Дело № 2а-252/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кривошеино 24 декабря 2019 года
Кривошеинский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Серазетдинова Д.Р.,
при секретаре Сергун Н.А.,
с участием представителя административного истца –
помощника прокурора Кривошеинского района Петриковой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению прокурора Кривошеинского района о признании незаконным бездействия Администрации Володинского сельского поселения, обязании привести автомобильные дороги и элементы их обустройства в соответствии с требованиями ГОСТа,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кривошеинского района Томской области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Володинского сельского поселения по непринятию мер по обеспечению безопасности дорожного движения.
Административный истец просил обязать Администрацию Володинского сельского поселения в срок до 1 июля 2020 года привести в соответствие с ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля., утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, дорожное полотно на <адрес>, а также обочины проезжих частей на автомобильной дороге, ведущей от въезда в <адрес>. Обязать Администрацию Володинского сельского поселения в срок до 1 июля 2020 года установить на <адрес> дорожные знаки, предусмотренные проектом организации дорожного движения с. Володино.
В обоснование заявленных требований административный истец, сославшись на положения Федерального закона от 10.12.1995 № 196 – ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Федерального закона от 08.11.2007 № 257 – ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» указал, что в ходе проверки установлено, что дорожное полотно на <адрес> <адрес>, а также обочины проезжих частей на автомобильной дороге, ведущей от въезда в <адрес> имеют повреждения и не соответствует установленным требованиям. На <адрес> не установлены дорожные знаки, предусмотренные проектом организации дорожного движения с. Володино. Административный истец указал, что выявленные в ходе проверки нарушения движения нарушают права участников дорожного движения, круг лиц которых не ограничен, поскольку может привести к увеличению количества дорожно - транспортных происшествий, причинению вреда жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании административный истец поддержал требования о признании незаконным бездействия Администрации Володинского сельского поселения. Просит обязать Администрацию Володинского сельского поселения привести указанные обочины и участки дороги в соответствие с установленными требованиями законодательства и установить дорожные знаки.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие Администрации поселения, вопрос по существу заявленных требований оставил на усмотрение суда.
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Суд, изучив доводы административного истца, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Частью первой статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 – ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве основных задач обеспечения безопасности дорожного движения определены охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к дорожной деятельности относится в том числе деятельность по содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно статье 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Данные полномочия осуществляются владельцами автомобильных дорог, которым согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ), является местная администрация, владеющая автомобильными дорогами на вещном праве.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, возложена обязанность осуществлять мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог.
В силу положений пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 1 Закона Томской области Томской области от 17.11.2014 № 152-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области» к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 24 Устава Володинского сельского поселения решение данных вопросов отнесено к полномочиям администрации Володинского сельского поселения.
В силу пунктов 1, 2 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно пункту 2 статьи 1 Технического регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог (ТР ТС 014/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827 данный регламент устанавливает минимально необходимые требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям.
Пунктом 13.1 статьи 3 указанного регламента закреплено, что мероприятия по эксплуатации должны быть направлены на создание безопасных условий перевозки грузов и пассажиров по автомобильным дорогам в течение установленного срока их службы путем:
а) обеспечения сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений на них при воздействии транспортных, эксплуатационных, природно-климатических, чрезвычайных и других факторов в течение их жизненного цикла;
в) проведения работ по поддержанию эксплуатационного состояния проезжей части, соответствующего безопасному и бесперебойному дорожному движению;
При этом в силу пункта 13.2 обозначенного документа автомобильная дорога и дорожные сооружения на ней при эксплуатации должны соответствовать следующим требованиям безопасности:
а) на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц.
Предельно допустимые значения повреждений и сроки ликвидации факторов, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной скоростью, устанавливаются в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза.
При необходимости, до устранения указанных дефектов проезжей части поврежденные участки автомобильной дороги должны быть обозначены соответствующими временными дорожными знаками или другими техническими средствами организации дорожного движения.
г) возвышение обочины и разделительной полосы над уровнем проезжей части при отсутствии бордюра не допускается. Обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4 см;
д) обочины не должны иметь деформаций, повреждений, указанных в пункте 13.2 подпункта а) названной статьи для дорожных покрытий. До устранения дефектов обочин должны быть установлены соответствующие временные дорожные знаки или другие технические средства организации дорожного движения.
Согласно пункту 5.2.21 ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст, знак 1.19 «Опасная обочина» устанавливают перед участками дорог, на которых состояние обочин не соответствует ГОСТ Р 50597.
В соответствии с пунктом 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля., утвержденного приказом Госстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), обочины не должны иметь дефектов (таблица А.2 приложения А), влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.4.
Актом проверки от 14.10.2019, проведенной заместителем прокурора Кривошеинского района Давыденко А.П., установлено, что обочины на автомобильной дороге, ведущей от въезда в с. Володино (особенно на примыкании <адрес> не соответствуют названному ГОСТу Р 50597-2017 (разница между уровнем проезжей части и обочиной в отдельных местах достигает 15 см, края проезжей части имеют повреждения, сколы). Мер к ликвидации данных нарушений в установленные сроки ответчиком не принято.
В соответствии с пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А. 1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
На участке <адрес> дорожное полотно имеет дефекты в виде выбоин, просадок и проломов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» мероприятия, предусмотренные документацией по организации дорожного движения (в числе которой проект организации дорожного движения), являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления в соответствии с разработанными в целях реализации этих мероприятий муниципальными программами.
Предусмотренные проектом организации дорожного движения дорожные знаки на <адрес>, в настоящее время установлены не в полном объеме. В частности, по <адрес> не установлены 7 знаков «Пешеходный переход», 4 знака «Ограничение максимальной скорости», по <адрес> - 6 знаков приоритета («Главная дорога» и «Уступите дорогу») и ряд предупреждающих знаков «Опасный поворот».
По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ Главе Володинского сельского поселения внесено представление об устранении выявленных нарушений, однако на момент обращения прокурора в суд нарушения не устранены, что подтверждается ответом Главы Володинского сельского поселения прокурору Кривошеинского района №-от ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчиком предоставлены: счет фактура, платежное поручение, Муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями свидетельствующие о принятии мер по заказу и установке дорожных знаков.
Также ответчиком предоставлены сопроводительное письмо в Департамент транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области, перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, подлежащих ремонту за счет субсидий в 2020 году, где указан данный участок дороги в с Володино по <адрес> протяженностью 340,7 м. Также предоставлено Решение совета Володинского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении бюджета муниципального образования Володинского сельского поселения на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов с приложениями, где указаны расходы на дорожное хозяйство (дорожный фонд), также указано, что на 2020 год запланирован ремонт дорожного покрытия по <адрес>.
Однако, суд полагает, что указанные документы не свидетельствуют об исполнении в настоящее время заявленных требований, а указывают лишь о планировании ответчиком выполнения необходимых мероприятий устранения действующего законодательства в будущем.
Таким образом, судом установлен факт нарушения Администрацией Володинского сельского поселения требований законодательства о безопасности дорожного движения – наличие повреждений обочины на автомобильной дороге, ведущей от въезда в <адрес> (особенно на примыкании <адрес> не соответствуют названному ГОСТу Р 50597-2017 (разница между уровнем проезжей части и обочиной в отдельных местах достигает 15 см, края проезжей части имеют повреждения, сколы).; повреждение дорожного полотна на участке <адрес> имеющего дефекты в виде выбоин, просадок и проломов; отсутствие предусмотренных проектом организации дорожного движения дорожных знаков на <адрес>, а именно, по <адрес> не установлены 7 знаков «Пешеходный переход», 4 знака «Ограничение максимальной скорости», по <адрес> - 6 знаков приоритета («Главная дорога» и «Уступите дорогу») и ряд предупреждающих знаков «Опасный поворот».
Тем самым нарушены законные права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, а также имущества. Несоответствие дорожного полотна дорог установленным требованиям может повлечь совершение участниками дорожного движения дорожно-транспортных происшествий, причинение вреда жизни и здоровью граждан.
Срок обращения в суд прокурором не был нарушен.
Судом установлены основания для удовлетворения заявленного прокурором административного иска.
Частью 9 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
В соответствии с положениями статьи 227 КАС РФ суд устанавливает срок для устранения допущенных нарушений прав неопределенного круга лиц, учитывая требования разумности.
С учетом пояснений, исследованных материалов дела, суд приходит к выводу, что указанный в исковом заявлении срок для устранения нарушений ответчиком будет достаточным. Суд считает, что с учетом необходимости проведения административным ответчиком конкурсных процедур, а также с учетом сезонного характера проведения дорожных работ и объема подлежащих устранению нарушений, следует установить срок для приведения в соответствие с требованиями ГОСТ дорожного полотна на <адрес>, а также обочины проезжих частей на автомобильной дороге, ведущей от въезда в <адрес> до <адрес>, а также по установке на <адрес> дорожных знаков до ДД.ММ.ГГГГ. Данный срок суд считает разумным и достаточным для исполнения решения суда в полном объеме.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228, 194-195 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие Администрации Володинского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по содержанию автомобильных дорог в состоянии, соответствующем установленным требованиям.
Обязать Администрацию Володинского сельского поселения в срок до 1 июля 2020 года привести в соответствие с ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля., утвержденного приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, дорожное полотно на <адрес>, а также обочины проезжих частей на автомобильной дороге, ведущей от въезда в <адрес>.
Обязать Администрацию Володинского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить на <адрес> дорожные знаки, предусмотренные проектом организации дорожного движения с. Володино.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Кривошеинский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья: подпись Д.Р. Серазетдинов
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>