Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 января 2019 года г. Пучеж Ивановской области
Пучежский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Касаткина А.Л., при секретаре Правдиной Л.М., с участием представителя истца Канашиной А.П., ответчика Андреевой Н.Ю., рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело
по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ивановской области к Андреевой Наталье Юрьевне о взыскании задолженности в сумме 47562 рубля 44 копейки по транспортному налогу и пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России № 3 по Ивановской области (до реорганизации - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Ивановской области) обратилась в суд с административным иском к Андреевой Н.Ю., уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014 год в размере 47419 рублей, и пени за просрочку уплаты налога за период с 02.10.2015г. по 12.10.2015 года в сумме 143,44 рубля, мотивируя требования тем, что у административного ответчика в 2014 году имелись в собственности транспортные средства, за которые административным ответчиком не был уплачен транспортный налог.
Одновременно административный истец просит восстановить срок на подачу административного иска в целях обеспечения единства судебной практики соблюдения общеобязательных Конституционных норм Российской Федерации, компенсации ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога, создания равных условий налогообложения для налогоплательщиков, уплативших установленные законом налоги и уклоняющихся от их уплаты.
Представитель административного истца Канашина А.П. в судебном заседании пояснила, что информация о наличии у Андреевой задолженности по транспортному налогу была известна в 2015 году ИФНС России по Московскому району г. Нижний Новгород, которые своевременно не предприняли меры к взысканию задолженности и в марте 2016 года направили соответствующие сведения по должнику Андреевой Н.Ю. в ИФНС № 3 по Ивановской области по новому месту жительства Андреевой. Выгрузка электронной базы по должникам произошла только в августе 2018 года, в связи с чем и был пропущен срок для обращения в суд с настоящим иском. Просила восстановить пропущенный процессуальный срок по основаниям, указанным в ходатайстве.
Административный ответчик Андреева Н.Ю. в судебном заседании пояснила, что не отказывается от уплаты налога, но считает, что в данном случае срок для обращения с иском о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 год пропущен не по уважительной причине, поэтому не подлежит восстановлению, в связи с чем просила в иске отказать. Так же пояснила, что в 2015 году она, не получив ежегодного уведомления о транспортном налоге, лично обращалась в налоговую инспекцию г. Пучежа по вопросу ненаправления ей налоговых уведомлений по транспортному налогу, при этом представила доказательства принадлежности ей на праве собственности транспортных средств. Её обращение по уплате транспортного налога налоговый орган оставил без внимания и в дальнейшем транспортный налог ей по непонятным причинам не начисляется.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, закрепленная статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
На основании п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
Пунктом 2 ст. 52 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
На основании п. п. 1, 2 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Как установлено п. 4 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В силу п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Из п. 1 ст. 44 НК РФ следует, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора и прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора или с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Из информации, представленной миграционным пунктом МО МВД России «Пучежский», следует, что административный ответчик Андреева Н.Ю. зарегистрирована по адресу <адрес>. с 28 января 2015 года (л.д.17).
Административному ответчику Андреевой Н.Ю. в 2014 году принадлежали на праве собственности следующее транспортные средства: автомобиль марки № 2006 года выпуска, государственный регистрационный знак № и легковой автомобиль марки «TOYOTALANDCRUISER», 2008 года выпуска, государственный регистрационный знак №
Административный истец в соответствии с требованиями закона и полученными сведениями из органов ГИБДД произвел расчет транспортного налога, подлежащего уплате административным ответчиком.
Административному ответчику было направлено налоговое уведомление N 383408 от 27 марта 2015 года об уплате транспортного налога в размере 47 419 рублей не позднее 01.10.2015г (л.д. 10-12).
12.10.2015 года в связи с неуплатой транспортного налога административный истец направил административному ответчику требование об уплате налога N 160274 в размере 47 419 рублей и пени в размере 143,44 рублей, подлежащее исполнению до 20 ноября 2015 года (л.д. 7,8).
В установленный срок указанное требование об уплате налога Андреевой Н.Ю. исполнено не было.
Согласно положениям п.1, п.2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
4 октября 2018 года МИ ФНС №3 по Ивановской области обратилась к мировому судье судебного участка №1 Пучежского судебного района с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Андреевой Н.Ю. недоимки по транспортному налогу за 2014 год и пени.
Определением от 12 ноября 2018 года в принятии указанного заявления мировым судьей было отказано в связи с пропуском срока обращения в суд, предусмотренного п. 2 ст. 48 НК РФ.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Настоящее административное исковое заявление подано административным истцом вместе с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на подачу иска 26 декабря 2018 года.
Таким образом, исходя из анализа вышеизложенных норм о процессуальных сроках, содержащихся как в НК РФ, так и в КАС РФ, применительно к обстоятельствам настоящего дела, следует, что МИ ФНС №3 по Ивановской области пропущен установленный законом срок для подачи в суд административного искового заявления о взыскании с Андреевой недоимки по транспортному налогу за 2014 год.
Положения части 2 статьи 286 КАС РФ предусматривают, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с частью 5 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Приведенным правовым нормам корреспондирует положение части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных этим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Административный истец просит суд восстановить срок подачи административного искового заявления о взыскании с Андреевой недоимки по транспортному налогу, поскольку взыскание налогового платежа направлено на создания равных условий налогообложения для налогоплательщиков, уплативших установленные законом налоги и уклоняющихся от их уплаты
При разрешении вопроса о восстановлении пропущенного истцом срока суд исходит из того, что КАС РФ не устанавливает каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска процессуальных сроков, следовательно, данный вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда, основанному на всестороннем полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Ссылка административного истца в качестве основания для восстановления пропущенного процессуального срока на обеспечение единства судебной практики соблюдения общеобязательных конституционных норм РФ, не основана на законе. Так, Конституционный Суд РФ в Определении от 22.03.2012 года N 479-О-О указал, что не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ.
Оценивая довод административного истца на наличие ущерба, причиненного государству в результате несвоевременного внесения налога, компенсация которого может быть произведена только в судебном порядке, суд отмечает, что, несмотря на безусловную значимость взыскания в бюджет не выплаченных налогоплательщиком налогов и пени, это не освобождает налоговый орган от обязанности обращаться в суд в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения приводить доводы и представлять отвечающие требованиям относимости, допустимости доказательства уважительности его пропуска,какие в рассматриваемом деле не представлены, а судом не установлены.
При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению, что ходатайство административного истца о восстановлении срока подачи заявления о взыскании недоимки в виде транспортного налога и пени не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом представлено не было, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленного налоговым законодательством срока взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ч 5 ст. 138, 175 - 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ивановской области к Андреевой Наталье Юрьевне о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени - отказать.
Апелляционная жалоба может быть подана в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: А.Л. Касаткин
Мотивированное решение изготовлено 14 января 2019 года
Судья А.Л. Касаткин