УИД № 10 RS0018-01-2022-000510-98
Дело №2-196/2022
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 ноября 2022 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Степановой Т.Г.,
судей Никитиной А.В., Маловой Н.Б.,
при ведении протокола секретарем Павловой Т.А., помощником судьи Кулаковой Е.Ю. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 21.07.2022 по иску Захаровой К. В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних (...), (...), (...), (...), к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Администрации Пряжинского национального муниципального района, Государственному казенному учреждению Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» о признании права собственности на земельный участок.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Захарова К.В. обратилась в суд с названным иском по тем основаниям, что Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия ей отказано в удовлетворении заявления о предоставлении её многодетной семье в собственность земельного участка с кадастровым №. Основанием для такого решения явилась предоставленная Администрацией Пряжинского национального муниципального района информация о том, что в границах спорного земельного участка расположен объект муниципального имущества – элемент автономной системы канализации (септик), что исключает возможность использования земельного участка в целях индивидуального жилищного строительства. Ссылаясь на отсутствие оснований для отказа в бесплатной передаче земельного участка в собственность заявителя и членов её многодетной семьи, истец полагает такой отказ незаконным. На основании изложенных в иске обстоятельств просила признать за ней и членами её многодетной семьи право собственности на земельный участок с кадастровым №
Решением суда в удовлетворении иска Захаровой К.В. к названным ответчикам о признании права собственности на земельный участок отказано.
Со дня вступления решения в законную силу отменены установленные судом меры по обеспечению иска в виде запрета Управлению Росреестра по Республике Карелия осуществления любых действий по государственной регистрации, в том числе, действий по государственной регистрацией перехода права в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровым №.
С решением суда не согласна истец. В апелляционной жалобе, выражая несогласие с принятым решением, полагает, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, а также неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что помимо Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, надлежащим ответчиком по делу также является Администрация Пряжинского национального муниципального района. В жалобе указывает о том, что ХХ.ХХ.ХХ (а впервые ХХ.ХХ.ХХ) она обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении ее многодетной семье земельного участка в собственность бесплатно, с приложением схемы земельного участка, расположенного в (.....) Республики Карелия на территории (.....). ХХ.ХХ.ХХ Министерство направило истцу Уведомление с приложением Распоряжения №, которым была утверждена схема расположения земельного участка В п.п.2, 3 Распоряжения Министерство обязало истца обеспечить проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет. К Распоряжению была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с координатами характерных точек границ земельного участка. После завершения работ по формированию земельного участка в соответствии с Распоряжением Министерства данные о земельном участке были занесены истцом в Единый государственный реестр недвижимости. ХХ.ХХ.ХХ она обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении ее многодетной семье в собственность земельного участка с кадастровым №, однако в удовлетворении заявления было отказано на основании предоставленной Администрацией Пряжинского национального муниципального района информации о том, что в границах спорного земельного участка расположен объект муниципального имущества – элемент автономной системы канализации (септик), что исключает возможность использования земельного участка в целях индивидуального жилищного строительства, при том, что ранее Администрация предоставляла информацию, что основания для отказа в предоставлении испрашиваемого истцом земельного участка под индивидуальное жилищное строительство отсутствуют. Согласно выписке из ЕГРН от ХХ.ХХ.ХХ ограничения или обременения относительно указанного земельного участка также не зарегистрированы. В представленном в судебное заседание техническом паспорте не содержится подтверждения, что канализационная система и септик расположены на спорном земельном участке. Ходатайствует о назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы для установления возможности строительства дома на сформированном земельном участке.
Истцы, в том числе несовершеннолетние (...). и (...)., достигшие возраста 14 лет, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Пройдакова О.А., действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили; о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав представителя истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее также – Закон о введении в действие №137-ФЗ) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, по общему правилу осуществляется органом местного самоуправления.
В соответствии с п.4 ст.2 Закона о введении в действие №137-ФЗ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Законом Республики Карелия от 25.12.2015 №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» в соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона о введении в действие №137-ФЗ, частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти Республики Карелия наделены с 01.01.2016 полномочиями органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу ст.3 Закона Республики Карелия от 25.12.2015 №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» полномочия, указанные в ст.1 настоящего Закона, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 30.12.2015 №446-П функции в сфере управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 №326-П Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок преобразован в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее также – Министерство).
Как следует из п.9 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 №390-П, Министерство осуществляет, среди прочих, функции в сфере предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; осуществляет согласование местоположения границ земельных участков, находящихся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с федеральным законодательством.
Положениями приведенных нормативно-правовых актов Министерство наделено полномочиями по предоставлению земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ХХ.ХХ.ХХ Захарова К.В. обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка в (.....) в собственность ее многодетной семье в порядке, предусмотренном Законом Республики Карелия от 06.03.2017 №2101-ЗРК «О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия» (л.д. 60 т.1).
Распоряжением Министерства от ХХ.ХХ.ХХ № на основании заявления Захаровой К.В. была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. На основании указанной схемы были проведены кадастровые работы по образованию земельного участка, ХХ.ХХ.ХХ он был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового №, в ЕГРН внесены его указанные выше характеристики. ХХ.ХХ.ХХ истец обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении её семье указанного земельного участка. Письмом от ХХ.ХХ.ХХ Министерство отказало истцу в предоставлении земельного участка по мотивам нахождения в границах земельного участка объекта муниципального имущества – элемента автономной системы канализации поселка (септика) на основании пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ (л.д. 64 т.1). В порядке административного судопроизводства такой отказ не обжаловался.
В настоящее время истец заявляет требования о признании за ее семьей права общей собственности на земельный участок с кадастровым №, площадью 1500 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, находящийся в (.....), указывая на наличие у многодетной семьи права на обеспечение земельным участком и необоснованность отказа Министерства в предоставлении земельного участка.
Суд первой инстанции, проанализировав собранные по делу доказательства, на основе положений действующего законодательства, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания за истцами права общей собственности на спорный земельный участок и отказал в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, полагая их правильными в силу следующего.
По делу установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что семья Захаровой К.В. является многодетной по смыслу, придаваемому этому термину пунктом 2 части 3 статьи 1 Закона Республики Карелия от 06.03.2017 №2101-ЗРК «О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия», и соответствует требованиям, перечисленным в его пункте 2 части 1 статьи 2, в силу чего имеет право на однократное бесплатное предоставление собственность земельного участка в общую долевую собственность всем членам семьи в равных долях.
Основания приобретения права собственности на земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрены Земельным кодексом РФ.
Согласно п.1 ст.25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также – ЗК РФ) права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.
Как следует из анализа положений главы 14 ГК РФ, право собственности на объекты недвижимого имущества возникает по основаниям, предусмотренным законом.
При этом главой V.1 ЗК РФ установлена особая процедура предоставления таких земельных участков. Это исключает возможность приобретения спорного объекта недвижимости в собственность в ином порядке.
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 39.19 ЗК РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в вышеприведенном подпункте 6 статьи 39.5 настоящего Кодекса, а также порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Закон Республики Карелия от 06.03.2017 №2101-ЗРК «О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия» определяет случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков на территории Республики Карелия, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов.
В соответствии с п.2 ст.214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления в установленных законом случаях (п.2 ст.3.3 Закона о введении в действие №137-ФЗ).
Согласно части 16 статьи 4 Закона Республики Карелия от 06.03.2017 №2101-ЗРК «О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия» решение о бесплатном предоставлении в собственность многодетной семье земельного участка принимается уполномоченным органом, каковым является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (Министерство).
Согласно разъяснениям, данным судам в п.16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
С учетом совокупности изложенных обстоятельств следует заключить, что возникновение у лица права собственности на земельный участок из земель, государственная собственность на которые не разграничена, возможно только и исключительно в порядке предоставления с соблюдением установленной законом процедуры.
Такого решения о предоставлении земельного участка с кадастровым № многодетной семье Захаровой К.В. уполномоченным органом – Министерством не принималось.
Как разъяснено в пункте 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 №23 «О судебном решении» обращено внимание судов на то, что согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Из приведенных выше норм права и правовых позиций следует, что право определения предмета иска и способа защиты гражданских прав принадлежит только истцу, в связи с чем исходя из заявленных требований все иные формулировки и толкование данного требования судом, а не истцом, означают фактически выход за пределы заявленного истцом к ответчику требования.
Обстоятельства, связанные с отказом в предоставлении истцу уполномоченным органом земельного участка в собственность, основанием исковых требований в рамках настоящего дела не являются. Возможности реализовать право на обжалование отказа в предоставлении земельного участка в установленном порядке истцы не лишены.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку правовых оснований для признания за семьей истца права собственности на земельный участок, который в установленном порядке не предоставлялся. Указанное обстоятельство является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2019 №66-КГПР19-4).
На основании вышеизложенных обстоятельств, судебная коллегия находит, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно исследованы доказательства, представленные сторонами, им дана правильная правовая оценка, решение об отказе в удовлетворении исковых требований постановлено в соответствии с законом. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пряжинского районного суда Республики Карелия от 21 июля 2022 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи