Решение по делу № 2-612/2016 от 15.06.2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                  г.<адрес>

Зольский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего судьи Топалова И.Х.,

при секретаре - Хашукаевой Е.Л.,

с участием истцов Шерметова Р.Б. и Шерметовой М.А.,

представителей ответчика - ПАО «Каббалкэнерго» Тхамокова В.Х., действующего на основании доверенности № <адрес>7 от ДД.ММ.ГГГГ, Канкулова В.А., действующего на основании доверенности № <адрес>1 от ДД.ММ.ГГГГ, Кумеховой М.М., действующей на основании доверенности -д от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гереметов Р.Б. и Шереметова М.А. к ОАО «РОССЕТИ» - ПАО «КАББАЛКЭНЕРГО» - Зольское ЭСО, ПАО «МРСК Северного Кавказа», третье лицо: ООО «Водоканал плюс», о признании противоправными действий ПАО «КАББАЛКЭНЕРГО» по начислению истцам платежей за электроэнергию на общедомовые нужды с сентября 2015 года по день вынесения решения суда, обязании ПАО «Каббалкэнерго» исключить из лицевого счета истцов необоснованно начисленную задолженность за электроэнергию на ОДН и обязании ПАО «КАББАЛКЭНЕРГО» прекратить в дальнейшем производить расчет и начисление за электроэнергию на ОДН, исключив из квитанций, предъявляемых истцам для оплаты услуг энергоснабжения, плату за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды.

установил:

Шерметов Р.Б. и Шерметова М.А. обратились в суд с иском к ОАО «Россети» и ПАО «Каббалкэнерго», Зольскому ЭСО, ПАО «МРСК Северного Кавказа», третье лицо: ООО «Водоканал плюс», о признании противоправными действий ПАО «Каббалкэнерго» по начислению истцам платежей за электроэнергию на общедомовые нужды с ДД.ММ.ГГГГ года по день вынесения решения суда, обязании ПАО «Каббалкэнерго» исключить из лицевого счета истцов необоснованно начисленную задолженность за электроэнергию на ОДН и обязании ПАО «Каббалкэнерго» прекратить в дальнейшем производить расчет и начисление за электроэнергию на ОДН, исключив из квитанций, предъявляемых истцам для оплаты услуг энергоснабжения, плату за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды.

В обоснование иска указали, что являются собственниками трехкомнатной квартиры по адресу: <адрес>. Оплату электроэнергии в их квартире производят по показаниям индивидуального счетчика, согласно квитанциям, выставляемым ПАО «Каббалкэнерго» Зольское ЭСО. С сентября 2015 года они стал получать квитанции на оплату электроэнергии, где кроме сумм за фактически потребленную электроэнергию появились дополнительные суммы на ОДН (общедомовые нужды). Оплату начислений электроэнергии на общедомовые нужды они не производили и не производят, так как считают данные начисления незаконными (таблица платежа за электроэнергию за период с сентября 2015 года по май 2016 года (за 9 месяцев) прилагается). В энергосбытовой организации объяснили, что этот платеж обусловлен для восполнения затрат на электроэнергию, т.е. разница между показаниями суммарного объема потребленной электроэнергии всех квартирных счетчиков дома и показанием общедомового счетчика. Эта разница под названием ОДН распределяется пропорционально между собственниками квартир, и составляет в среднем ежемесячно более 9500 кВт/час.

Потребителей электроэнергии для расхода этого объема в их многоквартирном доме нет. В их доме во всех трех подъездах на всех пяти этажах 15 лампочек (до 100 Вт) освещающих лестничную площадку в ночное время, 33 лампочки в подвальном помещении, из которых не более 15 лампочек, работающих в вечернее время около 3-х часов. Все эти потребители дома в месяц потребляют электроэнергии не более 697,5 кВт/час, если их распределить на 60 квартир, допуская поровну, то на каждую из них приходится не более 11,6 кВт/час или на сумму 27,2 рубля в месяц (расчет расхода электроэнергии на общедомовые нужды с учетом потребителей многоквартирного дома по <адрес> прилагается). Это та сумма, которая составляет расходы на ОДН. Других потребителей электроэнергии (чердаков, домофонов, лифтов, усилителей антенн коллективного пользования и т. д.) в их доме нет.

С просьбой разобраться в значительно завышенных, также необоснованно начисленных сумм (которые подтверждаются расчетами) в квитанциях на ОДН, они жители их многоквартирного дома обратились письменно 05.11.2015г. в ОАО «РОССЕТИ» ПАО «КАББАЛКЭНЕРГО». Ответ, который они прислали им, по сути является отпиской, хотя ответ здесь напрашивается один - это воровство и хищение электроэнергии собственниками жилых помещений, которых энергоснабжающая организация не выявляет и фактов хищения не пресекает. Они не обязаны платить за недоработки энергоснабжающей организации (ворованные киловатты) под видом ОДН, выставляемых им в квитанциях для оплаты, т.к. считают это грубейшим нарушением их прав. В свою очередь они не отказываются оплачивать расходы на ОДН, но это должно быть без приписок и обоснованно, не нарушая существующих законов предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных жилых домов.

Порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления. Действующее жилищное законодательство с ДД.ММ.ГГГГ не допускает возможность прямой оплаты собственниками помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (ч.7.1 ст. 155 ЖК РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч.8ст.155 ЖК РФ).

В своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «РОССЕТИ» Кабардино- Балкарское публичное акционерное общество энергетики и электрификации ПАО «Каббалкэнерго» ссылаясь на письмо Министерства строительства и ЖКХ РФ от ДД.ММ.ГГГГ д/04 отмечает, что «является исполнителем коммунальных услуг, обязанной снимать показания и выставлять платежные документы до начала предоставления услуг управляющей организацией». В то же время, в соответствии с п. 17 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», ресурсоснабжающая организация обязана предоставлять коммунальные услуги, а исполнителем коммунальных услуг является только в том случае, если собственники помещений в многоквартирном доме выбрали непосредственный способ управления. Таким образом, обязанность “по снятию показаний общедомового прибора учета, а также обеспечение доступа к указанной информации лежит на ресурсоснабжающей организации при непосредственном способе управления многоквартирным домом. В случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, ресурсонабжающая организация не может быть признана исполнителем коммунальных услуг, не вправе производить взимание платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме.

При указанных обстоятельствах обязанность по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды с граждан, а также направление в адрес потребителей платежных документов в указанной части возложена на управляющую компанию, которая является исполнителем коммунальных услуг.

Ресурсоснабжающая организация, в свою очередь, не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющей компанией, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не управляет многоквартирными домами, в связи с чем не отвечает за качество коммунальных услуг (но отвечает за поставки ресурсов), необходимых для предоставления коммунальных услуг, надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно- технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с ресурсоснабжающей организацией (ч. 15 ст. 161 ЖК РФ) и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.

Управление их домом осуществляет ООО «Водоканал плюс» (копия договора №2/1 управления многоквартирным домом прилагается), который в соответствии с п. 3 и 49 Правил предоставления услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, обязаны заключать договора на поставку коммунального ресурса, как электроэнергия с ПАО «КАББАЛКЭНЕРГО». Отсутствие между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией договора на поставку коммунальных ресурсов, необходимых для содержания и использования общего имущества многоквартирного дома, на что ссылается ПАО «КАББАЛКЭНЕРГО», не влечет для собственника жилого помещения обязанности оплаты стоимости такой потребленной услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, ввиду прямого указания закона (п.7.1 ст. 155 ЖК Российской Федерации).

Оплату электроэнергии, использованной на общедомовые нужды и компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, энергосбытовая компания вправе получить только с управляющей организации. Поэтому и возмещение расходов на ОДН должно осуществляться через ООО «Водоканал плюс». Из-за беспредела и явного грабежа со стороны ПАО «КАББАЛКЭНЕРГО» по начислению и оплате сумм на ОДН 4.12.2015г. собственниками было подано коллективное заявление в прокуратуру Зольского района. ДД.ММ.ГГГГ получили ответ, который их не удовлетворяет, т.к. никаких конкретных решений до настоящего времени не принято. За это время, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, ПАО «КАББАЛКЭНЕРГО» начислило им, истцам для оплаты ОДН - Данные начисления по ОДН считают незаконными и неправильными, они нарушают их права как потребителя электроэнергии. Фактически ресурсоснабжающая организация начисляет им плату за электроэнергию в местах общего пользования, что не соответствует положениям ч.7.1 ст. 155 ЖК РФ.

Таким образом, в нарушение законодательно установленного порядка, ПАО «КАББАЛКЭНЕРГО», не являясь исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению мест общего пользования многоквартирного дома, не являясь управляющей организацией для многоквартирного дома, необоснованно предъявляет им завышенную плату за электроэнергию в местах общего пользования.

На основании изложенного и со ссылкой на нормы Закона «О защите прав потребителей» и Гражданско-процессуального кодекса РФ просят признать противоправными действия ПАО «Каббалкэнерго» по начислению истцам платежей за электроэнергию на общедомовые нужды с ДД.ММ.ГГГГ года по день вынесения решения суда, обязать ПАО «Каббалкэнерго» исключить из лицевого счета истцов необоснованно начисленную задолженность за электроэнергию на ОДН и обязать ПАО «Каббалкэнерго» прекратить в дальнейшем производить расчет и начисление за электроэнергию на ОДН, исключив из квитанций, предъявляемых истцам для оплаты услуг энергоснабжения, плату за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды.

В ходе разбирательства дела ДД.ММ.ГГГГ Шерметов Р.Б. окончательно определил свои исковые требования в уточнениях, поданных в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, при этом просил разрешить вопроса о вступлении в дело в качестве соистца Шерметовой М.А., которой оспариваемое право принадлежит наравне с ним и которая согласна и просит о её привлечении к участию в деле в качестве соистца.

В судебном заседании Шерметов Р.Б. и Шерметова М.А. уточненные исковые требования поддержали по указанным выше основаниям.

Представитель ответчика ОАО «Россети» ПАО «Каббалкэнерго», Зольское ЭСО, - Канкулов В.А. с иском не согласился, в возражениях на него указывает, что в соответствии с Приказом Региональной энергетической комиссии КБР от ДД.ММ.ГГГГ. -Э, ПАО «Каббалкэнерго» определено гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Кабардино-Балкарской Республики и обеспечивает электроснабжение всех потребителей электрической энергии в пределах административных границ КБР, с которыми заключены договора энергоснабжения, в том числе население (физические лица) и юридические лица.

Истец Шерметов Р.Б. является абонентом гарантирующего поставщика ПАО «Каббалкэнерго» (лицевой счет ) и потребляет электроэнергию в соответствии с договором энергоснабжения, который, согласно ст. 426, п.1 ст. 540 Гражданского кодекса РФ и п. 73 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. (далее - Постановление 442), считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который потребителем произведена первая оплата электрической энергии в адрес поставщика, а также - при первом фактическом подключении потребителя в установленном порядке к присоединенной сети.

В силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор энергоснабжения является публичным договором.

В соответствии ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией.

Государственным комитетом Кабардино-Балкарской Республики по энергетики, тарифам и жилищному надзору в апреле 2015 года выдана лицензия управляющей организации ООО «Водоканал Плюс» для осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

На основании результатов открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирным домом в городском поселении Залукокоаже Зольского муниципального района КБР, проведенного Местной администрацией г.<адрес> муниципального района КБР, отраженных в протоколе конкурсной комиссии от 24.11.2015г. управляющей организацией для осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом по адресу: г.<адрес> «А», выбрано ООО «Водоканал Плюс».

Согласно пункту 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Правительство Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ Постановлением от 06.05.2011г. утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).

В соответствии с пунктом 14 Правил предоставления коммунальных услуг, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Таким образом, в силу пункта 14 указанных Правил, предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не осуществляется без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.

Вместе с тем, в части исполнения возложенных законодательством на ООО «Водоканал Плюс» прямых обязанностей, следует отметить бездействие данной управляющей организации, так как, несмотря на неоднократные уведомления Общества в адрес ООО «Водоканал Плюс», договор ресурсоснабжения управляющей организацией с ПАО «Каббалкэнерго» (далее - Общество) до настоящего времени не заключен.

Из положений пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг, следует, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом, период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14. 15, 16 и 17 настоящих Правил.

Между тем, согласно подпункта «б» пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг , ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.

По мнению Общества, подобное регулирование законодательства, в частности, направлено на обеспечение стабильности оказания коммунальных услуг при смене по решению общего собрания собственников помещений одной управляющей организации на другую, либо до заключения управляющей организацией соответствующего договора поставки с ресурсоснабжающей организацией.

Так же, в соответствии с п. 20 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. (далее - Основные положения ), потребители коммунальной услуги по электроснабжению, которые в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг , не находятся на обслуживании у исполнителей коммунальных услуг в лице управляющих организаций, товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, принимаются на обслуживание гарантирующим поставщиком с даты, установленной для такого принятия уполномоченным органом субъекта Российской Федерации и вносят плату за потребленную с этой даты электрическую энергию в адрес гарантирующего поставщика. Соответствующие договоры с указанными потребителями коммунальной услуги электроснабжения, в том числе в отсутствие их письменной формы, заключаются в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом, в составе платы за коммунальные услуги, отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, то есть коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.

В силу указанных норм действующего законодательства и отсутствиязаключенного договора ресурсноснабжения, в связи с бездействием ООО «Водоканал Плюс» по указанному в исковом заявлении многоквартирному дому, ПАО «Каббалкэнерго» вынужденно выполняет функции исполнителя коммунальной услуги по электроснабжению собственников и нанимателей жилья в указанном доме и соответственно производит расчет и требует оплату за электроэнергию, используемую жильцами на общедомовые нужды.

При этом, в исковом заявлении, в обоснование отсутствия у Общества правовых оснований производить расчет и требовать от жильцов указанного многоквартирного дома напрямую плату за электроэнергию на общедомовые нужды, истцом делается ссылка на п. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Между тем, Общество считает указанную ссылку необоснованной и неприменимой в данной ситуации, т.к. данная правовая позиция была сформирована до внесения изменений в действующее законодательство.

Согласно п. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции от 21.07.2014г.), на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг,потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.

В исковом заявлении Гереметов Р.Б. приходит к выводу, что действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды.

Вместе с тем, в целях исключения противоречий в законодательстве, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в указанную статью Жилищного кодекса РФ внесеныизменения которые вступили в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. В частности, пунктом 14 статьи 1 данного Федерального закона из п. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ исключены слова «...(за исключением коммунальных услуг. потребляемыхпри использовании общего имущества в многоквартирном доме)...».

В действующей редакции от 13.07.2015г., пункт 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ выглядит таким образом: «На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества».

В связи с изложенным, Общество считает не подлежащим применению к данным правоотношениям, между ресурсоснабжающей организацией и жильцами указанного многоквартирного дома, правовой позиции истца со ссылкой на законный акт, утративший силу, а именно в части истолкования нормы пункта 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ.

Из вышеизложенного следует, что в отсутствие заключенного управляющей компанией ООО «Водоканал Плюс» договора ресурсоснабжения с гарантирующим поставщиком электроэнергии ПАО «Каббалкэнерго», действия Общества по начислению жильцам многоквартирного дома по адресу г.<адрес> «А» платы за электроэнергию, используемую на общедомовые нужды, не противоречит действующему законодательству.

2. В части определения размера начисления платы за электрическую энергию на общедомовые нужды, Общество считает необходимым пояснить следующее.

Как уже указывалось выше, ПАО «Каббалкэнерго» является энергосбытовой организацией и Гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Кабардино-Балкарской республики.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии, потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды установлен пунктами 44 - 48 Правил предоставления коммунальных услуг, дифференцируется в зависимости от наличия либо отсутствия в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, с учетом как общей площади жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме, так и общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также установленного в субъекте Российской Федерации тарифа на электрическую энергию на календарный год.

Общество считает представленный истцом «Расчет расхода электроэнергии на ОДН..» абсолютно необоснованным изначально и принципиально с ним не согласно, так как указанный расчет был составлен самим истцом в одностороннем порядке и в нарушение вышеуказанных пунктов действующего законодательства.

В связи с этим, ПАО «Каббалкэнерго» представляет на обозрение суда контррасчет - расчет начисления платы за ОДН {расчет прилагается) в отношении потребителя Шерметова Р.Б., проживающего по адресу: г.<адрес> «А».

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что действия гарантирующего поставщика ПАО «Каббалкэнерго» по начислению жильцам многоквартирного дома по адресу г.<адрес> «А» платы за электроэнергию, используемую на общедомовые нужды, являются абсолютно обоснованными, законными, и не противоречащими действующему законодательству РФ, в связи с чем, исковые требования Шерметова Р.Б. удовлетворению не подлежат.

3. ПАО «Каббалкэнерго» считает необходимым обратить внимание суда на то обстоятельство, что в просительной части искового заявления (абз. 4 стр. 3), Шерметов Р.Б., ссылаясь на главу 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просит суд удовлетворить вышеуказанные исковые требования.

Вместе с тем, глава 22 КАС РФ, предусматривает порядок предъявления административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела попредъявленному административному исковому заявлению.

Согласно ст. 222 КАС РФ, судья оставляет без движения административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на основании части 1 статьи 130 настоящего Кодекса в случае несоответствия указанного заявления требованиям, установленным статьей 220 настоящего Кодекса.

Между тем, Общество считает, что исковое заявление Шерметова Р.Б., предъявленное в общем исковом порядке, не соответствует требованиям, предъявляемым к административным исковым заявлениям, предусмотренным статьей 220 КАС РФ, в связи с чем, рассмотрению по существу не подлежит.

В связи с изложенным, руководствуясь ч.2 ст. 149 ГПК РФ, ПАО «Каббалкэнерго» просит в удовлетворении исковых требований Шерметова Р.Б. отказать.

В судебном заседании представители ответчика - ПАО «Каббалкэнерго» Тхамоков В.Х., Канкулов В.А. и Кумехова М.М. иск не признали по указанным в возражениях основаниям.

Представитель ответчика - ПАО «МРСК Северного Кавказа» и представитель третьего лица - ООО «Водоканал Плюс», извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, не сообщили суду об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Поскольку ответчик ПАО «МРСК Северного Кавказа» и третье лицо извещены о дне слушания дела заблаговременно и надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются почтовые уведомления, об уважительности причины неявки суду заблаговременно не сообщили, возражений против иска не представили и не просили рассмотреть дело в их отсутствие, суд, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие указанного ответчика и третьего лица.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истцам Шерметовым Р.Б. и М.А. на праве совместной собственности принадлежит трехкомнатная квартира по адресу: <адрес> <адрес>., истцы проживают в данной квартире.

Ответчиком не оспаривается, что в заявленный в иске период - с сентября 2015 года по май 2016 года ПАО «Каббалкэнерго» начисляло на истца плату за предоставленную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды, данный факт подтверждается и материалами дела (л.д. 21-24).

ДД.ММ.ГГГГ собственники помещений 5-этажного жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: КБР, <адрес> в лице своего представителя Мидовой Л.К., заключили договор управления многоквартирным домом с ООО «Водоканал Плюс» в лице его генерального директора Бжахова З.Х., тем самым выбрали способ управления

потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации,

за многоквартирным домом - в виде названной управляющей организации, что ответчиком на оспаривается (л.д. 11 - 20).

Исходя из части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

В силу части 7.1 статьи 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 30 июня 2015 года) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ в редакции, действовавшей с 1 июля 2015 года до 31 декабря 2015 года).

Из пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 следует, что ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги и приступает к предоставлению коммунальной услуги при условии обязательного заключения соответствующего договора с потребителем и в случае непосредственного управления многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).

По смыслу приведенных норм, управляющая организация, выбранная собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления, является непосредственным исполнителем коммунальных услуг для собственников и нанимателей помещений в таком доме. Несмотря на указанное обстоятельство, собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме также может быть принято решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом в период до 30 июня 2015 года внесение оплаты за коммунальные услуги, потребленные при использовании общего имущества в многоквартирном доме, непосредственно ресурсоснабжающей организации являлось недопустимым, даже в случае принятия соответствующего решения собственниками и нанимателями многоквартирного дома.

Учитывая, что многоквартирный жилой <адрес> «А» по адресу: КБР, <адрес> находится на управлении ООО «Водоканал Плюс» с ДД.ММ.ГГГГ, собственники и наниматели помещений в данном доме в период с ДД.ММ.ГГГГ не принимали решение о внесении платы за коммунальные услуги, использованные на общедомовые нужды, непосредственно ресурсоснабжающей организации, установленного пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг в качестве обязательного договора с потребителем ресурсоснабжающая организация - ответчик не имеет, действия ответчика по начислению на истца Шерметова Р.Б. платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, являются незаконными.

Ответчик ПАО «Каббалкэнерго» не вправе производить на Шерметова Р.Б. начисления за электроэнергию и требовать с него плату, потребленную на общедомовые нужды. Исполнителем коммунальных услуг для истца, проживающего в многоквартирном доме и являющегося потребителем коммунальных услуг, является управляющая организация - ООО «Водоканал Плюс».

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности требований истца и, соответственно, признаёт действия ответчика незаконными, с возложением на него обязанности прекратить действия по начислению и предъявлению истцу к оплате счетов (квитанций) за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.

Ввиду изложенного доводы ответчика, сводящиеся к обоснованию позиции о том, что в отсутствие договора ресурсоснабжения между ПАО «Каббалкэнерго» и ООО «Водоканал Плюс» ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг и вправе предъявлять к оплате коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, признаются судом не состоятельными.

При таких обстоятельствах доводы сторон относительно порядка определения размера платы за электрическую энергию на общедомовые нужды не могут служить основанием для разрешения спора в пользу той или иной стороны, так как эти обстоятельства не несут какой-либо правовой нагрузки при установлении незаконности действий ответчика по сути спора.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковое заявление Гереметов Р.Б. и Шереметова М.А. удовлетворить.

Признать незаконными действия ПАО «Каббалкэнерго» по начислению на Гереметов Р.Б. платы за электроэнергию на общедомовые нужды с ДД.ММ.ГГГГ года по день вынесения решения суда.

Обязать ПАО «Каббалкэнерго» исключить из лицевого счета истцов необоснованно начисленную задолженность за электроэнергию на общедомовые нужды.

Обязать ПАО «Каббалкэнерго» прекратить действия по начислению на Гереметов Р.Б. платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики через Зольский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Зольского

районного суда КБР                                                                          И.Х. Топалов

Согласовано:                                                                                      И.Х. Топалов

2-612/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Шерметова М.А.
Шерметов Р.Б.
Ответчики
МРСК
ОАО "Россети"
Другие
ООО "Водоконал плюс"
Суд
Зольский районный суд Кабардино-Балкарской Республики
Дело на странице суда
zolsky.kbr.sudrf.ru
15.06.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.06.2016Передача материалов судье
20.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.07.2016Судебное заседание
14.07.2016Судебное заседание
10.08.2016Судебное заседание
12.08.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее