РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сочи.
12.10.2016 г.
Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Качур С.В.,
при секретаре судебного заседания Росляковой К.А.,
представителя административного истца помощника прокурора Центрального района г.Сочи Нино К.С.,
представителя административного ответчика администрации г.С. Юматовой А.О.,
рассмотрев административное дело по административному иску прокурора Лазаревского района г.Сочи в интересах РФ и неопределенного круга лиц к администрации г.Сочи о признании бездействия органа местного самоуправления по устранению нарушений федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения незаконным,
установил:
Административный истец обратился в Центральный районный суд г.Сочи с административным иском к административному ответчику, в котором просит суд признать бездействие администрации г.Сочи по непринятию мер, направленных на организацию и проведение ремонтно-восстановительных работ по <адрес> в районе домовладения №, жилых домовладений №, №, №, №, №, от дома № до дома №, №, №, от дома № до окончания улицы, перекресток <адрес> и <адрес> г.Сочи Краснодарского края, незаконным. Возложить на администрацию муниципального образования город-курорт С. обязанность организовать проведение ремонтно-восстановительных работ по <адрес> в районе домовладения №, в районе жилых домовладений №, №, №, №, №, от дома № до дома №, №, №, от <адрес> до окончания улицы, перекресток <адрес> и <адрес> г.Сочи Краснодарского края и приведение их в соответствие с требованиями пунктов 3.1.1, 3.1.2 Государственного стандарта Российской Федерации "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".
В обоснование заявленных требований административный истец указал на следующие обстоятельства.
Прокуратурой Лазаревского района г.Сочи проведена проверка по коллективному обращению жителей <адрес> г.Сочи по вопросу бездействия органа местного самоуправления по принятию мер, направленных на приведение в ненадлежащее состояние и ремонт автомобильной дороги.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа также относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.9 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог относятся к собственности городского округа.
Пунктом 5 ст.8 Устава муниципального образования город-курорт Сочи, принятого решением Городского Собрания Сочи от 29.07.2010 № 92 к вопросам местного значения г.Сочи отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.Сочи и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах г.Сочи, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу требований ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Частью 4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст.38 Устава муниципального образования город- курорт Сочи администрация является исполнительно-распорядительным органом г.Сочи, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Краснодарского края.
Исходя из изложенного, функции по содержанию и обеспечению соответствия автомобильных дорог на территории г.Сочи, в том числе в Лазаревском районе, возложены на администрацию г.Сочи, МКУ г.Сочи "Управление автомобильных дорог".
В силу требований ст.46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, установлены Государственным стандартом Российской Федерации "Автомобильные дороги и улицы". Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утв. постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221.
В соответствии с разделом 1 ГОСТа Р 50597-93 настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно п.3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. (п. 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93).
Согласно акту ОГИБДД УВД по г.Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 13.08.2016 при проверке эксплуатационного состояния улиц и дорог поселка <адрес> г.Сочи Краснодарского края дорожное покрытие по <адрес>, в районе жилых домовладений №, № "а", №, №, №, №, от дома № до дома №, №, № "А", от дома № до окончания улицы, перекресток <адрес> и <адрес> имеют высокую степень износа, ямы, выбоины, просадки, в некоторых местах отсутствует асфальтобетонное покрытие.
Принимая во внимание изложенное, несоответствие технического состояния вышеуказанных автодорог требованиям к эксплуатационному состоянию, допустимому по обеспечению безопасности дорожного движения, причиной которого является бездействие органов местного самоуправления - администрации г.Сочи, МКУ г.Сочи "Управление автомобильных дорог" влечет нарушение законных прав неопределенного круга лиц: жителей Лазаревского района г.Сочи, лиц, находящихся в вышеуказанных населенных пунктах на отдыхе и оздоровлении, круг которых постоянно меняется и является неопределенным, на безопасность дорожного движения, сохранение их жизни, здоровья и имущества.
Согласно ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Вышеуказанные улицы используются гражданами, как для движения транспортных средств, так и для пешего передвижения, круг данных лиц, пользующихся дорогами, не является определенным и постоянно меняется.
В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статьей 17 Конституции РФ предусмотрено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.
Таким образом, бездействие администрации г.Сочи по принятию мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения и приведению в надлежащее состояние вышеуказанной автодороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, нарушает права неопределенного круга лиц, а также затрагивает интересы Российской Федерации в указанной сфере.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Центрального района г.Сочи Нино К.С. требования административного иска поддержал, просил признать незаконным бездействие администрации г.Сочи по непринятию мер, направленных на организацию и проведение ремонтно-восстановительных работ.
Представитель административного ответчика администрации г.Сочи Юматова А.О. представила возражение на административный иск, согласно которому просила отказать в удовлетворении административного иска.
Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о месте и времени которого уведомлены надлежащим образом, причины неявки суду не известны,
В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Изучив материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно ст.4, ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Прокуратурой Лазаревского района г.Сочи проведена проверка по коллективному обращению жителей <адрес> г.Сочи по вопросу бездействия органа местного самоуправления по принятию мер, направленных на приведение в ненадлежащее состояние и ремонт автомобильной дороги.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа также относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.9 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог относятся к собственности городского округа.
Пунктом 5 ст.8 Устава муниципального образования город-курорт Сочи, принятого решением Городского Собрания Сочи от 29.07.2010 № 92 к вопросам местного значения г.Сочи отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.Сочи и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах г.Сочи, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу требований ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Частью 4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст.38 Устава муниципального образования город-курорт Сочи администрация является исполнительно-распорядительным органом г.Сочи, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Краснодарского края.
Исходя из изложенного, функции по содержанию и обеспечению соответствия автомобильных дорог на территории г.Сочи, в том числе в Лазаревском районе, возложены на администрацию г.Сочи.
В силу требований ст.46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ со дня вступления в силу настоящего федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, установлены Государственным стандартом Российской Федерации "Автомобильные дороги и улицы". Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221.
В соответствии с разделом 1 ГОСТа Р 50597-93 настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно п.3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. (п.3.1.2 ГОСТ Р 50597-93).
Согласно акту ОГИБДД УВД по г. Сочи ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 13.08.2016 при проверке эксплуатационного состояния улиц и дорог поселка <адрес> г. Сочи Краснодарского края дорожное покрытие по <адрес>, в районе жилых домовладений №, №, №, №, №, №, от дома № до дома №, №, №, от дома № до окончания улицы, перекресток <адрес> и <адрес> имеют высокую степень износа, ямы, выбоины, просадки, в некоторых местах отсутствует асфальтобетонное покрытие.
Принимая во внимание изложенное, несоответствие технического состояния вышеуказанных автодорог требованиям к эксплуатационному состоянию, допустимому по обеспечению безопасности дорожного движения, причиной которого является бездействие органов местного самоуправления - администрации г.Сочи влечет нарушение законных прав неопределенного круга лиц: жителей Лазаревского района г.Сочи, лиц, находящихся в вышеуказанных населенных пунктах на отдыхе и оздоровлении, круг которых постоянно меняется и является неопределенным, на безопасность дорожного движения, сохранение их жизни, здоровья и имущества.
Согласно ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Вышеуказанные улицы используются гражданами, как для движения транспортных средств, так и для пешего передвижения, круг данных лиц, пользующихся дорогами, не является определенным и постоянно меняется.
Таким образом, бездействие администрации г.Сочи по принятию мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения и приведению в надлежащее состояние вышеуказанной автодороги, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, нарушает права неопределенного круга лиц, а также затрагивает интересы Российской Федерации в указанной сфере.
Доводы прокурора материалами дела не опровергнуты, при таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №, №, №, №, №, ░░ ░░░░ № ░░ ░░░░ №, №, № ░░ ░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░> ░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №, ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №, №, №, №, №, ░░ ░░░░ № ░░ ░░░░ №, №, №, ░░ ░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░> ░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 3.1.1, 3.1.2 ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░".
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 17.10.2016 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░