По делу № 2-30/2021 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 апреля 2021 года ст. Новопокровская
Новопокровский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего Баранова С.В.,
при секретаре Шашкове Е.Ю.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Назарова Виталия Михайловича к администрации муниципального образования Новопокровский район Краснодарского края об обязании предоставить в аренду земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Назаров В.М. обратился в Новопокровский районный суд Краснодарского края с исковым заявлением, в котором просит обязать ответчика в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда предоставить ему в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 1216 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, б/н в границах кадастрового квартала № для целей индивидуального жилищного строительства.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. В сентябре 2016 г. истец обратился в администрацию Кубанского сельского поселения Новопокровского района с намерением о передачи ему в аренду земельного участка площадью 1216 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, б/н в границах кадастрового квартала №, прилегающего к его земельному участку с кадастровым номером №
Глава администрации Борисовский А.С. и землеустроитель Смольяков А.Н. после приезда на земельный участок и осмотра территории согласовали границы земельного участка с учетом отступа от накатанной дороги. В связи с тем, что заявление о передачи в аренду земельного участка не принималось в администрации без межевого плана, то в октябре 2016 г. кадастровый инженер Череп В.С. произвел замеры земельного участка и изготовил межевой план.
ДД.ММ.ГГГГ Назаровым В.М. было подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, которое зарегистрировано за входящим №, поданное заявление полностью соответствовало положениям статей 39.15, 39.17 Земельного кодекса РФ.
Однако, уже только после принятия указанного заявления, глава администрации Кубанского сельского поселения Новопокровского района пояснил, что полномочия по передаче в аренду земельных участков с ДД.ММ.ГГГГ будут переданы в администрацию муниципального образования Новопокровский район.
В январе 2017 г. истец повторно обратился в администрацию муниципального образования Новопокровский район с заявлением о передаче в аренду земельного участка площадью 1216 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, б/н для целей индивидуального жилищного строительства. Администрация муниципального образования отказала в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка без проведения торгов (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ
г.), так как часть земельного участка расположена на территории существующих магистральных улиц, часть земельного участка расположена на территории зеленых насаждений общего пользования, часть земельного участка расположена на территории индивидуальной жилой застройки с приусадебными участками, и кроме того, по территории испрашиваемого земельного участка проходит ось автомобильной дороги.
На повторное обращение истца администрацией было указано, что он имеет право обратиться с заявление на имя главы муниципального образования с заявлением о предварительном согласовании предоставления или предоставления земельного участка (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ).
Истец неоднократно обращался в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства дома и неоднократно интересовался его рассмотрением и результатом, в администрации ему поясняли, что земельный участок выставлен на торги. До настоящего времени вопрос о предварительном согласовании предоставления или предоставления земельного участка не разрешен.
Более того, с учетом затягивания администрацией рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду, истец привлечен к административной ответственности за использование земельного участка площадью 1216 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, б/н в границах кадастрового квартала №, прилегающего к его земельному участку с кадастровым номером №, Муниципальным отделом по Белоглинскому и Новопокровскому району Управления Росреестра по Краснодарскому краю вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ
Истец Назаров В.М. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования Новопокровский район Педько Н.О. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать. Из представленных ранее возражений следует, что на основании заявления Назарова В.М. от ДД.ММ.ГГГГ входящий № о предварительном согласовании предоставления земельного участка в <адрес> в границах кадастрового квартала №, площадью 1216 кв.м., для целей строительства жилого дома, администрация муниципального образования запросила сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. Согласно справке отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Новопокровский район от ДД.ММ.ГГГГ № испрашиваемый земельный участок ограничений к вовлечению в оборот не имел.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ земельные участки гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, предоставляются без проведения торгов в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В порядке статьи 39.18 Земельного кодекса РФ администрация муниципального образования Новопокровский район разместила извещение от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ№ о приеме заявлений от граждан о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка для индивидуального жилищного строительства на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении аукциона, определенном Правительством Российской Федерации, www.torgi.gov.ru., официальном сайте администрации муниципального образования Новопокровский район и обнародовано Кубанским сельским поселением. Прием заявок осуществлялся до ДД.ММ.ГГГГ 16-00.
ДД.ММ.ГГГГ в отдел по управлению муниципальным имуществом, земельным ресурсами и по правовым вопросам администрации муниципального образования Новопокровский район поступила информация из отдела архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Новопокровский район об ошибочно выданных сведениях из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности. Согласно предоставленной информации часть земельного участка в <адрес> в границах кадастрового квартала №, площадью 1216 кв.м, находится на территории существующих магистральных улиц, на территории зеленых насаждений общего пользования.
На основании поступивших сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ согласно разработанному генеральному плану Кубанского сельского поселения Новопокровского района Краснодарского края, утвержденному Решением Совета Кубанского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №), на территории испрашиваемого земельного участка расположена автомобильная дорога общего пользования.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного Кодекса РФ.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации.
Представленная заявителем схема расположения земельного участка не соответствует Генеральному плану Кубанского сельского поселения Новопокровского района Краснодарского края, утвержденному Решением Совета Кубанского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №), в связи с тем, что на территории земельного участка расположена автомобильная дорога общего пользования
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
В соответствии с частью 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Образование земельного участка в испрашиваемых границах для целей предоставления в аренду приведет к невозможности использования его по целевому назначению, а так же нарушит права неограниченного круга лиц на беспрепятственное пользование территорией общего пользования.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - администрации Кубанского сельского поселения Новопокровского района Дьяченко С.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований Назарова В.М.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ земельные участки гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, предоставляются без проведения торгов в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Согласно пп. 6 п. 1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Отказывая в предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов, администрация муниципального образования Новопокровский район указала на то, что согласно разработанному генеральному плану Кубанского сельского поселения Новопокровского района Краснодарского края, утвержденному Решением Совета Кубанского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, часть земельного участка расположена на территории существующих магистральных улиц, часть земельного участка расположена на территории зеленых насаждений общего пользования, часть земельного участка расположена на территории индивидуальной жилой застройки с приусадебными участками, проектируемая на расчетный срок.
Согласно абзацу второму части 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из системного толкования положений статей 39.17 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации усматривается, что земельный участок не предоставляется в собственность, если в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории он предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Регламентация законодателем градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
С учетом этого Градостроительный кодекс Российской Федерации отдельно выделяет такие объекты, как территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. К данным территориям относятся, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (часть 12 статьи 1), которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (часть 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
В статье 9 Градостроительного кодекса РФ указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно статье 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Как следует из справки №, предоставленной отделом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Новопокровский район, на территории спорного земельного участка расположена автомобильная дорога общего пользования, следовательно, земельный участок является ограниченным в обороте и не подлежит передаче в аренду.
При таких обстоятельствах требования Назарова В.М. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Назарова Виталия Михайловича к администрации муниципального образования Новопокровский район Краснодарского края об обязании в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда предоставить ему в аренду Назарову Виталию Михайловичу сроком на сорок девять лет земельный участок площадью 1216 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, б/н в границах кадастрового квартала № для целей индивидуального жилищного строительства - оставить без удовлетворения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Новопокровский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий: