Решение по делу № 2-5043/2022 от 01.08.2022

Гражданское дело

    

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

02 ноября 2022 года                     <адрес>

Ногинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Беляковой Е.Е.,

при секретаре Недобежкиной А.С.,

с участием: истца Егорова А.А., представителя ответчика Администрации Богородского городского округа <адрес> Гальцовой О.Е., ответчика Макаровой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егорова А. АлексА.а к Администрации Богородского городского округа <адрес>, Макаровой И. А. о признании постановления Администрации Богородского городского округа <адрес> незаконным, о признании соглашения незаконным и применении последствий недействительности сделки,

УСТАНОВИЛ:

Истец Егоров А.А. обратился в суд с иском к Администрации Богородского городского округа <адрес>, Макаровой И.А. о признании постановления Администрации Богородского городского округа <адрес> незаконным, о признании соглашения незаконным и применении последствий недействительности сделки, просил суд:

- признать постановление Администрации Богородского городского округа <адрес> от 19.10.2021г., незаконным и отменить;

- признать соглашение, заключенное между Администрацией Богородского городского округа <адрес> и ответчиком Макаровой И.А. о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, д. Клюшниково, массив ИЖС 1, недействительным и применить последствия недействительности сделки:

признав постановку на государственный кадастровый учет земельного участка, находящегося по Постановлению Администрации Богородского городского округа <адрес> от 19.10.2021г. в частной собственности ответчика Макаровой И.А., незаконным,

восстановив в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке, находящемся в частной собственности Макаровой И.А. по Постановлению Администрации Богородского городского округа <адрес> от 19.10.2021г.,

аннулировав в ЕГРП сведения о государственной регистрации права собственности ответчика Макаровой И.А. на спорный земельный участок, предоставленный по Постановлению Администрации Богородского городского округа <адрес> от 19.10.2021г., расположенный по адресу; <адрес>, д. Клюшниково, уч.-Б;

- признать за истцом Егоровым А.А. право на перераспределение и выкуп земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного рядом с земельным участком, принадлежащим на праве собственности истцу, по адресу: <адрес>, д. Клюшниково, уч..

В обоснование заявленных требований истец Егоров А.А. ссылался на то, что он- истец является собственником земельного участка расположенного по адресу: МО, <адрес>, д.Клюшниково, массив ИЖС 1, уч., с кадастровым номером 50:16:0302008:151 общей площадью 863кв.м. На указанном земельном участке расположен принадлежащий истцу двухэтажный жилой дом общей площадью 100 кв.м.

С разрешения соседей- собственников смежных земельных участков, для перераспределения заброшенного земельного участка, расположенного в конце земельного участка истца, с целью выкупа, истец много лет своими силами освобождал заброшенный земельный участок от мусора, облагораживал его: очистил от деревьев, выровнял, привез на участок несколько тонн плодородной земли, по периметру установил забор, для детей сделал площадку, посадил плодовые кусты.

С февраля 2022 года истец начал собирать документы для оформления этого запользованного земельного участка в собственность, начал проводить межевание в порядке, предусмотренном ст. 39.29 ЗК РФ для заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. С этой целью истец обратился к кадастровому инженеру Крупнову А.С., который провел геодезические работы. При проведении кадастровых работ и определения границ на местности, а также анализе сведении о земельном участке, кадастровым инженером было выявлено, что ответчик Макарова И.А., которая является собственником смежного с истцом земельного участка с кадастровым номером 50:16:0302008:3683, по адресу: МО, р-н Ногинск, д.Клюшниково, уч.36-Б, начала процедуру оформления перераспределения заброшенного ранее, а теперь спорного земельного участка в свою собственность в нарушение требований закона, без согласования с истцом и собственниками других смежных земельных участков.

В результате таких незаконных действий ответчика Макаровой И.А. были ущемлены права истца и собственников смежных земельных участков, претендующих на перераспределение спорного земельного участка. Макарова И.А. знала о том, что на протяжении 5-6 лет истец облагораживает спорный участок, находящийся в пользовании у истца, и уже после того как истец облагородил этот земельный участок, понеся большие материальные затраты, и стал собирать документы для оформления перераспределения, ответчик Макарова И.А. незаконно начала процедуру оформления спорного участка в свою собственность.

01.04.2022г. истец обратился в администрацию Богородского городского округа <адрес> и предоставил все документы, подтверждающие, что истец имеет право приобрести спорный земельный участок в порядке перераспределения, и узнал, что Администрацией Богородского городского округа <адрес> принято Постановление от 19.10.2021г о перераспределении части спорного земельного участка в пользу ответчика Макаровой И.А. На обращение истца в администрацию о том, что это Постановление принято с нарушением требовании закона по оформлению соответствующих документов, администрация отказалась дать письменный ответ.

ДД.ММ.ГГГГ истец повторно письменно обратился в Администрацию Богородского городского округа <адрес> с заявлением о разъяснении принятого ответчиком решения и об отмене Постановления Администрации Богородского городского округа МО от ДД.ММ.ГГГГ, как принятого с нарушением требований закона.

ДД.ММ.ГГГГ истец получил ответ, в соответствии с которым администрация Богородского городского округа указала, Постановление от 19.10.2021г. является законным и основания для его отмены отсутствуют.

ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратился в администрацию с заявлением о предоставлении копии Постановления , до обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением, ответ на обращение им получен не был.

Истец Егоров А.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, дал суду объяснения, аналогичные доводам, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - администрации Богородского городского округа <адрес> Гальцова О.Е. в судебном заседании просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать, со ссылкой на доводы, изложенные в письменных возражениях, суду пояснила, что оспариваемое истцом постановление администрации принято в соответствии с нормами действующего законодательства (л.д.70).

Ответчик Макарова И.И. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, со ссылкой на то обстоятельство, что спорный земельный участок необходим ей для обслуживания ее жилого дома, указала, что считает принятое администрацией решение соответствующим требованиям закона.

Третьи лица Крупнов А.С., Дудко А.А. в суд не явились, о явке в суд извещались надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения истца, ответчика и представителя ответчика, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно п.4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с пунктом 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ , Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

В силу ст. 12 ГПК РФ защита нарушенных права и свобод осуществляется, в том числе путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

Судом установлено, что Егоров А.А. на основании договора дарения земельного участка от 13.07.2012г. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: МО, <адрес>, д. Клюшниково, массив ИЖС1, уч., с кадастровым номером 50:16:0302008:151, общей площадью 863кв.м. с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.10.2012г.(л.д.19) и собственником расположенного на указанном земельном участке жилого дома общей площадью 100 кв.м.(л.д.19).

Из искового заявления, объяснений истца Егорова А.А. усматривается, что с разрешения соседей- собственников смежных земельных участков, истец, имея намерение оформить в собственность в порядке перераспределения земель неразграниченной собственности и земельного участка, принадлежащего истцу, несколько лет своими силами освобождал заброшенный земельный участок от мусора, облагораживал его, по периметру установил забор, для детей сделал площадку, посадил плодовые кусты.

С февраля 2022 года Егоров А.А. начал выполнять работы по межеванию земельного участка для заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. С этой целью истец обратился к кадастровому инженеру Крупнову А.С., который провел геодезические работы. При проведении кадастровых работ и определения границ на местности, а также анализе сведении о земельном участке, кадастровым инженером было выявлено, что ответчик Макарова И.А., которая является собственником смежного с истцом земельного участка с кадастровым номером 50:16:0302008:3683, по адресу: МО, р-н Ногинск, д.Клюшниково, уч.36-Б, начала процедуру оформления перераспределения заброшенного ранее земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ Егоров А.А. обратился в администрацию Богородского городского округа <адрес> с заявлением об оформлении фактически используемого земельного участка в порядке перераспределения (л.д.25).

ДД.ММ.ГГГГ администрацией было принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности» по основаниям несоответствии схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке в соответствии с п.12 ст. 11.10 ЗК РФ и наличием ареста на земельный участок с КН 50:16:0302008:151 (л.д.27).

ДД.ММ.ГГГГ истец Егоров А.А. повторно, письменно обратился в Администрацию Богородского городского округа <адрес> с заявлением о разъяснении принятого решения ответчиком, просил ответчика отменить постановление Администрации Богородского городского округа МО от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании выкупа земли собственником участка с кадастровым номером 50:16:0302008:3683, провести проверку на каком основании было предоставлено разрешение о выкупе земельного участка (л.д.23).

Администрация Богородского городского округа письмом от ДД.ММ.ГГГГ П-3948 отказала истцу в удовлетворении требований об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ , указала, что поскольку границы земельного участка истца установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, согласование с ним при принятии оспариваемого решения органа местного самоуправления не требовалось (л.д.24).

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию Богородского городского округа с заявление о предоставлении копии постановления от 19.10.2021г. и документов, на основании которых постановление было согласовано (л.д.33).

Как следует из искового заявления, на данное обращение истец получил отказ в устной форме, письменный ответ направлен в адрес истца не был.

Обратившись в суд с настоящим исковым заявлением, истец Егоров А.А. просил суд признать постановление Администрации Богородского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Таким образом, для признания не соответствующим закону ненормативного государственного акта или акта органа местного самоуправления необходимо наличие двух условий: не соответствие закону или иным правовым актам и нарушение прав и интересов гражданина или юридического лица.

Судом установлено, что истцу Егорову А.А. на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером 50:16:0302008:0151, общей площадью 863 кв.м., с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, категория земельного участка- земли населенных пунктов (л.д.19). Границы данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства установлены.

Ответчик Макарова И.А. являлась собственником земельного участка с кадастровым номером 50:16:0302008:21, площадью 1150 кв.м., расположенного по адресу: МО, д.Клюшниково, уч 36-Б.

Земельные участки истца и ответчика имеют смежную границу.

Судом установлено, что Макарова И.А. обратилась в администрацию Богородского городского округа за предоставлением государственной услуги «перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящиеся в частной собственности».

В силу ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

2. В заявлении о перераспределении земельных участков указываются:

1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить;

4) реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;

5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

3. К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:

1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;

2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;

3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;

4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.

В силу ч. 8 ст. 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Согласно п.11-12 ст. 39.29 ЗК РФ лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков. (п.11).

Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В этом случае заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, право собственности на который приобретает заявитель, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка. При этом земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок) (п.12).

Судом установлено, что Постановлением Администрации Богородского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, Богородский городской округ, д. Клюшниково, уч. 36-Б, в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь которого составляет 1604 кв.м., расположенного по адресу: Богородский городской округ, д. Клюшниково, уч. 36-Б, (приусадебный участок), состоящего из земельного участка государственная собственность на который не разграничена площадью 454 кв.м., и земельного участка, находящегося в частной собственности площадью 1150 кв.м. (кадастровый ).

Согласно ч.1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с ч. 4 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях:

1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям.

Согласно ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

На основании п.2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В силу п. 13 ст. 11.10. ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно п. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес>» органы местного самоуправления городских округов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Земельный участок с кадастровым номером 50:16:0302008:21 расположен в границах Богородского городского округа, а потому постановление Администрации Богородского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принято уполномоченным органом.

С учетом предмета спора, и оснований заявленных требований, истец Егоров А.А. в силу ст. 56 ГПК РФ должен доказать факт нарушения его имущественных прав действиями ответчика по утверждению схемы расположения земельного участка площадью 1604 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, Богородский городской округ, д. Клюшниково, уч. 36-Б.

Согласно п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Оспаривая постановление Администрации Богородского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, Богородский городской округ, д. Клюшниково, уч. 36-Б, в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности» истец ссылался на нарушения ответчиком норм действующего законодательства при формировании земельного участка площадью 1604 кв.м., поскольку, по мнению истца, в результате нарушений допущенных при проведении кадастровых работ, произведен захват части земельного участка, находящегося в фактическом пользовании истца, что препятствует в реализации прав истцу на предоставление ему земельного участка по фактическому пользованию в порядке перераспределения.

Согласно п.3 ст. 6 ЗК РФ участок как объект права собственности на землю, являясь недвижимой вещью, имеет характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определенной вещи.

В силу ст. 8 Федерального закона от 13.07. 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. В том числе, к основным сведениям объекта недвижимости относится описание местоположения объекта недвижимости. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части

Согласно п. 9 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ площадью земельного участка является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

В силу п. 10 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно ст. 39 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В силу п. 3 ст. 39 Федерального закона № 221-ФЗ согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);2) пожизненного наследуемого владения;3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Постановлением администрации Богородского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ утверждена представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь которого составляет 1604 кв.м., расположенного по адресу: РФ, МО, Богородский городской округ, д.Клюшниково, уч.36-Б, в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 454 кв.м, и земельного участка, находящегося в частной собственности, площадью 1150 кв.м.( л.д.58-59)

ДД.ММ.ГГГГ вновь образованный земельный участок площадью 1604 кв.м., поставлен на кадастровый учет за номером 50:16:0302008:3683 (л.д.64-68).

Егоров А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:16:0302008:151, границы которого установлены в соответствии с требованиями законодательства, сведения о них имеются в ЕГРН.

Как следует из представленных суду документов, в процессе выполнения работ по утверждению схемы расположения спорного земельного участка, в процессе рассмотрения заявления Макаровой И.А. о перераспределении земельных участков, местоположение границ земельного участка истца Егорова А.А., сведения о которых содержатся в ЕГРН, не уточнялись, а потому согласование границ с истцом, как смежным землепользователем, не должно было проводиться.

Наличие, фактического забора, установленного истцом не в соответствии с данными ЕГРН, свидетельствуют о самовольном запользовании земельного участка, которое не порождает право собственности на занятый земельный участок.

При решении вопроса о перераспределении земельных участков правовое значение имеет вопрос наличия в администрации ранее поданных аналогичных заявлений других лиц, поскольку в соответствии с подп.7 п. 9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении, если имеется ранее поданное заявление о предварительном согласовании предоставления или о предоставлении участка земельного участка неразграниченной государственной и по нему не принято решение об отказе.

Таким образом, в рассматриваемом случае, преимущественное значение имеет очередность обращения в орган местного самоуправления.

В силу ст.11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ судебной защите подлежит только нарушенное право.

В ходе судебного разбирательства истцом не доказано, а судом не установлено нарушение прав истца оспариваемым постановлением, в ходе судебного разбирательства судом установлено, что границы земельного участка истца с кадастровым номером 50:16:0302008:151, сведения о которых содержатся в ЕГРН, при формировании границ спорного земельного участка не нарушены, наличие, фактического забора, установленного Егоровым А.А. не в соответствии с данными ЕГРН, свидетельствуют о самовольном запользовании земельного участка, из искового заявления, представленных письменных доказательств судом установлено, что истец с заявлением о предоставлении запользованого земельного участка в порядке перераспределения обратился к ответчику после принятия решения органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ , а потому суд приходит к выводу, что постановление Администрации Богородского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, Богородский городской округ, д. Клюшниково, уч. 36-Б, в целях заключения соглашения о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности» было принято уполномоченным органом, в порядке, предусмотренном действующим законодательством, основания для отказа в утверждении схемы на кадастром плане территории не имелись, а потому в удовлетворении требований истца в части требований о признании недействительным постановления Администрации Богородского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ надлежит отказать.

Доводы стороны истца о том, что нахождение на сформированном спорном земельном участке воздушных линий электропередач напряжением 0.4 кВ, водопровода, имеющих охранные зоны, исключают возможность формирования земельного участка в целях перераспределения, противоречат нормам действующего законодательства, поскольку наличие охранных зон водопровода, воздушных линий электропередач, и не является препятствием для утверждения схемы расположения земельного участка. Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , устанавливают особые условия использования земельных участков, что не препятствуют их предоставления в собственность.

В соответствии с п.9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;

2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;

3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;

4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;

5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;

8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;

9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;

10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ответчиками Администрацией Богородского городского округа и Макаровой И.А. заключено соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность, на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Анализируя исследованные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства истцом не доказаны, а судом не установлены основания для признания указанного соглашения незаконным, учитывая, что судом установлено, что при утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1604 кв.м. права истца нарушены не были.

Истец просил суд признать постановку на государственный кадастровый учет земельного участка, находящегося по Постановлению Администрации Богородского городского округа <адрес> от 19.10.2021г. в частной собственности ответчика Макаровой И.А., незаконным, восстановив в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке, находящемся в частной собственности Макаровой И.А. по Постановлению Администрации Богородского городского округа <адрес> от 19.10.2021г., аннулировав в ЕГРП сведения о государственной регистрации права собственности ответчика Макаровой И.А. на спорный земельный участок, предоставленный по Постановлению Администрации Богородского городского округа <адрес> от 19.10.2021г., расположенный по адресу; <адрес>, д. Клюшниково, уч.-Б;

В силу пп.3 п.11 ст. 41 Федерального закона от 13.07. 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляются на основании проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, если в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается исключительно при наличии таких утвержденных документов и в соответствии с ними.

В силу п. 14 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ если в отношении земельного участка, образуемого из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, подано заявление о государственном кадастровом учете без заявления о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, органом регистрации прав одновременно с государственным кадастровым учетом осуществляется внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведений об органе, уполномоченном в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»на распоряжение таким земельным участком.

Согласно п.15 ст. 41 Федерального закона от 13.07. 2015 года № 218-ФЗ если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, указанного в части 14 настоящей статьи, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета, за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства.

Установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета в спорной по делу ситуации не имеется, а потому отсутствуют основания для признания постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, находящегося по Постановлению Администрации Богородского городского округа <адрес> от 19.10.2021г. в частной собственности ответчика Макаровой И.А., незаконным, о восстановлении в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке, находящемся в частной собственности Макаровой И.А. по Постановлению Администрации Богородского городского округа <адрес> от 19.10.2021г., и об аннулировании в ЕГРП сведения о государственной регистрации права собственности ответчика Макаровой И.А. на спорный земельный участок, предоставленный по Постановлению Администрации Богородского городского округа <адрес> от 19.10.2021г., расположенный по адресу; <адрес>, д. Клюшниково, уч.-Б.

Истец просил суд признать за истцом Егоровым А.А. право на перераспределение и выкуп земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенный рядом с земельным участком, принадлежащем на праве собственности истцу по адресу: <адрес>, д. Клюшников, уч.58.

Согласно ст.39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган. К заявлению о перераспределении земельных участков прилагается в том числе, схема расположения земельного участка.

Судом установлено, что истцу 24.03.2022г. решение Администрации Богородского городского округа <адрес> №Р57057598 было отказано в предоставлении госуслуги «перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности, решение не отменено и не признано недействительным, а потому отсутствуют установленные законом основания для признания за истцом права на перераспределение и выкуп земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенный рядом с земельным участком, принадлежащем на праве собственности истцу по адресу: <адрес>, д. Клюшников, уч.58.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Егорова А. АлексА.а к Администрации Богородского городского округа <адрес>, Макаровой И. А. о признании постановления Администрации Богородского городского округа <адрес> незаконным, о признании соглашения незаконным и применении последствий недействительности сделки, отказать.

    Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья:

2-5043/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Егоров Андрей Александрович
Ответчики
Макарова Ирина Александровн
Администрация Богородского городского округа Московской области
Другие
Крупнов Андрей Станиславович
ООО "НПО" "Геоцентр" Дудко Александр Александрович
Суд
Ногинский городской суд Московской области
Судья
Белякова Елена Евгеньевна
Дело на странице суда
noginsk.mo.sudrf.ru
01.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.08.2022Передача материалов судье
02.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.09.2022Предварительное судебное заседание
02.11.2022Судебное заседание
21.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее