Дело № 2а-1529/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 апреля 2019 года г. Щёлково Московской области
Щёлковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Разумовской Н.Г.,
при секретаре судебного заседания Козловой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции ФНС России 22 по Московской области к Баталовой ФИО6 ФИО4 о взыскании задолженности по земельному налогу, пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция ФНС России № 22 по Московской области обратилась в Щёлковский городской суд Московской области с вышеуказанным административным иском к Баталовой Т.П., мотивируя требования следующим. В собственности ответчика находился земельный участок, в связи с чем является Баталова Т.П. является плательщиком земельного налога. В этой связи с адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление об уплате земельного налога. Между тем, в установленный законом срок Баталова Т.П. заявленную сумму налога не оплатила, а требование о добровольном погашении задолженности осталось по без ответа. Дополнительно указано, что срок обращения налоговым органом с настоящими требования был пропущен по уважительным причинам, в связи с большим объемом, поступающих от мировых судей определений об отменен судебных приказом, которые требую оформления административных исковых заявления. На основании изложенного, просит взыскать задолженность по земельному налогу в размере 11 121 рублей и пени в размере 259 рублей 49 копеек.
Представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России № 22 по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещен.
Административный ответчик – Баталова Т.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена.
Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В судебном заседании установлено, что административный ответчик являлся собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> п. 2,1 – дата утраты права – 03.07.2015 (л.д. 11-13).
В соответствии с ст.388 НК РФ, административный ответчик является плательщиком транспортного и земельного налогов.
Согласно ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
На основании п. 3 ст. 363 НК РФ, п. 4 ст. 397 НК РФ, налогоплательщики – физические лица уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно п.2 и п.п. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленным законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. Обязанность по уплате налога прекращается с его уплатой налогоплательщиком. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по уплате налога является основанием для направления налоговым органов налогоплательщику требования об уплате налога.
В адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № от 25.09.2016, которым Баталова Т.П. проинформирована, в частности о необходимости уплаты начисленного ей за 2015 год земельного налога до 01.12.2016 (л.д. 15, 16-17, 18).
В установленный срок административный ответчик транспортный налог не уплатил, в связи с чем ему было направлено требование № об уплате налоговой задолженности в размере 11 121 рублей и пени в размере 259 рублей 49 копеек до 02.05.2017 года (л.д. 19, 20).
Так, согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу п. 3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Положения ч. 2 ст. 286 КАС РФ, предусматривают, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Конституционный Суд РФ в определении от 22.03.2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, не может осуществляться. Несоблюдение налоговой инспекцией установленного налоговым законодательством срока взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Из материалов дела следует, что определение об отмене судебного приказа о взыскании с должника Баталовой Т.П. задоленности по земельному налогу отменено И.о. мирового судьи судебного участка № Щёлковского судебного района Московской области 01.12.2017 года (л.д. 9).
Соответственно шестимесячный срок, в который налоговый орган вправе предъявить требования о взыскание налога, пеней в порядке искового производства истекал - 01.06.2018.
Вместе с тем, с настоящим административным иском Межрайонная ИФНС России № 16 по Московской области обратилась 04.02.2019, то есть уже с пропуском установленного налоговым законодательством срока. При этом судом отмечается, что административным истцом не представлено каких-либо доказательств наличия объективных причин, препятствующих своевременному обращению с административным исковым заявлением в суд, а ссылка на большую загруженность налогового органа таковой причиной не является, в связи с чем не находит каких-либо оснований для его восстановления.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, административный иск не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции ФНС России 22 по Московской области к Баталовой ФИО5 о взыскании задолженности по земельному налогу в размере 11 121 рублей, пени в размере 259 рублей 49 копеек – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца через Щёлковский городской суд подачей апелляционной жалобы.
Председательствующий:
Судья Н.Г. Разумовская