Решение по делу № 2-4515/2017 от 03.04.2017

Дело № 2-4515/17                                                                  14 ноября 2017 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи        Аскиркиной Л.Р.

при секретаре                     Деченко К.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономаревой М.А. к Управлению федерального казначейства Ленинградской области, Комитету по строительству Ленинградской области, Комитету финансов Ленинградской области о возмещении убытков,

у с т а н о в и л:

    Пономарева М.А. обратилась в суд с иском к Управлению федерального казначейства Ленинградской области, Комитету по строительству Ленинградской области, о возмещении убытков. Указала, что ДД.ММ.ГГГГ Приозерском городским судом Ленинградской области было отказано в удовлетворении иска Пономаревой М.А. о признании незаконным Постановления Администрации Приозерского района от ДД.ММ.ГГГГ . Апелляционным определением Ленинградского областного суда решение Приозерского городского суда отменено, иск удовлетворен в полном объеме. В результате неправомерного издания главой администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области истцу был причинен ущерб в виде неполучения социальной выплаты в размере 1 871 775,50 руб. На основании изложенного истец просила взыскать указанные денежные средства с казны Ленинградской области.

В ходе рассмотрения дела истец привлек к участию в деле в качестве соответчика Комитет финансов Ленинградской области, определением суда к участию в деле в качестве третьего лица была привлечена администрация муниципального образования Сосновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области.

    Представитель истца, являющийся также третьим лицом и представителем третьих лиц Пономарева И.В., Пономарева Д.В. на основании доверенности Пономарев В.И. в судебное заседание явился, уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представители ответчика Комитета по строительству Ленинградской области по доверенностям Кумышева Л.Р. и Ларионова Е.Ю. в судебное заседание явились, полагали иск не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель ответчика Комитета финансов Ленинградской области по доверенности Новикова Т.А. в судебное заседание явилась, полагала иск не подлежащим удовлетворению, представила письменный отзыв на заявленные исковые требования.

Представитель ответчика Управления федерального казначейства по Ленинградской области по доверенности Савельева А.Е. в судебное заседание явилась, полагала возможным отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Третье лицо администрация муниципального образования Сосновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просило рассматривать дело в отсутствие своего представителя.

    Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации МО Сосновское сельское поселение МО Приозерский район Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ было отменено Постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий». Решение о признании Пономаревой М.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий признано незаконным.

Решением Приозерского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ Пономаревой М.А. отказано в удовлетворении иска к администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение о признании постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Апелляционным определением Ленинградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Приозерского городского суда Ленинградской области было отменено в части. Решение постановление администрации МО Сосновское сельское поселение Приозерского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления администрации МО Сосновское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий». Также признано незаконным постановление администрации МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка граждан, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших делание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий на территории МО Приозерский муниципальный район Ленинградской области в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 3013 года» и долгосрочной целевой программы «социальное развитие села на ДД.ММ.ГГГГ году».

На основании расчета размера социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, выполненного Администрацией муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ, расчетный размер социальной выплаты составил 1 871 775,50 руб.

При этом, на обращение истцов с жалобой на невыдачу свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности Комитет по строительству Ленинградской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ указал на наличие Постановления администрации МО Сосновское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ .

После отмены Ленинградским областных судом указанного Постановления администрации муниципального образования истцы за получением указанного свидетельства в Комитет по строительству не обращались, что сторонами не оспаривалось.

На основании ст. 15,16,1069 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ), размер убытков, заявляемый к ответчику должен быть в обязательном порядке подтвержден обоснованными расчетами и доказательствами.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов (органов местного самоуправления), либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, подлежит возмещению за счет соответственно казны субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

В соответствии со ст. 1071 ГК РФ финансовый орган может выступать от имени казны субъекта РФ, в случаях, когда в соответствии с положениями Гражданского Кодекса или другими законами, причиненный вред подлежит возмещению за счет соответствующей казны. Полномочия Комитета определены Положением о комитете финансов Ленинградской области, утвержденном     постановлением Правительства Ленинградской области от 27.05.2014 № 191 "Об утверждении Положения о Комитете финансов Ленинградской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области" (долее - Положение). В соответствии с Положением, Комитет выступает в суде исключительно в пределах своей компетенции, в том числе от имени Казны.

Возмещение вреда за счет Казны осуществляется в случаях указанных ст.ст. 1069,1070 ГК РФ. В соответствии со ст. 1069 ГК РФ ответственность за причиненный вред наступает на общих основаниях, но при наличии означенных в ней специальных условий. В частности, такими условиями являются незаконность действий и нахождение лица, причинившего вред, при исполнении служебных обязанностей и имелись общие условия ответственности за вред, предусмотренные ст. 1064 ГК РФ

Применение такой меры гражданско-правовой ответственности, как возмещение убытков, возможно при доказанности совокупности нескольких условий: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда (в данном случае регулирующего органа), причинную связь между первым и вторым элементами; вину причинителя вреда.

Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входят:

- факт причинения вреда;

- противоправность действий ответчика;

-наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействиями) ответчика и наступившими последствиями;

- размер причиненного вреда.

Удовлетворение исковых требований возможно при доказанности в совокупности указанных условий. Отсутствие хотя бы одного из условий ответственности не влечет удовлетворение иска.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Из заявленных требований следует, что Постановления Администрации, которыми, по мнению истца, последней были причинены убытки, были приняты должностными лицами органов местного самоуправления. Указанные правовые акты связаны с мероприятиями органов местного самоуправления по улучшению жилищных условий соответствующим категориям граждан на территории муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области

Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее-Закон №131-Ф3) закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Согласно статье 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ), положениям Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение нуждающихся в жилых помещениях граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с положениями статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан и прилагаемых документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным соглашением о взаимодействии.

На территории Ленинградской области федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N598 и подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий Ленинградской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" государственной программы Ленинградской области "Развитие сельского хозяйства Ленинградской области", утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2012 года № 463.

Положение о порядке и условиях реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Ленинградской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" государственной программы Ленинградской области "Развитие сельского хозяйства Ленинградской области" утверждено постановлением Правительства Ленинградской области от 10 июня 2014 г. № 241 (далее - Порядок).

Так, право на получение социальной выплаты предоставляется гражданам при соблюдении следующих условий:

а)    принятие    гражданином решения    об участии    в реализации подпрограммы и соблюдение им требований настоящего Положения;

б) постоянное проживание в сельской местности;

в) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий);

г) документальное подтверждение наличия собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 2.4 настоящего Положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 2.9 настоящего Положения. Для молодых семей и молодых специалистов, избравших    способ    улучшения    жилищных    условий,     определенных подпунктами "б", "в" пункта 2.8 настоящего Положения, документальное подтверждение наличия собственных и (или) заемных средств в размере не менее    10    процентов    расчетной    стоимости    строительства    (долевого строительства) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 2.4 настоящего Положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 2.9 настоящего Положения. Муниципальным нормативным правовым актом администрации муниципального образования может быть предусмотрено уменьшение указанной доли при условии компенсации разницы за счет средств бюджета муниципального     образования.     При     отсутствии     (недостаточности) собственных    и    (или)    заемных    средств    гражданином    могут    быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке,    установленном    постановлением    Правительства    Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий";

д) принятие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или признание органами местного самоуправления по месту жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Граждане, намеренно ухудшившие свои жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Граждане, изъявившие желание участвовать в мероприятиях Программы ежегодно подают заявления на планируемый год в администрации муниципальных образований, где они признаны нуждающимися в жилых помещениях. Муниципальные образования формируют списки участников и представляют их в комитет по строительству Ленинградской области.

Согласно пункту 2.12 Порядка, администрация муниципального образования до 1 сентября, года предшествующего планируемому, представляет в комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области информацию о гражданах, а также молодых семьях и молодых специалистах, изъявивших желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий на территории муниципального образования в планируемом году, в электронном виде по формам, утвержденным комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области.

По итогам проверки документов Комитет формирует проекты сводных списков и представляет их на рассмотрение комиссии.

Сводные списки утверждаются правовым актом комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области (далее - Комитет АПК, Сводный список).

Государственная поддержка жителей Ленинградской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в виде предоставления социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья.

Обязательным условием для участия в Программе является признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям статьи 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), которое подтверждается правовым актом органа местного самоуправления.

Выделение государственной поддержки участникам производится в пределах ассигнований, предусмотренных на планируемый год федеральным, областным и местным бюджетами, по очередности, формируемой ежегодно в соответствии со сводным списком.

В соответствии с п. 4.1. Порядка, граждане - участники мероприятий Программы, приглашенные для получения свидетельств, представляют документы, указанные в пункте 1.1. Порядка, в том числе документы, подтверждающие признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, копию трудовой книжки, справку с места работы с указанием должности, замещаемой гражданином, адреса расположения рабочего места гражданина и ОКВЭД организации. В случае непредставления гражданином какого-либо документа, свидетельство о предоставлении социальной выплаты не может быть ему выдано.

Истец, согласно поступившим в Комитет по строительству Ленинградской области заявлению и документам, изъявил желание участвовать в мероприятиях по улучшению жилищных условий в 2014 году в рамках Программы. Семья Истца была признана нуждающейся в жилых помещениях постановлением администрации муниципального образования Сосновское сельское поселение Приозерского муниципальный района Ленинградской области (далее - Администрация МО) № 282 от 24.06.2013.

В сводный список граждан, изъявивших желание получить социальную выплату в 2014 году, в соответствии с распоряжением Комитета АПК от ДД.ММ.ГГГГ Пономарева М.А. включена под номером 120 в категории «граждане, проживающие в сельской местности».

Распоряжением Комитета АПК от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в распоряжение комитета АПК от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов - получателей социальных выплат в 2014 году в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и период до 2020 года»» Пономарева М.А. включена в список получателей социальной выплаты в категории «граждане, проживающие в сельской местности».

Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ в Комитет по строительству Ленинградской области поступило постановление Администрации МО от 09.12.2014 года №706 «Об отмене Постановления администрации от 23.06.2013 года №282 «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий»» в отношении семьи Истца.

Согласно части 2 статьи 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

В силу статьи 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Таким образом, органы государственной власти Ленинградской области не наделены полномочиями по осуществлению исполнительно-распорядительных и контрольных функций в отношении органов местного самоуправления Ленинградской области при исполнении ими вопросов местного значения.

Из вышеприведенных норм законодательства следует, что Администрацией МО в пределах своих полномочий самостоятельно было принято решение об отмене постановления администрации МО от 23.06.2013 года №282 «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий»» в отношении семьи Истца.

В соответствии со ст.76 Закона №131-Ф3 ответственность органов местного самоуправления, перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами. Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны муниципального образования.

Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему делу является уполномоченный орган казны муниципального образования Сосновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области.

Таким образом, оснований для удовлетворения иска к указанным ответчикам у суда не имеется. Суд неоднократно ставил на обсуждение вопрос о замене ненадлежащего ответчика на муниципальное образования Сосновское сельское поселение муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области, однако истец возражал против удовлетворения данного ходатайства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Пономаревой М.А. в удовлетворении заявленных исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Московский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья

Мотивированное решение суда изготовлено 20 ноября 2017 года.

2-4515/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Пономарева М. А.
Ответчики
Комитет по строительству Ленинградской области
Комитет финансов ЛО
Управление Федерального казначейства по Ленинградской области
Другие
Пономарев В.И в интересах несовершеннолетнего Пономарева Иннокентия Владимировича
Пономарев А. В.
Пономарева Е. В.
МО Сосновское сельское поселение Приозерского муниципального р-на ЛО
Пономарев В.И в интересах несовершеннолетнего Пономарева Даниила Владимировича
Пономарев В. И.
Суд
Московский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Аскиркина Лидия Руслановна
Дело на странице суда
msk.spb.sudrf.ru
03.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
03.04.2017Передача материалов судье
20.06.2017Подготовка дела (собеседование)
20.06.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.08.2017Предварительное судебное заседание
11.09.2017Судебное заседание
07.11.2017Судебное заседание
14.11.2017Судебное заседание
20.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.11.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее