Дело № 12-135/2021
Р Е Ш Е Н И Е
22 сентября 2021 года г. Архангельск
Судья Исакогорского районного суда г. Архангельска Белая Н.Я., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Окраина» Рашидова Э. А. на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, заместителя главного государственного санитарного врача по Архангельской области Мироновской А.В. от 20 июля 2021 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Окраина»,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Архангельской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Архангельской области, Управление), заместителя главного государственного санитарного врача по Архангельской области Мироновской А.В. от 20 июля 2021 года № общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Окраина» (далее – ООО «УК «Окраина», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ООО «УК «Окраина» Рашидов Э.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить. Считает, что в действиях Общества отсутствует состав вмененного административного правонарушения. Полагает, что нарушение, выразившееся в отсутствии ограждения и бетонного основания контейнерной площадки возникло по причине неисполнения органами местного самоуправления по созданию (благоустройству) контейнерных площадок, расположенных на территории обслуживаемой органами местного самоуправления, не входящих в состав общего имущества многоквартирных домов. Указывает, что органом, осуществляющим проверку, не представлено доказательств того, что территория вокруг контейнерной площадки и контейнерная площадка относится к общему имуществу многоквартирных домов <адрес> и территория является обслуживаемой управляющей компании, соответственно, вина юридического лица во вменяемом административном правонарушении не доказана. Обращает внимание, что причиной захламления территории вокруг дворовой помойницы в районе <адрес>, является несвоевременный вывоз ТКО и отсутствие подбора мусора с контейнерной площадки.
Защитник ООО «УК «Окраина» Рашидов Э.А. в ходе рассмотрения жалобы в суде доводы, изложенные в ней, поддержал, указав, что оборудование и создание контейнерных площадок, в том числе, и бетонных оснований является обязанностью органов местного самоуправления, и в состав общего имущества многоквартирных домов территория вокруг контейнерных площадок и контейнерные площадки не входят.
Управление Роспотребнадзора по Архангельской области извещено о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, своего представителя в суд не направило.
Выслушав пояснения защитника, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
За нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта предусмотрена административная ответственность по ст. 6.4 КоАП РФ с назначением административного наказания для юридических лиц в виде наложения административного штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения является здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как одно из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду обеспечивают положения Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Статьей 42 Конституции Российской Федерации и ст. 8 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу ст. 11 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Статьей 22 названного Федерального закона установлены санитарно-эпидемиологические требования к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления: отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с подп. «г, д» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя:
- уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
- сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Согласно абз. 3 п. 2 ст. 2 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно п. 3.11 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 сентября 2014 года № 58, санитарно-гигиенические мероприятия включают: работы по поддержанию санитарного состояния на объектах в рабочих и подсобных помещениях, подвалах, на территории, прилегающей к объектам; очистку мусорокамер в жилых домах не реже 1 раза в сутки с применением моющих и дезинфицирующих средств; асфальтирование или бетонирование контейнерных площадок для сбора мусора и содержание их в чистоте; использование плотно закрывающихся емкостей для пищевых и бытовых отходов и регулярная их очистка; ежедневный вывоз мусора с дворовых территорий; проведение других мероприятий, соответствующих профилю объекта, предусмотренных законодательством Российской Федерации и санитарными правилами.
Согласно п. 4.4 СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение» не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, на не установленных для этих целей участках территории населенных пунктов и прилегающих к населенным пунктам. Органами местного самоуправления, юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, во владении которых имеются открытые водоемы хозяйственного и (или) декоративного назначения, осуществляется очистка не менее 1 раза в год этих водоемов от мусора, растительности, а также проведение гидротехнических мероприятий (очистка и укрепление дна) берегов и прилегающей территории.
На территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки – места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Мусоросборники должны быть закрыты, находиться в исправном состоянии. При накоплении ТКО на территориях муниципальных образований в мусоросборниках, в том числе при раздельном сборе отходов, должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборника на площадку его накопления (п. 2.1, 2.6 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», действовавших до 01 января 2021 года).
Территории контейнерной площадки и (или) специальной площадки для складирования КГО после погрузки ТКО в мусоровоз, а также, в случае загрязнения, – прилегающая к месту погрузки территория, должны быть очищены хозяйствующим субъектом от отходов (п. 2.10 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований»).
Данные правила действовали в период выявления правонарушения.
Аналогичные правила содержатся в п. 3 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением от 28 января 2021 года № 3 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», действующих с 01 марта 2021 года.
На территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее – контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Таким образом, исходя из приведенных норм, на управляющую компанию как организацию, осуществляющую обслуживание жилого дома, возложена обязанность по содержанию контейнерной площадки как места сбора твердых коммунальных отходов, а также прилегающей к ней территории.
Как усматривается из материалов дела и установлено должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в ходе рассмотрения дела, ООО «УК «Окраина» является управляющей организацией, обслуживающей многоквартирные жилые дома №№ <адрес>.
Осуществляя эксплуатацию указанных жилых домов, ООО «УК «Окраина» 15 июня 2020 года, 30 июня 2020 года, 06 июля 2020 года и 09 июля 2020 года допустило нарушения п. 3.11 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», п.п. 2.1, 2.6, 2.7, 2.10, 2.14, 3.2, 3.7 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», а именно:
- отсутствует ограждение контейнерной площадки, территория вокруг контейнерной площадки по адресу: <адрес> захламлена твердыми коммунальными отходами (пакеты, бутылки, старая обувь) в радиусе примерно 3 метра;
- отсутствует ограждение контейнерной площадки, территория вокруг контейнерной площадки по адресу: <адрес> захламлена твердыми коммунальными отходами (пакеты с мусором, коробки, старая одежда, сантехника) в радиусе примерно 2 метра;
- контейнеры по адресу: <адрес> без крышек, отсутствует ограждение контейнерной площадки, а также бетонированное основание, накопление КГО осуществляется на земле, а не в бункер, расположенный на контейнерной площадке или на специальной площадке складирования КГО;
- дворовая помойница в районе жилого дома по адресу: <адрес> переполнена, территория вокруг помойницы захламлена ТКО (старая одежда, пластиковый ящик, бутылки, пакеты с мусором).
Выявленные нарушения зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 12 мая 2021 года № 579/2021.
Фактические обстоятельства дела в жалобе не оспариваются и подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Податель жалобы не оспаривает, что контейнерными площадками как местом сбора твердых коммунальных отходов пользуются жильцы многоквартирных жилых домов №<адрес>.
Следовательно, несмотря на расположение контейнерных площадок за пределами границы земельного участка многоквартирных домов, управляющая компания обязана содержать их и территорию вокруг них в соответствии с требованиями санитарного законодательства. При этом выбор способа устранения допущенного нарушения находится исключительно в хозяйственном ведении ООО «УК «Окраина».
В силу п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать на обслуживаемой территории наличие сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Таким образом, должностное лицо Управления Роспотребнадзора по Архангельской области пришло к правильному выводу о том, что выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации многоквартирных жилых домов №<адрес> в <адрес> допущены ООО «УК «Окраина».
Доводы жалобы о том, что должностным лицом не представлены доказательства того, что территория вокруг контейнерных площадок и контейнерные площадки относятся к общему имуществу многоквартирных домов, исходя из материалов дела, подтверждающих факт пользования контейнерами жильцами указанных домов, является несостоятельным.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 26 (1) минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290, в данный перечень включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Независимо от расположения контейнеров (в пределах либо за пределами границы земельного участка многоквартирного дома) Общество обязано содержать их в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
То обстоятельство, что ООО «УК «Окраина» не осуществляет сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, не исключает обязанности управляющей организации по надлежащему содержанию контейнерной площадки и прилегающей к ней территории. В вину ООО «УК «Окраина» вменяется не несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления (ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ), а нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений (ст. 6.4 КоАП РФ).
Событие административного правонарушения и вина юридического лица в полной мере подтверждаются представленными по делу доказательствами, которые получили в постановлении должностного лица надлежащую оценку.
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, а также свидетельствующих о том, что ООО «УК «Окраина» приняло все зависящие от него меры по недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется.
Допустив нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилого дома, ООО «УК «Окраина» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.4 КоАП РФ.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Применение положений ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью судьи, уполномоченного рассматривать жалобу.
Объектом вмененного Обществу административного правонарушения является нарушение требований о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения как важнейшей составляющей здоровья населения и среды обитания человека в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.
Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на охрану жизни и здоровья людей, а также права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.ст. 7, 20, 42 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, административное правонарушение, в основе которого лежит нарушение конституционно защищаемых ценностей, не может быть признано малозначительным правонарушением.
Административное наказание назначено ООО «УК «Окраина» в пределах санкции ст. 6.4 КоАП РФ с соблюдением общих правил назначения наказания юридическому лицу, установленных ст.ст. 4.1-4.3 КоАП РФ, наказание назначено в минимальном размере.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, должностным лицом соблюден.
Учитывая, что существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено, оснований для изменения или отмены постановления, прекращения производства по делу не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, заместителя главного государственного санитарного врача по Архангельской области Мироновской А.В. от 20 июля 2021 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Окраина» оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Окраина» Рашидова Э. А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья Н.Я. Белая