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, представителей не направили, о причинах их неявки не сообщили, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали.
С учетом положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено, что капитальный ремонт многоквартирных домов осуществляется в рамках региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Тверской области с 2014 года по 2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 года № 690-пп.
Согласно Региональной программе (в действующей редакции) в период 2017-2019 годов предусмотрен капитальный ремонт:
1) в многоквартирном доме <адрес> – капитальный ремонт крыши переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую, устройство выходов на кровле ремонт фасада; ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения теплоснабжения, а также установка, ремонт или замена в комплексе оборудования индивидуальных тепловых пунктов и при наличии повысительных насосных установок холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и газоснабжения; разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации (в случае, если разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации необходимы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта, а также проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия), являющихся многоквартирными домами, в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия; установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газоснабжения): установка, ремонт систем коллективного приема телевидения I для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания;
2) в многоквартирном доме <адрес> – капитальный ремонт крыши, лифтов и лифтового оборудования, разработка проектной документации, установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания;
3) в многоквартирном доме <адрес> – капитальный ремонт крыши, фасада, внутридомовых инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов, разработка проектной документации, установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания;
4) в многоквартирном доме <адрес> – капитальный ремонт крыши, фасада, разработка проектной документации, установка, ремонт систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания.
Способ формирования фонда капитального ремонта в многоквартирных домах <адрес>, дом <адрес>, дом <адрес> – счет Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области.
Порядком утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 24 марта 2015 г. № 125-пп, в соответствии со ст. 16 Закона Тверской области от 28 июня 2013 года № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» утверждены, в том числе, критерии отбора многоквартирных домов для формирования муниципального краткосрочного плана реализации региональной программы, а также порядок расчета объема денежных средств, предоставляемых региональным оператором (фондом) для формирования плана.
Исходя из доведенных региональным оператором лимитов денежных средств, краткосрочный план формируется из адресного списка многоквартирных домов, набравших максимальное количество баллов в результате подсчета критериев отбора. При этом:
- по домам <адрес>, <адрес> при формировании муниципального краткосрочного плана на 2017-2019 годы решение собственников помещений указанного дома о проведении капитального ремонта общего имущества в сроки, установленные региональной программой, в Департамент ЖКХ и строительства, как ответственное структурное подразделение Администрации города Твери за формирование муниципальных краткосрочных планов, не поступало.
- по дому <адрес>, при формировании муниципального краткосрочного плана на 2017-2019 годы решение собственников помещений указанного дома о проведении капитального ремонта общего имущества в сроки, установленные региональной программой, в Департамент ЖКХ и строительства также не поступало. Однако 24 июля 2020 г. собственниками помещений указанного дома на общем собрании принято решение о переносе сроков проведения капитального ремонта крыши с периода 2017-2019 годов, установленного региональной программой, на период 2020-2022 годов с указанием необходимости проведения капитального ремонта крыши в 2021 году. Оформленный протокол общего собрания представлен в Департамент ЖКХ и строительства администрации г.Твери 11 августа 2020 г., который, в свою очередь, направил его 4 сентября 2020 г. в адрес Министерства строительства Тверской области с целью внесения изменений в региональную программу в части переноса сроков проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома. До настоящего времени соответствующие изменения не внесены.
В отношении домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, собственники помещений которых не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в сроки, установленные региональной программой, Администрацией г.Твери принято решение о проведении капитального ремонта общего имущества в таких многоквартирных домах в сроки, установленные региональной программой (постановление от 21 сентября 2018 года № 1144).
Исходя из доведенных Региональным оператором лимитов денежных средств многоквартирные дома <адрес>; <адрес>; № и № по <адрес> включены в перечень домов, подлежащих капитальному ремонту в 2019 году, как дома, не обеспеченные финансированием, в рамках краткосрочного плана реализации Региональной программы на 2017-2019 годы, утвержденного постановлением Администрации города Твери от 8 февраля 2017 г. № 129.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 30, 154, 169-170, 178, 180-182 ЖК РФ, исходил из того, что, несмотря на истекшие сроки осуществления капитального ремонта, установленные региональной программой и краткосрочным планом на 2017-2019 г.г., утверждённым постановлением администрации г.Твери от 8 февраля 2017 г. № 129, Фонд капремонта должных мер по выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, предусмотренных региональной программой, не принял, что является бездействием ответчика и приводит к нарушению жилищных прав неопределённого круга лиц, проживающих или имеющих намерение проживать в будущем в указанных в исковом заявлении МКД, тогда как обязанность Фонда капремонта по выполнению запланированных мероприятий по капитальному ремонту качественно и в срок сохраняется и подлежит исполнению до полной её реализации, в связи с чем пришёл к выводу о наличии правовых оснований для возложения на Фонд капремонта обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта в МКД, перечисленных в иске.
Однако с такими выводами согласиться нельзя, ибо они основаны на неправильном применении норм материального права.
Правоотношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166-191 раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 3, 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены положения о региональной программе капитального ремонта в многоквартирных домах. Программой определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Положениями статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что региональный оператор является юридическим лицом, создается субъектом Российской Федерации в организационно-правовой форме фонда, деятельность которого осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, обязанность по обеспечению организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области возложена на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области.
Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленное на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным кодексом Российской Федерации. Функции регионального оператора определены в статье 180 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 10 утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 24 декабря 2013 года № 690-пп региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы в целях конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения объема финансирования мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме за счет средств собственников помещений многоквартирных домов и иных источников, видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта Правительство Тверской области и органы местного самоуправления утверждают краткосрочные планы реализации региональной программы по проведению капитального ремонта в порядке, установленном Правительством Тверской области.
Аналогичное положение закреплено в статье 16 Закона Тверской области от 28 июня 2013 года № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области».
Постановлением Правительства Тверской области от 24 марта 2015 года № 125-пп утвержден Порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области.
Таким образом, действующим законодательством установлен порядок реализации региональной программы капитального ремонта посредством утверждения на основании муниципальных краткосрочных планов регионального краткосрочного плана (пункт 15 Порядка).
Пунктом 5 Порядка определено, что муниципальные краткосрочные планы формируются органами местного самоуправления на основании решений о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, принятых в соответствии со статьей 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, и на основании предварительных сметных расчетов, предоставленных Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Муниципальные краткосрочные планы разрабатываются с учетом критериев для формирования муниципального краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области (пункт 7 Порядка).
Постановлением администрации города Твери от 6 марта 2019 года № 250 внесены изменения в постановление администрации города Твери от 8 февраля 2017 года № 129 «Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2017-2019 годы муниципального образования город Тверь», которыми приведен перечень многоквартирных домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не обеспеченных финансированием, включающий, в том числе, дом <адрес>, дом <адрес>, дом № и дом № по <адрес>.
В основании иска прокурором приведены доводы о бездействии Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, заключающемся в невыполнении региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества спорного дома в части проведения работ по ремонту и утеплению фасада, ремонту крыш, внутридомовых инженерных коммуникаций и других.
Позиция прокурора принята судом первой инстанции как правомерная и положена в основу оспариваемого судебного акта.
Между тем судом не учтено, что в силу вышеприведенного правового регулирования само по себе включение того или иного дома в региональную программу капитального ремонта с первоначальным указанием в программе предельных сроков проведения ремонта не означает, что такие сроки не могут быть изменены высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, применительно к настоящему делу – Правительством Тверской области.
Соглашаясь с доводами прокурора, суд первой инстанции не принял во внимание, что формой муниципального краткосрочного плана, установленной вышеприведенным Порядком утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, не предусмотрено включение в муниципальный краткосрочный план домов, по которым отсутствует финансирование проведения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Постановлениями Правительства Тверской области от 10 марта 2017 года № 62-пп и от 14 августа 2020 года № 360-пп утверждены краткосрочные планы реализации соответственно в 2017-2019 годах и в 2020-2022 годах региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы. Вышеуказанные МКД в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, в краткосрочные планы не включены.
При этом из объяснений представителей органов исполнительной власти, выступающих на стороне ответчика, следует, что при формировании регионального краткосрочного плана на 2017-2019 года приняты к учету положения муниципального краткосрочного плана города Твери в части, не противоречащей требованиям, установленным Порядком утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 24 марта 2015 года № 125-пп, то есть в региональный краткосрочный план включены только многоквартирные дома, обеспеченные финансированием.
Данный факт не оспаривается и администрацией города Твери, выступающей на стороне истца.
При таких обстоятельствах следует признать, что Законом № 43-ЗО не предусмотрена обязанность Фонда обеспечивать выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, не включенных в региональный краткосрочный план.
На основании изложенного требование прокурора Пролетарского района г.Твери о признании незаконным бездействия Фонда, выразившееся в невыполнении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с возложением на Фонд обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, не подлежало удовлетворению ввиду отсутствия у ответчика обязанности по обеспечению выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, не включенных в региональный краткосрочный план, утвержденный постановлением Правительства Тверской области.
Оспариваемое решение подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска, в связи с чем иные доводы апелляционной жалобы правового значения не имеют.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, нарушений процессуальных норм права при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Твери от 16 декабря 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Пролетарского района г. Твери в защиту неопределённого круга лиц к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области о признании незаконным бездействия по выполнению Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы, утверждённой Постановлением Правительства Тверской области 24 декабря 2013 года № 690, возложении обязанности обеспечить проведение капитального ремонта оставить без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 22 апреля 2022 года
Председательствующий
Судьи