УИД 79RS0004-01-2023-001176-25
Дело № 12-272/2024
Р Е Ш Е Н И Е
16 октября 2024 г. г. Биробиджан
Судья Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области Хроленок Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобам Гончарова Сергея Николаевича на постановления руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Еврейской автономной области Копылова П.В. от 29.11.2023 № 105 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 КоАП РФ, от 29.11.2023 № 106 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 КоАП РФ, от 29.11.2023 № 107 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 6.35 КоАП РФ, от 29.11.2023 № 108 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, от 29.11.2023 № 109 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ в отношении генерального директора акционерного общества «Санаторий «Кульдур» Гончарова Сергея Николаевича,
у с т а н о в и л:
Постановлениями руководителя Управления Роспотребнадзора по Еврейской автономной области Копылова П.В. от 29.11.2023 № 105, 106, 107, 108, 109 генеральный директор акционерного общества «Санаторий «Кульдур» Гончаров С.Н. признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных: частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей; статьей 6.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей; статьей 6.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей; частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей; частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанными постановлениями, Гончаров С.Н. подал в суд жалобы, в которых просил постановления от 29.11.2023 № 105, 106, 107, 108, 109. Жалобы мотивированы тем, что проверка проводилась формально. Согласно протоколам об административных правонарушениях ему и его защитнику не были разъяснены права и обязанности, предусмотренные Конституцией РФ, не рассмотрены заявленные ходатайства об ознакомлении с материалами дела и исключении из материалов дела протоколов об административных правонарушениях.
Определением судьи Биробиджанского районного суда от 18.06.2024 дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.4, частью 1 статьи 14.43, частью 1 статьи 6.35, статьи 6.5, частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ объединены в одно производство.
В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Григорцовский А.В. доводы жалоб поддержал. Дополнительно пояснил, что срок привлечения Гончарова С.Н. к административной ответственности истек, так как административный орган узнал о нарушениях 13.10.2023 (дата составления экспертных заключений). Просил постановления от 29.11.2023 № 105, 106, 107, 108, 109 отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены постановления.
В письменных отзывах на жалобы руководитель Управления Роспотребнадзора по Еврейской автономной области Копылов П.В. не согласился с изложенными в них доводами.
Выслушав пояснения защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, проверив материалы дела в соответствии с частью 3 статьи 30.6, частью 3 статьи 30.9 КоАП РФ в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее –Федеральный закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие (пункт 1 статьи 15 Федерального закона № 52-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 18 Федерального закона № 52-ФЗ использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ, части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона № 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 2). Гарантирующие организации вправе осуществлять производственный контроль качества питьевой воды на объектах централизованной системы холодного водоснабжения, эксплуатируемых другими организациями (часть 3).
Пунктом 77 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10) и приложениями N 2 - N 4 к Санитарным правилам.
В силу пункта 2.1 СП 2.1.3678-20 хозяйствующий субъект в соответствии с осуществляемой им деятельностью по предоставлению услуг населению должен осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, с проведением лабораторных исследований и измерений с привлечением испытательных лабораторных центров, аккредитованных в национальной системе аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации
В рамках проведения производственного контроля организуется контроль за параметрами микроклимата и показателями микробной обсемененности воздушной среды с периодичностью не реже 1 раза в 6 месяцев и загрязненностью химическими веществами воздушной среды не реже 1 раза в год (пункт 4.5.30 СП 2.1.3678-20).
Согласно пункту 2.6 СП 2.1.3678-20 помещения, в которых установлено оборудование, являющееся источником выделения пыли, химических веществ, избытков тепла и влаги, должны быть обеспечены местной системой вытяжной вентиляции. Обследование технического состояния системы вентиляции проводится перед вводом здания (помещения) в эксплуатацию или его реконструкцией, затем через 2 года после ввода в эксплуатацию, в дальнейшем не реже 1 раза в 10 лет. При обследовании технического состояния вентиляции должны осуществляться инструментальные измерения объемов вытяжки воздуха
Пунктом 4.5.2 СП 2.1.3678-20 предусмотрено, что один раз в год должна проводиться проверка эффективности работы, а также очистка и дезинфекция систем механической приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования. В асептических помещениях приток воздуха должен преобладать над вытяжкой. В помещениях инфекционного профиля вытяжка должна преобладать над притоком воздуха.
При применении сплит-систем в кабинетах врачей, палатах, административных и вспомогательных помещениях проводится очистка и дезинфекция фильтров и камер теплообменника в соответствии с технической документацией производителя, но не реже 1 раза в 3 месяца (пункт 4.5.22 СП 2.1.3678-20).
Согласно пункту 2.7 СП 2.1.3678-20 покрытия пола и стен помещений, используемых хозяйствующими субъектами, не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком и должны быть устойчивыми к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств. В помещениях с повышенной влажностью воздуха потолки должны быть влагостойкими.
В соответствии с пунктами 4.3.2, 4.3.3 СП 2.1.3678-20 в душевых, ванных в помещения разборки и хранения грязного белья, временного хранения отходов отделка должна обеспечивать влагостойкость на всю высоту помещения. Для покрытия пола применяют водонепроницаемые материалы. Материалы, из которых изготовлены потолки, должны обеспечивать возможность проведения влажной очистки и дезинфекции. Элементы потолков должны быть фиксированы без возможности сдвигания при уборке.
Отделка помещений кладовых для хранения чистого и грязного белья, помещений для хранения и обработки инвентаря, панелей в кухнях, полов, а также стен в местах установки раковин и других санитарно-технических приборов должна быть выполнена из влагостойких и устойчивых к дезинфицирующим средствам материалов, доступной для уборки (пункт 7.6 СП 2.1.3678-20).
Согласно пункту 8.3.5 СП 2.1.3678-20 полы и стены помещений на всю высоту выполняются из материалов, устойчивых к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств. Производственные помещения прачечных должны иметь гидроизоляцию полов и стен.
В соответствии с пунктом 4.4.2 СП 2.1.3678-20 для медицинских организаций на случай выхода из строя или проведения профилактического ремонта системы горячего водоснабжения должно быть предусмотрено резервное горячее водоснабжение. В качестве резервного источника устанавливаются водонагревательные устройства.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должно обеспечиваться выполнение установленных санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов биологических факторов (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные) среды обитания человека и условий его жизнедеятельности (труда, проживания, воспитания, обучения, питания), а также должны своевременно и в полном объеме проводиться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 5 СанПин 3.3686-21).
В соответствии с пунктами 4.4.6, 4.4.7 СП 2.1.3678-20 Умывальниками с установкой смесителей с бесконтактным управлением и дозаторами с жидким (антисептическим) мылом, иными моющими средствами и растворами антисептиков оборудуются: предоперационные, перевязочные, родовые залы, реанимационные, процедурные кабинеты, инфекционные, туберкулезные, кожно-венерологические, гнойные, ожоговые, гематологические отделения, клинико-диагностические и бактериологические лаборатории, а также в санитарных пропускниках, шлюзах-боксах, полубоксах. В кабинетах, где проводится обработка инструментов, должна быть отдельная раковина для мытья рук или двугнездная раковина (мойка).
Инженерные коммуникации систем водоснабжения и водоотведения в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях, кроме административных, должны быть проложены в закрытых коробах (пункт 4.4.10 СП 2.1.3678-20).
В соответствии с пунктом 4.7 СП 2.1.3678-20 в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях (кроме административных и вестибюльных) должна использоваться мебель, выполненная из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.
Пунктом 4.25.4 СП 2.1.3678-20 предусмотрено, что в стационарах и поликлиниках должны быть центральные кладовые для чистого и грязного белья. В медицинских организациях, обслуживающих до 50 пациентов в смену чистое и грязное белье может храниться в раздельных шкафах. Кладовая для чистого белья оборудуется стеллажами с влагоустойчивой поверхностью для проведения влажной уборки и дезинфекции. Центральная кладовая для грязного белья оборудуется напольными стеллажами, умывальником, вытяжной вентиляцией и устройством для обеззараживания воздуха.
В основных помещениях следует регулярно в плановом порядке проводить текущий ремонт помещений. Устранение возникших дефектов (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и иное) должно проводиться незамедлительно (пункт 4041 СанПин 3.3686-21).
Согласно пункту 8.3.4 СП 2.1.3678-20 отдельные технологические линии должны выделяться для стирки белья из медицинских организаций.
В соответствии с пунктом 2.5 СП 2.1.3678-20 уровни естественного и искусственного освещения, инсоляции, шума, вибрации, электромагнитных полей в помещениях хозяйствующих субъектов должны соответствовать гигиеническим нормативам.
По эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактические медицинские осмотры проходят 1 раз в год: больные хроническими неспецифическими заболеваниями органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы; больные сахарным диабетом; больные онкогематологическими заболеваниями; лица, получающие кортикостероидную, лучевую, цитостатическую и иммуносупрессивную терапию (пункт 810 СанПин 3.3686-21).
Согласно пункту 3 СанПин 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
В силу пункта 17 СанПин 3.3686-21 для предотвращения возникновения и распространения инфекционных болезней при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
В соответствии с пунктом 16 раздела II СанПин 3.3686-21 в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней пищевая продукция, находящаяся в обращении, в течение срока годности при использовании по назначению должна быть безопасна в эпидемиологическом отношении и соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям
Пунктом 75 СанПин 2.1.3684-21 предусмотрено, что качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Сбор, хранение, перемещение отходов на территории организации, обеззараживание (обезвреживание) и вывоз отходов следует выполнять в соответствии с утвержденной Схемой (пункт 165 СанПин 2.1.3684-21).
В силу пункта 170 СанПин 2.1.3684-21 сбор медицинских отходов класса А должен осуществляться в многоразовые емкости или одноразовые пакеты. Цвет пакетов может быть любой, за исключением желтого и красного. Одноразовые пакеты располагаются на специальных тележках или внутри многоразовых контейнеров. Емкости для сбора медицинских отходов и тележки должны быть промаркированы "Отходы. Класс А".
В соответствии с пунктом 175 СанПин 2.1.3684-21 медицинские отходы класса Б должны собираться работниками организации в одноразовую мягкую (пакеты) или твердую (непрокалываемую) упаковку (контейнеры) желтого цвета или в упаковку, имеющие желтую маркировку, в зависимости от морфологического состава отходов. Для сбора острых медицинских отходов класса Б организацией должны использоваться одноразовые непрокалываемые влагостойкие емкости (контейнеры), которые должны иметь плотно прилегающую крышку, исключающую возможность самопроизвольного вскрытия. Для сбора органических, жидких медицинских отходов класса Б организацией должны использоваться одноразовые непрокалываемые влагостойкие емкости с крышкой (контейнеры), обеспечивающей их герметизацию и исключающей возможность самопроизвольного вскрытия. Мягкая упаковка (одноразовые пакеты) для сбора медицинских отходов класса Б в структурных подразделениях организации должна быть закреплена на специальных стойках-тележках или контейнерах.
Согласно пункту 194 СанПин 2.1.3684-21 при сборе и дальнейшем обращении с медицинскими отходами запрещается: вручную разрушать, разрезать медицинские отходы классов Б и В, в целях их обеззараживания; снимать вручную иглу со шприца после его использования, надевать колпачок на иглу после инъекции; прессовать контейнеры с иглами, конструкция которых допускает рассыпание игл после прессования; пересыпать (перегружать) неупакованные медицинские отходы классов Б и В из одной емкости в другую; утрамбовывать медицинские отходы классов Б и В; осуществлять любые манипуляции с медицинскими отходами без перчаток или необходимых средств индивидуальной защиты и спецодежды; использовать мягкую одноразовую упаковку для сбора острого медицинского инструментария и иных острых предметов; устанавливать одноразовые и многоразовые емкости для сбора медицинских отходов на расстоянии менее 1 метра от нагревательных приборов.
В медицинских организациях при проведении дезинфекционной деятельности должны выполняться следующие санитарно-эпидемиологические требования, в том числе, в медицинских организациях медицинские изделия многократного применения подлежат: дезинфекции, предстерилизационной (или окончательной) очистке, затем стерилизации (или дезинфекции высокого уровня - ДВУ), последующему хранению в условиях, исключающих вторичную контаминацию микроорганизмами. При использовании средств для дезинфекции, обладающих фиксирующими свойствами, с медицинских изделий предварительно удаляют видимые биологические загрязнения при наличии. Изделия однократного применения после использования при манипуляциях у пациентов подлежат обеззараживанию (обезвреживанию), их повторное использование запрещается; медицинские изделия однократного и многократного применения после использования подлежат дезинфекции независимо от дальнейшего их использования. Дезинфекцию можно проводить физическими и химическими методами. Выбор метода зависит от особенностей изделия и его назначения; после дезинфекции медицинские изделия многократного применения должны быть отмыты от остатков дезинфицирующего средства в соответствии с инструкцией по применению конкретного средства; стерилизацию изделий медицинского назначения осуществляют физическими (паровой, воздушный, инфракрасный) или химическими (применение растворов химических средств, газовый, плазменный) методами, используя для этого соответствующие стерилизующие агенты и типы оборудования. Выбор необходимого метода стерилизации зависит от особенностей стерилизуемых изделий. Стерилизацию осуществляют по режимам, указанным в инструкции по применению конкретного средства и в руководстве по эксплуатации стерилизатора конкретной модели. Стерилизацию изделий проводят в централизованных стерилизационных отделениях, при их отсутствии этот этап обработки осуществляют в стерилизационных или/и отделениях/кабинетах медицинских организаций; во избежание разбавления рабочих растворов, в том числе используемых многократно, погружаемые в них изделия должны быть сухими. Для контроля концентрации действующих веществ в средствах (рабочих растворах) используют экспресс-методы; при стерилизации растворами химических средств все манипуляции проводят, соблюдая правила асептики; используют стерильные емкости для стерилизации и отмывания изделий стерильной питьевой водой от остатков средства. Изделия промывают согласно рекомендациям, изложенным в инструкции по применению конкретного средства; хранение изделий, простерилизованных в упакованном виде, осуществляют в шкафах, рабочих столах. Сроки хранения указываются на упаковке и определяются видом упаковочного материала согласно инструкции по его применению; контроль работы стерилизаторов проводят: физическим (с использованием контрольно-измерительных приборов), химическим (с использованием химических индикаторов) и бактериологическим (с использованием биологических индикаторов) методами. Параметры режимов стерилизации контролируют физическим и химическим методами. Эффективность стерилизации оценивают на основании результатов бактериологических исследований при контроле стерильности изделий медицинского назначения (пункт 125 СанПин 3.3686-21).
В силу пункта 3549 СанПин 3.3686-21 емкости с рабочими растворами дезинфицирующих средств должны быть снабжены плотно прилегающими крышками, иметь четкие надписи с указанием средства, его концентрации, назначения, даты приготовления
Согласно пункту 201 СанПин 2.1.3684-21 к условиям хранения медицинских отходов предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования: а) сбор медицинских отходов в местах их образования осуществляется в течение рабочей смены. При использовании одноразовых контейнеров для колющего и режущего инструментария допускается их заполнение в течение 3-х суток с начала момента накопления отходов; б) хранение (накопление) более 24 часов необеззараженных медицинских отходов класса Б и В осуществляется в холодильных шкафах не более 7 суток или в морозильных камерах - до одного месяца с начала момента накопления отходов; в) одноразовые пакеты, используемые для сбора медицинских отходов классов Б и В, должны обеспечивать возможность безопасного сбора в них не более 10 кг отходов; г) накопление и временное хранение необеззараженных медицинских отходов классов Б и В осуществляется персоналом медицинской организации раздельно от отходов других классов в специальных помещениях, исключающих доступ лиц, не связанных с обращением с медицинскими отходами. В небольших медицинских организациях (медицинские пункты, кабинеты, фельдшерско-акушерские пункты и так далее) допускается временное хранение и накопление отходов классов Б и В в емкостях, размещенных в подсобных помещениях (при хранении более 24-х часов используется холодильное или морозильное оборудование). Применение холодильного или морозильного оборудования, предназначенного для накопления отходов, для других целей не допускается; д) контейнеры с медицинскими отходами класса А устанавливаются на специальной площадке. Контейнерная площадка должна располагаться на территории хозяйственной зоны медицинской организации не менее чем в 25 м от лечебных корпусов и пищеблока, иметь твердое покрытие (асфальтовое, бетонное). Размер контейнерной площадки должен превышать площадь основания контейнеров на 0,5 метра во все стороны. Контейнерная площадка должна иметь ограждение.
В соответствии с пунктом 3574 СанПин 3.3686-21 воздух помещений следует обеззараживать с помощью разрешенных для этой цели оборудования и (или) химических средств.
В силу пункта 85 СанПин 3.3686-21 Дезинфекционные средства хранят в таре (упаковке) поставщика (производителя) с этикеткой, в условиях, регламентированных документами на каждое средство, в специально предназначенных помещениях, до 10 кг - в местах, недоступных для их несанкционированного использования.
В помещениях прачечной ежедневно проводится влажная уборка всех помещений. Уборка с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников с применением моющих и дезинфицирующих средств проводится 1 раз в месяц. Для уборки основных и вспомогательных помещений, а также туалетов должен быть выделен отдельный уборочный инвентарь. Уборочный инвентарь (ведра, тазы, швабры) маркируют с указанием видов уборочных работ, используют назначению, обрабатывают и хранят в выделенном помещении (или шкафчике). По окончании уборки инвентарь обрабатывают моющими и дезинфицирующими средствами и просушивают (пункт 8.3.7 СП 2.1.3678-20).
Пунктом 7.8 СП 2.1.3678-20 предусмотрено, что стирка и дезинфекция постельного белья, стирка специальной одежды работников должна проводиться в специализированных организациях по договору или самостоятельно в гостиницах
Согласно пункту 62 СанПин 3.3686-21 данные о прохождении медицинских осмотров, наряду с информацией об обязательных прививках для профессиональных и (или) возрастных групп населения подлежат внесению в медицинскую документацию, сертификаты профилактических прививок, личные медицинские книжки и учету в медицинских организациях, осуществляющих медицинское обслуживание работников, а также в органах, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В силу пункта 64 СанПин 3.3686-21 профилактические прививки проводятся гражданам для предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 75 СанПин 3.3686-21 предусмотрено, что гигиеническое воспитание и обучение осуществляется в процессе воспитания и обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и оздоровительных организациях, а также при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
В соответствии с пунктом 78 СанПин 3.3686-21 гигиеническое воспитание и обучение граждан проводится не реже 1 раза в год либо иной предусмотренной санитарными правилами периодичностью.
Согласно пунктам 2.12, 4.25.7 СП 2.1.3678-20 в помещениях, в медицинской организации не должно быть насекомых и грызунов и следов их жизнедеятельности. При появлении синантропных насекомых и грызунов проводится дезинсекция и дератизация. Дезинсекция и дератизация проводится в отсутствие работников и потребителей.
Частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
В силу статьи 6.4 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта должностные лица привлекаются к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
За нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению предусмотрена административная ответственность должностных лиц в виде наложения административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей статьи 6.5 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, в виде наложения административного штрафа для должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
За нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (часть 1 статьи 14.43 КоАП РФ).
Из материалов дела следует, что на основании решения руководителя Управления Роспортебнадзора по Еврейской автономной области от 29.09.2023 № 69с в период с 04.10.2023 по 17.10.2023 в АО «Санаторий «Кульдур» (объект, отнесённый к категории высокого риска) проведена плановая выездная проверка, по результатам которой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, а именно: в лечебных и диагностических кабинетах поликлиники 1 отделения и водолечебницы № 2 не предусмотрено резервное горячее водоснабжение на случай выхода из строя или проведения профилактического ремонта системы горячего водоснабжения (пункт 6 акта от 17.10.2023 № 69); процедурные кабинеты 1 отделения (№ 106 и кабинет внутривенного лазерного облучения крови) не оборудованы смесителями с бесконтактным управлением. В кабинете орошения десен и ингаляции (водолечебница № 2), где проводится обработка инструментов, отсутствует отдельная раковина для мытья рук или двугнездная раковина (мойка). Инженерные коммуникации систем водоснабжения и водоотведения в лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях поликлиники 1 отделения и водолечебницы № 2 не проложены в закрытых коробах (пункт 7 акта от 17.10.2023 № 69); в лечебных кабинетах поликлиники 1 отделения и водолечебницы № 2 используется мебель, выполненная из материалов, не устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств (мягкие стулья с тканевой обивкой, деформированная мебель с дефектами и отслоением покрытия. Кладовая для чистого белья в прачечной не оборудована стеллажами с влагоустойчивой поверхностью для проведения влажной уборки и дезинфекции (на момент проведения обследования стеллажи для чистого белья имеют частичное отсутствие и отслоение покрытия) (пункт 8 акта от 17.10.2023 № 69); не представлена информация о выделении отдельной технологической линии для стирки белья из кабинетов, оказывающих медицинские услуги (в прачечной осуществляется стирка белья с жилых комнат и стирка простыней и полотенец из кабинетов, оказывающих медицинские услуги) (пункт 10 акта от 17.10.2023 № 69); на момент проведения обследования не представлены сведения о проведении производственного контроля, основанного на принципах ХАССП, в соответствии с порядком и периодичностью (включая организационные мероприятия, лабораторные исследования и испытания) (пункт 12 акта от 17.10.2023 № 69); в процедурном кабинете корпуса № 1 в контейнере желтого цвета осуществляется сбор использованных игл с надетыми на них колпачками (пункт 29 акта от 17.10.2023 № 69); в процедурном кабинете корпуса № 1 в контейнере с использованными иглами объём раствора дезинфицирующего средства для проведения обязательного обеззараживания не превышает 1 сантиметра от дна ёмкости (пункт 30 акта от 17.10.2023 № 69); в процедурном кабинете корпуса № 1 маркировка с информацией о названии дезинфицирующего средства, его концентрации, назначения, даты приготовления, отсутствует на ёмкости с иглами (пункт 31 акта от 17.10.2023 № 69); в процедурном кабинете корпуса № 1 не соблюдаются допустимые сроки заполнения контейнера для сбора колющего и режущего инструментария из-за отсутствия маркировки (пункт 32 акта от 17.10.2023 № 69); в процедурном кабинете корпуса № 1 простерилизованные изделия медицинского назначения хранятся в кафт-пакетах «Винар» в камере суховоздушного стерилизатора (даты стерилизации 15.09.2023, 24.09.2023, 28.09.2023). В процедурном кабинете корпуса № 1 суховоздушный стерилизатор не подвергается проведению бактериологического контроля (с использованием биологических индикаторов) и физического контроля (с использованием контрольно-измерительных приборов). В процедурном кабинете корпуса № 1 генеральные уборки проводят без последующего обеззараживания воздуха (пункт 34 акта от 17.10.2023 № 69); в водолечебнице № 2 нарушается процедура проведения дезинфекционной обработки элементов ингалятора «Вулкан-3», что противоречит требованиям инструкции по применению дезинфицирующего средства «Триазин», паспорта ингалятора ультразвукового «Вулкан-3» (пункт 35 акта от 17.10.2023 № 69); в водолечебнице № 2 в ингаляционной и в кабинете для гидромассажа десен простерилизованные элементы хранят в условиях, не исключающих вторичную контаминацию микроорганизмами (пункт 36 акта от 17.10.2023 № 69); в водолечебнице № 2 журнал работы рециркулятора в ингаляционной не ведётся, что говорит об отсутствии контроля за сроком эксплуатации лампы (пункт 37акта от 17.10.2023 № 69); в водолечебнице № 2 в кабинете для гидромассажа десен нарушается процедура проведения дезинфекционной обработки насадок для десен (многоразовых) (пункт 38 акта от 17.10.2023 № 69); в ванной галерее ёмкости с рабочими растворами дезинфицирующего средства «Триазин» (для обработки ванн) не имеют чёткой подписи о его назначении и даты приготовления (пункт 39 акта от 17.10.2023 № 69); для уборки помещений прачечной используется дезинфицирующее средство, хранящееся в бутылке без маркировки, а не в таре производителя (пункт 40 акта от 17.10.2023 № 69); в прачечной отсутствует уборочный инвентарь для уборки поверхностей (стен, инвентаря) грязной зоны прачечной; по окончании уборки инвентарь не подвергается обработке (отсутствуют ёмкости) ( пункт 41 акта от 17.10.2023 № 69); не представлены сведения о проведении дезинфекции постельного белья из номеров для проживания (пункт 42 акта от 17.10.2023 № 69); не пройдено профилактическое обследование на туберкулёз у 16 сотрудников (1 раз в год) (пункт 43 акта от 17.10.2023 № 69); не в полном объёме проведена иммунизация сотрудников учреждений в рамках национального календаря прививок (против гепатита В: подлежало - 76 человек, привито - 57, что составляет 75%; против дифтерии: подлежало - 100, привито - 92, что составляет 90,2%; против кори: подлежало - 62, привито - 53, что составляет 85,4%; в личных медицинских книжках отсутствуют данные о прививках против гепатита В у 10 сотрудников; против дифтерии - у 8 сотрудников; против кори - у 9 сотрудников (пункт 44 акта от 17.10.2023 № 69); отсутствует профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация у 14 работников (пункт 45 акта от 17.10.2023 № 69); в помещениях санатория обнаружены насекомые и следы их жизнедеятельности, а именно: корпус № 1 (кухня: множество тараканов и продукты их жизнедеятельности; жилые помещения: мошка); лечебница № 2 (помещения с ванными: мухи, комары); корпус № 5 (кухня: тараканы; жилые номера: мухи). В лечебных кабинетах поликлиники 1 отделения и водолечебницы № 2 на момент проведения присутствовали насекомые (мухи и букашки) (пункт 46 акта от 17.10.2023 № 69); рабочий раствор дезинфицирующего средства «Тритихлор» в 0,0075% не соответствует инструкции по разведению и составляет 0,0700% при гигиеническом нормативе от 0,0064% до 0,0086%(пункт 26 акта от 17.10.2023 № 69).
Указанные нарушения послужили основанием для составления 16.11.2023 заместителем начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Еврейской автономной области по Смидовичскому и Облученского района Зорниковой А.В. в отношении должностного лица - генерального директора АО «Санаторий «Кульдур» Гончарова С.Н. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ.
Постановлением руководителя Управления Роспотребнадзора по Еврейской автономной области Копылова П.В. от 29.11.2023 № 109 Гончаров С.Н. привлечён к административной ответственности по указанной статье, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Так же согласно акту проверки от 17.10.2023 № 69 допущены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к жилым помещениям и эксплуатации общественных помещений, а именно: не представлены сведения обследования технического состояния системы вентиляции с результатами инструментальных измерений объемов вытяжки воздуха: в водолечебнице № 2; в кабинете для приема водных процедур поликлиники 1 отделения; ванного отделения пятого корпуса и прачечной. Не представлена информация о проведении очистки и дезинфекции сплит-систем, установленных в медицинских кабинетах поликлиники 1 отделения. На момент проведения обследования не представлены сведения: об обследовании технического состояния системы вентиляции (ревизии, очистке и контроле эффективности), а также об оборудовании системы приточно-вытяжной вентиляции производственных помещений пищеблока 5 корпуса отдельно от систем вентиляции помещений, не связанных с организацией питания, включая санитарно-бытовые помещения; в основных помещениях санатория (в лечебных кабинетах поликлиники 1 отделения; в лечебных кабинетах и лечебных отделениях водолечебницы № 2; в прачечной) не проводится регулярно в плановом порядке текущий ремонт помещений. Своевременно не устраняются возникшие дефекты (протечки на потолках и стенах, следы сырости, плесени, не заделываются трещины, щели, выбоины, не восстанавливается отслоившаяся облицовочная плитка, дефекты напольных покрытий); покрытия пола, стен и подоконников санитарных узлов и жилых комнат №№ 303, 305, 402, 407, 509, 517, 706, 739 имеют дефекты, повреждения и отслоения, следы протеканий, темные пятна и не устойчивы к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств. Отделка помещений кладовых для хранения чистого белья в жилых корпусах 1 отделения и 5 корпуса; грязного белья 7 этажа 1 отделения, а также стен в местах установки раковин и других санитарно-технических приборов в жилых комнатах 1 отделения и 5 корпуса имеет дефекты, повреждения и частичное отсутствие покрытия, что делает невозможным качественное проведение влажной уборки и дезинфекции. В помещении для приема ванн в 1 отделении, а также в помещении душевой и в ванной галерее водолечебницы № 2, отделка стен и потолка, дверей не обеспечивает влагостойкость на всю высоту помещения (имеются дефекты, темные пятна, шелушения, отслаивание, частичное отсутствие покрытия). Материалы, из которых изготовлены потолки в лечебных кабинетах и в санитарных узлах поликлиники 1 отделения (пенопластовая плитка) не обеспечивают возможность проведения влажной очистки и дезинфекции. Полы и стены помещений прачечной не имеют гидроизоляции, не выполнены на всю высоту из материалов, устойчивых к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств (покрытие стен, потолков и пола на момент проведения обследования имеет деформацию, дефекты, следы протекания, отслоение, шелушение, темные пятна и частичное отсутствие); искусственная освещенность не соответствует гигиеническим нормативам: в кабинете № 106 (процедурная 1 этаж корпуса № 1) и составляет 420 лк, при нормативе 500 лк; в комнатах № 303 (3 этаж корпус № 1), № 440 (4 этаж корпус № 1), № 502 (5 этаж корпус № 1), № 221 (2 этаж корпус № 1), № 113 (1 этаж корпус № 1), № 739 (7 этаж корпус № 1), № 4 (корпус № 5), № 22 (2 этаж корпуса № 5) и составляет от 38 лк до 128 лк, при гигиеническом нормативе 150 лк; покрытие стен, потолка помещений пищеблока 1 отделения имеет дефекты, и повреждения, частичное отсутствие, следы протеканий, пятна темного цвета, отслаивание краски на подоконниках, трубах, отопительных приборах; отделка стен складского помещения суточного запаса продуктов на пищеблоке 1 корпуса выполнена водоэмульсионной краской; потолочное покрытие в цехе первичной обработки овощей выполнено из. пенопластовой плитки, то есть из материалов, не позволяющих проводить ежедневную влажную уборку, обработку моющими и дезинфицирующими средствами, что подтверждается экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЕАО» № 1998/п от 13.10.2023 (вх. № 451/23 от 17.10.2023) (аттестат аккредитации Органа инспекции RA.RU.710058, дата внесения в реестр сведений об аккредитованном лице 03.06.2015; аттестат аккредитации испытательного лабораторного центра РОСС RU. 0001.510576, дата внесения в реестр сведений об аккредитованном лице 15.09.2014; аккредитованы в национальной системе аккредитации) и является нарушением ст. 11, ст. 24 ч. 1 ст. 39 Федерального закона от" 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 5, п. 4041 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», п. 2.5., п. 2.7., п. 7.6, п. 4.3.2., п. 4.3.3., п. 8.3.5 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», ч. 5 ст. 14 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».
Указанные нарушения послужили основанием для составления 16.11.2023 заместителем начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Еврейской автономной области по Смидовичскому и Облученского района Зорниковой А.В. в отношении должностного лица - генерального директора АО «Санаторий «Кульдур» Гончарова С.Н. протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 КоАП РФ.
Постановлением руководителя Управления Роспотребнадзора по Еврейской автономной области Копылова П.В. от 29.11.2023 № 106 генеральный директор АО «Санаторий «Кульдур» Гончаров С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей
16.11.2023 в отношении генерального директора АО «Санаторий Кульдур» Гончарова С.Н. составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.5 КоАП РФ, из которого следует, что по результатам плановой выездной проверки АО «Санаторий «Кульдур» по адресу: Еврейская автономная область, Облученский район, п. Кульдур, ул. Большакова, д. 8, установлено, что генеральным директором АО «Санаторий «Кульдур» Гончаровым С.Н. 16.11.2023 допущены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а именно: допускается использование водных объектов в целях питьевого и (или) хозяйственно-бытового водоснабжения без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам группового водозабора (скважины № 1, 2, 4) и одиночной скважины № 3 на санаторном участке, программа производственного контроля качества питьевой воды на объектах централизованной системы холодного водоснабжения не согласованна в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 "О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды"; проба питьевой воды централизованного водоснабжения распределительной сети в кабинете № 117 АО «Санаторий «Кульдур», не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям по санитарно-микробиологическому показателю, а именно: обобщенные колиформные бактерии обнаружено 1,7 КОЕ в 100 см3, при гигиеническом нормативе - отсутствие, что подтверждается экспертным заключением ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в ЕАО" №1996/п от 13.10.2023.
29.11.2023 руководителем Управления Роспотребнадзора по Еврейской автономной области вынесено постановление № 105 о признании генерального директора АО «Санаторий «Кульдур» Гончарова С.Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Выявленные в ходе проверки нарушения санитарно-эпидемиологических требований выразившееся в следующем: контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов возле 5 корпуса не имеет твердого (асфальтового, бетонного) покрытия; отходы класса А в черных пакетах перед перемещением на контейнерную площадку временно накапливают в общем туалете 2 этажа, что противоречит схеме обращения с медицинскими отходами. Черные пакеты с отходами класса А располагаются вне специальных тележек или многоразовых контейнеров без маркировки; отходы класса Б хранят в специально отведенном помещении в черных пакетах внутри контейнера синего цвета, один из которых не имеет маркировки; в процедурном кабинете корпуса № 1 сбор обеззараженных отходов класса Б организован в пакет черного цвета, не закрепленный на специальных стойках-тележках или контейнерах послужили основанием для составления 16.11.2023 заместителем начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Еврейской автономной области по Смидовичскому и Облученского района Зорниковой А.В. в отношении должностного лица - генерального директора АО «Санаторий «Кульдур» Гончарова С.Н. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ.
Постановлением руководителя Управления Роспотребнадзора по Еврейской автономной области от 29.11.2023 № 107 генеральный директор АО «Санаторий «Кульдур» Гончаров С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
16.11.2023 заместителем начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Еврейской автономной области по Смидовичскому и Облученского района Зорниковой А.В. составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому 16.11.2023 в 14 часов 00 минут по результатам плановой выездной проверки АО «Санаторий «Кульдур» установлено, что генеральным директором АО "Санаторий «Кульдур» Гончаровым С.Н. допущены нарушения требований технического регламента, а именно: допущены к работе сотрудники без профилактического обследования на туберкулёз: Карюкина Р.В. (администратор обеденного зала) и Сокурова Е.А. (официант), последняя дата прохождения 29.07.2022, 06.09.2022 соответственно (пункт 13 акта от 17.10.2023 № 69); для обеззараживания воздуха в помещениях, задействованных в приготовлении холодных блюд, порционирования блюд не используется бактерицидное оборудование в соответствии с инструкцией по эксплуатации (пункт 14 акта от 17.10.2023 № 69); на линии раздачи потребителю с целью минимизации риска теплового воздействия для контроля температуры блюд не используются термометры (пункт 17 акта от 17.10.2023 № 69); покрытие стен, потолка помещений пищеблока первого отделения имеет дефекты и повреждения, частичное отсутствие, следы протеканий, пятна тёмного цвета, отслаивание краски на подоконниках, трубах, отопительных приборах; отделка стен складского помещения суточного запаса продуктов на пищеблоке 1 корпуса выполнена из пенопластовой плитки, то есть из материалов, не позволяющих проводить ежедневную влажную уборку, обработку моющими и дезинфицирующими средствами (пункт 16 акта от 17.10.2023 № 69); при визуальном осмотре на момент проведения обследования пищеблока 1 корпуса установлено, что допускается содержание всех производственных помещений, а также технологического оборудования, используемого в процессе производства (изготовления) пищевой продукции, в состоянии, не исключающем загрязнение пищевой продукции: по углам, полу, потолке, стенах и подоконниках имеются тёмные жёлтые пятна, потёки, пыль, паутина, мусор, крошки; на вытяжном зонде, расположенном над варочной плитой имеется тёмно-жёлтый налёт с налипшей пылью, что говорит о некачественном проведении ежедневной влажной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств (пункт 18 акта от 17.10.2023 № 69); столы для посетителей не подвергаются уборке после каждого использования (на момент проведения санитарно-эпидемиологического обследования стол в обеденном зале в жевательной резинке) (пункт 19 акта от 17.10.2023 № 69); в холодильниках и на раздаче, где осуществляется хранение пищевых продуктов, отсутствуют маркировочные ярлыки каждого тарного места с указанием срока годности данного вида продукции (на пищеблоке 1 корпуса: заготовка для салата «Фламинго» в количестве 15 кг 700 гр, полуфабрикат рулет «Жемчужина» в количестве 5 кг 800 гр, фарш лососевый в количестве 1 кг 200 гр, колбаски куриные с печенью в количестве 5 кг 472гр,; на пищеблоке 5 корпуса: рыба лососевая в количестве 18 кг 580 гр, сельдь слабосоленая в количестве 2 кг 670 гр) (пункт 20 акта от 17.10.2023 № 69); не соблюдаются условия хранения пищевых продуктов, указанные изготовителем, а именно: на пищеблоке 5 корпуса «Сервелат Столичный», изготовитель ОАО «Находкинский комбинат» с датой изготовления 24.08.2023 в количестве 740 гр хранится при температуре - 18°С, вместо указанной производителем температуры хранения от +2°С до + 6°С (пункт 21 акта от 17.10.2023 № 69); изготовление продукции производится по технологическим документам, не утверждённым руководителем или уполномоченным лицом (пункт 22 акта от 17.10.2023 № 69); стеллаж для хранения пищевых продуктов в складском помещении суточного запаса пищевых продуктов; моечные ванны и раковины в цехе первичной обработки овощей, в мясорыбном цехе пищеблока 1 корпуса; шкаф для хранения чистой столовой посуды на пищеблоке 5 корпуса имеет дефекты покрытия, что не позволяет проводить качественную уборку, обработку моющими и дезинфицирующими средствами ( пункт 23 акта от 17.10.2023 № 69); проба готового блюда «Гречка отварная» не соответствует гигиеническим нормативам по микробиологическим показаниям: обнаружены бактерии группы кишечной палочки (БГКП) (колиформы) в 1,0 г пробы, при нормативе не допускается в 1,0 г, мезофильные аэробные и факультативно-аэробные микроорганизмы (КМАФАнМ) обнаружены 7400 КОЕ/г при нормативе не более 1000 КОЕ/г (пункт 24 акта от 17.10.2023 № 69); некачественно проводится мытьё и дезинфекция технологического инвентаря, кухонной посуды, персоналом соблюдаются правила личной гигиены - в смывах со стола «Готовая продукция» (раздача), стола «Готовая продукция», стола «Сырая продукция» (овощи), стола «Мясо сырое», ножа «Мясо сырое», стола «Птица», санитарной одежды и рук повара Полонской Т.Г., кастрюли «1 блюдо», ножа «Хлеб», кастрюли «1 блюдо», обнаружены бактерии группы кишечной палочки (БГКП) (пункт 47 акта от 17.10.2023 № 69).
Постановлением руководителя Управления Роспотребнадзора по Еврейской автономной области от 29.11.2023 № 108 генеральный директор АО «Санаторий «Кульдур» Гончаров С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Изучив материалы настоящего дела, суд находит доводы жалоб необоснованными.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
На основании статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в числе прочего: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Положениями части 1 статьи 24.4 КоАП РФ регламентировано, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения (часть 2).
Частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе в числе прочего знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства и отводы (часть 5 статьи 25.5 КоАП РФ).
Заявленные отводы и ходатайства рассматриваются при рассмотрении дела об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ).
При составлении 16.11.2023 должностным лицом административного органа - заместителем начальника территориального отдела Управления Роспортебнадзора по Еврейской автономной области по Смидовичскому и Облученскому районам Зорниковой А.В. протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.4, 6.5, частью 1 статьи 6.35, частью 1 статьи 14.43, частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ в отношении Гончарова С.Н. защитником Григорцовским А.В. в графе протокола «Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении» были заявлены ходатайства об ознакомлении с материалами дела, об исключении протокола из числа доказательств, а также заявлен отвод должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.
Ходатайство об отводе должностному лицу административного органа Зорниковой А.В. фактически заявлено после совершения этим должностным лицом процессуальных действий, никак не мотивировано.
Заявление отвода лицу, составившему протокол об административном правонарушении, нормами КоАП РФ не предусмотрено. Такой отвод может быть заявлен должностному лицу, рассматривающему дело об административном правонарушении, в связи с чем, отсутствие определения должностного лица по результатам рассмотрения данного ходатайства не является существенным нарушением процессуальных требований, влекущим по своим правовым последствиям отмену постановления должностного лица.
Довод защитника Григорцовского А.В., указанный в ходе рассмотрения жалоб, о не рассмотрении его ходатайства об ознакомлении с материалами дела, также не может являться основанием для отмены принятого по делу постановления, ввиду того, что защитник Григорцовский А.В. по заявленному им ранее ходатайству, ознакомлен в полном объеме с материалами проверки, проведенной с 04.10.2023 по 17.10.2023 в отношении АО «Санаторий «Кульдур» 19.10.2023, о чем имеется его расписка в материалах дела, произвел фотосъемку всех материалов. Копия протокола об административном правонарушении от 24.10.2023 получена защитником после его составления.
Защитник Григорцовский А.В. также участвовал при рассмотрении дел и вынесении постановлений в отношении генерального директора АО «Санаторий «Кульдур» Гончарова С.Н., каких-либо письменных ходатайств, включая и о то, что он не ознакомлен с материалами дела, об отложении рассмотрения дела, не заявлял.
Не влечет отмену постановлений и довод о не рассмотрении ходатайства защитника об исключении протокола об административном правонарушении из числа доказательств, так как КоАП РФ возможности исключения доказательства по делу до разрешения дела по существу не предусматривает. Фактически указанное ходатайство является доводом (требованием) об оценке представленного в дело доказательства, которая проводится должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Данные требования при рассмотрении дела соблюдены, протоколы рассмотрены, по результатам их рассмотрения вынесены постановления о привлечении к административной ответственности, то есть протоколы признаны допустимыми доказательствами, ходатайство фактически было разрешено.
Не является существенным нарушением процессуальных требований, не влечет безусловную отмену вынесенного по делу постановления должностного лица административного органа отсутствие в материалах дела отдельного акта в виде определения.
Отсутствие в материалах дела бланка с подписью о разъяснении защитнику Григорцовскому А.В. процессуальных прав не свидетельствует о нарушении порядка рассмотрения дела.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в ходе производства по делу не нарушено, реализовано.
Защитник Григорцовский А.В. принимал участие как при составлении протоколов об административном правонарушении, где ему под роспись разъяснены права, предусмотренные частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, так и при вынесении постановлений по делу об административном правонарушении, а также при рассмотрении жалоб на постановления о назначении административного наказания, давал объяснения, заявлял ходатайства, пользовался иными процессуальными правами.
Вопреки доводам защитника Григорцовского А.В. акт выездной плановой проверки направлен должностным лицом в адрес АО «Санаторий «Кульдур», о чем имеется в материалах дела сопроводительное письмо о направлении акта посредством почтовой связи.
Ошибочное указание должным лицом в протоколе об административном правонарушении даты совершения правонарушения – 16.11.2023 не является основанием для отмены вынесенных постановлений.
Учитывая, что проверка проводилась в период с 04.10.2023 по 17.10.2023, акт о результатах проверки составлен 17.10.2023, соответственно датой совершения административных правонарушений является 17.10.2023.
Довод жалоб о том, что испытания исследования проводились неуполномоченными лицами, в том числе не указанными в решении о проведении проверки, также не влечет отмену вынесенных постановлений.
В решении о проведении выездной проверки указаны уполномоченные на ее проведение лица. Также в пункте 5 указано, что к проведению выездной проверки привлекается экспертная организация ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЕАО», указана информация об аккредитации данного лица.
Довод защитника о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства (фото и (или) видеофиксации, актов составленных с участием понятых) фактов совершения правонарушений, осмотры, отборы проб и смывов, не влияет на правильность вынесенных постановлений ввиду наличия иных доказательств, достоверно свидетельствующих о наличии вмененных обществу нарушений.
Совокупность установленных по настоящему делу об административном правонарушении фактических обстоятельств и правовых оснований позволяют признать, что события административных правонарушений, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны.
При установлении виновности Гончарова С.Н. должностным лицом все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными и получившими надлежащую оценку в постановлении, выводы должностного лица мотивированы и содержат ссылки на нормы права, подлежащие применению.
Срок привлечения Гончарова С.Н. к административной ответственности по статьям 6.4, 6.5, части 1 статьи 6.35, части 1 статьи 14.43, части 1 статьи 6.3 КоАП РФ не нарушен.
Вместе с тем, при вынесении обжалуемых постановлений должностным лицом не учтено следующее.
Согласно части 6 статьи 4.4 КоАП РФ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II данного Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 этой статьи.
Часть 6 статьи 4.4 КоАП РФ не оговаривает, что нарушения, выявленные в ходе одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, должны быть непременно результатом одного действия (бездействия).
При этом административное наказание назначается: в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения; в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа; в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа, если одной из указанных санкций не предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа (часть 3 статьи 4.4 КоАП РФ).
Из материалов дела следует, что по результатам проведения плановой выездной проверки в отношении генерального директора АО «Санаторий «Кульдур» Гончарова С.Н. составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.4, 6.5, частью 1 статьи 6.35, частью 1 статьи 14.43, частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, наказание в отношении Гончарова С.Н. подлежало назначению по правилам части 6 статьи 4.4 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановления руководителя Управления Роспотребнадзора по Еврейской автономной области Копылова П.В. от 29.11.2023 № 105, 106, 107, 108, 109, вынесенные в отношении генерального директора акционерного общества «Санаторий «Кульдур» Гончарова С.Н., подлежат изменению в части назначенного наказания.
Учитывая положения части 6 статьи 4.4 КоАП РФ, генеральному директору акционерного общества «Санаторий «Кульдур» Гончарову С.Н. подлежит назначению наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья,
р е ш и л:
Постановления руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Еврейской автономной области Копылова П.В. от 29.11.2023 № 105 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 КоАП РФ, от 29.11.2023 № 106 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 КоАП РФ, от 29.11.2023 № 107 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 6.35 КоАП РФ, от 29.11.2023 № 108 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, от 29.11.2023 № 109 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ в отношении генерального директора акционерного общества «Санаторий «Кульдур» Гончарова Сергея Николаевича изменить в части назначенного наказания:
В соответствии с частью 6 статьи 4.4 КоАП РФ назначить генеральному директору акционерного общества «Санаторий «Кульдур» Гончарову Сергею Николаевичу административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В остальной части указанные постановления оставить без изменения.
Жалобы генерального директора акционерного общества «Санаторий «Кульдур» Гончарова Сергея Николаевича считать удовлетворенными частично.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Т.В. Хроленок