№ 2-83/2022
67RS50003-01-2021-003620-95
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 мая 2022 г. г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего (судьи) - Коржакова И.П.,
судей: - Филенковой С.В., Шнытко С.М.,
при секретаре (помощнике судьи) - Потапченко С.И.,
при участии истца Киселева В.Н., представителя ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области – Ахмадеевой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киселева В.Н. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области о включении периодов работы в стаж, признании права на досрочное назначение пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Киселева В.Н. на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 11 января 2022 г.
Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения истца Киселева В.Н., возражения представителя ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области – Ахмадеевой О.А.,
установила:
Киселев В.Н. обратился с исковым заявлением к ГУ - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области о включении периодов работы в стаж, досрочном назначении пенсии по старости, признании права на досрочное назначение пенсии по старости, указав, что в сентябре 2020 г. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда в г. Смоленске. Однако решением ГУ - Управление Пенсионного фонда в г. Смоленске от 26 марта 2021 г. № в назначении пенсии ему было отказано, не включен в специальный стаж период работы с (дата) в качестве <данные изъяты> котельного цеха ООО «Дева». Не согласившись с указанным решением, просил суд признать незаконным решение ГУ - Управления Пенсионного фонда в г. Смоленске № № от (дата) об отказе в установлении страховой пенсии, включить период работы с (дата) . в качестве <данные изъяты> котельного цеха ООО «Дева» в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Смоленске назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права, то есть с (дата)
Истец Киселев В.Н. в судебном заседании ранее данные пояснения поддержал. Полагал, что котельный цех, где он работал в спорный период, отвечает признакам «паросилового хозяйства», а значит, он имеет право на досрочную пенсию. Не согласился с выводами судебной экспертизы. Просил его требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель истца Майкова М.В. в судебном заседании поддержала доводы истца, просила требования удовлетворить.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области – Ахмадеева О.А. в судебном заседании исковые требования не признала, указала, что истцу обоснованно отказано в досрочном назначении пенсии из-за отсутствия специального стажа работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости. Спорные периоды работы истца не могут быть зачтены в таковой, так как главным условием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости является занятость работника на работах в профессиях и должностях, указанных в Списках № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях. Работа истца с (дата) в качестве <данные изъяты> котельного цеха в ООО «Дева» такого права не дает, поскольку организация не является паросиловым хозяйством.
Третье лицо ООО «Дева» в судебное заседание явку представителя не обеспечило, извещались о рассмотрении дела надлежащим образом.
Определением суда от 16 ноября 2021 г. произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в г. Смоленске на правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области.
Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 11 января 2022 г. в удовлетворении исковых требований Киселева В.Н. отказано.
В апелляционной жалобе Киселев В.И. просит вышеуказанное решение суда отменить, принять по делу новое решение. Не согласен с заключением Департамента Смоленской области по социальному развитию, в соответствии с которым трудовая функция истца в период работы с (дата) в должности <данные изъяты> котельного цеха ООО «Дева» не соответствует трудовой функции начальника котельных цехов и их заместителей, так как она выполнялась не в паросиловом хозяйстве. Указывает, что судом не был принят во внимание факт личного участия начальника котельного цеха в обслуживании и ремонте основного и вспомогательного оборудования в связи с небольшим штатом сотрудников цеха.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Смоленской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения. Указывает, что юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения дела является обстоятельство исполнения истцом функциональных обязанностей начальника котельного цеха в условиях работы в течение полного рабочего дня в структурном подразделении (отдельном цехе) производства «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство». Указывает, что факт выполнения в спорный период истцом работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, не подтвержден.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г., на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших трудовую деятельность на работах с тяжелыми условиями труда, льготных условий приобретения права на страховую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение страховой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 21 декабря 2020 г. Киселев В.Н. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в которой ему отказано из-за отсутствия требуемого стажа на работах с тяжелыми условиями труда. При этом по состоянию на 17 января 2021 г. (возраст <данные изъяты>) страховой стаж Киселева В.Н. составляет <данные изъяты> специальный стаж составляет <данные изъяты>, при требуемом специальном стаже при достижении данного возраста <данные изъяты>
Истец просил зачесть в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с (дата) в качестве <данные изъяты> котельного цеха ООО «Дева».
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Киселева В.Н. о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить период работы с (дата) . в должности <данные изъяты> котельного цеха ООО «Дева» в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права, то есть с (дата) суд первой инстанции исходил из того, что факт выполнения в спорный период истцом работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, не подтверждён.
Суд апелляционной инстанции соглашается с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
В Списке N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, действовавшего в спорный период работы истца, в разделе XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» (позиция 2140000б-24125), поименованы начальники котельных цехов и их заместители.
По смыслу действующего пенсионного законодательства, вопрос о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, решается в зависимости от того, в каком производстве, профессии или должности занят тот или иной работник.
Вместе с тем, при отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий работ, выполняемых работником, характеру и условиям труда, предусмотренным Списком, оснований для досрочного назначения пенсии по старости не имеется.
При рассмотрении дела сторонами не оспаривалось, что работа истца в качестве начальника котельного цеха в спорный период в ООО «Дева» подтверждается представленными в дело документами, а также записями в трудовой книжке.
Однако, как правильно установил суд первой инстанции, данные обстоятельства не являются безусловными и достаточными основаниями для назначения истцу досрочной пенсии.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что котельный цех, в котором осуществлял свою работу в спорный период истец, является структурным подразделением ООО «Дева».
Кроме того, согласно материалам проверки Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Смоленске от 12 марта 2021 г., основными видами деятельности ООО «Дева» являются: производство и реализация пива, безалкогольных напитков и питьевой воды; производство и реализация товаров народного потребления; организация и проведение транспортно-экспедиторских и складских операций.
Для организации производства безалкогольных напитков и питьевой воды на территории организации имеется здание котельной, в которой установлены котел паровой и водогрейный котел, работающие на природном газе.
Представленными в дело документами подтверждается и никем не оспаривается, что здание котельной, где работал истец, является опасным производственным объектом, о чем имеется заключение экспертизы промышленной безопасности.
Однако само по себе наличие паровых и водогрейных котлов в котельной, признание котельной опасным производственным объектом не свидетельствует о том, что ООО «Дева» является предприятием паросилового хозяйства.
Паросиловое хозяйство, как указал суд, представляет собой совокупность установок и оборудования (паровые котлы, парогенераторы, паровые двигатели и др.), используемых для получения в основном горячей воды и пара. При этом основной особенностью "паросилового хозяйства" является использование энергии пара для ее преобразования в механическую и электрическую энергию.
На многих предприятиях (организациях) в структуре имеется котельный цех. Руководители и специалисты таких цехов не могут пользоваться правом на досрочное пенсионное обеспечение, так как эти цехи не являются структурными подразделениями паросилового хозяйства.
В данном случае котельный цех относится к вспомогательному производству, основная задача которого - обеспечение тепловой энергией основного производства.
Кроме того, согласно заключению судебной экспертизы условий труда от 11 октября 2021 г., проведенной Департаментом Смоленской области по социальному развитию, трудовая функция Киселева В.Н. в период его работы с (дата) в должности <данные изъяты> котельного цеха ООО «Дева» не соответствует трудовой функции начальников котельных цехов и их заместителей, предусмотренной позицией 2140000б-24125 раздела XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, так как она выполнялась не в паросиловом хозяйстве.
Вместе с тем, в судебном заседании суда первой инстанции эксперт ФИО17 свое заключение поддержал.
Сомневаться в выводах эксперта, а также в его компетентности, нет оснований, поскольку выводы экспертом были подробно мотивированы, а также проанализированы представленные в материалы дела документы.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что не подтверждается выполнение в спорный период истцом работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии.
Доводы жалобы о различном толковании понятия «паросиловое хозяйство» и несогласие с выводами эксперта являлись предметом исследования суда, чему суд дал надлежащую оценку.
Довод Киселева В.Н. об участии в обслуживании и ремонте основного и вспомогательного оборудования не имеет правового значения и не влечет оснований для включения спорного периода в специальный стаж истца, поскольку не усматривается, что предприятие, в котором работал истец, можно отнести к паросиловому хозяйству. Следовательно, у истца не возникает право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой в тяжелых и вредных условиях труда.
Довод истца о том, что в карте специальной оценки условий труда указано на льготное пенсионное обеспечение, на уплату ответчиком дополнительного тарифа страховых взносов, не является в данном случае достаточным для признания за истцом права на досрочное назначение пенсии. Специальная оценка была проведена после спорного периода в 2021 г., при этом, исходя из пояснений пенсионного органа в суде апелляционной инстанции и представленной справки, ООО «Дева в 2021 г. не производила уплату страховых взносов по дополнительному тарифу в 2021 г., когда должность стало занимать другое лицо. При этом каких-либо иных должностей работников, кроме начальника котельного цеха, имеющих право на досрочную пенсию, не указано.
Ссылка в жалобе на п.16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 (ред. от 28.05.2019) "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", касающийся вопроса тождественности выполняемых работ, не указывает на то, что оценка доказательств судом была проведена неверно и не соответствует материалам дела.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном понимании норм материального и процессуального права.
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 11 января 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Киселева В.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16.05.2022