Дело № 2а-3555/2024
УИД 23RS0047-01-2024-000276-19
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснодар 16 апреля 2024 г.
Советский районный суд г. Краснодара в составе
судьи Канаревой М.Е.
при секретаре Полниковой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кирилловой Ю. А. к руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу Сидорцову И. Н., заместителю руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу Долаковой Е. В. о признание бездействие незаконным,
установил:
Кириллова Ю.А. обратилась в суд с иском к ответчикам, просила признать бездействие должностного лица Руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу Сидорцова И. Н.; признать бездействие должностного лица Заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу Долаковой Е.В.; - удалить из интернета страницу https://work-info.name/chemyj-spisok-sotrudnikov/5597-kirillova-yuliya alekseevna?ysclid=lnm7eob7op462268816, содержащую персональные данные Кирилловой Ю.А.
В обосновании заявленных требований указано, что Кирилова Ю.А. направила в Роскомнадзор обращения за № от 12.10.2023, № от 26.10.2023 с требованием подать исковое заявление в суд от ее имени для удаления ее персональных данных из сети интернет со страницы: https://work-info.name/chemyj-spisok-sotrudnikov/5597-kirillova- yuliya alekseevna?ysclid=lnm7eob7op462268816. На вышеуказанной странице сети Интернет размещены ее персональные данные: ФИО, год рождения, место работы, фотография, ИНН, СНИЛС, номер телефона, адрес электронной почты. Перед тем, как подавать жалобу в Роскомнадзор, написала администратору сайта work-info.name заявление с требованием удалить страницу с персональными данными. Ответом от 03-01-2024 администратор сайта work-info.name отказал в удалении страницы. 26.10.2023 написала заявление в Яндекс с требованием исключить из поиска страницу с персональными данными, но получила отказ. 26.10.2023 написала заявление в Google с требованием исключить из поиска страницу с персональными данными, но получила отказ. 08.12.2023 получила ответ от Роскомнадзора с отказом об удалении персональных данных со страницы https://work-info.name/chemyj-spisok-sotrudnikov/5597- kirillova-yuliya alekseevna?ysclid=lnm7eob7op462268816, ссылаясь на то, что персональной информации на странице нет. 14.12.2023 написала жалобу на заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу Долаковой Е.В. 29.12.2023 получила отказ в удалении страницы. На сайте work-info.name отсутствуют адрес и реквизиты, по которым можно привлечь к ответственности владельца сайта за нарушение законодательства в области защиты персональных данных. Ввиду чего вынуждена обратиться в суд.
Определением Советского райсуда г. Краснодара 01 апреля 2024 г суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Административный истец в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, извещена надлежащим образом, что подтверждается сведениями, содержащимися в ее обращениях.
Административный ответчик руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу Сидорцов И. Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Административный ответчик заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу Долакова Е.В. в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в отсутствие, а так же отзыв на исковое заявление, в котором указала, что у Управления отсутствует обязанность по представлению интересов Кирилловой Ю.А. в суде и подачи от ее имени искового заявления, поскольку право на самостоятельное обращение в суд закреплено в ч. 14 ст. 10.1 Федерального закона № 152 и со стороны Управления данное право не ограничивается.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 178 КАС РФ, суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В просительной части Кириллова Ю.А. просила признать бездействие должностного лица руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу Сидорцова И. Н.; признать бездействие должностного лица заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу Долаковой Е.В.; - удалить из интернета страницу https://work-info.name/chemyj-spisok-sotrudnikov/5597-kirillova-yuliya alekseevna?ysclid=lnm7eob7op462268816, содержащую персональные данные Кирилловой Ю.А.
Суд обращает внимание, что в просительной части не указаны требования о том, что просит признать бездействие не законными, но исходя из наименования иска, суд считает возможным рассмотреть заявленные требования как о признании бездействие незаконным.
Установлено, что в обращении Кирилловой Ю.А., зарегистрированном в Управлении 12.10.2023 г за № 05-18-5876/23, содержится просьба удалить ее персональные данные со страницы в интернет (вернее полностью удалить страницу): https://work-info.name/chemyj-spisok-sotrudnikov/5597-kirillova-yuliyaalekseevna?ysclid=lnm7eob7op462268816. Указав, что запрос на удаление в этом сайте сделала. На странице работодатель разместил ее фото, ИНН, СНИЛС, номер телефона, адрес электронной почты.
В ответе на обращение от 12.10.2023 г № 05-18-5876/23 заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу Долакова Е.В. указала, что Управление вправе обращаться в суд в защиту прав субъекта персональных данных, что не является обязанностью, возложенной законом, ввиду чего, заявитель вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав. Разъяснено, что по вопросам, связанным с достоверностью информации, защитой чести и достоинства граждан, не входит в компетенцию Управления. Также разъяснено, что в силу закона основанием для ограничения доступа к информации, распространяемой в сети Интернет, порочащей честь, достоинство или деловую репутацию граждан является постановление судебного пристава-исполнителя; такого постановления судебного пристава-исполнителя в Управление не поступало. Разъяснено, что отсутствуют основания, предусмотренные Постановлением Правительства от 10.03.2022 г № 336 для проведения Управлением внеплановой проверки (л.д. 9).
Согласно обращениям Кирилловой Ю.А., зарегистрированным в Управлении 05.12.2023 г за № 05-18-7335/23: 1) указала, что 2 месяца назад обращалась с требованием удалить ее персональные данные; до сих пор вопрос не решен; требует удалить ее персональные данные со страницы в интернет (вернее полностью удалить страницу): https://work-info.name/chemyj-spisok-sotrudnikov/5597-kirillova-yuliyaalekseevna?ysclid=lnm7eob7op462268816. На странице размещенные персональные данные : ФИО, фото, ИНН, СНИЛС, номер телефона. Требует привлечь к ответственности за распространение ее персональные данные бывшего работодателя ООО «Злата». Просит от ее имени подать заявление в суд на удаление страницы с ее персональными данными, т.к. администрация сайта не отреагировала ее требование удалить страницу. ООО «Злата» также получила от ее имени требование, но не отреагировала. Она пыталась сама подать в суд, но суд возвращает ее иск и не рассматривает его (идентификатор 6270254); 2) содержится просьба удалить персональные данные со страницы https://fedresurs.ru/bunkruptmessage/4DSB3555A9B9AA6B5B64F11809E1DDB6. Указала, что направила на сайт запрос удаление, но страницу удалять отказались (идентификатор 6270275); 3) просит подать от ее имени в суд и удалить с помощью суда страницу в интернете, содержащую мои персональные данные: https://krd.rubri.co/c/zlata/#reviews, указав, что подавала заявление 2 месяца назад, но вопрос не был решен, у нее контактных данных и отсутствует возможность никуда направить запрос на удаление персональных данных (идентификатор 6270291).
В ответе на обращение от 05.12.2023 г № 05-18-7335/23 23 заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу Долакова Е.В. указала, что сведения о банкротстве подлежат опубликованию в соответствии с п. 1.2. ст. 28 Федерального закона от 26.10.2001 г № 127-ФЗ на интернет странице https://fedresurs.ru/bunkruptmessage/4DSB3555A9B9AA6B5B64F11809E1DDB6. указанные сведения являются открытыми и общедоступными и могут использоваться без ограничений, в том числе путем дальнейшей их передачи и (или) распространения. Указано, что по вопросу размещения Ваших персональных данных на странице https://krd.rubri.co/c/zlata/#reviews по результатам рассмотрения ранее поступившего обращения Управлением было подготовлено и направлено исковое заявление. Разъяснено, что в силу ч. 14 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2026 г № 152-ФЗ лицо вправе самостоятельно обратиться к администратору интернет-ресурсов с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление, доступ) своих персональных данных или обратиться с таким требованием в суд (л.д. 6).
Кириллова Ю.А. направила 14.12.2023 г на имя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу Сидорцова И.Н. жалобу на бездействие должностных лиц, указав, что ею были поданы жалобы № 05-18-5876/23 от 12.10.1023 г, № 05-18-621/23 от 26.10.2023 г с требованием удалить персональные данные из сети Интернет, с требованием подать исковое заявление в суд от ее имени для удаления персональных данных со страниц https://fedresurs.ru/bunkruptmessage/4DSB3555A9B9AA6B5B64F11809E1DDB6. https://krd.rubri.co/c/zlata/#reviews. Также просила привлечь к ответственности бывшего работодателя ООО «Злата», который без ее разрешения разместил ее персональные данные и отказался удалять их по ее требованию. Указала, что получила ответ с отказом от удаления персональных данных, однако, с указанным ответом не согласна. Просила привлечь к ответственности заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу Долакову Е.В. за непрофессионализм, незнание законов РФ и за отказ от защиты ее прав по удалению персональных данных из сети Интернет, привлечь к ответственности работодателя ООО «Злата» за распространение персональных данных в сети Интернет без разрешения, за отказ удалять персональные данные из сети Интернет.
Ответ на жалобу Кирилловой Ю.А. на бездействие должностных лиц от 14.12.2023 г подписан заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу Долаковой Е.В, указано, что нарушений действующего законодательство не выявлено.
Суд обращает внимание, что Кириллова Ю.А. не представила суду ответ на ее обращение, подписанное руководителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу Сидорцовым И.Н.
Обсуждая доводы о распространении сведений на интернет странице https://fedresurs.ru/bunkruptmessage/4DSB3555A9B9AA6B5B64F11809E1DDB6, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом (п. 1).
Единый федеральный реестр сведений о банкротстве представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством включения в него сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве является неотъемлемой частью Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц (п. 2).
Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, являются открытыми и общедоступными (п. 3).
Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, подлежат размещению в сети "Интернет" и могут использоваться без ограничений, в том числе путем дальнейшей их передачи и (или) распространения (п. 4).
Обсуждая доводы о незаконности бездействия Управления в части отказа удаления персональных данных на интернет-страницах иных операторов, а также отказа обращения в суд с иском в защиту прав заявителя, суд исходит из следующего. По общему правилу, обработка персональных данных допускается только с согласия субъекта персональных данных (пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ).
Статьей 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ предусмотрено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов в судебном порядке.
Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных рассматривает обращения субъекта персональных данных о соответствии содержания персональных данных и способов их обработки целям их обработки и принимает соответствующее решение (ст. 23 ч. 2)
Согласно ч. 3 ст. 23 Закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право:
1) запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию;
2) осуществлять проверку сведений, содержащихся в уведомлении об обработке персональных данных, или привлекать для осуществления такой проверки иные государственные органы в пределах их полномочий;
3) требовать от оператора уточнения, блокирования или уничтожения недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных;
3.1) ограничивать доступ к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) принимать в установленном законодательством Российской Федерации порядке меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных, осуществляемой с нарушением требований настоящего Федерального закона;
5) обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту прав субъектов персональных данных, в том числе в защиту прав неопределенного круга лиц, и представлять интересы субъектов персональных данных в суде.
Приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 N 41 (ред. от 19.12.2022) утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу (далее – Управление), которым определено, что Управление создано в целях исполнения государственных полномочий по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных на территории Краснодарского края, Республики Адыгея (Адыгея), Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области; осуществляет координацию деятельности территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в Южном федеральном округе (п. 3 Положения).
Пунктом 9 Положения закреплено, что Управление обладает следующими полномочиями:
9.1.4. в сфере персональных данных:
9.1.4.1. за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных;
9.1.5. за представлением обязательного федерального экземпляра документов в установленной сфере деятельности Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
9.1.6. за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к производству и выпуску средств массовой информации, вещанию телеканалов, радиоканалов, телепрограмм и радиопрограмм, а также к распространению информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет) и сетей подвижной радиотелефонной связи (за исключением контроля и надзора за соответствием требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, информационной продукции, реализуемой потребителям, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, и размещения в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции с соблюдением требований технических регламентов, а также за соблюдением образовательными и научными организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, к информационной продукции, используемой как в образовательном процессе, так и при предоставлении образовательными и научными организациями доступа к информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе сети Интернет);
9.1.7. контроль за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и информации об этих пользователях.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 г. N 228 (редакция от 30.03.2023 г), Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы (абз.1 ).
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных (абз.2 ).
Из содержания статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ (ред. от 06.02.2023) следует, что 1) персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); 1.1) персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, - персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;…3) обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных обязан: …2) рассматривать жалобы и обращения граждан или юридических лиц по вопросам, связанным с обработкой персональных данных, а также принимать в пределах своих полномочий решения по результатам рассмотрения указанных жалоб и обращений.
Статьей 15.5 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 31.07.2023) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к информации в сети "Интернет", обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, создается автоматизированная информационная система "Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных" (далее - реестр нарушителей) (ч. 1).
В реестр нарушителей включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных;
3) указание на вступивший в законную силу судебный акт;
4) информация об устранении нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных;
5) дата направления операторам связи данных об информационном ресурсе для ограничения доступа к этому ресурсу (ч. 2).
Создание, формирование и ведение реестра нарушителей осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 3).
Основанием для включения в реестр нарушителей информации, указанной в части 2 настоящей статьи, является вступивший в законную силу судебный акт (ч. 5).
Субъект персональных данных вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, на основании вступившего в законную силу судебного акта. Форма указанного заявления утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (ч. 6).
Пунктами 1? 2 и 3 ч. 7 ст. 15.5 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ в течение трех рабочих дней со дня получения вступившего в законную силу судебного акта федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, на основании указанного решения суда:
1) определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее обработку информации в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети "Интернет", с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных;
2) направляет провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 1 настоящей части лицу в электронном виде уведомление на русском и английском языках о нарушении законодательства Российской Федерации в области персональных данных с информацией о вступившем в законную силу судебном акте, доменном имени и сетевом адресе, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", на котором осуществляется обработка информации с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также об указателях страниц сайта в сети "Интернет", позволяющих идентифицировать такую информацию, и с требованием принять меры по устранению нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных, указанные в решении суда;
3) фиксирует дату и время направления уведомления провайдеру хостинга или иному указанному в пункте 1 настоящей части лицу в реестре нарушителей.
В течение одного рабочего дня с момента получения уведомления, указанного в пункте 2 части 7 настоящей статьи, провайдер хостинга или иное указанное в пункте 1 части 7 настоящей статьи лицо обязаны проинформировать об этом обслуживаемого ими владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно принять меры по устранению нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных, указанного в уведомлении, или принять меры по ограничению доступа к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных (ч. 8 ст. 15.5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ).
В течение одного рабочего дня с момента получения от провайдера хостинга или иного указанного в пункте 1 части 7 настоящей статьи лица уведомления о необходимости устранения нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных владелец информационного ресурса обязан принять меры по устранению указанного в уведомлении нарушения. В случае отказа или бездействия владельца информационного ресурса провайдер хостинга или иное указанное в пункте 1 части 7 настоящей статьи лицо обязаны ограничить доступ к соответствующему информационному ресурсу не позднее истечения трех рабочих дней с момента получения уведомления, указанного в пункте 2 части 7 настоящей статьи (ч. 9 ст. 15.5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ).
В случае непринятия провайдером хостинга или иным указанным в пункте 1 части 7 настоящей статьи лицом и (или) владельцем информационного ресурса мер, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, доменное имя сайта в сети "Интернет", его сетевой адрес, указатели страниц сайта в сети "Интернет", позволяющие идентифицировать информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также иные сведения об этом сайте и информация направляются по автоматизированной информационной системе операторам связи для принятия мер по ограничению доступа к данному информационному ресурсу, в том числе к сетевому адресу, доменному имени, указателю страниц сайта в сети "Интернет" (ч. 10 ст. 15.5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ).
После получения по автоматизированной информационной системе информации, указанной в части 10 настоящей статьи, оператор связи незамедлительно обязан ограничить доступ к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети "Интернет", на котором осуществляется обработка информации с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 5.1 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" (ч.10.1 ст. 15.5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, или привлеченный им в соответствии с частью 4 настоящей статьи оператор реестра нарушителей исключает из такого реестра доменное имя, указатель страницы сайта в сети "Интернет" или сетевой адрес, позволяющие идентифицировать сайт в сети "Интернет", на основании обращения владельца сайта в сети "Интернет", провайдера хостинга или оператора связи не позднее чем в течение трех дней со дня такого обращения после принятия мер по устранению нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных или на основании вступившего в законную силу решения суда об отмене ранее принятого судебного акта (ч. 11 ст. 15.5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ).
Применительно к установленным по настоящему делу обстоятельствам, Роскомнадзор по результатам рассмотрения обращений Кирилловой Ю.А. дал письменные ответы, разъяснения действующего законодательства.
Из системного анализа положений пункта 3.1 части 3 статьи 23 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ и части 10 статьи 15.5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ следует, что принятие решения об ограничении доступа к информационному ресурсу, содержащему информацию, обрабатываемую с нарушением законодательства Российской Федерации в области персональных данных, является правом, а не обязанностью Роскомнадзора.
Обязанностью Роскомнадзора является совершение в течение трех рабочих дней со дня получения вступившего в законную силу судебного решения действий, предусмотренных ст. 15.5 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ, а именно, определить провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее обработку информации, направить провайдеру хостинга или иному лицу уведомление о нарушении законодательства Российской Федерации в области персональных данных с информацией о вступившем в законную силу судебном акте, доменном имени и сетевом адресе, фиксировать дату и время направления уведомления провайдеру хостинга.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что незаконного бездействия со стороны Роскомнадзора при рассмотрении обращения Кирилловой Ю.А. применительно к требованиям Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ и Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ не допущено.
Суд обращает внимание, что жалоба Кирилловой Ю.А. на бездействие должностных лиц подана 14.12.2023 г, однако, ответ на указанную жалобу дан 9.02.2024 г.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" решения, действия (бездействие), затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина, организации, являются законными, если они приняты, совершены (допущено) на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, во исполнение установленных законодательством предписаний (законной цели) и с соблюдением установленных нормативными правовыми актами пределов полномочий, в том числе если нормативным правовым актом органу (лицу) предоставлено право или возможность осуществления полномочий тем или иным образом (усмотрение).
В силу разъяснений, данных в пункте 19 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в том случае, когда законодательством регламентирован порядок принятия решения, совершения оспариваемого действия, суд проверяет соблюдение указанного порядка (подпункт "б" пункта 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Несоблюдение установленного порядка принятия решения, совершения оспариваемого действия может служить основанием для вывода об их незаконности, если допущенные нарушения являются существенными для административного истца (заявителя) и влияют на исход дела.
Нарушения порядка, носящие формальный характер, по общему правилу, не могут служить основанием для признания оспоренных решений, действий незаконными.
Суд обращает внимание, что вопросы, поставленные Кирилловой Ю.А. в жалобе от 14.12.2024 г, ранее были поставлены и рассмотрены должностными лицами Управления Роскомнадзора, даны аналогичные ответы, оспариваемое Кирилловой Ю.А. бездействие судом незаконным не признано, нарушение прав административного истца не повлекло.
Таким образом, факт нарушения срока ответа на жалобу на бездействие должностных лиц не повлиял на исход дела, порядок рассмотрения жалобы в части нарушения срока ее рассмотрения носит лишь формальный характер.
В данном случае необходимой совокупности условий, предусмотренных ст. 226, 227 КАС РФ не имеется, ввиду чего суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 180 -185, 227, 228 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Кирилловой Ю. А. к руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу Сидорцову И. Н., заместителю руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу Долаковой Е. В. о признании бездействия должностных лиц незаконными, а именно: признать бездействие должностного лица Руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу Сидорцова И. Н.; признать бездействие должностного лица Заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу Долаковой Е.В.; удалить из интернета страницу https://work-info.name/chemyj-spisok-sotrudnikov/5597-kirillova-yuliya alekseevna?ysclid=lnm7eob7op462268816, содержащую персональные данные Кирилловой Ю.А. – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 02.05.2024.
Судья: