Дело № 2-840/2022
УИД 21RS0006-01-2022-001094-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 ноября 2022 года г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Софроновой С.В.,
при секретаре Шмелевой И.В.,
с участием помощника Канашского межрайонного прокурора Рожнова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики, поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации города Канаш Чувашской Республики, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад №» г. Канаш Чувашской Республики о возложении обязанности по осуществлению физической охраны объекта,
у с т а н о в и л :
Канашский межрайонный прокурор Чувашской Республики обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением с последующим уточнением к администрации города Канаш Чувашской Республики и муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад №» г. Канаш Чувашской Республики (далее по тексту - МБДОУ «Детский сад №») о возложении в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу обязанности по осуществлению физической охраны объекта (территории) МБДОУ «Детский сад №» путем заключения договора об организации физической охраны объектов (территории) путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Исковое заявление Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики мотивировано тем, что прокуратурой проведена проверка в МБДОУ «Детский сад №» на предмет исполнения требований законодательства об образовании и противодействии терроризму. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований законодательства в МБДОУ «Детский сад №» обеспечение охраны объекта осуществляется в дневное время по рабочим дням сотрудником из числа обслуживающего персонала и сторожем в рабочие дни в ночное время, а также в праздничные дни и в выходные дни в круглосуточном режиме. Указанные нарушения явились основанием для внесения прокуратурой в адрес МБДОУ «Детский сад №» представления об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объектов. Нарушения, указанные в представлении прокуратуры, не устранены. Допущенные администрацией г. Канаш Чувашской Республики и МБДОУ «Детский сад №» нарушения требований законодательства о принятии мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создают угрозу жизни и здоровью указанных лиц от террористического вмешательства, не позволяют обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.
Определением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ на основании ч. 1 ст. 39 ГПК РФ отказано в принятии к производству суда уточненного искового заявления Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации города Канаш Чувашской Республики, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад №» г. Канаш Чувашской Республики о возложении обязанности направить паспорт безопасности объекта для утверждения ввиду одновременного изменения Канашским межрайонным прокурором предмета и основания иска.
В связи с изложенным, суд рассматривает дело по первоначально заявленным прокурором исковым требованиям о возложении обязанности по осуществлению физической охраны объекта.
В судебном заседании помощник Канашского межрайонного прокурора Рожнов А.А. исковое заявление поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации г. Канаш Чувашской Республики, будучи извещенным о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, в письменном заявлении просил провести судебного заседание без его участия, считая исковые требования не подлежащими удовлетворению. В отзыве на исковое заявление и в дополнении к нему в удовлетворении иска просила отказать, указывая, что в настоящее время в МБДОУ «Детский сад №» получает дошкольное образование 126 детей, соответственно, данное учреждение с учетом изменений в законодательстве подпадает под объекты 4 категории опасности. Согласно подписанному акту обследования и категорирования МБДОУ «Детский сад №» присвоена 4 категория опасности, при которой не требуется осуществление физической охраны объекта (территории). Работы по разработке и утверждению нового паспорта безопасности ведутся. В настоящее время паспорт безопасности прошел согласование в Управлении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике и находится на согласовании в Управлении МЧС по Чувашской Республике.
Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад №» извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, об уважительности причин неявки в суд сведений не представил.
Представитель третьего лица Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, на рассмотрение дела не явился.
Выслушав объяснения помощника прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ «О безопасности» одним из основных принципов обеспечения безопасности является законность.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - ФЗ «О противодействии терроризму») основополагающими принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
В соответствии с пунктами 2 и 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации Постановлением от 2 августа 2019 года N 1006 утвердило «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Требования).
Согласно пункту 5 Требований, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Положения Требований возлагают на руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), обязанность создать комиссию по обследованию и категорированию объекта (территории), по результатам работы которой составляется акт обследования и категорированию объекта (территории). Акт является основанием для разработки, а также неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории) (пункты 8, 15).
Как установлено судом, МБДОУ «Детский сад №» является дошкольной образовательной организацией в форме бюджетного учреждения, учредителем которого является муниципальное образование «город Канаш Чувашской Республики», функции и полномочия которого осуществляет администрация г. Канаш Чувашской Республики (п. п. 1.1, 1.5 Устава МБДОУ «Детский сад №», утвержденного постановлением администрации г. Канаш Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно паспорту безопасности МБДОУ «Детский сад №» от ДД.ММ.ГГГГ, согласованному с руководителями УФСБ России по Чувашской Республике, ГУ МЧС России по Чувашской Республике, ФГКУ «УВО ВНГ России по Чувашской Республике» и утвержденному главой администрации города Канаш Чувашской Республики, МБДОУ «Детский сад №» относился к объектам третьей категории опасности.
Согласно подпункту «б» пункта 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности осуществляются, в том числе, мероприятия: по обеспечению охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В соответствии с п. 6 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий). Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности.
Представителем ответчика администрацией г. Канаш Чувашской Республики в суд представлен акт обследования и категорирования МБДОУ «Детский сад №», подписанный членами комиссии по обследованию и категорированию объектов (территорий) образования города Канаш ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно указанному акту на основании проведенной оценки установлено, что МБДОУ «Детский сад №» частично соответствует предъявляемым требованиям и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», Постановлением Правительства РФ от 05 марта 2022 года № 289 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий)», объекту следует присвоить 4 категорию опасности в связи с тем, что в результате совершения террористического акта на объекте (территории) прогнозируемое количество пострадавших составит от 1 до 200 человек и объект расположен в населенном пункте с численностью населения менее 100 000 человек.
Таким образом, в настоящее время МБДОУ «Детский сад №» г. Канаш Чувашской Республики подпадает под объект четвертой категории опасности.
В соответствии с п. 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия:
а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
б) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;
в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием;
г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии;
д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
е) проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта;
ж) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений;
з) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий);
и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);
к) осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий);
л) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения;
н) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Таким образом, в отношении объектов четвертой категории опасности не предусмотрено обязательное осуществление мероприятий по обеспечению охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Названные Требования и другие нормативно-правовые акты, приведенные прокурором в обоснование заявленных требований, не содержат норм, предусматривающих обязанность ответчиков по осуществлению физической охраны и заключению договора об организации физической охраны в отношении образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад №» с охранной организацией.
Таким образом, исковые требования прокурора о возложении на администрацию г. Канаш Чувашской Республики и МБДОУ «Детский сад №» в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу обязанности по осуществлению физической охраны МБДОУ «Детский сад №» путем заключения договора об организации физической охраны объектов (территории) путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, противоречат положениям п. 1 ст. 421 ГК РФ, не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики, заявленных в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Канаш Чувашской Республики (ИНН №), муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад №» г. Канаш Чувашской Республики (ИНН №) о возложении обязанности в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу по осуществлению физической охраны объекта (территории) МБДОУ «Детский сад №» путем заключения договора об организации физической охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, отказать.
На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья С.В. Софронова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
УИД 21RS0006-01-2022-001094-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 ноября 2022 года г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Софроновой С.В.,
при секретаре Шмелевой И.В.,
с участием помощника Канашского межрайонного прокурора Рожнова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики, поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации города Канаш Чувашской Республики, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад №» г. Канаш Чувашской Республики о возложении обязанности по осуществлению физической охраны объекта,
у с т а н о в и л :
Канашский межрайонный прокурор Чувашской Республики обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением с последующим уточнением к администрации города Канаш Чувашской Республики и муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад №» г. Канаш Чувашской Республики (далее по тексту - МБДОУ «Детский сад №») о возложении в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу обязанности по осуществлению физической охраны объекта (территории) МБДОУ «Детский сад №» путем заключения договора об организации физической охраны объектов (территории) путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Исковое заявление Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики мотивировано тем, что прокуратурой проведена проверка в МБДОУ «Детский сад №» на предмет исполнения требований законодательства об образовании и противодействии терроризму. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований законодательства в МБДОУ «Детский сад №» обеспечение охраны объекта осуществляется в дневное время по рабочим дням сотрудником из числа обслуживающего персонала и сторожем в рабочие дни в ночное время, а также в праздничные дни и в выходные дни в круглосуточном режиме. Указанные нарушения явились основанием для внесения прокуратурой в адрес МБДОУ «Детский сад №» представления об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объектов. Нарушения, указанные в представлении прокуратуры, не устранены. Допущенные администрацией г. Канаш Чувашской Республики и МБДОУ «Детский сад №» нарушения требований законодательства о принятии мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создают угрозу жизни и здоровью указанных лиц от террористического вмешательства, не позволяют обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.
Определением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ на основании ч. 1 ст. 39 ГПК РФ отказано в принятии к производству суда уточненного искового заявления Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации города Канаш Чувашской Республики, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад №» г. Канаш Чувашской Республики о возложении обязанности направить паспорт безопасности объекта для утверждения ввиду одновременного изменения Канашским межрайонным прокурором предмета и основания иска.
В связи с изложенным, суд рассматривает дело по первоначально заявленным прокурором исковым требованиям о возложении обязанности по осуществлению физической охраны объекта.
В судебном заседании помощник Канашского межрайонного прокурора Рожнов А.А. исковое заявление поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации г. Канаш Чувашской Республики, будучи извещенным о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, в письменном заявлении просил провести судебного заседание без его участия, считая исковые требования не подлежащими удовлетворению. В отзыве на исковое заявление и в дополнении к нему в удовлетворении иска просила отказать, указывая, что в настоящее время в МБДОУ «Детский сад №» получает дошкольное образование 126 детей, соответственно, данное учреждение с учетом изменений в законодательстве подпадает под объекты 4 категории опасности. Согласно подписанному акту обследования и категорирования МБДОУ «Детский сад №» присвоена 4 категория опасности, при которой не требуется осуществление физической охраны объекта (территории). Работы по разработке и утверждению нового паспорта безопасности ведутся. В настоящее время паспорт безопасности прошел согласование в Управлении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Чувашской Республике и находится на согласовании в Управлении МЧС по Чувашской Республике.
Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад №» извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, об уважительности причин неявки в суд сведений не представил.
Представитель третьего лица Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, на рассмотрение дела не явился.
Выслушав объяснения помощника прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ «О безопасности» одним из основных принципов обеспечения безопасности является законность.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - ФЗ «О противодействии терроризму») основополагающими принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
В соответствии с пунктами 2 и 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации Постановлением от 2 августа 2019 года N 1006 утвердило «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Требования).
Согласно пункту 5 Требований, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Положения Требований возлагают на руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), обязанность создать комиссию по обследованию и категорированию объекта (территории), по результатам работы которой составляется акт обследования и категорированию объекта (территории). Акт является основанием для разработки, а также неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории) (пункты 8, 15).
Как установлено судом, МБДОУ «Детский сад №» является дошкольной образовательной организацией в форме бюджетного учреждения, учредителем которого является муниципальное образование «город Канаш Чувашской Республики», функции и полномочия которого осуществляет администрация г. Канаш Чувашской Республики (п. п. 1.1, 1.5 Устава МБДОУ «Детский сад №», утвержденного постановлением администрации г. Канаш Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно паспорту безопасности МБДОУ «Детский сад №» от ДД.ММ.ГГГГ, согласованному с руководителями УФСБ России по Чувашской Республике, ГУ МЧС России по Чувашской Республике, ФГКУ «УВО ВНГ России по Чувашской Республике» и утвержденному главой администрации города Канаш Чувашской Республики, МБДОУ «Детский сад №» относился к объектам третьей категории опасности.
Согласно подпункту «б» пункта 25 Требований в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности осуществляются, в том числе, мероприятия: по обеспечению охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В соответствии с п. 6 Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий). Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной им категории опасности.
Представителем ответчика администрацией г. Канаш Чувашской Республики в суд представлен акт обследования и категорирования МБДОУ «Детский сад №», подписанный членами комиссии по обследованию и категорированию объектов (территорий) образования города Канаш ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно указанному акту на основании проведенной оценки установлено, что МБДОУ «Детский сад №» частично соответствует предъявляемым требованиям и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», Постановлением Правительства РФ от 05 марта 2022 года № 289 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий)», объекту следует присвоить 4 категорию опасности в связи с тем, что в результате совершения террористического акта на объекте (территории) прогнозируемое количество пострадавших составит от 1 до 200 человек и объект расположен в населенном пункте с численностью населения менее 100 000 человек.
Таким образом, в настоящее время МБДОУ «Детский сад №» г. Канаш Чувашской Республики подпадает под объект четвертой категории опасности.
В соответствии с п. 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия:
а) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
б) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;
в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием;
г) оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии;
д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
е) проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта;
ж) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений;
з) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий);
и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);
к) осуществление мероприятий по информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий);
л) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения;
н) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Таким образом, в отношении объектов четвертой категории опасности не предусмотрено обязательное осуществление мероприятий по обеспечению охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Названные Требования и другие нормативно-правовые акты, приведенные прокурором в обоснование заявленных требований, не содержат норм, предусматривающих обязанность ответчиков по осуществлению физической охраны и заключению договора об организации физической охраны в отношении образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад №» с охранной организацией.
Таким образом, исковые требования прокурора о возложении на администрацию г. Канаш Чувашской Республики и МБДОУ «Детский сад №» в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу обязанности по осуществлению физической охраны МБДОУ «Детский сад №» путем заключения договора об организации физической охраны объектов (территории) путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, противоречат положениям п. 1 ст. 421 ГК РФ, не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики, заявленных в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Канаш Чувашской Республики (ИНН №), муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад №» г. Канаш Чувашской Республики (ИНН №) о возложении обязанности в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу по осуществлению физической охраны объекта (территории) МБДОУ «Детский сад №» путем заключения договора об организации физической охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, отказать.
На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья С.В. Софронова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.