ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 сентября 2024 г. г. Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе
председательствующего Салькова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Василиженко С.В.,
с участием представителя истца Уполномоченного по правам человека в Тульской области Максимова П.В.,
представителя ответчика ОСФР по Тульской области по доверенности Лобановой А.А.,
лица, в интересах которого подан иск, Бекетовой Г.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 71RS0028-01-2024-002193-89 (производство № 2-1656/2024) по исковому заявлению Уполномоченного по правам человека в Тульской области Лариной Татьяны Владимировны к ОСФР по Тульской области о признании решения незаконным,
установил:
Уполномоченный по правам человека в Тульской области обратился в суд с иском в интересах Бекетовой Г.М. с требованиями о признании незаконным решения о недействительности государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, обязании выдать государственный сертификат на материнский (семейный) сертификат, указав, что Бекетова Г.М. является матерью двоих детей - ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО13. ДД.ММ.ГГГГ г.р. ФИО14. документирована паспортом, ФИО15. приобрел гражданство РФ ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Бекетова Г.М. обратилась в ОСФР по ТО с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ заявление удовлетворено, выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серия МК-Э-№
В результате проведенной в феврале ДД.ММ.ГГГГ проверке обоснованности выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, сертификат на материнский (семейный) капитал от ДД.ММ.ГГГГ признан недействительным, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ Бекетовой Г.М. направлено уведомление № № об отсутствии права на дополнительные меры государственной поддержки. В качестве причин обоснования решения указано на принятие 25.12.2023 ФЗ № 634 «О внесении изменений в ст. 3 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», вступившего в законную силу с 01.01.2024. Так в силу данного закона дополнительные меры государственной поддержки предоставляются лицам, имеющим гражданство РФ на день рождения ребенка, и только при условии, что ребенок приобрел российское гражданство по рождению.
Истец полагает данное решение незаконным, поскольку на момент подачи заявление о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал - ДД.ММ.ГГГГ, данные требования закона еще не действовали и по действующему на тот момент законодательству, Бекетова Г.М. имела право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Просит признать незаконным решение ОСФР по Тульской области о недействительности выданного Бекетовой Г.М. государственного сертификата на материнский капитал от ДД.ММ.ГГГГ, обязать ОСФР по Тульской области выдать Бекетовой Г.М. государственный сертификат на материнский (семейный) сертификат.
В судебном заседании представитель истца Уполномоченного по правам человека в Тульской области Максимов П.В., лицо, в интересах которого подан иск, Бекетова Г.М. на удовлетворении исковых требований настаивали по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика по доверенности Лобанова А.А. исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать, пояснив что в ходе проведения контрольных мероприятий по рассмотрению заявлений о выдаче государственных сертификатов было выявлено, что дети Бекетовой Г.М. не приобрели гражданство РФ по рождению, мать Бекетова Г.М. не являлась гражданской РФ на момент рождения детей, решение о выдаче сертификата было принято без учета изменений в ст. 3 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Суд, выслушав доводы участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 ч. 2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38 ч. 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (ст. 39 ч. 1). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со ст. 39 (ч. 2 и 3) Конституции РФ устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, предоставляются в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Частью 1 статьи 3 ФЗ № 256-ФЗ, в редакции, действующей на момент обращения Бекетовой Г.М. с заявлением о выдаче государственного сертификата, было предусмотрено, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, у следующих граждан РФ независимо от места их жительства:
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01.01.2007;
2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 01.01.2007, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2007;
4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 01.01.2020;
5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2020.
ФЗ от 25.12.2023 № 634 «О внесении изменений в ст. 3 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», вступившим в законную силу с 01.01.2024, дополнительные меры государственной поддержки предоставляются только лицам, имеющим гражданство РФ на день рождения ребенка и только при условии, что ребенок приобрел российское гражданство по рождению.
Бекетова Г.М. является матерью двоих детей ФИО16 ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ г.р. Бекетова Е.В. и Гошаев М.Б. являются гражданами РФ.
ДД.ММ.ГГГГ Бекетова Г.М. обратилась в ОСФР по ТО с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ ее заявление удовлетворено, выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серия МК-Э-№
Из уведомления ОСФР по ТО от ДД.ММ.ГГГГ Бекетовой Г.М. сообщено, что в результате проверки, проведенной в феврале ДД.ММ.ГГГГ сертификат на материнский (семейный) капитал серия МК-Э-№ от ДД.ММ.ГГГГ признан недействительным. В качестве причин обоснования решения указано на принятие 25.12.2023 ФЗ № 634 «О внесении изменений в ст. 3 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», вступившего в законную силу с 01.01.2024.
Суд, проанализировав предоставленные доказательства, полагает, что требования заявлены обоснованно, подлежат удовлетворению, поскольку на дату обращения Бекетовой Г.М. с заявлением к ответчику – ДД.ММ.ГГГГ, Бекетова Г.М. отвечала критериям, на основании которых ей должен был быть предоставлен государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. Ее заявление было принято в работу и ДД.ММ.ГГГГ принято решение о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, так как заявление Бекетовой Г.М. подано до вступления в законную силу ФЗ № 634 от 25.12.2023. В ФЗ № 634 от 25.12.2023 отсутствует указание на применение данного закона на правоотношения, возникшие до его принятия. Таким образом, на лиц, подавших заявление на выдачу государственного сертификата на материнский (семейный) капитал до 01.01.2024, нормы ФЗ № 634 не распространяются.
При таких обстоятельствах последующее решение ответчика, оформленное в форме уведомления, и направленное в адрес Бекетовой Г.М. о том, что в результате проведенной в феврале ДД.ММ.ГГГГ г. проверке обоснованности выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, государственный сертификат на материнский (семейный) капитал от ДД.ММ.ГГГГ серия МК-Э-№ признан недействительным, является незаконным.
Доводы представителя ответчика о том, что решения по заявлениям о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, поступившим в декабре ДД.ММ.ГГГГ г., должны приниматься с учетом изменений внесенных ФЗ № 634 от 25.12.2023 основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
При таких обстоятельствах, с целью восстановления нарушенного права Бекетовой Г.М., ОСФР по Тульской области обязано выдать Бекетовой Г.М. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Уполномоченного по правам человека в Тульской области Лариной Татьяны Владимировны к ОСФР по Тульской области о признании решения незаконным удовлетворить.
Признать решение ОСФР по Тульской области о недействительности выданного Бекетовой Галине Миршамильевне государственного сертификата на материнский капитал серии МК-Э-№ от ДД.ММ.ГГГГ незаконным,
обязать ОСФР по Тульской области выдать Бекетовой Галине Миршамильевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке г<данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес> государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Советский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено судом 9 сентября 2024 г.
Председательствующий