Дело № 2-6868/2024
УИД 41RS0001-01-2024-010820-57
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 ноября 2024 года г.Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Рафиковой М.Г.,
при секретаре Лотарёвой Е.С.,
с участием представителя процессуального истца – помощника прокурора города Петропавловска-Камчатского Маргосовой ФИО8.,
представителя ответчика Жеребцова ФИО9.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Елизовского городского прокурора в интересах Старченко ФИО10 к Министерству здравоохранения Камчатского края о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Процессуальный истец заместитель Елизовского городского прокурора в интересах Старченко ФИО11 предъявил в суд иск к ответчику Министерству здравоохранения Камчатского края с требованиями о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами «<данные изъяты>» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом немедленно в порядке, предусмотренном ст.212 ГПК РФ, компенсации морального вреда в размере 20 000 руб.
В обоснование исковых требований указал, что при проведении проверки по обращению материального истца Старченко ФИО12 о нарушении права на получение лекарственных препаратов, гарантированного Конституцией Российской Федерации медицинской помощи, установлено, что Старченко ФИО13 является <данные изъяты>, состоит на учете в ГБУЗ Камчатского края «Елизовская районная больница», и с ДД.ММ.ГГГГ ей назначено лечение врачом <данные изъяты>», согласно которому рекомендовано лечение лекарственными препаратами, в том числе, «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ Старченко ФИО14 назначено лечение препаратом «<данные изъяты>)». В целях обеспечения Старченко ФИО15 указанными лекарственными препаратами ГБУЗ Камчатского края «Елизовская районная больница» в Министерство здравоохранения Камчатского края направлены заявки, по результатам рассмотрения которых препарат «<данные изъяты>)» до настоящего времени не предоставлен. В связи с выявленным по итогам проведенного исследования Старченко ФИО16. гастрита в острой фазе, ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ Камчатского края «Елизовская районная больница» в Министерство здравоохранения Камчатского края направлена информация о необходимости обеспечения пациента препаратом «<данные изъяты>», который также до настоящего времени Старченко ФИО17 не предоставлен. Выписанные рецепты по указанным препаратам не исполнены в связи с отсутствием лекарственных препаратов в ГБУЗ Камчатского края «Елизовская районная больница». Старченко ФИО18 как <данные изъяты>, имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов, медицинских изделий на основании рецепта, выписанного лечащим врачом. Считает, что непринятие Министерством здравоохранения Камчатского края мер к своевременному обеспечению лекарственными препаратами нарушает право Старченко ФИО19 на медицинскую помощь в гарантированном объеме. Из-за необеспечения лекарственными препаратами Старченко ФИО20 причинены физические и нравственные страдания. В связи с изложенным, просил взыскать с ответчика Министерства здравоохранения Камчатского края компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.
Определением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ГБУЗ Камчатского края «Елизовская районная больница».
В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора Петропавловск-Камчатского Маргосова ФИО21., действующая на основании доверенности, окончательно определившись с исковыми требованиями, просила возложить на Министерство здравоохранения Камчатского края обязанность обеспечить Старченко ФИО22 лекарственными препаратами «<данные изъяты>» в соответствии с медицинскими показаниями, в остальной части исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям, дополнительно пояснив, что до настоящего времени Старченко ФИО23 лекарственными препаратами не обеспечена.
Материальный истец Старченко ФИО24. о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом, участия в рассмотрении дела не принимала.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Камчатского края Жеребцов ФИО25 действующий на основании доверенности, не оспаривал тот факт, что Старченко ФИО26. не была обеспечена лекарственными препаратами, в связи с чем, выразил мнение об обоснованности исковых требований в указанной части, возражал против удовлетворения требования о компенсации морального вреда в размере 20 000 руб., поскольку считает, что заявленный размер является чрезмерно завышенным.
Третье лицо ГБУЗ Камчатского края «Елизовская районная больница» о времени и месте рассмотрения дела извещалось надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав объяснения представителя процессуального истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, медицинскую карту №, медицинскую карту № №, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В соответствии со ст.4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; соблюдение врачебной тайны.
На основании ст.82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
Согласно ч.2 ст.19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В соответствии со ст.29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация охраны здоровья осуществляется, в том числе путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ч.ч.1, 2 ст.43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
В силу п.1 ч.2 ст.73 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники обязаны назначать лекарственные препараты в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее по тексту – Федеральный закон «О государственной социальной помощи»).
В соответствии с п.8 ст.6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
Согласно пп.1 п.1 ст.6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включена услуга по обеспечению обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21 декабря 2020 года утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» (далее по тексту – Порядок).
Настоящий Порядок регулирует предоставление гражданам из числа категорий, поименованных в ст.ст.6.1 и 6.7 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», сведения о которых содержатся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, набора социальных услуг, включающего обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В соответствии с п.п.1, 3 ч.1 ст.4.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» органам государственной власти субъектов Российской Федерации ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе, полномочия по осуществлению закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов.
К перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», законом отнесены пациенты, имеющие инвалидность 2 группы.
На основании п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимают соответствующие меры. Также своевременно обеспечивают оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Согласно Приложению 18 к Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Камчатского края на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденной постановление Правительства Камчатского края от 28 декабря 2023 года № 703-П в перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно относятся лица, имеющие инвалидность 2 группы.
Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Камчатского края, утвержденному постановлением Правительства Камчатского края от 19 апреля 2023 года № 225-П, исполнительным органом Камчатского края, уполномоченным в сфере охраны здоровья граждан, является Министерство здравоохранения Камчатского края (далее по тексту – Положение).
На основании п.36.3 Положения Министерство здравоохранения Камчатского края организует обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с пунктами 5, 5.1 и 12 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Таким образом, следует, что обязанность по обеспечению льготной категории граждан необходимыми лекарственными средствами возложена на Министерство здравоохранения Камчатского края.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в прокуратуру города Петропавловска-Камчатского поступило обращение Старченко ФИО27 о нарушении законодательства Российской Федерации в сфере оказания гражданам качественной медицинской помощи и представления необходимых лекарственных препаратов по назначению лечащего врача.
По результатам проведенной прокуратурой проверки установлено, что Старченко ФИО28 состоит на диспансерном учете в ГБУЗ Камчатского края «Елизовская районная больница».
С ДД.ММ.ГГГГ бессрочно Старченко ФИО29 установлена <данные изъяты>.
Согласно заключению <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, Старченко ФИО30 назначено лечение, которым ей, среди прочего, рекомендовано лечение лекарственным препаратом «<данные изъяты>.
Как следует из рекомендаций врача <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, Старченко ФИО31 рекомендован, в том числе, прием лекарственного препарата «<данные изъяты>)» 10 мг по 1 таблетки вечером (л.д.21).
В связи с тем, что Старченко ФИО32. является <данные изъяты>, она имеет право на отпуск рецептурных лекарственных препаратов бесплатно, что в ходе рассмотрения дела представителем ответчика не оспаривалось.
Как следует из сообщения главного врача ГБУЗ Камчатского края «Елизовская районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ года была подана персонифицированная заявка на Старченко ФИО33. в системе <данные изъяты> на лекарственный препарат «<данные изъяты>». Лекарственный препарат «<данные изъяты>» в персонифицированную заявку не включался, так как согласно заключению специалиста, пациент нуждается в нем только при обострении <данные изъяты>. С данными жалобами, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ пациент к участковому терапевту не обращалась. Также, <данные изъяты>» в период обострения <данные изъяты> пациенту рекомендовано лечение курсами лекарственным препаратом «<данные изъяты>). В ДД.ММ.ГГГГ года пациенту было назначено проведение исследования, по результатам которого было получено заключение, что <данные изъяты> находится в острой фазе. После чего, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства здравоохранения Камчатского края была направлена заявка на данный препарат (л.д.46-48).
В соответствии с копий корешка рецептурного бланка льготный рецепт на лекарственный препарат «<данные изъяты>» выписан истцу ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>» выписан ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» выписан ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33-35).
На основании вышеуказанного, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований о возложении на Министерство здравоохранения Камчатского края обязанности обеспечить Старченко ФИО35. лекарственными препаратами «<данные изъяты>» в соответствии с медицинскими показаниями.
Рассматривая требование о компенсации морального вреда в размере 20 000 руб., суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 150 ГК РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (абз.1 ст.151 ГК РФ).
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (абз.2 ст.151 ГК РФ).
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда.
Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (п.2 ст.1064 ГК РФ).
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п.2 ст.1101 ГК РФ).
По общему правилу, моральный вред компенсируется в денежной форме (пункт 1 статьи 1099 и пункт 1 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) (пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации). Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законом, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда (пункт 1 статьи 1070, статья 1079, статьи 1095 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Наличие причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и моральным вредом (страданиями как последствиями нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага) означает, что противоправное поведение причинителя вреда повлекло наступление негативных последствий в виде физических или нравственных страданий потерпевшего (пункт 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).
Из разъяснений, изложенных в абзаце 3 пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», следует, что моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Разрешая спор, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст.67 ГПК РФ, руководствуясь нормами материального права, регулирующими спорные отношения, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд исходит из того, что бездействие ответчика, не обеспечивавшего материального истца положенными лекарственными препаратами, влияет на качество его жизни, так как своевременно не были созданы необходимые для инвалида и гарантированные законом комфортные условия существования, чем причинены нравственные и физические страдания, учитывая степень которых, а также принцип разумности и справедливости, и приходит к выводу о взыскании с Министерства здравоохранения Камчатского края в пользу истца компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.
В соответствии со ст.210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
На основании ст.211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов; выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев; восстановлении на работе.
Согласно п.1 ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая, что лекарственные препараты «<данные изъяты>» необходимы Старченко ФИО36. по медицинским показаниям, замедление исполнения решения суда может привести к ухудшению ее состояния здоровья, принимая во внимание конкретные обстоятельства по делу, суд приходит к выводу о необходимости обратить решение суда к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя Елизовского городского прокурора удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Камчатского края (№) обеспечить Старченко ФИО37 (паспорт серии №, выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес>) лекарственными препаратами «<данные изъяты>» в соответствии с медицинскими показаниями.
Взыскать с Министерства здравоохранения Камчатского края (№) в пользу Старченко ФИО38 (паспорт серии №, выдан ДД.ММ.ГГГГ <адрес>) в счет компенсации морального вреда 10 000 руб.
Решение суда в части обеспечения лекарственными препаратами подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий М.Г.Рафикова
В окончательной форме решение изготовлено 22 ноября 2024 года.