Решение по делу № 12-36/2019 от 03.12.2018

()

РЕШЕНИЕ

пгт.Каа-Хем 23 января 2019 года                                 

Судья Кызылского районного суда Республики Тыва Хертек Ч.К., при секретаре ФИО1., с участием представителей Управления Росприроднадзора по <адрес> ФИО3., ФИО2., Акционерного общества «<данные изъяты>» С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя акционерного общества «<данные изъяты>» С. на постановление Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Акционерного общества «<данные изъяты>»,

УСТАНОВИЛ:

Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, юридическое лицо – Акционерное общество «<данные изъяты>» (далее АО «<данные изъяты>») признано виновным по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, представителем АО <данные изъяты> С. подана жалоба, в обоснование которой указано, что АО «<данные изъяты>» является юридическим лицом, зарегистрированным в соответствии с законодательством РФ. Общество имеет лицензию на пользование недрами КЗЛ 00469 ТЭ с целевым назначением и видами работ для разведки и добычи полезных ископаемых в Кызылском и Тандинском муниципальных районах Республики Тыва. В Акте проверки Административный орган указывает, что проектной документацией «Ведение горных работ по добыче угля пласта 6.11 с применением комплекса глубокой разработки пластов (КГРП) на Западном участке Элегестского месторождения Улуг-Хемского угольного бассейна» предусмотрено создание отвала вскрышных пород, которые образуются при добыче полезных ископаемых и относятся к отходам производства 5 класса опасности. Административный орган искажает содержание проектной документации. Проектной документацией действительно предусмотрено создание отвала вскрышных пород, но не указано, что вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, относятся к отходам производства 5 класса опасности. Вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, относятся к отходам производства в случае, если они не находят применения в данном производстве. Использование вскрышных пород, образующихся при добыче угля на Элегестском месторождении, предусмотрено проектными документациями АО «<данные изъяты>» и п. 8 Условий пользования недрами. Для отсыпки оснований автодорог предусматривается использование вскрышных пород. Для отсыпки верхнего строения автодорог предполагается использование местных гравелисто-песчаных грунтов, или щебня. Также использование вскрышных пород в качестве грунтового строительного материала предусмотрено для возведения земляных сооружений, отсыпки планировки территории, оснований объектов (в том числе железнодорожного пути не общего пользования и станции Элегест) горно-обогатительного комплекса «Элегест». Возможность использования вскрышных пород в качестве строительного материала предусмотрена в п. 4.7 СП 11-109-98. С целью получения данных об источниках, количестве, качестве и горно-геологических условиях для проектирования и получения грунтовых строительных материалов подрядчиком были проведены инженерно-геологические изыскания грунтовых строительных материалов на Элегестском месторождении Улуг-Хемского угольного бассейна в рамках разработанной проектной документации «Горно-обогатительный комплекс «Элегест» на Элегестском месторождении Улуг-Хемского угольного бассейна Республики Тыва производственной мощностью 15 млн.т. концентрата коксующегося угля в год». Пласт 6.11 и спроектированный ГОК «Элегест» расположены на территории одного горного отвода, поэтому проектная документация на объект ГОК «Элегест» охватывает и пласт 6.11. Аккредитованной лабораторией проведены исследования горных отвалов вскрышных пород на западном участке Элегестского каменноугольного месторождения, по результатам которых установлено, что горные отвалы вскрышных пород соответствуют СТО «Грунтовый строительный материала. Технические условия» и являются грунтовым строительным материалом. Согласно п. 1.1 СТО настоящий стандарт распространяется на грунтовый строительный материал, предназначенный для отсыпки и строительства площадок под строительство объектов горно-обогатительного комплекса «Элегест» на Элегестском месторождении Улуг-Хемского угольного бассейна Республики Тыва, сооружение защитных дамб. Настоящий стандарт устанавливает требования к качеству материала, и может использоваться при ее подтверждении соответствия. На основании протоколов испытаний на указанный грунтовый строительный материал аккредитованными органами по сертификации выданы Сертификат соответствия и Сертификат соответствия требованиям экологической безопасности, которыми подтверждается, что вскрышные породы, образующиеся при добыче угля на месторождении, не являются отходами, а являются экологически безопасным строительным материалом. Данный факт также отражен в Акте проверки и Акте проведения контроля. Технология изготовления грунтового строительного материала по СТО не является новой технологией и не оказывает воздействия на окружающую среду, а сам грунтовый строительный материал не является новым веществом, поступающим в природную среду. Информация пункта 3 СТО в разделе «Сведения о стандарте» свидетельствует о введении технического документа впервые непосредственно на данном предприятии, что подтверждается письмом ООО «<данные изъяты>» за исх. от ДД.ММ.ГГГГ, разработавшего стандарт организации СТО (договор на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ). Между тем, в соответствии с письмом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ к новым технологиям относятся впервые предлагаемые к использованию на территории Российской Федерации и прошедшие апробацию технологии. Соответственно, документация на данный строительный материал (технологию его изготовления) не подлежит экологической экспертизе по п. 5 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе". Отсутствие на технические условия СТО положительного заключения государственной экологической экспертизы не свидетельствует о том, что грунтовый строительный материал таковым не является. Проектная документация «Ведение горных работ по добыче угля пласта 6.11 с применением комплекса глубокой разработки пластов (КГРП) на Западном участке Элегестского месторождения Улуг-Хемского угольного бассейна» имеет положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России» (ранее - ФГУ «Главгосэкспертиза России») 15 от ДД.ММ.ГГГГ (№ в Реестре 00-1-4-1437-11). Данный факт подтверждается Административным органом в Акте проверки. Заключение экологической экспертизы не истребовалось, и от ФАУ «Главгосэкспертиза России» были получено положительное заключение на вышеуказанную проектную документацию в отсутствие таковой. Также факт того, что вскрышные породы не являются отходами, а являются строительным грунтовым материалом подтверждается вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка <адрес> Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ административное производство в отношении АО «<данные изъяты> было прекращено в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения. По мнению суда, нет необходимости в получении заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию «Ведение горных работ по добыче угля пласта 6.11 с применением комплекса глубокой разработки пластов (КГРП) на Западном участке Элегестского месторождения Улуг-Хемского угольного бассейна». Аналогичные выводы содержатся в решении Верховного Суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ. по делу . Из проектной документации «Ведение горных работ по добыче угля пласта 6.11 с применением комплекса глубокой разработки пластов (КГРП) на Западном участке Элегестского месторождения Улуг-Хемского угольного бассейна» не следует, что вскрышные породы размещаются на отвалах в целях их последующего удаления. Согласно проекту вскрышная порода подлежит использованию. Пунктом 5 Порядка N 50 предусмотрено, что в лимиты на размещение отходов не включаются массы (объемы) отходов, предназначенные для использования и/или обезвреживания. Таким образом, административным органом не доказано, что Общество занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона N 89-ФЗ, и что внешние отвалы для размещения вскрышной породы используются для размещения и обезвреживания отходов V класса опасности, соответственно, не доказало наличие у Общества обязанности включать в лимиты на размещение отходов и отражать в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год объем размещенных вскрышных пород на внешнем отвале участка 6.11 Элегестского месторождения. Просит постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным и отменить.

В судебном заседании представитель юридического лица АО «<данные изъяты>» С., действующий на основании доверенности, просил удовлетворить жалобу по основаниям, изложенным в ней.

Представители административного органа ФИО3., ФИО2., действующие по доверенности, просят оставить постановление в силе, указав на нарушения экологических норм АО «<данные изъяты>».

Выслушав мнение сторон, изучив доводы жалобы и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть обжаловано в вышестоящий суд.

На основании статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Постановление о привлечении к административной ответственности АО «<данные изъяты>» вынесено ДД.ММ.ГГГГ, копия указанного постановления получена заявителем в тот же день, ДД.ММ.ГГГГ подана жалоба, соответственно десятидневный срок на обжалование постановления не нарушен.

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды в <адрес> ФИО3. от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – Акционерное общество «<данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" содержит перечни общих запретов, ограничений и обязанностей в сфере обращения с отходами и опасными веществами, например запреты на сброс отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, ввоз опасных и радиоактивных отходов на территорию РФ в целях их захоронения и обезвреживания и т.д. Санитарно-эпидемиологические требования содержатся в государственных санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах, гигиенических и иных нормативах и включают различные по своему характеру ограничения, запреты, обязывания (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Частью 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) определено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

По Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Госкомэкологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 527 (БНА ФОИВ. 1998. N 5. С. 3 - 11), отходы по признаку их происхождения разделяются на: органического природного происхождения; минерального происхождения; химического происхождения; коммунальные (включая бытовые). Уровень экологической опасности отходов в соответствии с установленным классом опасности определяется по специфическим видам опасности: легковоспламеняющиеся жидкие отходы; пожароопасные или взрывоопасные отходы, способные к самовозгоранию; отходы, способные вызывать инфекционные заболевания у людей или животных при нарушении правил обращения с ними; отходы, способные выделять токсичные газы при контакте с водой или воздухом.

В соответствии с п. 3.1.9 Национального стандарта ГОСТ Р 53692-2009 к отходам производства и потребления относятся вмещающие и вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"), другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Тыва, а также муниципальными нормативными правовыми актами. (в ред. законов Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ЗРТ, от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ЗРТ).

Согласно пункту 2 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Отвалы вскрышных пород, которые образуются при добыче полезных ископаемых АО «<данные изъяты>» относятся к отходам производств 5 класса опасности.

Из материалов дела следует, что АО «<данные изъяты>» владеет лицензией на пользование недрами , выданной Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра) с целью добычи каменного угля на Элегестинском месторождении Улуг-Хемского угольного бассейна в РТ.

При проведении плановой выездной проверки Межрегиональным управлением Росприроднадзора по <адрес> и <адрес> в отношении АО «<данные изъяты>» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что АО «<данные изъяты>» не представило пояснений и внесений исправлений в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду. АО «<данные изъяты>» в установленный срок (до ДД.ММ.ГГГГ) в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 года не отразило объемы образованных и размещенных вскрышных пород на отвалах АО «<данные изъяты>».

С ДД.ММ.ГГГГ работы по выемке и добыче ведутся подрядной организацией ООО <данные изъяты>» по договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ; дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ; дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ Подрядчик обязан при выполнении работ: в установленном порядке получить в уполномоченных органах разрешение и согласование на оказание в процессе выполнения работ или в результате выполнения работ негативного воздействия на окружающую среду (выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение отходов производства и потребления и т.д.); соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния, связанных с использованием недр; вести учет вскрышных и вмещающих пород и образующихся отходов производства, содержавших полезные компоненты и т.д.

Вместе с тем, поскольку владельцем лицензионного участка на право пользования недрами является АО «<данные изъяты>», то общество несет ответственность за деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, осуществляемую ООО <данные изъяты>» на лицензионном участке.

Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 15:00 часов по результатам плановой выездной проверки в отношении АО «<данные изъяты>», выявлено сокрытие или искажение экологической информации АО «<данные изъяты>», что подтверждается актов проверки от ДД.ММ.ГГГГ .

В ходе проверки установлено, что в результате деятельности <данные изъяты> образуется вид отхода – отходы при добыче полезных ископаемых (вскрышные породы). Проектной документацией предусмотрено создание отвала вскрышных пород, которые образуются при добыче полезных ископаемых и относится к отходам производства 5 класса опасности. АО «<данные изъяты>» представлены сведения о комплексном использовании полезных ископаемых при обогащении и металлургическом переделе, вскрышных пород и отходов производства за ДД.ММ.ГГГГ года (по форме71-тп), из которых следует, что вскрыша по пласту 6.11 на Западном участке Элегестского месторождения Улуг-Хемского угольного бассейна составила за ДД.ММ.ГГГГ - , (в том числе уложенная во внешние отвалы – , во внутренние отвалы – <данные изъяты> Объемы образования вскрышных пород подтверждаются первичными данными в актах маркшейдерского замера за ДД.ММ.ГГГГ года. АО «<данные изъяты>» в представленной декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год не отражены объемы образования, использования и размещения отходов при добыче каменного угля открытым способом – вскрышных пород, что образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Состав административного правонарушения в действиях АО «<данные изъяты>» подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ , которые были взяты за основу.

В соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ административным правонарушением признается сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Исходя из изложенного, объективной стороной правонарушения по статье 8.5 КоАП РФ является, в частности, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Таким образом, факт правонарушения и виновность АО «<данные изъяты>» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, подтверждается совокупностью доказательств: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ с описанием события административного правонарушения; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, и другими представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении

При таких обстоятельствах, доводы заявителя о том, что АО «<данные изъяты>» не является объектом правонарушения, он имеется в действиях ООО <данные изъяты>», которое осуществляет непосредственную добычу угля, не обоснованны.

Ссылки заявителя на иную судебную практику не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых актов по настоящему делу, поскольку при рассмотрении дел об административном правонарушении судом учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.

Факт совершения юридическим лицом АО "<данные изъяты>" административного правонарушения и его вины подтвержден совокупностью доказательств.

Правовая норма, предусматривающая состав данного административного правонарушения, в качестве объекта посягательства закрепляет установленный нормативными правовыми актами порядок взаимодействия с отходами производства и потребления.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

     Материалы дела не содержат доказательств принятия заявителем всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, а также доказательств отсутствия реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей.

Оценив собранные по делу доказательства на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо обоснованно пришло к выводу о наличии в действиях АО «<данные изъяты>» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наказание АО «<данные изъяты>» назначено в соответствии с требованиями ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Неустранимых сомнений в виновности АО «<данные изъяты>» в совершении нарушения материалы дела не содержат, а основания для переоценки доказательств по доводам жалобы отсутствуют.

Процессуальные нарушения, влекущие отмену обжалуемого постановления, при производстве по делу допущены не было.

     На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Акционерного общества «<данные изъяты>», оставить без изменения, жалобу представителя ООО «<данные изъяты>» С. - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в порядке, предусмотренном ст.30.12 КоАП РФ.

Судья                                       Ч. К. Хертек

12-36/2019

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Суд
Кызылский районный суд Республики Тыва
Судья
Хертек Чинчи Катчит-ооловна
Дело на странице суда
kizilskiy-r.tva.sudrf.ru
25.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее