Решение по делу № 2-108/2021 от 18.11.2020

                                          Дело № 2-108/2021

УИД 26RS0010-01-2020-005269-54

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                        

28 января 2021 года город Георгиевск

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Курбановой Ю.В.,

при секретаре Палатовой Е.С.,

с участием истца Чиркова В.А.,

представителя ответчика Акоповой С.А., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чиркова Валерия Афанасьевича к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края в лице Управления труда и социальной защиты населения администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края о возложении обязанности по перерасчету не выплаченных сумм, выплате денежных средств, взыскании штрафа в соответствии с Законом о защите прав потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с настоящим иском к ответчику, в котором указал, что он является собственником квартиры в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, кроме того, является инвалидом второй группы с 2005 года, в связи с чем имеет право на льготы на оплату в размере 50% за наем и содержание жилого помещения, включая в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного или муниципального жилого фонда, а также платы за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод.

Согласно протокола УТСЗН администрации г Георгиевска, ежемесячная жилищно - коммунальная выплата составила от 735,36 рублей с 01.01.2009 года в зимнее время, и от 1329,04 рублей в летнее время.

По сложившейся системе оплата за жилье производилась с учетом перечисления данной суммы наличными, которые он вносил в суммы платежа.

С 01 мая 2019 года выплата указанной суммы субсидии была прекращена вследствие возникшей задолженности в течение 3 месяцев по оплате жилья, с чем он не согласен, так как задолженность возникла по вине ответчиков, несвоевременно перечислявших субсидии.

Действия ответчика причинили ему материальный ущерб в сумме не выплаченной социальной поддержки инвалидов за период с 01.05.2019 по настоящее время, в связи с чем просит обязать УТСЗН администрации Георгиевского городского округа произвести расчет не выплаченной суммы социальной поддержки, произвести выплату денежных средств, взыскать с ответчика штраф в свою пользу за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя в размере 50 % присужденной суммы, в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей».

В судебное заседание, будучи надлежаще уведомленными о его дате, месте и времени не явились представитель Министерства труда и социальной защиты населения в Ставропольском крае, а также привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, представитель Управляющей организации ООО «Георгиевская крепость», при этом представили письменные возражения на заявленные исковые требования, которые приобщены к материалам дела.

Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании Чирков В.А. поддержал свои исковые требования, настаивал на их удовлетворении, указав, что он действительно не оплачивает услугу по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома, поскольку таковая ему не предоставляется, а определениями мирового судьи данная задолженность перед управляющей организацией признана не существующей. В судебном порядке вопрос о не предоставлении ему со стороны ООО «Георгиевская крепость» соответствующих услуг, и необоснованном взимании за это платы, он не разрешал.

В судебном заседании представитель ответчика Акопова С.А. возражала против удовлетворения исковых требований Чиркова В.А. ввиду законности действий Управления труда и социальной защиты населения администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края и наличия у истца задолженности, поскольку оплата им за услугу по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома производилась не в полном объеме.

Участвуя в предварительном судебном заседании представитель ООО «Георгиевская крепость» (ранее – ООО «Наш дом») Липова Ю.В., возражала против удовлетворения исковых требований Чиркова В.А., представив расчет образовавшейся задолженности истца перед управляющей организацией за период с 01.09.2017 по 01.12.2020 по услуге «содержание и текущий ремонт» в размере 47 157,41 рублей.

    Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, оценив представленные доказательства, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает исковые требования Чиркова В.А. не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату: за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; за коммунальные услуги.

Статьей 155 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, на основании платежных документов, организаций и других юридических лиц, осуществляющих начисление платежей населению.

Частью 1 статьи 158 ЖК РФ установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле вправе общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Статьей 169 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Статьей 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, предоставляются компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (далее - компенсация на ЖКУ) за счет средств федерального бюджета.

Компенсации на ЖКУ предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация на ЖКУ в размере 50 процентов:

платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показания приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Инвалидам 1 и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей - инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Компенсации расходов по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ полномочия по предоставлению компенсации на ЖКУ переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, форма ее предоставления определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 17.09.2008 № 145-п «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае в денежной форме» установлено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, оказываемых гражданам из числа лиц, указанных в Федеральном законе № 181-ФЗ, равно как и льготным категориям граждан, предусмотренных отдельными федеральными законами, с 01.01.2009 предоставляются в денежной форме в виде компенсации на ЖКУ и утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае в денежной форме, который разработан в соответствии с действующим законодательством, в том числе жилищным законодательством, и является нормативным правовым актом, относящимся к жилищному законодательству, поскольку разработан во исполнение статьи 160 ЖК РФ.

Согласно пункту 1.1 Порядка понятия и термины, используемые в настоящем Порядке, применяются в тех же значениях, что и в ЖК РФ. Соответственно, нормы, регулирующие вопросы платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и компенсации на ЖКУ, должны рассматриваться в системном единстве.

Законом Ставропольского края от 11.12.2009 № 92-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и отдельными государственными полномочиями Ставропольского края в области труда и социальной защиты 0:rдельных категорий граждан» (далее - Закон Ставропольского края № 92-кз) полномочия по предоставлению компенсации на ЖКУ переданы органам труда и социальной защиты населения администраций муниципальных (городских округов) Ставропольского края (далее - органы соцзащиты), которые при исполнении переданных отдельных государственных полномочий обязаны осуществлять их надлежащим образом в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края, а также обеспечивать эффективное и рациональное использование финансовых средств, выделенных из бюджета Ставропольского края на их осуществление (часть 2 статьи 4 Закона Ставропольского края № 92-кз).

Во исполнение требований статьи 160 ЖК РФ пунктом 22 Порядка предусмотрено, что допущение гражданами задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (или их отдельных видов) в течение 3 месяцев является основанием для приостановления выплаты компенсации на ЖКУ. Сведения о гражданах, не внесших в установленные сроки плату за жилое помещение и коммунальные услуги или допустивших нарушение условий соглашений, в органы соцзащиты представляют предприятия, организации и другие юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие начисление платежей населению, самостоятельно или по запросам органов соцзащиты.

Возобновление выплаты компенсации на ЖКУ про изводится после представления документов, подтверждающих исполнение обязательств по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или о соблюдении условий соглашения, с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором выплата была приостановлена (с учетом пропущенного периода выплаты компенсации на ЖКУ, но не более чем за 3 года до месяца обращения гражданина за возобновлением выплаты компенсации на ЖКУ, при условии, что в указанном периоде он имел право на ее получение).

    Как установлено судом, и не оспаривается сторонами, истец является собственником квартиры № в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, управление которым в период с 01.03.2015 по 01.07.2020 осуществляло ООО «Георгиевская крепость» (ранее – ООО «Наш дом»), а с 01.07.2020 между ООО «Георгиевская крепость» и собственниками помещений МКД по адресу: <адрес>, заключен договор обслуживания.

    С 01.03.2005 Чиркову В.А. установлена инвалидность 2 группы бессрочно.

    Чирков В.А. состоит на учете в УТСЗН администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края как инвалид 2 группы, с 01.01.2009, с указанной даты ему назначена и выплачивалась компенсация на ЖКУ в размере 50%, предусмотренная статьей 17 Закона № 181-ФЗ.

С 01 мая 2019 года ее выплата была приостановлена в связи с выявлением у него задолженности по оплате услуги «содержание и текущий ремонт жилого помещения», включенной статьей 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

О приостановлении выплаты заявитель уведомлен ответчиком 15 мая 2019 года.

    Исходя из представленного суду расчета ООО «Георгиевская крепость», задолженность Чиркова В.А. за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 01.09.2017 по 01.12.2020 составляет 47 157, 41 рублей.

    Из данного расчета (графа «начислено» и «оплачено»), который не оспорен истцом, и иных материалов дела следует, что Чирков В.А. плату за услуги «содержание и текущий ремонт жилого помещения», включенные статьей 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, производил не в полном объеме, а также допускал полную неоплату произведенных на его лицевой счет начислений, ввиду чего образовалась задолженность, препятствующая восстановлению социальной компенсации на ЖКУ в размере 50%, предусмотренная статьей 17 Закона № 181-ФЗ.

Контррасчета Чирковым В.А. суду не представлено.

С учетом изложенного, как федеральное, так и краевое законодательство, предусматривает предоставление гражданам мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг только после исполнения ими в полной мере, возложенной на них статьей 153 ЖК РФ обязанности по своевременному и полному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом нормы жилищного законодательства предполагают отсутствие у гражданина задолженности по всем видам жилищно-коммунальных услуг, включенных в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги статьей 154 ЖК РФ, а не только по тем видам услуг, расходы по оплате которых включены в состав выплачиваемой гражданину компенсации на ЖКУ.

    Как следует из ответа, направленного на имя истца из Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций от 17.03.2020 № А26-02-23312971, аналогичные обстоятельства были установлены и в ходе проведенной проверки по его обращению, при этом заявителю указано на отсутствие правовых оснований для возобновления выплаты испрашиваемой им компенсации на ЖКУ до урегулирования вопроса в отношении имеющейся у него задолженности.

    До настоящего времени Чирков В.А. задолженность не погасил, мер, направленных на ее погашение не принимает, полагая, что не должен оплачивать вышеуказанные услуги, в том числе, ввиду их не предоставления ему, соглашения о порядке погашения этой задолженности с уполномоченным органом не заключил.

    При этом доказательств тому, что не оплата ЖКУ связана с фактическим не предоставлением ему услуги «содержание и текущий ремонт жилого помещения», включенной статьей 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, истец суду не предоставил, в судебном порядке данный спор не разрешал.

Также каких-либо доказательств того, что предоставленные Чиркову В.А. за спорный период коммунальные услуги были ненадлежащего качества, что влечет обязанность исполнителя произвести в соответствии с положениями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения, вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги, в материалах дела не имеется.

    В ходе рассмотрения настоящего дела судом уважительных причин образования задолженности у истца не установлено, напротив, суд приходит к выводу о нежелании собственника производить оплату ЖКУ в полном объеме, делая это выборочно, по своему усмотрению, о чем свидетельствуют представленные им квитанции в качестве доказательств, по мнению Чиркова В.А., надлежащей оплаты коммунальных услуг.

     В пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

    По смыслу норм права, регулирующих отношения по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также разъяснений, содержащихся в пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22, само по себе наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для приостановления предоставления мер социальной поддержки или для отказа в их предоставлении, поскольку принятию решения уполномоченным органом по вопросу предоставления гражданину субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должно предшествовать установление причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченным органом не может быть отказано в предоставлении мер социальной поддержки гражданину.

    Разрешая спор о праве Чиркова В.А. на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и проверяя обоснованность действий приостановления выплаты компенсации, суд, с учетом положений вышеприведенных норм, приходит к окончательному выводу о законности действий ответчика, который также не установил наличия уважительных причин для возникновения задолженности по внесению платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения, учитывая, что на его имя систематически направлялись, но не оплачивались, как собственником, в полном объеме счета-извещения.

    При этом меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставлялись истцу именно в связи с оплатой расходов на коммунальные услуги по указанному жилому помещению.

    Доказательств, подтверждающих наличие у истца уважительных причин неуплаты взносов, в том числе, связанных с состоянием здоровья, материальным положением, не предоставлено, а потому в удовлетворении заявленных им исковых требований надлежит отказать.

    Указание о вине ответчика, несвоевременно перечислявших субсидии, судом не может быть принято во внимание, так данное утверждение ничем не подтверждено, более того, судом в ходе рассмотрения настоящего спора установлена правомерность их действий, вызванная, как раз, виновными действиями самого истца, выразившихся в неоплате ЖКУ, что привело к образованию задолженности на его лицевом счете.

    Доводы Чиркова В.А. о том, что в судебном порядке его задолженность признана не существующей, подлежат отклонению, поскольку определения мировых судей об отмене судебных приказов от 26.12.2016 и от 18.12.2020, не являются этому подтверждением.

    Из данных судебных актов следует, что управляющая организация обращалась к мировому судье в 2016 году с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Чиркова В.А. задолженности за содержание жилого помещения по тому же адресу, и коммунальные услуги за период с 01.01.2013 по 01.08.2016 в размере 33560,64 рублей, и в 2020 году за период с 01.09.2017 по 01.09.2020 в размере 44853,41 рублей, которые были отменены им ввиду несогласия с суммой задолженности и не заключением договора с управляющей организацией.

    Не подлежит удовлетворению и требование истца о взыскании с ответчика штрафа в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, как ввиду необоснованности основного искового требования, так и ввиду того, что при разрешении данного спора положения Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" не применяется, поскольку он не регулирует правоотношений, вытекающих из предоставления мер государственной поддержки.

        На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Чиркова Валерия Афанасьевича к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края в лице Управления труда и социальной защиты населения администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края о возложении обязанности по перерасчету не выплаченных сумм социальной поддержки, выплате денежных средств, взыскании штрафа в размере 50% от присужденной суммы в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, - оставить без удовлетворения.

     Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Ставропольский краевой суд через Георгиевский городской суд со дня его принятия судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 04 февраля 2021 года.

    Судья Курбанова Ю.В.

2-108/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Чирков Валерий Афанасьевич
Ответчики
УТСЗН администрации Георгиевского городского округа
Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края
Суд
Георгиевский городской суд Ставропольского края
Судья
Курбанова Юлия Викторовна
Дело на сайте суда
georgievsky.stv.sudrf.ru
18.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.11.2020Передача материалов судье
20.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2020Подготовка дела (собеседование)
04.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.01.2021Предварительное судебное заседание
28.01.2021Судебное заседание
04.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее