Дело №1-1105/2024. (12302930002007043).
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
<адрес>. 2 августа 2024 года.
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе:
председательствующего - Кызыл-оол В.Т, при секретаре ФИО8,
с участием: государственного обвинителя - помощника прокурора <адрес> ФИО9,
потерпевших Потерпевший №2, Потерпевший №1, представителя потерпевшей ФИО17,
защитника – адвоката ФИО20.,
законного представителя умершего подсудимого ФИО1 - ФИО16,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении:
ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданина РФ, умершего ДД.ММ.ГГГГ,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 286 ч.1 УК РФ,
установил:
Согласно обвинительному заключению ФИО18 обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ст.286 ч.1 УК РФ при следующих обстоятельствах.
В соответствии со ст. 7, 40 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно.
В соответствии с ч.1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии с ч.8 ст. 8 вышеуказанного Закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 утверждена государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (далее – Программа), в рамках которой на территории Российской Федерации субъектами Российской Федерации исполняются расходные обязательства по оказанию мер социальной поддержки гражданам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Республики Тыва заключено Соглашение от 29.04.2016 №07.G22.24.0082 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Тыва на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. Таким образом, источником финансирования на приобретение указанных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей является бюджет Республики Тыва.
В рамках исполнения Республиканской государственной программы «Социальная защита семьи и детей на 2014-2016 годы» 26.10.2016 между директором ГКУ Республики Тыва «Госстройзаказ» и генеральным директором ООО «Стройконсалтинг» ФИО10 заключен государственный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение 51 квартир, т.е. жилых помещений для обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с абзацем 2 п.1.1 вышеуказанного государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ квартиры могут быть в наличии у продавца (ООО «Стройконсалтинг») в момент заключения контракта или поставлены путем приобретения на первичном рынке или же путем строительства квартир в будущем. Таким образом, предметом вышеуказанного государственного контракта, заключенного между ГКУ РТ «Госстройзаказ» и ООО «Стройконсалтинг» от 26.10.2016 является приобретение квартир, т.е. жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей путем их строительства в будущем в том числе с привлечением бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с п.п. «а» п.2, п.3, п.5 «Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 01.02.2016 №54 в редакции от 12.11.2016 государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит государственной экспертизе, задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, а также лицом, осуществляющим строительство, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов и проектной документации; государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора.
22.02.2017 администрацией <адрес> застройщику ООО «Стройконсалтинг» выдано разрешение на строительство 48-квартирного (многоквартирного) жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> проектная документация которой прошла положительную экспертизу. Из указанного многоквартирного дома для детей-сирот во исполнение условий вышеуказанного государственного контракта от 26.10.2016 предназначалось строительство 18 квартир с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) в редакции от 19.12.2016, действовавшей на дату выдачи разрешения на строительство от 22.02.2017, экспертиза проектной документации проводится в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы.
Проектная документация вышеуказанного <адрес> в установленном порядке прошла положительную экспертизу на строительство данного объекта в соответствии со ст.49 ГрК РФ.
В соответствии с п.3 ч.2 ст. 49 ГрК РФ в редакции от 19.12.2016 экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая, что при строительстве вышеуказанного 48-квартирного многоквартирного трехэтажного дома по адресу: <адрес> с расположенными в них приобретаемыми ГКУ РТ «Госстройзаказ» квартирами для детей-сирот согласно государственному контракту от 26.10.2016, проектная документация которой прошла государственную экспертизу, привлекались средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в отношении указанного дома требовалось осуществление полноценного государственного строительного надзора. В этой связи с 22.02.2017 в отношении данного объекта капитального строительства - 48-квартирного многоквартирного трехэтажного дома, в строительстве которого были привлечены средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, проектная документация которой прошла положительную государственную экспертизу, требовалось осуществление государственного строительного надзора.
21.05.2020 администрацией <адрес> застройщику ООО «Стройконсалтинг» выдано разрешение на строительство четырехэтажного 56 квартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> проектная документация, которой также прошла положительную экспертизу. Из указанного дома для детей-сирот во исполнение условий вышеуказанного государственного контракта от 26.10.2016 предназначалось строительство 26 квартир с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации.
На дату выдачи разрешения на строительство – 21.05.2020 действовал Градостроительный кодекс РФ в редакции от 24.04.2020, в соответствии с которым проектная документация на четырехэтажный многоквартирный жилой дом проходит экспертизу (ч.2 ст.49 ГрК РФ).
В соответствии с ч.6 ст.52 ГрК РФ в редакции от 24.04.2020 лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией. В соответствии с п.1 ч.1 ст.54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе. Согласно ст.54 ГрК РФ предметом государственного строительного надзора является соблюдение соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, а также результатов таких работ, требованиям проектной документации.
В соответствии с п.9 ч.3 ст.55 ГрК РФ в редакции от 24.04.2020 для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы среди прочего следующие документы - Заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Таким образом, в отношении вышеуказанных многоквартирных жилых домов - трехэтажного 48 квартирного <адрес>, а также четырехэтажного 56 квартирного <адрес> требовалось осуществление государственного строительного надзора в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, «Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54. Любое отступление застройщика от проектной документации при строительстве объекта капитального строительства должно быть выявлено органом государственного строительного надзора при осуществлении государственного строительного надзора.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 19.03.2019 № 133 «О заместителе руководителя Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва» ФИО1 назначен с ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва.
В соответствии с Положением о Службе государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва, утв. Постановлением Правительства Республики Тыва от 02.02.2011 № 69, п.п. 1, 5, 7, 10, 12, 17, 18, Служба государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва (далее - Служба) является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики Республики Тыва в области регионального государственного строительного надзора и жилищного контроля; задачами Службы являются: осуществление регионального государственного жилищного надзора; предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, проектной документации; осуществление государственного строительного надзора за соответствием жилых домов требованиям энергетической эффективности; Служба осуществляет государственный строительный надзор за строительством объектов капитального строительства в случаях, предусмотренных законодательством; Служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов; выносить заключения о пригодности домов и помещений для проживания; участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию жилых зданий и их инженерных систем; должностные лица Службы осуществляют полномочия беспрепятственно посещать объекты капитального строительства во время исполнения служебных обязанностей; требуют от застройщика представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего, специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, образцов (проб) применяемых строительных материалов; требуют от заказчика, застройщика проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если оно требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено; составляют по результатам проведенных проверок акты, на основании которых дают предписания; вносят записи о результатах проведенных проверок в общий и (или) специальный журналы; проводят проверки по соблюдению органами государственной власти Республики Тыва, а также подведомственными им организациями требований законодательства о градостроительной деятельности; требуют от руководителей органов исполнительной власти предоставления необходимых документов, материалов и сведений; получают от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ объяснения по факту нарушения законодательства о градостроительной деятельности; направляют в соответствующие органы власти обязательные предписания об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности и устанавливают сроки устранения; направляют в органы прокуратуры информацию о фактах нарушения законов для принятия мер прокурором; принимают меры, необходимые для привлечения руководителей и других должностных лиц органов власти Республики Тыва к ответственности, установленной законодательством РФ об административных правонарушениях; осуществляют иные полномочия; руководитель Службы имеет заместителя, назначаемого на должность и освобождаемого от должности Правительством Республики Тыва; в случае временного отсутствия руководителя Службы исполняет обязанности руководителя Службы заместитель руководителя Службы.
В соответствии с должностным регламентом заместителя руководителя Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва ФИО1, утв. руководителем Службы от 19.03.2019, ФИО1, занимая должность заместителя руководителя Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва с 19.03.2019 имел следующие должностные обязанности: соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, Конституцию Республики Тыва, законы Республики Тыва и иные НПА, обеспечивать их исполнение; исполнять поручения соответствующих руководителей; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности; осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках законодательства РФ; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению обязанностей; нести ответственность за деятельность отдела строительного надзора Службы; взаимодействовать с органами МСУ по вопросам жилищного контроля; курировать деятельность отдела строительного надзора Службы; проверять и принимать решение о подписании заключений итоговых проверок строительных объектов; принимать решение о проведении внеплановой, плановой проверки строительных объектов.
В соответствии с «Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» (в редакциях от 12.11.2016 и от 16.02.2019), согласно п. 13 для определения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности, должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется в том числе соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего, специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений; соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами, иными нормативными правовыми актами, проектной документацией. Осуществление проверки может быть сопряжено с проведением (назначением) органом государственного строительного надзора экспертизы, иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов; п. 16 - после завершения строительства объекта капитального строительства органом госстройнадзора проводится проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения; п.17 - орган госстройнадзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.
В период с 19.03.2019 по 16.11.2021, в рабочее время с 09 до 18 часов, заместитель руководителя Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва ФИО1, в должностные обязанности которого входило осуществление государственного строительного надзора при строительстве объектов капитального строительства – трехэтажного 48 квартирного <адрес> в строительстве которого были привлечены в 2016 году в соответствии с государственным контрактом от 26.10.2016 бюджетные средства бюджетной системы Российской Федерации; а также при строительстве четырехэтажного 56-квартирного <адрес> «В» по <адрес> Республики Тыва, проектные документации которых прошли положительные экспертизы в порядке ст.ст.49, 54 ГрК РФ, находясь по месту работы по адресу: <адрес>, т.е. в здании Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва, при исполнении своих должностных обязанностей, действуя умышленно, осознавая общественную опасность и противоправность своих преступных действий, предвидя возможность и неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде строительства вышеуказанных объектов капитального строительства и сдачи их в последующем в эксплуатацию ненадлежащего качества, не отвечающих строительным нормам, и желая их наступления, то есть действуя с прямым умыслом, из иной личной заинтересованности, с целью оперативного ввода в эксплуатацию построенного указанного дома для выдачи квартир лицам льготной категории, детям-сиротам по требованиям органов исполнительной власти республики, строительство которых являлось предметом государственного строительного надзора, в нарушение ст.49, ст.54, ч.6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ о том, что «государственный строительный надзор осуществляется в отношении объектов капитального строительства в строительстве которых использованы бюджетные средства», «предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства является соблюдение соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации», «государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе», «лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией»; в нарушение п.п. «а» п.2, п.3, п.5, п.13, п.16, п.17 «Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 01.02.2016 №54 в редакции от 12.11.2016 о том, что государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит государственной экспертизе; задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, а также лицом, осуществляющим строительство, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов и проектной документации; государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора; для определения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной и рабочей документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется соблюдение порядка проведения строительного контроля застройщиком, ведение общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций; после завершения строительства объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения; орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии; в нарушение своей вышеуказанной должностной инструкции, утв. от 19.03.2019, с которой он лично ознакомлен под роспись, Положения о Службе государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва (далее – Служба), утв. Постановлением Правительства Республики Тыва от 02.02.2011 № 69, согласно которой Служба осуществляет функции по реализации государственной политики Республики Тыва регионального государственного строительного надзора и жилищного контроля, будучи заместителем руководителя Службы в полномочия которого входило - предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов (строительных норм и правил) и проектной документации; осуществление государственного строительного надзора за соответствием построенных жилых домов требованиям энергетической и тепловой эффективности; выносить Заключения о пригодности домов и помещений для проживания; требовать от застройщика акты освидетельствования работ, образцов применяемых строительных материалов, несмотря на обращение в орган государственного строительного надзора генерального директора ООО «Стройконсалтинг» ФИО11, известившего ФИО1 в вышеуказанный период об окончании строительства <адрес> в строительстве которого были привлечены бюджетные средства, проектная документация которой прошла государственную экспертизу, умышленно с целью превышения своих должностных полномочий, осознанно не вынес распоряжение (приказ) о проведении проверки строительства указанного дома, отстранившись от своих прямых обязанностей, умышленно не принял мер по осуществлению государственного строительного надзора, проверки указанного завершенного строительство дома, организации и проведения проверок в отношении застройщика ООО «Стройконсалтинг», в отношении завершенного объекта капитального строительства – <адрес>, тем самым намеренно, умышленно и осознанно не осуществил полномочия, прямые обязанности свои по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве и завершении строительства данного многоквартирного дома, в строительстве которого привлечены бюджетные средства бюджетной системы Российской Федерации, проектная документация которого прошла экспертизу, осознавая это, из иной личной заинтересованности, из соображений скорейшего ввода в эксплуатацию указанного дома без его участия, не осуществляя действий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком нарушений законодательства о градостроительной деятельности при строительстве данного дома, в том числе технических регламентов и проектной документации; умышленно не принял мер по проверке соответствия выполнения строительных работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства объекта капитального строительства – <адрес>, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности, тепловой защиты здания, умышленно будучи должностным лицом органа государственного строительного надзора, превысил свои полномочия путем бездействия, осознанно целенаправленно намеренно не осуществил проверочные мероприятия как органа государственного строительного надзора на подведомственной территории по осуществлению своих полномочий государственного строительного надзора применительно к указанному объекту капитального строительства, не дал указаний подчиненным о проверке указанного поднадзорного объекта, не принял мер по проверке соблюдения порядка проведения застройщиком строительного контроля в отношении строящегося объекта, ведения общего, специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, тем самым ФИО1 как должностное лицо указанными своими преступными действиями (бездействиями) по умышленному намеренному не осуществлению функций органа государственного строительного надзора в отношении объекта капитального строительства – <адрес>, в строительстве которого привлечены были бюджетные средства, превысил свои должностные полномочия, то есть совершил действия, явно выходящие за пределы его полномочий из иной личной заинтересованности. О наличии завершенного строительством, построенного указанного объекта капитального строительства ФИО1 как должностное лицо органа государственного надзора знал, умышленно, намеренно заведомо не принял к нему мер по организации государственного строительного надзора в соответствии с законом.
Далее, в вышеуказанный период, т.е. с 19.03.2019 по 16.11.2021, ФИО1, при исполнении своих должностных обязанностей в должности заместителя руководителя Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва, а также в должности И.о. руководителя данной Службы, находясь там же по месту работы в здании Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва по адресу: <адрес>, с 09 до 18 часов, после извещения (уведомления) об окончании строительных работ по строительству поднадзорного Службе четырехэтажного 56 - квартирного <адрес> от застройщика ООО «Стройконсалтинг» в лице его генерального директора ФИО11, несмотря на выявленные по результатам плановых проверок с 2020 по 2021 г.г. данного объекта его подчиненным специалистом отдела государственного строительного надзора Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва ФИО12 допущенные застройщиком нарушения законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, отступлений от проектной документации, прошедшей обязательную экспертизу в порядке ст.49 ГрК РФ, а также строительных норм, действуя умышленно, осознавая общественную опасность и противоправность своих преступных действий, предвидя возможность и неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде строительства вышеуказанных объектов капитального строительства и сдачи их в последующем в эксплуатацию ненадлежащего качества, не отвечающих строительным нормам о тепловой эффективности и защиты зданий, и желая их наступления, то есть действуя с прямым умыслом, из иной личной заинтересованности, с целью оперативного ввода в эксплуатацию построенного указанного дома для выдачи квартир лицам льготной категории, детям-сиротам по требованиям органов исполнительной власти республики, строительство которого являлось предметом государственного строительного надзора, в нарушение ст.49, ч.6 ст.52, ст.54 Градостроительного кодекса РФ о том, что «государственный строительный надзор осуществляется в отношении объектов капитального строительства в строительстве которых использованы бюджетные средства», «предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства является соблюдение соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации», «государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе», «лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией»; в нарушение п.п. «а» п.2, п.3, п.5, п.13, п.16, п.17 «Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 01.02.2016 №54 в редакции от 12.11.2016 о том, что государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит государственной экспертизе, задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, а также лицом, осуществляющим строительство, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов и проектной документации; государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора; для определения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной и рабочей документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется соблюдение порядка проведения строительного контроля застройщиком, ведение общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций; после завершения строительства объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения; орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии; в нарушение своей вышеуказанной должностной инструкции, утв. от 19.03.2019, с которой он лично ознакомлен под роспись, Положения о Службе государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва (далее – Служба), утв. Постановлением Правительства Республики Тыва от 02.02.2011 № 69, согласно которой Служба осуществляет функции по реализации государственной политики Республики Тыва регионального государственного строительного надзора и жилищного контроля, будучи заместителем руководителя Службы в полномочия которого входило - предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов (строительных норм и правил) и проектной документации; осуществление государственного строительного надзора за соответствием построенных жилых домов требованиям энергетической и тепловой эффективности; выносить Заключения о пригодности домов и помещений для проживания; требовать от застройщика акты освидетельствования работ, образцов применяемых строительных материалов, несмотря на обращение в орган государственного строительного надзора генерального директора ООО «Стройконсалтинг» ФИО11, известившего ФИО1 в вышеуказанный период об окончании строительства <адрес> в строительстве которого были привлечены бюджетные средства, умышленно с целью превышения своих должностных полномочий, из иной личной заинтересованности, из соображений скорейшего ввода в эксплуатацию указанного дома, не осуществляя действий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком нарушений законодательства о градостроительной деятельности при строительстве данного дома, в том числе технических регламентов и проектной документации; после плановой проверки подчиненным его сотрудником ФИО12 поднадзорного объекта капитального строительства – <адрес>, ознакомившись лично с составленным ФИО12 Актом проверки № с нарушениями при строительстве объекта капитального строительства от 16.09.2020, а также с Актом проверки №-сн с нарушениями при строительстве объекта капитального строительства от 15.10.2021 в отношении поднадзорного объекта капитального строительства – четырехэтажного 56-квартирного жилого <адрес>, где им выявлены и отображены нарушения застройщика: 1) в нарушение проектного решения лист 20,21, 22 Шифр 001-01-18-АР не установлены водосточные труды; 2) в нарушение проектного решения лист 20, 21, 22 Шифр 001-01-18-АР не установлены световые приямки; 3) в нарушение проектного решения лист 20, 21, 22 Шифр 001-01-18-АР выполнены не до конца тамбуры во входы в подъезды жилого дома; 4) не представлены документы по огнезащите деревянных конструкций кровли; 5) в соответствии со сводом правил п. 6.13 СП 48.13330.2011 «Организация строительства» не представлены при проверке - Исполнительная документация: не представлены застройщиком акты на скрытые работы, исполнительные схемы, технические паспорта, сертификаты качества на использованные строительные материалы при строительстве, изделия и конструкции и другие документы, удостоверяющие качество материалов и оборудования, применяемых при производстве строительно-монтажных работ; общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ; 5) не представлена выписка о членстве в СРО ответственного представителя за строительный контроль подрядчика; 6) не представлен приказ о назначении ответственного за строительный контроль подрядчика; 7) не представлены удостоверения «НАКС» сварщиков, протоколы аттестации сварщиков согласно ПБ 03-273-99 «Правила аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства»; выявлены иные нарушения, отступления от проектной документации и строительных норм, градостроительного законодательства об осуществлении строительного контроля, в отсутствие актов скрытых работ, в отсутствие документации о надлежащем качестве строительных материалов, примененных утепленных материалов ограждающих конструкций здания, в отсутствие исполнительной документации, действуя из иной личной заинтересованности, из соображений скорейшего оперативного ввода в последующем построенного <адрес>, часть квартир из которых предназначались для льготной категории граждан, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, умышленно в отсутствие на то законных оснований для выдачи органом государственного строительного надзора - Заключений о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности, дал своему подчиненному ФИО12, несмотря на выявленные им нарушения, отступления от проектной документации при строительстве <адрес>, в отсутствие актов скрытых работ, освидетельствований, не обеспечив соблюдение застройщиком порядка строительного контроля и исполнительной документации, то есть без надлежащего государственного строительного надзора указанного поднадзорного объекта с даты выдачи разрешения на строительства <адрес>, т.е. с 21.05.2020 по 16.11.2021, дал незаконное указание своему подчиненному специалисту ФИО12 подготовить проект Заключения №-сн от 16.11.2021 о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства поднадзорного Службе <адрес> требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, после чего лично под свою ответственность незаконно подписал 16.11.2021 вышеуказанное Заключение №-сн от 16.11.2021, являющееся официальным документом, несмотря на отступления застройщика от проектной документации прошедшей экспертизу, о соответствии построенного поднадзорного Службе объекта (<адрес>) требованиям технических регламентов, проектной документации, находясь там же по месту своей работы в здании Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва (<адрес>). По состоянию на 16.11.2021 ФИО1 состоял в должности и.о. руководителя Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республик Тыва, и тем самым незаконно в отсутствие на то законных оснований утвердил вышеуказанное Заключение, т.е. превысил свои должностные полномочия – умышленно совершил действия, явно выходящие за пределы его полномочий из иной личной заинтересованности, с целью оперативного ввода указанного дома в эксплуатацию, предназначенного для лиц льготной категории, при отсутствии фактического надлежащего государственного строительного надзора указанного объекта с 21.05.2020, т.е. с даты выдачи разрешения на строительство, при явных допущенных и выявленных его подчиненным ФИО12 нарушениях градостроительного законодательства при строительстве указанного дома, отступлений от проектной документации при строительстве, нарушениях строительных норм, технических регламентов, проектной документации.
О наличии выявленных нарушений строительных норм, нарушений градостроительного законодательства, отступлений застройщиком от проектной документации при строительстве указанного многоквартирного дома и.о. руководителя Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва ФИО1 по состоянию на 16.11.2021 знал, что оснований для выдачи им такого Заключения он не имел. Вместе с тем, ФИО1 будучи в должности и.о. руководителя Службы 16.11.2021 (назначенный и.о. руководителя Службы Распоряжением Главы Республики Тыва от 06.10.2021 за №-РГ) умышленно, незаконно подписал, утвердил и выдал застройщику и в Мэрию <адрес> незаконный официальный документ Заключение №-сн от 16.11.2021 о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства - <адрес> требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, которое в соответствии с п. 9 ч.3 ст. 55 ГрК РФ (в ред. от 24.04.2020) является обязательным официальным документом для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В результате чего администрацией <адрес> выданы разрешения на ввод объектов в эксплуатацию указанных домов, после чего в последующем указанные многоквартирные дома №№ <адрес> <адрес> введены в эксплуатацию.
26.09.2019 между Потерпевший №1 и Министерством труда и социальной политики Республики Тыва заключен договор социального найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенного по адресу: <адрес>. 28.04.2022 между Потерпевший №2, <адрес> с одной стороны и Министерством труда и социальной политики Республики Тыва с другой, заключены договора социального найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенных по адресу: <адрес> соответственно.
Однако в связи с ненадлежащим и недостаточным утеплением ограждающих конструкций, стен вышеуказанных домов, верхних перекрытий многоквартирных домов, допущенных отступлений от проектных документаций при строительстве вышеуказанных объектов капитального строительства – многоквартирных жилых домов, с наступлением холодов в квартирах №№<адрес> <адрес>,, а также в <адрес> с момента начала эксплуатации, в холодное, зимнее время года, из-за промерзания стен, ограждающих конструкций в вышеуказанных квартирах появились - плесень, сырость, холод, промерзание стен и ненадлежащая вентиляция.
Согласно заключению эксперта № от 21.11.2023 следует, что имеются несоответствия нормативным требованиям в области градостроительной деятельности квартиры, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>, так как строительство многоквартирного жилого дома осуществлено с отступлением от проектной документации, что является несоответствием п. 6 ст. 52 ГрК РФ. Несоответствия заключаются в следующем: утепление чердачного перекрытия жилого дома не соответствует проектной документации, вследствие чего чердачное перекрытие не соответствует требованиям энергоэффективности; устройство фронтона выполнено с отступлением от проектной документации, вследствие чего имеется вероятность попадания атмосферных осадков в слой утеплителя наружной стены. Имеются несоответствия нормативным требованиям в области градостроительной деятельности квартиры, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>, так как строительство многоквартирного жилого дома осуществлено с отступлением от проектной документации, что является несоответствием п. 6 ст. 52 ГрК РФ. Несоответствия заключаются в следующем: устройство фронтона выполнено с отступлением от проектной документации, вследствие чего имеется вероятность попадания атмосферных осадков в слой утеплителя наружной стены.
Согласно заключению экспертизы № от 23.03.2024 следует, что строительство домов №№ <адрес> <адрес> произведено с нарушением строительных норм, отступлением от проектной документации, прошедшей экспертизу, с нарушением требований об обеспечении тепловой защиты, энергоэффективности зданий, а именно: 1) Основной причиной образования плесени в <адрес> (потерпевшей Потерпевший №1), в квартирах №<адрес> (потерпевших ФИО13, Потерпевший №2) является - нарушение теплоустойчивости ограждающих конструкций, так как ограждающие конструкции чердачного перекрытия не соответствуют требованиям по теплопередаче; температурный перепад между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции кухни <адрес> составляет 38°С, вместо нормативного 3°С, 4°С; в доме отсутствует парапет (высотой 400 мм), предусмотренный проектной документацией. Основной причиной образования плесени в квартирах, расположенных по адресу: <адрес> является нарушение теплоустойчивости ограждающих конструкций, так как температурный перепад между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции кухни <адрес> составляет 40°С, вместо нормативного 3°С, 4°С; в доме отсутствует парапет высотой 400 мм предусмотренный проектной документацией. Для устранения плесени требуется привести ограждающие конструкции жилых домов в соответствии с требованиями, предъявляемых к тепловой защите здания; 2) Относительная влажность воздуха в квартирах потерпевшей Потерпевший №1 № <адрес>, потерпевшего ФИО13 № <адрес> «В» <адрес> ниже допустимой, что не соответствует требованиям СанПин 1.2.3685-21; 3) Вентиляционная система в <адрес> «Б» по <адрес> потерпевшей Потерпевший №1 не соответствует проекту 003-02-16-ОВ в части устройства веншахты в чердачном помещении из стеновых блоков вместо тонколистовой стали; 4) Жилой <адрес> «Б» по <адрес> не соответствует проектной документации 003-02-16-КР и 003-02-16-АР, в части отсутствия парапета высотой 400 мм. Жилой <адрес> на дату ввода в эксплуатацию 07.06.2019 не соответствовал требованиям тепловой защиты здания п.5.1 СП 50.13330.2012, т.к. ограждающая конструкция чердачного перекрытия не соответствует требованиям по теплопередаче. Пункт 5.1 СП 50.13330.2012 входит в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.1521. Ограждающие конструкции <адрес> не соответствуют требованиям по теплоизоляции п. 9.18 СП 54.13330.2016, так как температурный перепад между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции кухни <адрес> составляет 38°С, вместо нормативного 3°С, 4°С (таблица 5 СП50.13330.2012), температура внутренней поверхности стены составляет - 16°С. Пункт 9.18 СП 54.13330.206 входит в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521. Жилой дом № на дату ввода в эксплуатацию (07.06.2019) не соответствовал требованиям ФЗ от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в части энергетической эффективности. Жилой <адрес> не соответствует проектной документации 001-01-18-КР, в части отсутствия парапета высотой 400 мм. Ограждающие конструкции <адрес> не соответствуют требованиям по теплоизоляции п.9.18 СП54.13330.2016, так как температурный перепад между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции кухни <адрес> составляет 40°С, вместо нормативного 3°С, 4°С (таблица 5 СП 50.13330.2012), температура внутренней поверхности стены составляет – 18°С. Наружные стены квартир, расположенных по адресам: <адрес> <адрес>; <адрес> не соответствует условиям государственного контракта № от 26.10.2016, так как наружные стены не отвечают требованиям СП 50.13330.2012 в части температурного перепада между температурой внутреннего воздуха и температурой внутренней поверхности ограждающей конструкции. 5) Государственным контрактом № от 26.10.2016 не предусматривались локальные сметные расчеты, определяющие стоимость строительства многоквартирных жилых домов. Следовательно, выделить из стоимости государственного контракта стоимость невыполненных работ не представляется возможным. При строительстве многоквартирного <адрес> не выполнены следующие работы, предусмотренные проектной документацией, прошедшей экспертизу: устройство фронтонов из стеновых блоков с утеплением; устройство парапета из стеновых блоков с утеплением по периметру жилого дома; устройство монолитных железобетонных сердечников, пояса обвязки; утепление покрытия выполнено меньшей толщины. При строительстве многоквартирного <адрес> не выполнены следующие работы, предусмотренные проектной документацией, прошедшей экспертизу: устройство фронтонов из стеновых блоков с утеплением; устройство парапета из стеновых блоков с утеплением по периметру жилого дома; устройство монолитных железобетонных сердечников, пояса обвязки.
Таким образом, вышеуказанными умышленными преступными действиями ФИО1 существенно нарушены права и законные интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жителей указанных домов Потерпевший №1, ФИО13, Потерпевший №2 на качественное отвечающее требованиям о строительстве жилище, указанное привело к существенному нарушению их неотъемлемых конституционных жилищных прав, в связи с предоставлением им жилых помещений ненадлежащего качества, где выявлены холод, плесень, сырость, промерзание стен и ненадлежащая вентиляция в указанных квартирах; указанные преступные действия ФИО1 существенно нарушили охраняемые законом интересы общества и государства в области социальной политики государства по соблюдению, защите прав лиц льготной категории граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Между преступными действиями ФИО1 и наступившими общественно опасными последствиями имеется прямая причинно-следственная связь.
В ходе судебного разбирательства защитник и законный представитель умершего обвиняемого внесли ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении ФИО1 в связи с его смертью, пояснив что вину не признают.
Государственный обвинитель считал необходимым прекратить уголовное дело в связи со смертью обвиняемого.
Потерпевшие Потерпевший №2, Потерпевший №1, представитель потерпевшей адвокат ФИО17 не возражали против прекращения уголовного дела.
Потерпевший ФИО5 не явился на судебное заседание.
Изучив материалы уголовного дела, выслушав мнение сторон, суд пришел к следующему:
Согласно записи акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению в случае смерти подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14.07.2011 г. N 16-П «По делу о проверке конституционности положений п. 4 ч. 1 ст. 24 и п. 1 ст. 254 УПК РФ в связи с жалобами граждан С.И. Александрина и Ю.Ф. Ващенко», исходя из конституционных положений, закрепляющих принцип охраны государством достоинства личности, право каждого на защиту своей чести и доброго имени, состязательность и равноправие сторон судопроизводства, гарантии государственной, в том числе судебной, защиты прав и свобод человека и гражданина, принцип презумпции невиновности, при заявлении возражения со стороны близких родственников подозреваемого (обвиняемого) против прекращения уголовного дела в связи с его смертью орган предварительного расследования или суд обязаны продолжить предварительное расследование либо судебное разбирательство. При этом указанным лицам должны быть обеспечены права, которыми должен был бы обладать подозреваемый, обвиняемый (подсудимый), аналогично тому, как это установлено ч. 8 ст. 42 УПК РФ применительно к умершим потерпевшим, ибо не предоставление возможности отстаивать в уголовном процессе свои права и законные интересы любыми не запрещенными законом способами означало бы умаление чести и достоинства личности самим государством.
В соответствии с п.1 ст.254 УПК РФ в случае, предусмотренном п.4 ч.1 ст.24 УПК РФ, суд прекращает уголовное дело в судебном заседании.
При таких обстоятельствах, поскольку защитник и законный представитель умершего подсудимого ходатайствуют о прекращении уголовного дела в отношении ФИО1 в связи с его смертью, при этом законному представителю и сторонам было разъяснено, что прекращение дела в связи со смертью подсудимого не является реабилитирующим основанием, на что они выразили согласие, настоящее уголовное дело на основании ч. 4 ст. 24 УПК РФ подлежит прекращению в связи с его смертью.
Не признание вины законным представителем и защитником не может явиться отказом в удовлетворении ходатайства о прекращении дела в связи со смертью обвиняемого, т.к. не признание вины является правом стороны, также законному представителю и сторонам были разъяснено, что прекращение дела в связи со смертью подсудимого не является реабилитирующим основанием, на что они также выразили согласие на прекращение дела в связи со смертью обвиняемого.
Процессуальных издержек по делу нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24, 254, 256 УПК РФ, суд
постановил:
Уголовное дело по обвинению ФИО1 в совершении преступления, предусмотренного ст. 286 ч. 1 УК РФ, прекратить в связи со смертью обвиняемого ФИО1 на основании п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
Вещественные доказательства – копию акта обследования технического состояния строительных конструкций здания по адресу: <адрес> копия заключения №; копию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 27.12.2021 № RU/№; копию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ № RU/№; копию заключения органа государственного строительного надзора №-сн от 16.11.2021; копию разрешения на строительство от 22.02.2017 № RU/№; копию разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ № RU/№; письмо Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ, хранить в материалах уголовного дела; Надзорное дело в отношении объекта строительства – <адрес>, корректировку проектов домов № <адрес> вернуть по принадлежности в Службу государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва по вступлении постановления в законную силу.
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение 15 суток со дня вынесения.
Председательствующий Кызыл-оол В.Т.