Дело № 12-597/2020
№
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары
Судья Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики Петренко А.М., рассмотрев жалобу представителя Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации г. Чебоксары, <данные изъяты>, Волковой Е.Г.
на постановление по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> выдано предписание №, в котором указано Чебоксарскому городскому комитету по управлению имуществом администрации г. Чебоксары на необходимость устранения нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом администрации г. Чебоксары признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с предписанием и постановлением, представитель Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации г. Чебоксары Волкова Е.Г. обратилась в суд с жалобой, в которой просит их отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения и восстановить срок на обжалование постановления. Жалоба мотивирована тем, что предписание и постановление вынесены с нарушением норм материального и процессуального права. На момент проверки помещения находились в оперативном управлении <данные изъяты> в соответствии с договором о пользовании муниципальным имуществом г.Чебоксары на праве оперативного управления. Данное право зарегистрировано в <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Согласно договору оперативного управления функции по соблюдению противопожарной безопасности возложены на <данные изъяты>, соответственно субъектом административного правонарушения является лицо, ответственное за содержание помещения. Кроме того, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении допущены нарушения. Должностным лицом выдано предписание ДД.ММ.ГГГГ, при этом постановление по делу об административном правонарушении вынесено лишь ДД.ММ.ГГГГ.
Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом администрации г. Чебоксары обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением об отмене постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, однако определением от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу прекращено.
Решением Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ восстановлен срок для обжалования постановления должностного лица, постановление оставлено без изменения.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации г. Чебоксары отменено, дело возвращено в суд на новое рассмотрение.
Решением Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ восстановлен срок для обжалования постановления должностного лица, постановление оставлено без изменения.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации г. Чебоксары оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Постановлением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, решение Верховного Суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации г. Чебоксары отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Московский районный суд г. Чебоксары.
В судебном заседании представитель Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации г. Чебоксары Титова В.А. просила восстановить срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и отменить указанное постановление по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель Главного управления МЧС России по Чувашской Республике по доверенности Иванов А.В. просил в удовлетворении жалобы отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.№).
Представитель <данные изъяты> ФИО2 суду пояснила, что между Горкомимуществом и <данные изъяты>заключен договор о пользовании муниципальным имуществом города Чебоксары на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе зданиями <данные изъяты>, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> На основании договора № целевой долгосрочной аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, указанные здания <данные изъяты> переданы <данные изъяты> в аренду <данные изъяты> Данный договор на основании решения Арбитражного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которое вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, расторгнут, указанное имущество было передано арендодателю на основании акта приема-передачи движимого и недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ. На основании постановления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № от <данные изъяты> были переданы в хозяйственное ведение на баланс здания <данные изъяты>, расположенных в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>
В судебное заседание <данные изъяты> ФИО3 не явился, извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании пояснил, что на основании договора аренды, заключенного с <данные изъяты>»,у общества в пользовании находились здания <данные изъяты>, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> Данное имущество было передано арендодателю в связи с расторжение указанного договора.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с частью 2 статьи 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Как следует из материалов дела, Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом администрации г. Чебоксары в установленный законом срок обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением об отмене постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем заявителем срок подачи жалобы был пропущен по уважительной причине, он подлежит восстановлению.
В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лица, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет административное наказание.
Из положений статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - ФЗ от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ) следует, что нарушение требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом администрации г. Чебоксары в зданиях и помещениях, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, допустил нарушения требований пожарной безопасности, а именно: в нарушение пунктов 3, 4 «НПБ 110-03. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» здания не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ Чебоксарскому городскому комитету по правлению имуществом администрации г. Чебоксары выдано предписание № об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара. Установлен срок устранения нарушений - ДД.ММ.ГГГГ
В связи с допущенными техническими ошибками в предписании об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от ДД.ММ.ГГГГ №, врученного Гокомимуществу на исполнение ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> в сообщении от ДД.ММ.ГГГГ уточнил сведения об объектах недвижимости.
Из материалов дела следует, что предписание № по устранению нарушений требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ вынесено на законных основаниях, в связи с чем подлежало исполнению. Сведения об отмене либо о признании предписания № по устранению нарушений требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, в материалах дела отсутствуют.
Согласно протоколу № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в 17.00 часов ДД.ММ.ГГГГ в зданиях и помещениях, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом администрации г. Чебоксары допустил нарушения требований пожарной безопасности, а именно нарушил требования НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (далее НПБ 110-03): здания по адресам: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, а также здание <данные изъяты> по адресу: <адрес>, помещение <данные изъяты> по адресу: <адрес>, помещение <данные изъяты> по адресу: <адрес> не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации, что является нарушением требований п. 3 НПБ 110-03.
Обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждаются: распоряжением о проведении внеплановой проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием от ДД.ММ.ГГГГ.
Как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2014 года № 2906-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества «ОРЕХ» на нарушение конституционных прав и свобод статьей 38 Федерального закона «О пожарной безопасности», положения этой нормы, определяющие круг лиц, на которых может быть возложена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, не предполагают их произвольного применения в части выбора лица, ответственного за нарушение указанных требований в конкретном деле. Данное лицо устанавливается с учетом фактических обстоятельств конкретного дела, а также требований нормативных и иных актов, должностных инструкций, условий договоров, закрепляющих права и обязанности сторон по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности, и т.д.
Согласно статье 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Муниципальное образование г. Чебоксары является собственником нежилых помещений, расположенных в <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>
Согласно решению Чебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом администрации г. Чебоксары заключает во исполнение постановлений <данные изъяты> договора купли- продажи муниципального имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (л.д. № - оборот).
Вместе с тем из договора о пользовании муниципальным имуществом г. Чебоксары на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что объекты недвижимости, указанные в пункте №. были <данные изъяты> по договору целевой долгосрочной аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. №), в том числе здания, расположенные по адресу: <адрес>; <адрес>;,<адрес>; <адрес>, в которых выявлены нарушения требований пожарной безопасности НПБ 110-03, здания не защищены автоматической* установкой пожарной сигнализации.
Согласно п.3 и п. 4 НПБ 110-03 Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" тип автоматической установки тушения, способ тушения, вид огнетушащих средств, тип оборудования установок пожарной автоматики определяется организацией-проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий и помещений с учетом требований действующих нормативно-технических документов. В зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной опасности; лестничных клеток.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества.
В соответствии с п.2.1 Положения о Чебоксарском городском комитете по управлению имуществом администрации г.Чебоксары (далее-Положение), утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №, в задачи Горкомимущества входит управление и распоряжение в установленном порядке имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Пунктом 3.1.1 Положения предусмотрено, что Горкомимущество осуществляет функции по реализации полномочий администрации г.Чебоксары в качестве собственника в отношении муниципального имущества в порядке и пределах, определенных федеральным законодательством, в том числе при передаче муниципального имущества юридическим и физическим лицам.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, утв. постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2006 года, указано о том, что ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор. Поскольку стороны в договоре аренды могут сами урегулировать вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности, к ответственности за нарушение этих правил должно быть привлечено лицо, которое не выполнило возложенную на него обязанность. При этом если в договоре аренды указанный вопрос не урегулирован, то ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена как на арендатора, так и на арендодателя в зависимости от того, чье противоправное, виновное действие (бездействие) образовало состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом установлено, что на момент проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ договор целевой долгосрочной аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ № был расторгнут на основании решения Арбитражного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, которое постановлением Первого Арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения и вступило в законную силу со дня его принятия. Кроме того, из акта приема передачи движимого и недвижимого имущества следует, что ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> сдало, а <данные изъяты> приняло, находящееся во временном владении и пользовании имущество, в том числе в отношении которого проводилась проверка.
Согласно условий договорао пользовании муниципальным имуществом г. Чебоксары на праве оперативного управления от ДД.ММ.ГГГГ пользователь в лице <данные изъяты> обязуется соблюдать на прилегающей к имуществу территории установленные правила пожарной безопасности, вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности в самом здании данным договором не урегулирован, таким образом ответственность за нарушение требований норм и правил пожарной безопасности должна быть возложена на собственника имущества -Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом администрации г.Чебоксары, так как его бездействие, выразившееся в неустановке в котельных автоматической пожарной сигнализации, образовало состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает, что у Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации г. Чебоксары имелась возможность исполнить требования законодательства, но он не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.
Существенная угроза охраняемым государством общественным отношениям в сфере пожарной безопасности выразилась в пренебрежительном отношении Чебоксарского городского комитета по правлению имуществом администрации г. Чебоксары к исполнению своей публично-правовой обязанности.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации г. Чебоксары реальной возможности соблюдения требований пожарной безопасности, а также принятия всех мер, направленных на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, являющихся основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, а также обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, судом не установлено. Оснований для отмены постановления судом не усматривается.
Оснований для признания правонарушения малозначительным в силу ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя оно представляет существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений в области пожарной безопасности и заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных действующим законодательством.
Процедура вынесения постановления, соответствует требованиям ст. 29.9 -29.11 КоАП РФ.
Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Кроме того, суд не усматривает оснований для применения наказания в виде предупреждения, принимая во внимание характер, степень опасности правонарушения - в области общественного порядка и общественной безопасности.
Поскольку выявленные нарушения требований пожарной безопасности (отсутствие автоматической установки пожарной сигнализации) могли повлечь негативные последствия и привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей, следовательно, оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения не имелось.
При рассмотрении административного дела должностным лицом обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.
Административное наказание назначено юридическому лицу в соответствии с требованиями ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлеченного юридического лица, в ходе производства по делу не установлено, доказательств, подтверждающих наличие таких исключительных обстоятельств, не представлено.
Обжалуемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется, в связи с чем жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
р е ш и л:
восстановить Чебоксарскому городскому комитету по управлению имуществом администрации г. Чебоксары срок на обжалование постановления № <данные изъяты> ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление № <данные изъяты> ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации г. Чебоксары к административной ответственности в виде штрафа в размере 150 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: А.М. Петренко