50RS0033-01-2021-009178-07
№ 2а-693/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 февраля 2022 года г. Орехово-Зуево
Орехово-Зуевский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Андреевой В.Е.,
при секретаре Лифановой Е.М.,
с участием представителя административного ответчика Военного комиссариата Орехово-Зуевского городского округа Московской области (Военный комиссариат Московской области) Тарасовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шувалова ФИО8 к призывной комиссии Московской области, Военному комиссариату Орехово-Зуевского городского округа Московской области (Военный комиссариат Московской области) о признании незаконным решения о признании годным к военной службе с незначительными ограничениями и обязании направить на дополнительное медицинское обследование,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Шувалов К.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения призывной комиссии Московской области от 03.12.2021 г. о признании годным к военной службе с незначительными ограничениями – категория годности «Б» и обязании направить его на дополнительное обследование в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания. Требования мотивированы тем, что призывной комиссией Орехово-Зуевского городского округа Московской области 28.10.2021 г. принято решение о призыве его на военную службу. Решение призывной комиссии Орехово-Зуевского городского округа Московской области было обжаловано им в призывную комиссию Московской области, которая 03.12.2021 г. оставила без изменения решение призывной комиссии Орехово-Зуевского городского округа Московской области. С решением от 03.12.2021 г. он не согласен, поскольку его не направили на контрольно-медицинское освидетельствование. При прохождении медицинской комиссии в Военном комиссариате Орехово-Зуевского городского округа Московской области врачу-хирургу административным истцом предъявлялись жалобы на боли и хруст в ступнях при ходьбе, на боли и хруст в голеностопном суставе. Были представлены медицинские документы с соответствующими диагнозами. Не смотря на это, он /административный истец/ не был направлен в медицинскую организацию на дополнительное обследование. Следовательно, врач-хирург, который определил категорию годности, исключил, по мнению административного истца, наличие у него заболевания, что равносильно самостоятельной постановке диагноза. Полагает, что имеет место нарушение Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. № 565.
В судебное заседание административный истец Шувалов К.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Военного комиссариата Орехово-Зуевского городского округа Московской области (Военный комиссариат Московской области) Тарасова О.А. в судебном заседании возражала в удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве на иск (л.д.46-47).
Представитель административного ответчика призывной комиссии Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя административного ответчика, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Проверяя соблюдение административным истцом срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями, суд учитывает общие положения ч.1 ст.219 КАС РФ.
Административный истец обжалует решение призывной комиссии Московской области от 03.12.2021 г., в суд административный иск направлен почтой в 11.12.2021 г., т.е. с соблюдением установленного законом срока.
Между сторонами возникли правоотношения, которые регулируются ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28.03.1998 г., Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. №565 «Об утверждении положения о военной-врачебной экспертизе».
На основании Указа Президента Российской Федерации от 30.09.2021 г. №556 «О призыве в октябре-декабре 2021 года граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву» с 1 октября начался призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе.
В соответствии с пп. «а» п.1 ст. 22 ФЗ ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В соответствии с п.6 Положения о военной-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. №565, годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению N 1.
Согласно п.15 указанного Положения освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей. При этом врач-психиатр проводит повторное освидетельствование граждан, у которых по результатам соответствующих психологических (психофизиологических) исследований, выполненных при проведении профессионального психологического отбора, выявлена склонность к девиантному поведению.
По результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (п.18 Положения).
П.20 Положения предусматривает, что в случае невозможности вынесения заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в освидетельствовании, направляется в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, указанный в пункте 4 статьи 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - перечень медицинских организаций), на амбулаторное или стационарное обследование для уточнения диагноза увечья, заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
В случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе.
В соответствии с п.2, 3 ст.29 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр и контрольные мероприятия профессионального психологического отбора граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, граждан, получивших освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения. При этом при принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид и род Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.
Из материалов дела следует, что административный истец состоит на воинском учете призывников в военном комиссариате Орехово-Зуевского городского округа Московской области в соответствии со ст.9 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» с 06.03.2017 г. Призывной комиссией городского округа Орехово-Зуево 01.06.2018 г. Шувалову К.А. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с пп. «а» п.2 ст.24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до 30.06.2019 г. как обучающемуся по очной форме обучения. Административный истец является гражданином, подлежащим призыву на военную службу. У него отсутствуют законные основания для освобождения или отсрочки от военной службы из числа, предусмотренных ст.23,24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
02.12.2019 г. Шувалов К.А. был освидетельствован врачами-специалистами медицинской комиссии при военном комиссариате. В ходе осмотра он предъявлял жалобы на боли в стопах при физической нагрузке (л.д.35), в связи с чем административный истец был направлен на дополнительное медицинское обследование в ГБУЗ МО «Орехово-Зуевская центральная городская больница». По результатам дополнительного медицинского обследования Шувалову К.А. поставлен диагноз: <данные изъяты> <данные изъяты>. <данные изъяты> стоп (л.д.36 оборот). На основании данного заключения 25.12.2019 г. Шувалову К.А. определена категория годности к военной службе В – ограниченно годен к военной службе (л.д.38).
Как пояснила в судебном заседании представитель административного ответчика Тарасова О.А., контрольное медицинское освидетельствование Шувалова К.А. было назначено на ДД.ММ.ГГГГ г., но в связи со сложной эпидемиологической обстановкой и риском распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019) перенесено на 12.11.2020 г.
12.11.2020 г. при прохождении контрольного медицинского освидетельствования Шувалов К.А. жаловался на боли в обеих стопах при физической нагрузке, что изложено в заключении врача (л.д.38 оборот), в связи с чем административный истец был направлен на дополнительное медицинское обследование в ГБУЗ МО «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф.Владимирского». По результатам обследования Шувалову К.А. поставлен диагноз: <данные изъяты> <данные изъяты>. Без нарушения функций, что подтверждается медицинским заключением (л.д.39 оборот).
04.12.2020 г. врачом военно-врачебной комиссии военного комиссариата Московской области, проводившим медицинское освидетельствование, определена категория годности к военной службе Б3-годен к военной службе с незначительными ограничениями, что подтверждается заключением врача (л.д.41).
На основании положения п.3 ст.29 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призывная комиссия Московской области 18.12.2020 г. приняла решение об отмене решения призывной комиссии Орехово-Зуевского городского округа об освобождении Шувалова К.А. от призыва на военную службу на основании п. «а» п.1 ст.23 указанного Закона, что подтверждается выпиской из протокола (л.д.41 оборот). Учитывая данные обстоятельства, призывная комиссия Орехово-Зуевского городского округа Московской области 28.10.2021 г. приняла решение о призыве Шувалова К.А. на военную службу (л.д.20 оборот). Не согласившись с данными решением, Шувалов К.А. его обжаловал в призывную комиссию Московской области, которая 03.12.2021 г. приняла решение о признании административного истца годным к военной службе с незначительными ограничениями, т.е., как пояснила в судебном заседании представитель административного ответчика Военного комиссариата Орехово-Зуевского городского округа Московской области (Военный комиссариат Московской области) Тарасова О.А., оставила без изменения решение призывной комиссии Орехово-Зуевского городского округа Московской области от 28.10.2021 г. (л.д.43).
Материалами личного дела призывника подтверждено, что Шувалов К.А. направлялся на дополнительные медицинские обследования, в ходе рассмотрения настоящего дела административным истцом не было представлено дополнительных медицинских документов, которые не были предметом рассмотрения медицинской комиссии. Нарушений Положения о военной-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. №565, а также Инструкций о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при первоначальной постановке на воинский учет и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан, постановленных на воинский учет, а также о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденных приказом Министра обороты Российской Федерации № 240 и Министерством здравоохранения Российской Федерации № 168 от 23.05.2021 г. «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе», в судебном заседании не установлено, административный истец не доказал нарушение своих прав.
Учитывая вышеизложенное, суд считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных Шуваловым ФИО9 требований о признании незаконным решения призывной комиссии Московской области от 03.12.2021 г. о признании годным к военной службе с незначительными ограничениями – категория годности «Б» и обязании направить его на дополнительное обследование в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Орехово-Зуевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Андреева В.Е.
Мотивированное решение изготовлено 28 февраля 2022 года.