Решение по делу № 2-2148/2020 от 02.07.2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 ноября 2020 года город Черкесск

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Ковалевой О.Г.,

при секретаре судебного заседания – Урусове У.А.,

с участием: представителя истцов Шенкао М.Ю., Шенкао Н.Р. и Шенкао М.М. – Гумба О.М., действующего на основании доверенностей; представителя ответчика Управления КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности – Шебзуховой М.Р., действующей по доверенности; представителя Правительства КЧР – Байрамуковой Л.А., действующей по доверенности; представителя МФ РФ в лице Управления Федерального казначейства по КЧР – Байкулова А.Х., действующего по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-2148/20 по исковому заявлению Шенкао Муслима Юрьевича, Шенкао Нели Рамазановны и Шенкао Мухадина Муслимовича к Управлению КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности и Администрации Адыге-Хабльского муниципального района о признании лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и признании права на получение государственного жилищного сертификата,

Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:

Шенкао М.Ю., Шенкао Н.Р. и Шенкао М.М. обратились в суд с иском к Управлению КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности и Администрации Адыге-Хабльского муниципального района о признании пострадавшими от стихийного бедствия, имевшего место с 30 по 31 мая 2015 года на территории Адыге-Хабльского и Ногайского муниципальных районов КЧР, признании лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и признании права на получение государственного жилищного сертификата. Свои требования истцы обосновали тем, что Шенкао М.Ю. на основании договора дарения от 18.03.2014 года является собственником жилого дома, общей площадью 52,6 кв.м., 1964 года постройки, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии №. Также, на основании этого же договора дарения, является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов - для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 3100 кв.м., расположенного по вышеуказанному адресу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.04.2014 года серии №. Истцы Шенкао М.Ю., Шенкао Н.Р. и Шенкао М.М., являющиеся членами одной семьи, зарегистрированы и постоянно проживали в указанном домовладении. В связи с чрезвычайной ситуацией, а именно проливных дождей, града и последующего наводнения, имевших место весной 2015 года, их домовладение было приведено в непригодное для проживания состояние. Шенкао М.Ю. обратился с заявлением к Главе администрации Адыге-Хабльского муниципального района КЧР с просьбой о создании в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 межведомственной комиссии для дачи заключения о пригодности или непригодности для проживания в указанном домовладении, которое было удовлетворено. Согласно акту обследования домовладение за №6 от 12.11. 2015 года, межведомственная комиссия пришла к заключению в том, что принадлежащее Шенкао М.Ю. на праве собственности вышеуказанное домовладение не соответствует гигиеническим и санитарным нормам и правилам проживания людей и не пригодно для проживания. После получения данного акта Шенкао М.Ю. обратился к Главе Эрсаконского сельского поселения Адыге-Хабльского муниципального района КЧР с заявлением о предоставлении ему и членам его семьи пригодного для проживания жилого помещения, однако письмом от 14.03.2016 года ему было отказано с мотивацией того, что в Эрсаконском сельском поселении нет муниципального жилищного фонда для предоставления гражданам жилого помещения, а также, что в бюджете сельского поселения не предусмотрены средства для приобретения жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий. Также он обратился с этим вопросом к Главе администрации Адыге-Хабльского муниципального района, однако письмом от 21.03.2016 года ему было отказано с той же мотивацией. Из этого ответа следовало, что в бюджете Адыге-Хабльского муниципального района не предусмотрены средства на оказание материальной помощи для приобретения жилого помещения, что в виду отсутствия дополнительных источников финансирования не представляется возможным оказать материальную помощь. Полагают, что истцы имеют право на подачу настоящего иска по следующим основаниям: Правовое регулирование оказания помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий осуществляется федеральным законом 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных Российской Федерации 7 июня 1995 г. принято постановление №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий». П.1 названного постановления для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, признан необходимым выпуск государственных жилищных сертификатов. Государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации (абзац второй п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995г. №561). Право на получение государственного жилищного сертификата имеют лица, являвшиеся гражданами Российской Федерации на момент чрезвычайной ситуации, в результате которой они лишились жилого помещения. Просят суд: 1. Признать Шенкао Муслима Юрьевича, Шенкао Нели Рамазановну, Шенкао Мухадина Муслимовича пострадавшими от стихийного бедствия, имевшего место с 30 по 31 мая 2015 года на территории и Адыге-Хабльского, Ногайского муниципальных районов КЧР; 2. Признать Шенкао Муслима Юрьевича, Шенкао Нели Рамазановну, Шенкао Мухадина Муслимовича лишившимися своего жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в результате стихийного бедствия, имевшего место с 30 по 31 мая 2015 года на территории и Адыге-Хабльского. Ногайского муниципальных районов КЧР; 3. Признать право Шенкао Муслима Юрьевича, Шенкао Нели Рамазановны и Шенкао Мухадина Муслимовича на получение государственного жилищного сертификата и включить их в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата.

В судебном заседании представитель истцов Гумба О.М. поддержал исковые требования, просил суд иск удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Управления КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности – Шебзухова М.Р. возражала против удовлетворения иска, представила письменные возражения, так же пояснила, что истцы не обращались в администрацию района с заявлением о включении их в список, как пострадавших от стихийных бедствий в мае 2015 года, с заявлением о выдачи жилищного сертификата также не обращались. А пострадавшими от стихийного бедствия они и так были признаны, в связи с чем, получили единовременное пособие в размере 100000,00 рублей, по 10000,00 руб. на каждого члена семьи, проживающих в доме на тот момент. Проведенное экспертом обследование их жилого дома подтвердило, что процент износа дома составляет 70,60%, дом саманный, 1964 года постройки, и что именно от стихийного бедствия он стал непригодным для проживания в нем, экспертом не установлено.

Участвующие в судебном заседании представители Правительства КЧР и МФ РФ в лице Управления Федерального казначейства по КЧР, также представили письменные возражения, поддержали доводы указанные в них, просили в иске отказать, пояснили, что с заявлением о выдачи жилищного сертификата истцы никуда не обратились и по настоящее времени.

В судебное заседание истцы не явились, судом были надлежащим образом о времени и месте слушания дела извещены, направили в суд своего представителя, подали заявление о рассмотрении дела без их участия.

Ответчик Администрация Адыге-Хабльского муниципального района КЧР в судебное заседание не явился, судом был надлежащим образом о времени и месте слушания дела извещен, какой либо позиции относительно иска не выразил.

При таких обстоятельствах, гражданское дело на основании положений ст.167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы гражданского дела, а также два тома материалов гражданского дела №2-184/19, письменные доказательства, выслушав участников процесса, показания свидетеля, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 4 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов от 10 июля 1995г. списки граждан, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для их получения у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации.

Для включения в названные списки граждане, лишившиеся жилых помещений в результате стихийных бедствий, должны представить в органы исполнительной власти заявление о выдаче государственного жилищного сертификата, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу, а также справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункты 2, 3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов от 10 июля 1995г.).

Таким образом, при наличии условий выдачи государственного жилищного сертификата, установленных пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 г. №561, обязательным условием реализации права на его получение является обращение граждан, лишившихся жилого помещения, в органы исполнительной власти с соответствующим заявлением, к которому должны быть приложены все необходимые документы.

Реализация гражданином права на получение государственного жилищного сертификата носит заявительный характер.

При рассмотрении вопросов по выдаче, выпуску и погашению государственных жилищных сертификатов, необходимо руководствоваться положениями постановлений Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 №982 «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» от 07.06.1995 №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», от 15.02.2014 №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» и постановления Правительства КЧР от 29.12.2009 №504 «Об утверждении порядка погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, выбравшим местом жительства Карачаево-Черкесскую Республику».

Согласно п.6 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 №982, ясно, что только лишь на основании заявления гражданина, чье жилое помещение было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, и после проведения сверки сведений, указанных в заявлении, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина (для детей - свидетельство о рождении), органом местного самоуправления подготавливается список, который подписывается главой местной администрации муниципального образования, на территории которого проживают граждане, лишившиеся жилого помещения

В соответствии с ч.1 ст.56 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, Шенкао М.Ю. на основании договора дарения от 18.03.2014 года является собственником жилого дома, общей площадью 52,6 кв.м., 1964 года постройки, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.04.2014 года серии №. На основании того же договора дарения, является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов - для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 3100 кв.м., расположенного по вышеуказанному адресу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.04.2014 года серии №.

Истцы Шенкао М.Ю., Шенкао Н.Р. и Шенкао М.М., являющиеся членами одной семьи, зарегистрированы и постоянно проживали в указанном домовладении.

В связи с чрезвычайной ситуацией, а именно проливных дождей, града и последующего наводнения, имевших место весной 2015 года, их домовладение было приведено в непригодное для проживания состояние. Шенкао М.Ю. обратился с заявлением к Главе администрации Адыге-Хабльского муниципального района КЧР с просьбой о создании в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 межведомственной комиссии для дачи заключения о пригодности или непригодности для проживания в указанном домовладении, которое было удовлетворено.

Согласно акту обследования домовладение за №6 от 12.11.2015 года, межведомственная комиссия пришла к заключению в том, что принадлежащее Шенкао М.Ю. на праве собственности вышеуказанное домовладение не соответствует гигиеническим и санитарным нормам и правилам проживания людей и не пригодно для проживания.

После получения данного акта Шенкао М.Ю. обратился к Главе Эрсаконского сельского поселения Адыге-Хабльского муниципального района КЧР с заявлением о предоставлении ему и членам его семьи пригодного для проживания жилого помещения, однако письмом от 14.03.2016 года ему было отказано с мотивацией того, что в Эрсаконском сельском поселении нет муниципального жилищного фонда для предоставления гражданам жилого помещения, а также, что в бюджете сельского поселения не предусмотрены средства для приобретения жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Также, с этим вопросом Шенкао М.Ю. обратился к Главе администрации Адыге-Хабльского муниципального района, однако письмом от 21.03.2016 года ему было отказано с той же мотивацией.

Из ответа следовало, что в бюджете Адыге-Хабльского муниципального района не предусмотрены средства на оказание материальной помощи для приобретения жилого помещения, ввиду отсутствия дополнительных источников финансирования не представляется возможным оказать материальную помощь.

Истцами заявление о том, что их жилое помещение утрачено в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, и после проведения сверки сведений, указанных в заявлении написано не было, вследствие чего межведомственной комиссией своевременно не было произведено обследование пострадавшего домовладения по установлению факта полной утраты домовладения, в результате стихийного бедствия, и Администрация сельского поселения не включила их в список граждан, лишившихся жилого помещения, в результате стихийного бедствия.

В материалы дела истцы указанного заявления не предоставили, а также подтвердить, что во время стихийного бедствия оно было написано и передано в Администрацию сельского поселения не смогли, что указывает на отсутствие данного заявления, а в результате чего, и на отсутствие у истцов права на получение ГЖС.

Истцы ссылаются на Акт обследования домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, который был издан межведомственной комиссией по прошествии 6 месяцев после чрезвычайной ситуации

В акте указано, что домовладение не соответствует гигиеническим и санитарным нормам и правилам для проживания людей, а также домовладение не пригодно для проживания. О том, что домовладение истцов пострадало в результате какой-либо чрезвычайной ситуации в данном акте не указано.

В судебном заседании установлено и не опроверженно представителем истца, что семья Шенкао обращалась в Администрацию района с заявлением как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании опрошенный свидетель Шенкао Руслан Рауфович пояснил, что проживает в том же ауле, что и истцы, он на <адрес>. Подтвердил факт наводнения в мае 2015 года, дом истцов видел, он не разрушен, визуально не пострадал, но внутри треснутые стены, рамы покосились, дом очень старый и саманный, в непригодном состоянии для жилья.

Таким образом, Акт обследования от 12.11.2015г. №6 не доказывает утрату домовладения истцов, расположенного по адресу: а.<адрес> в результате стихийного бедствия и не может являться основанием для получения ГЖС, что также подтверждает необоснованность требований истцов.

Истцы указывают, что они являлись получателями единовременной материальной помощи (далее-ЕМП), оказываемой гражданам, пострадавшим в результате стихийного бедствия в размере 10000,00 рублей на каждого члена семьи, что подтверждается списком граждан, нуждающихся в оказании ЕМП в результате сильного дождя с крупным градом и ветром с 30 по 31 мая 2015 года на территории Адыге-Хабльского и Ногайского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики, то есть, реализовали свое право на получение помощи от государства.

Вопросы оказания финансовой помощи гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций регулируются Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее-Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

Согласно указанным Правилам, выплата гражданам ЕМП, пострадавшим от стихийного бедствия, носит заявительный характер и является отдельной мерой государственной поддержки, то есть не служит основанием для включения в список граждан, лишившихся жилого помещения, в результате стихийного бедствия.

Таким образом, получение истцами ЕМП не подтверждает их право на получение ГЖС.

Также, необходимо отметить, что предъявление истцами требований к Управлению КЧР по ГО, ЧС и ПБ является неправомерным, так как истцы в своем исковом заявлении не указывают как именно Управление КЧР по ГО, ЧС и ПБ нарушило их законные права и интересы.

Правовое регулирование правоотношений по порядку выпуска и погашения ГЖС, регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 №982 «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», а также постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29.12.2009 №504 «Об утверждении порядка погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, выбравшим местом жительства Карачаево-Черкесскую Республику», согласно которым в компетенцию Управления КЧР по ГО, ЧС и ПБ входит только формирование сводного списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий, произошедших на территории Карачаево-Черкесской Республики, на получение государственных жилищных сертификатов.

В материалах дела отсутствует заявление гражданина, чье жилое помещение было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия. Согласно Постановлению №982, заявление является основанием оформления органами местного самоуправления необходимых документов, подтверждающих факт того, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Материалами гражданского дела №2-184/19, изученного судом, подтверждается, что Определением Адыге-Хабльского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 28.08.2018г. была назначена и проведена в ООО Судебная Экспертиза «ГлавЭксперт» судебная строительно-техническая экспертиза, которую сторона истца и ответчика просила приобщить в материалы данного дела.

Так, перед экспертами были поставлены вопросы: Имеет ли жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> какие-либо повреждения или дефекты? Если да, то каковы причины возникновения таких дефектов и повреждений? Могли ли эти дефекты и повреждения образоваться в результате чрезвычайной ситуации, а именно ливневых дождей с градом, сильными порывами ветра, с последующим паводком (наводнением) имевших место с 30 по 31 мая 2015 года в Адыге-Хабльском и Ногайском муниципальных районах Карачаево-Черкесской Республики? Какова степень дефектов и повреждений указанного домовладения в целом, в том числе ее конструктивных элементов.

В Заключении № от 15.10.2018г. экспертом установлено: На день проведения экспертного обследования конструктивные элементы исследуемого жилого дома имели дефекты. Степень имеющихся дефектов в исследуемом жилом доме, составляет физический износ в размере 70,60%, имеет ветхое состояние, близкое к аварийному. Причин возникновения деформации в конструктиве саманного строения, может быть несколько: - усадка грунтов; -температурные колебания; - износ конструкции; - намокание конструктива. Также в заключении указано, что определить динамику распространения деформации (трещин) и степень их опасности можно на основании исследования трещин, начиная с определения их положения, формы, направления и глубины распространения, длины и ширины раскрытия. Наблюдать за развитием трещин необходимо с момента их образования на несущих конструкциях дома при помощи пластинчатых маяков, которые устанавливаются в том месте, где трещина наиболее выражена. Таким образом, на данный вопрос не предоставляется возможным ответить, по причине того, что эксперту не представилось возможным, наблюдение за развитием трещин с момента их образования на несущих конструкциях жилого дома.

Из чего можно сделать вывод, что экспертное заключение № от 15.10.2018г. не доказывает тот факт, что дефекты и повреждения образовались в результате чрезвычайной ситуации, а именно ливневых дождей с градом, сильными порывами ветра, с последующим паводком (наводнением) имевших место с 30 по 31 мая 2015 года в Адыге-Хабльском и Ногайском муниципальных районах КЧР, так как отсутствует ответ эксперта на вопрос №, который является основным доказательством для установления причинной связи между произошедшей чрезвычайной ситуаций и возникшими последствиями в виде непригодности жилого помещения для проживания. Заключение эксперта указывает на возможные причины возникновения деформации в конструктиве саманного строения. При этом из смысла данного заключения усматривается, что все указанные причины (усадка грунтов, температурные колебания, износ конструкции, намокание конструктива) могут возникнуть в результате обычного истечения времени, с учетом того, что данный дом был построен в 1964 году. А в соответствии с положениями Постановления №, Постановления № и Постановления № право на получение государственного жилищного сертификата имеют граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. В данном случае в заключении № от 15.10.2018г. по проведенной оценке технического состояния здания в зависимости от общего физического износа, предусмотренной Методикой определения физического износа гражданских зданий, утвержденной приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 27.10.1970 №404 установлено, что дом имеет ветхое состояние, то есть фактический износ составляет 70,60%, тогда как состояние негодного (аварийного) дома составляет фактический износ 81-100%. К тому же материалами дела, а также на судебных заседаниях было установлено, что истец по настоящее время проживает в данном домовладении.

Таким образом, экспертное заключение № от 15.10.2018г. не является доказательством подтверждающим доводы искового заявления истцов.

Представитель истцов в судебном заседании пояснил, что истцы не проживают в спорном доме, а снимают жилье в г.Черкесске. Однако доказательств тому не представил.

Суд отмечает, что истцы в своем доме проживают, так как получают судебные извещения по адресу, указанному в иске, то есть в а<адрес>.

Следовательно, истцов нельзя отнести к категории граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Показания свидетеля не подтверждают, что дом истцов стал непригодным для проживания из-за произошедшей в мае 2015 года чрезвычайной ситуации и стихийного бедствия.

Согласно требованиям ст.ст.55-56 ГПК РФ, доводы и обстоятельства заявленных исковых требований не доказаны, на основании изложенного выше, суд отказывает в удовлетворении иска.

Ответчик и третьи лица, заявили, что согласно ст.196 ГК РФ, истцами был нарушен срок исковой давности, так как с момента чрезвычайной ситуации, произошедшей с 30 по 31 мая 2015 на территории Адыге-Хабльского и Ногайского муниципальных районов до момента обращения истцов в суд прошло больше 5 лет.

С данным ходатайством не может согласится суд, так как истцы обращались с исковым заявлением в Адыге-Хабльский районный суд 07.02.2016г. Иск был оставлен без рассмотрения, ввиду неявки истцов дважды в судебные заседания. В связи с чем суд приходит к выводу, что истцами срок для обращения с иском в суд не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

СЂ Рµ С€ Рё Р»:

В удовлетворении исковых требований Шенкао Муслима Юрьевича, Шенкао Нели Рамазановны и Шенкао Мухадина Муслимовича к Управлению КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности и Администрации Адыге-Хабльского муниципального района о признании пострадавшими от стихийного бедствия, имевшего место с 30 по 31 мая 2015 года на территории Адыге-Хабльского и Ногайского муниципальных районов КЧР, признании лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и признании права на получение государственного жилищного сертификата, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики. Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 21 ноября 2020 года.

Судья О.Г. Ковалева

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 ноября 2020 года город Черкесск

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Ковалевой О.Г.,

при секретаре судебного заседания – Урусове У.А.,

с участием: представителя истцов Шенкао М.Ю., Шенкао Н.Р. и Шенкао М.М. – Гумба О.М., действующего на основании доверенностей; представителя ответчика Управления КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности – Шебзуховой М.Р., действующей по доверенности; представителя Правительства КЧР – Байрамуковой Л.А., действующей по доверенности; представителя МФ РФ в лице Управления Федерального казначейства по КЧР – Байкулова А.Х., действующего по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-2148/20 по исковому заявлению Шенкао Муслима Юрьевича, Шенкао Нели Рамазановны и Шенкао Мухадина Муслимовича к Управлению КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности и Администрации Адыге-Хабльского муниципального района о признании лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и признании права на получение государственного жилищного сертификата,

Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:

Шенкао М.Ю., Шенкао Н.Р. и Шенкао М.М. обратились в суд с иском к Управлению КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности и Администрации Адыге-Хабльского муниципального района о признании пострадавшими от стихийного бедствия, имевшего место с 30 по 31 мая 2015 года на территории Адыге-Хабльского и Ногайского муниципальных районов КЧР, признании лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и признании права на получение государственного жилищного сертификата. Свои требования истцы обосновали тем, что Шенкао М.Ю. на основании договора дарения от 18.03.2014 года является собственником жилого дома, общей площадью 52,6 кв.м., 1964 года постройки, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии №. Также, на основании этого же договора дарения, является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов - для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 3100 кв.м., расположенного по вышеуказанному адресу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.04.2014 года серии №. Истцы Шенкао М.Ю., Шенкао Н.Р. и Шенкао М.М., являющиеся членами одной семьи, зарегистрированы и постоянно проживали в указанном домовладении. В связи с чрезвычайной ситуацией, а именно проливных дождей, града и последующего наводнения, имевших место весной 2015 года, их домовладение было приведено в непригодное для проживания состояние. Шенкао М.Ю. обратился с заявлением к Главе администрации Адыге-Хабльского муниципального района КЧР с просьбой о создании в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 межведомственной комиссии для дачи заключения о пригодности или непригодности для проживания в указанном домовладении, которое было удовлетворено. Согласно акту обследования домовладение за №6 от 12.11. 2015 года, межведомственная комиссия пришла к заключению в том, что принадлежащее Шенкао М.Ю. на праве собственности вышеуказанное домовладение не соответствует гигиеническим и санитарным нормам и правилам проживания людей и не пригодно для проживания. После получения данного акта Шенкао М.Ю. обратился к Главе Эрсаконского сельского поселения Адыге-Хабльского муниципального района КЧР с заявлением о предоставлении ему и членам его семьи пригодного для проживания жилого помещения, однако письмом от 14.03.2016 года ему было отказано с мотивацией того, что в Эрсаконском сельском поселении нет муниципального жилищного фонда для предоставления гражданам жилого помещения, а также, что в бюджете сельского поселения не предусмотрены средства для приобретения жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий. Также он обратился с этим вопросом к Главе администрации Адыге-Хабльского муниципального района, однако письмом от 21.03.2016 года ему было отказано с той же мотивацией. Из этого ответа следовало, что в бюджете Адыге-Хабльского муниципального района не предусмотрены средства на оказание материальной помощи для приобретения жилого помещения, что в виду отсутствия дополнительных источников финансирования не представляется возможным оказать материальную помощь. Полагают, что истцы имеют право на подачу настоящего иска по следующим основаниям: Правовое регулирование оказания помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий осуществляется федеральным законом 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных Российской Федерации 7 июня 1995 г. принято постановление №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий». П.1 названного постановления для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, признан необходимым выпуск государственных жилищных сертификатов. Государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации (абзац второй п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995г. №561). Право на получение государственного жилищного сертификата имеют лица, являвшиеся гражданами Российской Федерации на момент чрезвычайной ситуации, в результате которой они лишились жилого помещения. Просят суд: 1. Признать Шенкао Муслима Юрьевича, Шенкао Нели Рамазановну, Шенкао Мухадина Муслимовича пострадавшими от стихийного бедствия, имевшего место с 30 по 31 мая 2015 года на территории и Адыге-Хабльского, Ногайского муниципальных районов КЧР; 2. Признать Шенкао Муслима Юрьевича, Шенкао Нели Рамазановну, Шенкао Мухадина Муслимовича лишившимися своего жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в результате стихийного бедствия, имевшего место с 30 по 31 мая 2015 года на территории и Адыге-Хабльского. Ногайского муниципальных районов КЧР; 3. Признать право Шенкао Муслима Юрьевича, Шенкао Нели Рамазановны и Шенкао Мухадина Муслимовича на получение государственного жилищного сертификата и включить их в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата.

В судебном заседании представитель истцов Гумба О.М. поддержал исковые требования, просил суд иск удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Управления КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности – Шебзухова М.Р. возражала против удовлетворения иска, представила письменные возражения, так же пояснила, что истцы не обращались в администрацию района с заявлением о включении их в список, как пострадавших от стихийных бедствий в мае 2015 года, с заявлением о выдачи жилищного сертификата также не обращались. А пострадавшими от стихийного бедствия они и так были признаны, в связи с чем, получили единовременное пособие в размере 100000,00 рублей, по 10000,00 руб. на каждого члена семьи, проживающих в доме на тот момент. Проведенное экспертом обследование их жилого дома подтвердило, что процент износа дома составляет 70,60%, дом саманный, 1964 года постройки, и что именно от стихийного бедствия он стал непригодным для проживания в нем, экспертом не установлено.

Участвующие в судебном заседании представители Правительства КЧР и МФ РФ в лице Управления Федерального казначейства по КЧР, также представили письменные возражения, поддержали доводы указанные в них, просили в иске отказать, пояснили, что с заявлением о выдачи жилищного сертификата истцы никуда не обратились и по настоящее времени.

В судебное заседание истцы не явились, судом были надлежащим образом о времени и месте слушания дела извещены, направили в суд своего представителя, подали заявление о рассмотрении дела без их участия.

Ответчик Администрация Адыге-Хабльского муниципального района КЧР в судебное заседание не явился, судом был надлежащим образом о времени и месте слушания дела извещен, какой либо позиции относительно иска не выразил.

При таких обстоятельствах, гражданское дело на основании положений ст.167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы гражданского дела, а также два тома материалов гражданского дела №2-184/19, письменные доказательства, выслушав участников процесса, показания свидетеля, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 4 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов от 10 июля 1995г. списки граждан, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для их получения у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации.

Для включения в названные списки граждане, лишившиеся жилых помещений в результате стихийных бедствий, должны представить в органы исполнительной власти заявление о выдаче государственного жилищного сертификата, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу, а также справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункты 2, 3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов от 10 июля 1995г.).

Таким образом, при наличии условий выдачи государственного жилищного сертификата, установленных пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 г. №561, обязательным условием реализации права на его получение является обращение граждан, лишившихся жилого помещения, в органы исполнительной власти с соответствующим заявлением, к которому должны быть приложены все необходимые документы.

Реализация гражданином права на получение государственного жилищного сертификата носит заявительный характер.

При рассмотрении вопросов по выдаче, выпуску и погашению государственных жилищных сертификатов, необходимо руководствоваться положениями постановлений Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 №982 «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» от 07.06.1995 №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», от 15.02.2014 №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» и постановления Правительства КЧР от 29.12.2009 №504 «Об утверждении порядка погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, выбравшим местом жительства Карачаево-Черкесскую Республику».

Согласно п.6 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 №982, ясно, что только лишь на основании заявления гражданина, чье жилое помещение было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, и после проведения сверки сведений, указанных в заявлении, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина (для детей - свидетельство о рождении), органом местного самоуправления подготавливается список, который подписывается главой местной администрации муниципального образования, на территории которого проживают граждане, лишившиеся жилого помещения

В соответствии с ч.1 ст.56 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, Шенкао М.Ю. на основании договора дарения от 18.03.2014 года является собственником жилого дома, общей площадью 52,6 кв.м., 1964 года постройки, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.04.2014 года серии №. На основании того же договора дарения, является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов - для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 3100 кв.м., расположенного по вышеуказанному адресу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.04.2014 года серии №.

Истцы Шенкао М.Ю., Шенкао Н.Р. и Шенкао М.М., являющиеся членами одной семьи, зарегистрированы и постоянно проживали в указанном домовладении.

В связи с чрезвычайной ситуацией, а именно проливных дождей, града и последующего наводнения, имевших место весной 2015 года, их домовладение было приведено в непригодное для проживания состояние. Шенкао М.Ю. обратился с заявлением к Главе администрации Адыге-Хабльского муниципального района КЧР с просьбой о создании в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 межведомственной комиссии для дачи заключения о пригодности или непригодности для проживания в указанном домовладении, которое было удовлетворено.

Согласно акту обследования домовладение за №6 от 12.11.2015 года, межведомственная комиссия пришла к заключению в том, что принадлежащее Шенкао М.Ю. на праве собственности вышеуказанное домовладение не соответствует гигиеническим и санитарным нормам и правилам проживания людей и не пригодно для проживания.

После получения данного акта Шенкао М.Ю. обратился к Главе Эрсаконского сельского поселения Адыге-Хабльского муниципального района КЧР с заявлением о предоставлении ему и членам его семьи пригодного для проживания жилого помещения, однако письмом от 14.03.2016 года ему было отказано с мотивацией того, что в Эрсаконском сельском поселении нет муниципального жилищного фонда для предоставления гражданам жилого помещения, а также, что в бюджете сельского поселения не предусмотрены средства для приобретения жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Также, с этим вопросом Шенкао М.Ю. обратился к Главе администрации Адыге-Хабльского муниципального района, однако письмом от 21.03.2016 года ему было отказано с той же мотивацией.

Из ответа следовало, что в бюджете Адыге-Хабльского муниципального района не предусмотрены средства на оказание материальной помощи для приобретения жилого помещения, ввиду отсутствия дополнительных источников финансирования не представляется возможным оказать материальную помощь.

Истцами заявление о том, что их жилое помещение утрачено в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, и после проведения сверки сведений, указанных в заявлении написано не было, вследствие чего межведомственной комиссией своевременно не было произведено обследование пострадавшего домовладения по установлению факта полной утраты домовладения, в результате стихийного бедствия, и Администрация сельского поселения не включила их в список граждан, лишившихся жилого помещения, в результате стихийного бедствия.

В материалы дела истцы указанного заявления не предоставили, а также подтвердить, что во время стихийного бедствия оно было написано и передано в Администрацию сельского поселения не смогли, что указывает на отсутствие данного заявления, а в результате чего, и на отсутствие у истцов права на получение ГЖС.

Истцы ссылаются на Акт обследования домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, который был издан межведомственной комиссией по прошествии 6 месяцев после чрезвычайной ситуации

В акте указано, что домовладение не соответствует гигиеническим и санитарным нормам и правилам для проживания людей, а также домовладение не пригодно для проживания. О том, что домовладение истцов пострадало в результате какой-либо чрезвычайной ситуации в данном акте не указано.

В судебном заседании установлено и не опроверженно представителем истца, что семья Шенкао обращалась в Администрацию района с заявлением как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании опрошенный свидетель Шенкао Руслан Рауфович пояснил, что проживает в том же ауле, что и истцы, он на <адрес>. Подтвердил факт наводнения в мае 2015 года, дом истцов видел, он не разрушен, визуально не пострадал, но внутри треснутые стены, рамы покосились, дом очень старый и саманный, в непригодном состоянии для жилья.

Таким образом, Акт обследования от 12.11.2015г. №6 не доказывает утрату домовладения истцов, расположенного по адресу: а.<адрес> в результате стихийного бедствия и не может являться основанием для получения ГЖС, что также подтверждает необоснованность требований истцов.

Истцы указывают, что они являлись получателями единовременной материальной помощи (далее-ЕМП), оказываемой гражданам, пострадавшим в результате стихийного бедствия в размере 10000,00 рублей на каждого члена семьи, что подтверждается списком граждан, нуждающихся в оказании ЕМП в результате сильного дождя с крупным градом и ветром с 30 по 31 мая 2015 года на территории Адыге-Хабльского и Ногайского муниципальных районов Карачаево-Черкесской Республики, то есть, реализовали свое право на получение помощи от государства.

Вопросы оказания финансовой помощи гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций регулируются Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее-Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

Согласно указанным Правилам, выплата гражданам ЕМП, пострадавшим от стихийного бедствия, носит заявительный характер и является отдельной мерой государственной поддержки, то есть не служит основанием для включения в список граждан, лишившихся жилого помещения, в результате стихийного бедствия.

Таким образом, получение истцами ЕМП не подтверждает их право на получение ГЖС.

Также, необходимо отметить, что предъявление истцами требований к Управлению КЧР по ГО, ЧС и ПБ является неправомерным, так как истцы в своем исковом заявлении не указывают как именно Управление КЧР по ГО, ЧС и ПБ нарушило их законные права и интересы.

Правовое регулирование правоотношений по порядку выпуска и погашения ГЖС, регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 №982 «Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», а также постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29.12.2009 №504 «Об утверждении порядка погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, выбравшим местом жительства Карачаево-Черкесскую Республику», согласно которым в компетенцию Управления КЧР по ГО, ЧС и ПБ входит только формирование сводного списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий, произошедших на территории Карачаево-Черкесской Республики, на получение государственных жилищных сертификатов.

В материалах дела отсутствует заявление гражданина, чье жилое помещение было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия. Согласно Постановлению №982, заявление является основанием оформления органами местного самоуправления необходимых документов, подтверждающих факт того, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Материалами гражданского дела №2-184/19, изученного судом, подтверждается, что Определением Адыге-Хабльского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 28.08.2018г. была назначена и проведена в ООО Судебная Экспертиза «ГлавЭксперт» судебная строительно-техническая экспертиза, которую сторона истца и ответчика просила приобщить в материалы данного дела.

Так, перед экспертами были поставлены вопросы: Имеет ли жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> какие-либо повреждения или дефекты? Если да, то каковы причины возникновения таких дефектов и повреждений? Могли ли эти дефекты и повреждения образоваться в результате чрезвычайной ситуации, а именно ливневых дождей с градом, сильными порывами ветра, с последующим паводком (наводнением) имевших место с 30 по 31 мая 2015 года в Адыге-Хабльском и Ногайском муниципальных районах Карачаево-Черкесской Республики? Какова степень дефектов и повреждений указанного домовладения в целом, в том числе ее конструктивных элементов.

В Заключении № от 15.10.2018г. экспертом установлено: На день проведения экспертного обследования конструктивные элементы исследуемого жилого дома имели дефекты. Степень имеющихся дефектов в исследуемом жилом доме, составляет физический износ в размере 70,60%, имеет ветхое состояние, близкое к аварийному. Причин возникновения деформации в конструктиве саманного строения, может быть несколько: - усадка грунтов; -температурные колебания; - износ конструкции; - намокание конструктива. Также в заключении указано, что определить динамику распространения деформации (трещин) и степень их опасности можно на основании исследования трещин, начиная с определения их положения, формы, направления и глубины распространения, длины и ширины раскрытия. Наблюдать за развитием трещин необходимо с момента их образования на несущих конструкциях дома при помощи пластинчатых маяков, которые устанавливаются в том месте, где трещина наиболее выражена. Таким образом, на данный вопрос не предоставляется возможным ответить, по причине того, что эксперту не представилось возможным, наблюдение за развитием трещин с момента их образования на несущих конструкциях жилого дома.

Из чего можно сделать вывод, что экспертное заключение № от 15.10.2018г. не доказывает тот факт, что дефекты и повреждения образовались в результате чрезвычайной ситуации, а именно ливневых дождей с градом, сильными порывами ветра, с последующим паводком (наводнением) имевших место с 30 по 31 мая 2015 года в Адыге-Хабльском и Ногайском муниципальных районах КЧР, так как отсутствует ответ эксперта на вопрос №, который является основным доказательством для установления причинной связи между произошедшей чрезвычайной ситуаций и возникшими последствиями в виде непригодности жилого помещения для проживания. Заключение эксперта указывает на возможные причины возникновения деформации в конструктиве саманного строения. При этом из смысла данного заключения усматривается, что все указанные причины (усадка грунтов, температурные колебания, износ конструкции, намокание конструктива) могут возникнуть в результате обычного истечения времени, с учетом того, что данный дом был построен в 1964 году. А в соответствии с положениями Постановления №, Постановления № и Постановления № право на получение государственного жилищного сертификата имеют граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. В данном случае в заключении № от 15.10.2018г. по проведенной оценке технического состояния здания в зависимости от общего физического износа, предусмотренной Методикой определения физического износа гражданских зданий, утвержденной приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 27.10.1970 №404 установлено, что дом имеет ветхое состояние, то есть фактический износ составляет 70,60%, тогда как состояние негодного (аварийного) дома составляет фактический износ 81-100%. К тому же материалами дела, а также на судебных заседаниях было установлено, что истец по настоящее время проживает в данном домовладении.

Таким образом, экспертное заключение № от 15.10.2018г. не является доказательством подтверждающим доводы искового заявления истцов.

Представитель истцов в судебном заседании пояснил, что истцы не проживают в спорном доме, а снимают жилье в г.Черкесске. Однако доказательств тому не представил.

Суд отмечает, что истцы в своем доме проживают, так как получают судебные извещения по адресу, указанному в иске, то есть в а<адрес>.

Следовательно, истцов нельзя отнести к категории граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Показания свидетеля не подтверждают, что дом истцов стал непригодным для проживания из-за произошедшей в мае 2015 года чрезвычайной ситуации и стихийного бедствия.

Согласно требованиям ст.ст.55-56 ГПК РФ, доводы и обстоятельства заявленных исковых требований не доказаны, на основании изложенного выше, суд отказывает в удовлетворении иска.

Ответчик и третьи лица, заявили, что согласно ст.196 ГК РФ, истцами был нарушен срок исковой давности, так как с момента чрезвычайной ситуации, произошедшей с 30 по 31 мая 2015 на территории Адыге-Хабльского и Ногайского муниципальных районов до момента обращения истцов в суд прошло больше 5 лет.

С данным ходатайством не может согласится суд, так как истцы обращались с исковым заявлением в Адыге-Хабльский районный суд 07.02.2016г. Иск был оставлен без рассмотрения, ввиду неявки истцов дважды в судебные заседания. В связи с чем суд приходит к выводу, что истцами срок для обращения с иском в суд не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

СЂ Рµ С€ Рё Р»:

В удовлетворении исковых требований Шенкао Муслима Юрьевича, Шенкао Нели Рамазановны и Шенкао Мухадина Муслимовича к Управлению КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности и Администрации Адыге-Хабльского муниципального района о признании пострадавшими от стихийного бедствия, имевшего место с 30 по 31 мая 2015 года на территории Адыге-Хабльского и Ногайского муниципальных районов КЧР, признании лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и признании права на получение государственного жилищного сертификата, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики. Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 21 ноября 2020 года.

Судья О.Г. Ковалева

1версия для печати

2-2148/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Шенкао Мухадин Муслимович
Шенкао Муслим Юрьевич
Шенкао Нели Рамазановна
Ответчики
Главное Управление Министерство РФ по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по КЧР
Администрация Адыге-Хабльского муниципального района
Другие
Правительство КЧР
Министерство финансов КЧР
Министерство финансов РФ в лице Управление федерального казначейства по КЧР
Суд
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесская Республика
Дело на странице суда
cherkessky.kchr.sudrf.ru
02.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.07.2020Передача материалов судье
06.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.08.2020Предварительное судебное заседание
01.09.2020Предварительное судебное заседание
29.09.2020Предварительное судебное заседание
23.10.2020Предварительное судебное заседание
17.11.2020Судебное заседание
17.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее