Дело № 2-123/2017 года
Решение
Именем Российской Федерации
гп. Северо-Енисейский 15 августа 2017 года
Северо-Енисейский районный суд Красноярского края в составе судьи Ивановой Л.В.,
при секретаре Команич М.О.
С участием представителя ответчика ООО АС «Прииск Дражный» Лифантьева Д.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Обществу с ограниченной ответственностью Артель Старателей «Прииск Дражный» ( далее по тексту ООО АС «Прииск Дражный» ) об устранении нарушений лесного законодательства и возложения обязанности разработать проект освоения лесов и пройти государственную экспертизу проекта освоения лесов в рамках договора аренды от 10.11.2014 года № 347,
установил:
Истец-Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратился в суд с исковым заявлением к ООО АС «Прииск Дражный» об устранении нарушения лесного законодательства и возложения обязанности разработать проект освоения лесов и пройти государственную экспертизу проекта освоения лесов в рамках договора аренды от 10.11.2014 года № 347.
Исковые требования мотивированы следующим:
Согласно договору аренды лесного участка от 10.11.2014 № 347 (далее - договор аренды лесного участка) ООО АС «Прииск Дражный» является арендатором лесного участка защитных и эксплуатационных лесов, общей площадью 117,5409 га, расположенного: <адрес> предоставленный на срок 5 лет.
Лесной участок предоставлен ООО АС «Прииск Дражный» для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых.
Согласно подп. «в» п. 13 указанного договора, арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов в течение 3 месяцев со дня государственной регистрации договора.
ООО АС «Прииск Дражный» до настоящего времени не разработан и не предоставлен арендатору проект освоения лесов, имеющий положительную государственную экспертизу.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки установлены Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69, в соответствии с п. 28 которого, проект освоения лесов разрабатывается лицами, которыми лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со ст. 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Поскольку ООО АС « Прииск Дражный» в нарушение лесного законодательства РФ, договора аренды, до настоящего времени не разработал проект освоения лесов, то нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на защиту ее от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, несоблюдения указанных требований может повлечь причинение вреда окружающей природной среде. Отсутствие проекта освоения лесов, имеющего положительную государственную экспертизу, осуществление хозяйственной деятельности ООО АС «Прииск Дражный» на лесном участке ставит под угрозу права и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, которые вправе рассчитывать на то, что экологическая система и природные ресурсы государства будут использоваться коммерческими организациями в процессе их хозяйственной деятельности, не только по их усмотрению, но также и в соответствии с требованиями федеральных законов. Использование ответчиком лесного участка в отсутствие проекта освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу, нарушает основные интересы и принципы Российской Федерации, как собственника лесного фонда, выражающиеся в устойчивом управлении лесами, сохранении биологического разнообразия лесов, повышении их потенциала, сохранении средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно- гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду. Распоряжением правительства Красноярского края от 13.07.2016 года № 560-р образовано Министерство лесного хозяйства Красноярского края, действующее на основании Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края, утвержденного постановлением правительства Красноярского края от 26.07.2016 года № 374-п.
Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнении Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет надзор (контроль) в области лесных отношений.
Представитель Министерства лесного хозяйства Красноярского края предоставил в суд заявление, в котором требования, предъявленные в исковом заявлении поддерживает в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика ООО АС «Прииск Дражный» Лифантьев Д.В. с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что в настоящий момент идет процедура внесения изменений в договор аренды лесного участка №347, на основании внесенных изменений специалистами ФГБУ « Рослесинфорг», «Востиблеспроэкт» подготовлено дополнительное соглашение к договору аренды № 347 от 10.11.2014 года, оно согласовано в Министерстве лесного хозяйства Красноярского края и в настоящее время находится на подписи у заместителя министра Министерства лесного хозяйства Красноярского края Борискиной О.В. После подписания Соглашения с двух сторон оно будет направленно на регистрацию в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю. По окончании регистрации Соглашения проект освоения лесов к данному договору будет направлен на экспертизу в Министерство. Таким образом, у Министерства лесного хозяйства Красноярского края отсутствуют объективные причины требовать в судебном порядке от ООО АС « Прииск Дражный» разработать проект освоения лесов и пройти государственную экспертизу проекта освоения лесов в рамках договора аренды от 10.11.2014 года № 347
Суд с учетом мнения явившихся лиц и на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть данное гражданское дела в отсутствии представителя истца.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно договору аренды лесного участка от 10.11.2014 № 347 общество с ограниченной ответственностью Артель старателей «Прииск Дражный» является арендатором лесного участка защитных и эксплуатационных лесов, общей площадью 117,5409 га, расположенного: <адрес>, предоставленный на срок 5 лет.
Лесной участок предоставлен ООО АС «Прииск Дражный» для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых.
Согласно подп. «в» п. 13 указанного договора, арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов в течение 3 месяцев со дня государственной регистрации договора.
Согласно ч. 1 ст. 88 Лесного кодекса РФ предусматривает составление проекта освоения лесов лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
ООО АС «Прииск Дражный» до настоящего времени не разработан и не представлен арендатору проект освоения лесов, имеющий положительную государственную экспертизу.
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки установлены Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69, в соответствии с п. 28 которого, проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со ст. 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также- иных специальных обследований.
Согласно статье 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
В соответствии с п. 3 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Согласно ч. 1 ст. 89 Лесного кодекса РФ данный проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной Экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Минприроды России от 26.09.2016 № 496, целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
На основании ч. 2 ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
Согласно ч. 3 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими лесана основании проекта освоения лесов.
В соответствии с пунктом 15(11) правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417, виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности этими средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, определены в установленном порядке, включаются в проректоры освоения лесов.
В силу статей 9,15 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду,бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.
Поскольку ООО АС «Прииск Дражный» в нарушение лесного законодательства РФ, договора аренды до настоящего времени не разработал проект освоения лесов, то нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на защиту ее от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, несоблюдение указанных требований может повлечь причинение вреда окружающей природной среде.
Отсутствие проекта освоения лесов, имеющего положительную государственную экспертизу, осуществление хозяйственной деятельности ООО АС «Прииск Дражный» на лесном участке ставит под угрозу права и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, которые вправе рассчитывать на то, что экологическая система и природные ресурсы государства будут использоваться коммерческими организациями в процессе их хозяйственной деятельности не только по их усмотрению, но также и в соответствии с требованиями федеральных законов.
Защитить права и интересы неопределенного круга лиц в данном случае возможно путем возложения на ответчика обязанности соблюдать требований лесного законодательства в части подготовки проекта освоения лесов, утвержденного в установленном законом порядке.
Использование ответчиком лесного участка в отсутствие проекта освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу, нарушает основные интересы и принципы Российской Федерации как собственника лесного фонда, выражающиеся в устойчивом управлении лесами, сохранении биологического разнообразия лесов, повышении их потенциала, сохранении средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно- гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 76 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.
Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса РФ, от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Распоряжением Правительства Красноярского края от 13.07.2016 № 560-р образовано министерство лесного хозяйства Красноярского края (далее - министерство), действующее на основании Положения о министерстве лесного хозяйства Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 № 374-п (далее - Положение о министерстве).
Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края (далее - край), который на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет надзор (контроль) в области лесных отношений.
Согласно пункту 2.3 Положения министерство обеспечивает соблюдение лесного законодательства, и с учетом вышеизложенного вправе было обратить в суд с данным иском.
Доводы ответчика о том, что истец не вправе в судебном порядке требовать от него разработать проект освоения лесов в рамках указанного договора аренды, так как в настоящее время вносятся изменения в данный договор аренды, идет согласование, документы находятся на согласовании у истца, суд признает несостоятельными, так как указанная процедура не освобождает ответчика от обязанности разработать проект освоения лесов и предоставить его на государственную экспертизу и данную обязанность ответчик обязан был исполнить не позднее 3 месяцев со дня государственной регистрации договора аренды, которая была произведена 25.02.2015 года. Также в договоре аренды предусмотрена процедура внесения изменений в проект освоения лесов, если меняются условия договора аренды. Ответчик ООО АС « Прииск Дражный» не предоставил в судебном заседании проект освоения лесов, прошедший государственную экспертизу в рамках договора аренды от 10.11.2014 года № 347.
При таких данных исковые требования Министерства лесного хозяйства подлежат удовлетворению.
С учетом требований ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд полагает установить срок исполнения обязательства - не позднее 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу, как просит истце, который является разумным, с учетом того, что процедура разработки проекта уже начата ответчиком.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход государства госпошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере 6000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Обществу с ограниченной ответственностью Артель Старателей «Прииск Дражный» ( далее по тексту ООО АС «Прииск Дражный») об устранении нарушений лесного законодательства и возложении обязанности разработать проект освоения лесов и пройти государственную экспертизу проекта освоения лесов в рамках договора аренды от 10.11.2014 года №347 удовлетворить.
Обязать ООО АС «Прииск Дражный» разработать проект освоения лесов и пройти государственную экспертизу проекта освоения лесов в рамках договора аренды от 10.11.2014 года № 347 в отношении лесного участка общей площадью 117,5409 га, расположенного по адресу: <адрес> в срок не позднее двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ООО АС «Прииск Дражный» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Северо-Енисейский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 25.08.2017 года.
Председательствующий: подпись.
Копия верна.
Судья Северо-Енисейского районного суда Иванова Л.В.