Дело № 2-831/2022
УИД: 16RS0040-01-2022-001249-39
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 марта 2022 года г. Зеленодольск
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Панфиловой А.А.
при секретаре А.Р. Елизаровой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района о признании права собственности на жилой дом,
установил:
ФИО2 обратилась в Зеленодольский городской суд с исковыми требованиями к Исполнительному комитету ЗМР РТ о признании права собственности на объект незавершенного строительства – жилой дом, площадью 44,2 кв.м. с инвентарным номером № по адресу: <адрес>
В обоснование исковых требований указано, истцу в аренду предоставлен земельный участок площадью 1 700 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> На указанном земельном участке истец возвела одноэтажный жилой дом, площадью застройки 44,2 кв.м. В декабре 2021 года истец обратилась к ответчику с уведомлением об окончании строительства жилого дома, а также в Управление Росреестра по РТ в связи с постановкой на кадастровый учет возведенного жилого дома, однако ей было отказано по причине отсутствия прав на земельный участок с кадастровым номером №, в отношении которого истек срок аренды. Истец также обращался в МУ «ПИиЗО ЗМР» РТ для продления срока договора аренды земельного участка, однако ей было отказано. В настоящее время истец лишена возможности зарегистрировать право собственности на жилой дом, так как истек срок действия договора аренды земельного участка, поэтому истец вынуждена была обратиться в суд.
Представитель истца ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, мотивируя доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика Исполнительного комитета ЗМР РТ – ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что истцу необходимо оформить права на земельный участок.
Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 213 Гражданского кодекса Российской Федерации в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Согласно части 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Аналогичные положения закреплены в статье 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Частью 1 статьи 14 данного Федерального закона предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу пунктов 1 - 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
В случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Использование самовольной постройки не допускается.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Исполнительным комитетом ЗМР и ФИО2 заключен договор аренды земельного участка № №, площадью 1 700 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, Зеленодольский муниципальный район, <адрес>, уч.39а, сроком по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-9).
ДД.ММ.ГГГГ Исполнительный комитет ЗМР в соответствии с п.21 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», п.п.6 п.8 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ предоставио ФИО2 тот же земельный участок сроком по ДД.ММ.ГГГГ для завершения строительства (л.д.11-14).
В судебном заседании представитель истца пояснила, что в пределах вышеназванного земельного участка истцом в 2019 году был построен жилой дом. В декабре 2021 года истец обратилась к ответчику с уведомлением об окончании строительства жилого дома, а также в Управление Росреестра по РТ в связи с постановкой на кадастровый учет возведенного жилого дома, однако ей было отказано по причине отсутствия прав на земельный участок с кадастровым номером № в отношении которого истек срок аренды (л.д.69-70). Истец также обращалась в МУ «ПИиЗО ЗМР» РТ о предоставлении в аренду земельного участка, однако ей было отказано (л.д.70).
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, жилому дому по адресу: <адрес>, Зеленодольский муниципальный район, <адрес>, уч.39а, присвоен инвентарный №. Год постройки указан 2019, общая площадь жилого дома – 44,2 кв.м., жилая площадь – 14,3 кв.м. (л.д.15-18).
Согласно техническому плану здания, жилой дом по адресу: <адрес>, Зеленодольский муниципальный район, <адрес>, уч.39а, расположен на земельном участке с кадастровым номером № (л.д.19-28).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 Исполнительным комитетом ЗМР РТ было выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером № (л.д. 68).
В 2013 году ФИО2 был выдан градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № (л.д.65-67).
ДД.ММ.ГГГГ срок аренды земельного участка закончился. Условиями договора предусмотрено, что договор аренды не подлежит продлению на неопределенный срок.
Таким образом, судом установлено, что в настоящее время у ФИО2 не имеется законных оснований владения земельным участком, на котором возведен спорный объект.
При этом отсутствие у истца документов, необходимых для государственной регистрации его права на спорный объект, не может являться основанием для признания за ним этого права в обход правил Гражданского кодекса Российской Федерации о возникновении права собственности на вновь созданные объекты недвижимого имущества.
Обращаясь в суд с требованиями о признании права собственности на спорный объект из-за отсутствия действующего договора аренды земельного участка, подтверждающего право истца на земельный участок, ФИО2 имеет цель преодолеть требования, установленные пунктом 1 статьи 218, статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований ФИО2 о признании права собственности на жилой дом, не имеется.
Суд считает необходимым отметить, что ФИО2 зарегистрировала право собственности на объект незавершенного строительства на земельном участке с кадастровым номером № со степенью готовности 35 %, и вправе обратиться в Исполком ЗМР РТ с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, и оформить таким образом права на земельный участок в соответствии с действующим законодательством.
На основании ст. 209, 213, 218, 219, 131 ГК РФ, руководствуясь ст.199 ГПК РФ, суд
решил:
отказать в удовлетворении исковых требований ФИО2 о признании права собственности на жилой дом площадью 44,2 кв.м., с инвентарным номером № расположенный по адресу: <адрес>
С мотивированным решением лица, участвующие в деле могут ознакомиться с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца, начиная с ДД.ММ.ГГГГ
Судья: