Дело № 5-1199/2022
78RS0017-01-2022-005790-53
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Санкт-Петербург 22 сентября 2022 года
Судья Петроградского районного суда Санкт-Петербурга Калинина М.В.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.6.1 ст.20.2 КРФоАП, в отношении
Скородумова Юрия Михайловича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в Ленинграде, с высшим образованием, женатого, имеющего на иждивении дочь 2020 года рождения, работающего начальником лаборатории АО «Концерн ЦНИИ «Электроприбор», проживающего в Санкт-Петербурге, по адресу: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Скородумов Ю.М. совершил участие в несанкционированном митинге, повлекшем создание помех движению пешеходов и доступу граждан к объектам транспортной или социальной инфраструктуры, а именно:
21.09.2022 в период 20.09 до 20.16, по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр., д.35, Скородумов Ю.М. в составе группы граждан, состоящей из не менее 200 человек, добровольно участвовал в проведении несогласованного в установленном порядке публичного мероприятия в виде митинга, целью которого было привлечение внимания окружающих к проблеме общественно-политического характера на тему «прекращения войны и против военных действий», проведение которого не было согласовано в установленном законном порядке с Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга, то есть, публичное мероприятие проводилось с нарушением требований ФЗ РФ от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в месте, запрещенном для проведения данного публичного мероприятия, в нарушении требования ст.5-2 Закона Санкт-Петербурга № 390-70 от 21.06.2011 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге». Группа граждан мешала движению пешеходов, ограничивая им доступ к объекту транспортной инфраструктуры, а именно остановке станции метро «Гостиный Двор». При этом участниками данного публичного мероприятия в виде митинга скандировались лозунги «НЕТ ВОЙНЕ».
В связи с допущенными нарушениями участником данного публичного мероприятия Скородумов Ю.М. требований ч.1 ст.7, п.3 ст.2 ФЗ РФ № 54-ФЗ от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», полицейским 2 взвода 1 роты 1 батальона специального полка полиции ГУ СВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Котельниковым Е.А., осуществлявшим в соответствии со ст.ст.2, 12 ФЗ РФ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в общественных местах, а также предотвращению и пресечению административных правонарушений, который у д.35 по Невскому пр. в Санкт-Петербурге, посредством громко-усиливающей аппаратуры неоднократно публично уведомил об этом всех лиц, участвующих в данном мероприятии, в т. ч. до Скородумова Ю.М. и потребовал прекратить данные противоправные действия.
Данное законное требование Скородумов Ю.М. проигнорировал в нарушение ч.3 ст.30, п.п.1, 7 ч.1 ст.13 ФЗ РФ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», добровольно продолжил нарушать требования п.1 ч.3 ст.6 ФЗ РФ от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также требования ст.5-2 Закона Санкт-Петербурга № 390-70 от 21.06.2011 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге», в части запрещающего проведение публичных мероприятий на Невском проспекте, добровольно продолжая свое участие в несогласованном публичном мероприятии в виде митинга, состоящей из около 200 человек, у д.35 по Невскому пр. в Санкт-Петербурге.
Своими действиями Скородумов Ю.М. нарушил требования ст.5-2 Закона Санкт-Петербурга № 390-70 от 21.06.2011 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге», ч.1 ст.7, п.3 ст.2, ч.3 ст.6, ч.2.2 ст.8 ФЗ РФ № 54-ФЗ от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», добровольно участвовал в несанкционированном митинге, находясь в группе лиц, состоящей из не менее 200 человек, что повлекло создание помех движению пешеходов, ограничивая им доступ к объекту транспортной инфраструктуры, а именно станции метро «Гостиный Двор»,
то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.6.1 ст.20.2 КРФобАП.
В судебном заседании Скородумов Ю.М. вину не признал, пояснив, что действий, указанных в протоколе об административном правонарушении, не совершал, не принимал участия в указанном митинге. Следовал домой с другом от наб.р.Мойки к станции метро, затем разошлись с ним, когда собирались у пешеходного перехода, его очень быстро задержали. Не может сказать, что на Невском пр. было очень много народа и сотрудников полиции, требований разойтись от сотрудников полиции не слышал.
Исследовав материалы дела, заслушав Скородумова Ю.М., его защитника адвоката Хейфица Е.З., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Ч.6.1 ст.20.2 КРФоАП установлена административная ответственность за участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
Статьей 31 Конституции РФ предусмотрено право граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции РФ цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст.ст.17, 19, 55 Конституции РФ, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п.1 ст.20 которой, каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст.21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан России собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется ФЗ РФ от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее, Закон).
В ст.2 Закона публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан РФ, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
В рамках организации публичного мероприятия Законом предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Ч.1 ст.6 Закона установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны, среди прочего, выполнять все законные требования сотрудников органов внутренних дел, соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия (ч.3 ст.6 Закона).
В соответствии с положениями ч.2.2 ст.8 Закона, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта РФ дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе, если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
Согласно ч.1 ст.5-2 Закона Санкт-Петербурга № 390-70 от 21.06.2011 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге», в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций на Дворцовой площади, Исаакиевской площади и Невском проспекте, а также в радиусе 100 метров на территориях, прилегающих к зданиям и входам в вестибюли станций метрополитена.
В соответствии с разъяснениями, данными в п.35 Постановление Пленума ВС РФ от 26.06.2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», для целей ч.ч.6.1, 7 статьи 20.2 КРФоАП, под несанкционированным публичным мероприятием следует понимать публичное мероприятие, в проведении которого органом публичной власти отказано в установленных ч.3 ст.12 Закона о публичных мероприятиях случаях, уведомление о проведении которого не было подано по правилам ст.7 Закона о публичных мероприятиях, в отношении которого по мотивированному предложению органа публичной власти в определенном названным законом порядке не было согласовано изменение места и (или) времени его проведения либо не устранено указанное в предложении публичного органа несоответствие обозначенных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях.
Обязательным условием для квалификации действий (бездействия) участника несанкционированного публичного мероприятия по ч.6.1 ст.20.2 КРФоАП является наличие последствий, выражающихся в создании помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, а также причинно-следственной связи между совершенными действиями (бездействием) и наступившими последствиями.
Вина Скородумова Ю.М. в совершении указанных действий и, таким образом, правонарушения, предусмотренного ч.6.1 ст.20.2 КРФоАП, подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении АП № от 21.09.2022, в котором изложены вышеуказанные обстоятельства, а Скородумов Ю.М. в отношении такового выразил свое несогласие;
- протоколом ДЛ САП № от 21.09.2022 о доставлении Скородумова Ю.М. в 18 отдел полиции в 20.50;
- протоколом об административном задержании № от 21.09.2022 в 20.55 Скородумова Ю.М., для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.6.1 ст.20.2 КоАП РФ;
- рапортами сотрудников полиции Анисимова О.А. и Иванова А.С. от 21.09.2022 о доставлении совместно в 20.50 в дежурную часть 18 отдела полиции Скородумова Ю.М., который добровольно присутствовал в массе граждан не менее 200 человек в период времени с 20.09 до 20.16 у д.35 по Невскому пр. в Санкт-Петербурге, с целью выражения своего мнения и формирования мнения окружающих по поводу актуальных проблем общественно-политического характера на тему «прекращения войны и против военных действий», и проигнорировал требование сотрудника полиции Котельникова Е.А. о прекращении публичного мероприятия, проводимого с нарушением закона; группа граждан мешала движению пешеходов, ограничивая доступ к объекту транспортной инфраструктуры – станции метро «Гостиный двор»; при этом участники данного публичного мероприятия скандировали лозунги «Нет войне»;
- объяснениями сотрудников полиции Анисимова О.А. и Иванова А.С., аналогичными данным рапортам, в которых они поясняют, что наблюдали события у станции метро «Гостиный двор», находясь в служебном автобусе, наблюдали как участники несогласованного мероприятия начали собираться и около 20.13 у станции метро «Гостиный двор» группой около 200 человек стояли, создавая помехи движению пешеходов, ограничивая им доступ к станции метро «Гостиный Двор», кто-то из участников скандировал лозунги «Нет войне», требования сотрудника полиции о прекращении противоправного поведения – несанкционированного публичного мероприятия игнорировали, в связи невыполнением указанных требований в 20.30 сотрудники ОМОН стали задерживать указанных граждан и сопровождать в автобус, а в 20.50 задержанные граждане доставлены в отдел полиции;
- объяснениями старшего лейтенанта полиции Котельникова Е.А., согласно которым при исполнении служебных обязанностей 21.09.2022 он, с помощью громкоусиливающей аппаратуры, неоднократно уведомлял участников проводимого у д.35 по Невскому пр. в Санкт-Петербурге мероприятия о том, что оно незаконно, об ответственности, требовал прекратить проводимое с нарушением закона мероприятие; однако, несмотря на предупреждения, группа лиц в составе не менее 200 человек отказалась выполнить законные требования; указанная группа граждан мешала движению пешеходов, ограничивая доступ к объекту транспортной инфраструктуры – станции метро «Гостиный двор»;
- текстами обращений, использованных сотрудником полиции для информирования и предупреждения граждан во время проведения мероприятия по вышеуказанному адресу;
- сообщением из Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности о том, что на 21.09.2022 уведомлений о проведении публичных мероприятий в Санкт-Петербурге не подавалось и не согласовывалось.
Таким образом, из представленных доказательств следует, что проводимое 21.09.2022 публичное мероприятие, в виде митинга у д.35 по Невскому пр. в Санкт-Петербурге не было согласовано в установленном законом порядке, о проведении данного публичного мероприятия уведомление в Комитет не подавалась, в связи с чем Скородумов Ю.М. участвовал в несанкционированном публичном мероприятии - митинге, в результате проведения которого были созданы препятствия для доступа пешеходов к объектам транспортной инфраструктуры – станции метро «Гостиный Двор». О том, что публичное мероприятие несанкционированное, сотрудник полиции довел до сведения всех участников митинга, и потребовал его прекратить.
Представленные доказательства содержат необходимые сведения, указывающие как на событие данного нарушения, так и на лицо, к нему причастное.
Доводы Сородумова Ю.М. о том, что он не принимал участие в указанном митинге, требований разойтись от сотрудников полиции не слышала, суд рассматривает как защитную позицию, опровергаются представленными и исследованными судом вышеизложенные доказательства, свидетельствующие, что задержания участников публичного мероприятия были произведены после того, как до них была доведена информация об его незаконности, и требование разойтись не исполнено, то есть задержания были произведены не любых лиц, находящихся по вышеуказанному адресу, а тех, кто находился там совместно, будучи объединенным общим замыслом и целью, связанной с требованием прекращения военных действий, в связи с чем для квалификации действий Скородумова Ю.М. не имеет значение, скандировал ли она лозунги, имел ли при себе средства наглядной агитации, либо поддерживал их своим присутствием.
Существенных нарушений требований КРФоАП при получении вышеуказанных доказательств судом не установлено. Оснований сомневаться в достоверности объяснений сотрудников полиции не имеется, поскольку они соответствуют друг другу, а также иным материалам дела. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с правилами, предусмотренными ст.ст.28.2, 28.3 КРФоАП, которыми должностные лица органов внутренних дел наделены полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.2 КРФоАП.
Таким образом, вина Скородумова Ю.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6.1 ст.20.2 КРФоАП, полностью подтверждается исследованными судом доказательствами.
Суд принимает во внимание, что Скородумов Ю.М. имеет на иждивении малолетнего ребенка, рботает, что является смягчающим его ответственность обстоятельством.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств, предусмотренных ст.4.3 КРФоАП, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судом не установлено.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, в том числе, нарушение нормальной работы транспортной инфраструктуры в историческом центре города, а также необходимость соответствия меры наказания характеру и степени общественной опасности административного правонарушения, учитывая данные о личности Скородумова Ю.М., его материальное и семейное положение, суд, руководствуясь принципом соразмерности и справедливости при назначении наказания, считает необходимым, назначить наказание, в виде административного ареста, учитывая отсутствие запретов, предусмотренных ч.2 ст.3.9 КРФоАП.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9 - 29.11 КоАП РФ, суд,
П О С Т А Н О В И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.6.1 ░░.20.2 ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░ 10 (░░░░░░) ░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░ 20.00 22 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ 20.55 21░░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░