УИД: 59RS0004-01-2024-005371-81
Дело №2-3255/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29.10.2024 г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Сероваевой Т.Т., при секретаре судебного заседания Быстровой А.Д., с участием истца ФИО1, представителя ответчика Министерства здравоохранения Пермского края ФИО3, действующей на основании доверенности, представителя третьего лица ГБУЗ Пермского края «Пермская центральная районная больница» ФИО4, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству здравоохранения Пермского края о возложении обязанности, взыскании компенсационных выплат,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Пермского края с требованиями о возложении на ответчика обязанности заключить с истцом договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты по программе «Земский доктор» в размере <данные изъяты>, взыскании с Министерства здравоохранения Пермского края в пользу истца единовременной компенсационой выплаты в размере <данные изъяты> (том 1 л.д. 3-13), требования мотивирует следующим,
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 заключила трудовой договор № с ГБУЗ Пермского края «Пермская центральная районная больница». С ДД.ММ.ГГГГ истец приступила к работе в должности врача общей практики (семейного врача) в Лобановском отделении ГБУЗ Пермского края «Пермская центральная районная больница» в структурном подразделением Мулянская врачебная амбулатория.
При поступлении на работу, при устной беседе с главным врачом ГБУЗ «Пермская центральная районная больница» истцу было гарантировано получение по программе развития здравоохранения «Земской доктор» единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты>. Перед подписанием договора на получение единовременной компенсационной выплаты, от главного врача поступило предложение заключить договор на сумму <данные изъяты>, а <данные изъяты> будут выплачиваться истцу в течении пяти лет, как прибавка к заработной плате, при условии приобретения транспортного средства или жилого помещения, для этого ФИО1 необходимо предоставить документы, подтверждающие сделку купли- продажи, а при наличии и кредитный договор, а если истец не согласна с этими условиями, то может уволиться. ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения <Адрес> и ФИО1 заключен договор № о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты> в соответствии с Порядком предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселка городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек на территории Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского ура от ДД.ММ.ГГГГ №-п. На основании заключенного договора ответчик перечислил истцу единовременную компенсационную выплату в размере -<данные изъяты> В ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к ответчику за разъяснениями о противоречиях по заключенному между истцом и Министерством здравоохранения Пермского края договору № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты> и п.п. 2, п.п. 3 п. 1.3 Порядка утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ №-п) о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере - <данные изъяты> В ответ на обращение истца Министерство здравоохранения Пермского края сообщило, что ФИО1 осуществляет работу в структурном подразделении Учреждения в поселке Мулянка, который не включен в Перечень удаленных и труднодоступных местностей, следовательно, не оснований для предоставления единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты> не имеется.
Данный отказ считает незаконным.
Согласно содержанию трудового договора работодателем истца является ГБУЗ Пермского края «Пермская центральная районная больница» в лице главного врача ФИО5, адрес работодателя: <Адрес>. Непосредственным руководителем ФИО1 является заведующая поликлиникой Лобановского отделения ГБУЗ Пермского края «Пермская центральная районная больница» ФИО6 В Лобановское отделение ГБУЗ <Адрес> «Пермская центральная районная больница» входит Мулянская врачебная амбулатория. В Лобаново находится поликлиника, куда истец направляет на обследование, получение консультации узких специалистов и сдачу анализов пациентов Мулянской врачебной амбулатории. В поликлинику <Адрес> ФИО1 предоставляет отчетность и медицинскую документацию, получает материалы и инструмент, техническую документацию и иные средства, необходимые для исполнения трудовых обязанностей. ФИО1 прибыла на работу именно в ГБУЗ Пермского края «Пермская центральная районная больница», которая расположена в <Адрес>, согласно перечню <Адрес> входит в удаленные и труднодоступные местности Пермского края, следовательно, истец имеет право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты>
Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что оснований для отказа в осуществлении единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты> не имелось, истец полностью соответствовала критериям медицинского работника, которому предусмотрена единовременная компенсационная выплата в указанном размере на дату заключения договора. Настаивала на том, что работала в структурном подразделении Лобановская поликлиника, поскольку именно туда направляла пациентов к специалистам и на анализы, руководство истца находится именно в <Адрес>. Вместе с тем пояснила, что фактически ее рабочее место находилось в <Адрес>, в Мулянской врачебной амбулатории, истец вела прием пациентов, в рабочее время истец находилась именно там, в Лобановской поликлинике прием пациентов не вела, трудовые обязанности не осуществляла.
Представитель ответчика – Министерства здравоохранения Пермского края в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по доводам, изложенным в письменном отзыве. Относительно единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты>, установленной абзацем 3 пункта 1.3 Порядка №-п (в редакции постановления Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п), необходимо обратить внимание, что данная выплата распространяется исключительно на медицинских работников, прибывших(переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, расположенные на удаленных и труднодоступных территориях в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением правительства Пермского края. Исчерпывающий перечень сельских населенных пунктов, рабочих поселков на территории Пермского края, относящихся к категории удаленных и труднодоступных местностей, утвержден Правительством Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п в который <Адрес> не включен. Следовательно правовые основания для выплаты истцу единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты> у ответчика отсутствуют, а размер предоставленной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты> соответствует сумме компенсационной выплаты, предусмотренной абз. 4 п. 1.3 Порядка №-п. (том 1 л.д. 169-171, 196-201, 232-234)
Представитель третьего лица – ГБУЗ Пермского края «Пермская центральная районная больница» в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по доводам, изложенным в письменном отзыве. Указала, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 заключила трудовой договор с ГБУЗ Пермского края «Пермская центральная районная больница». Согласно п. 2 Договора местом работы ФИО1 определено структурное подразделение Мулянская врачебная амбулатория. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 заключила договор № с Министерством здравоохранения Пермского края «О предоставлении единовременной компенсаторной выплаты» на предоставление единовременной компенсаторной выплаты в размере <данные изъяты> Согласно п. 1.3 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п единовременные выплаты предоставляются в размере <данные изъяты> для медицинских работников прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, расположенные на удаленных и труднодоступных территориях в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства Пермского края. Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-<Адрес> в данном Перечне отсутствует, имеется только структурное подразделение в <Адрес>, соответственно у Министерства здравоохранения Пермского края оснований для заключения договора на предоставление единовременной выплаты в размере <данные изъяты> не имелось. Вместе с тем, истец ошибочно полагает, что поскольку <Адрес> находится в непосредственном подчинении в структурном подразделении Поликлиники <Адрес>, расположенного по адресу: <Адрес>, то <Адрес> также относится к <Адрес>, а <Адрес> входит в вышеуказанный Перечень. Согласно Уставу ГБУЗ <Адрес> «Пермская центральная районная больница» в п. 1.5. содержатся наименование структурных подразделений и обособленных объектов в состав которых, как самостоятельное структурное подразделение, в том числе входит Поликлиника, расположенная по адресу: <Адрес>, и Мулянская врачебная амбулатория, расположенная по адресу: <Адрес>. То есть, Мулянская врачебная амбулатория не входит в состав Поликлиники <Адрес>, а является самостоятельным структурным подразделением, которое не содержится в Перечне, а адрес работодателя: <Адрес>, указанный в трудовом договоре, является юридическим адресом ГБУЗ ПК «ПЦРБ». С учетом изложенного, просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме (том 1 л.д. 183).
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12. 2017 № утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», которая регулирует предоставление единовременных компенсационных выплат.
Во исполнение указанной программы «Развитие здравоохранения» постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден «Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских здравпунктов и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек на территории Пермского края» (далее - Порядок).
Пунктом 2 постановления Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п установлено, что Министерство здравоохранения Пермского края является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края на утверждение перечня вакантных должностей медицинских работников в государственных учреждениях здравоохранения Пермского края и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программный реестр должностей); на заключение с медицинскими работниками (врачами, фельдшерами, а также акушерками и медицинскими сестрами фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывшими (переехавшими) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек на территории Пермского края, договоров на предоставление единовременных компенсационных выплат; на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ГБУЗ Пермского края «Пермская центральная районная больница» (работодатель) и ФИО1 (работник) заключен трудовой договор №, по условиям которого работник выполняет работу по должности врача общей практики (семейный врач) на 1,00 ставку, в структурном подразделении работодателя – Мулянская врачебная амбулатория (<Адрес>). Трудовой договор заключен на неопределенный срок (бессрочно) (том 1 л.д. 28-34), что также подтверждается копией трудовой книжки ФИО1 (том 1 л.д. 16-27).
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения Пермского края (Министерство), ГБУЗ Пермского края «Пермская центральная районная больница» (Учреждение) и ФИО1 (медицинский работник) заключен договор № о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, в соответствии с которым медицинскому работнику предоставляется единовременная компенсационная выплата в размере <данные изъяты> за счет средств федерального бюджета и бюджета <Адрес> (том 1 л.д. 40-42).
На основании пункта 2.1.1 медицинский работник обязан исполнять трудовые обязанности в подразделении Мулянская врачебная амбулатория Учреждения в течение пяти лет со дня заключения настоящего Договора на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего дня, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса российской Федерации, в должности врача-педиатра участкового.
Единовременная компенсационная выплата в размере <данные изъяты> выплачена ФИО1 полном объеме, что сторонами не оспаривается.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Министерство здравоохранения <Адрес> с претензией, в которой указала, что при заключении трудового договора главврач заверил истца о получении единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты>, от главврача поступило предложение заключить договор на <данные изъяты>, а <данные изъяты> будут выплачиваться в течение пяти лет, как прибавка к заработной плате. Вместе с тем, полагает, что изначально истец имела право на заключение договора на получение единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты>, без каких-либо условий (том 1 л.д. 44-45).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №-исх Министерство здравоохранения <Адрес> уведомило ФИО1 об отсутствии оснований для предоставления истца единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты> (том 1 л.д. 46-48).
Суд соглашается с позицией ответчика, с учетом установленных обстоятельств приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из следующего.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.
Исходя из положений приложения № к государственной программе Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек на территории Пермского края, утвержденного постановлением <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, указанная единовременная компенсационная выплата
медицинским работникам по программе "Земский доктор"/ "Земский фельдшер" имеет цель привлечение медицинских работников в сельские населенные пункты для восполнения кадрового дефицита медицинских организаций в качестве новых специалистов, а также стимулирования их переезда на работу в сельскую местность, компенсации расходов, связанных с переездом и обустройством, неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными (несельскими) населенными пунктами (далее Порядок №-п).
В соответствии с пунктом 1.1 Порядка №-п (действующего на момент трудоустройства истца в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №-П) установлено, что настоящий Порядок определяет правила предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских здравпунктов и фельдшерско- акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывшим или переехавшим на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек на территории Пермского края (далее - единовременные компенсационные выплаты).
В соответствии с пунктом 1.3. Порядка единовременные компенсационные выплаты предоставляются в размере:
-<данные изъяты> для врачей и <данные изъяты> для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, расположенные в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера;
-<данные изъяты> для врачей и <данные изъяты> для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, расположенные на удаленных и труднодоступных территориях в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства Пермского края;
Данный перечень утвержден Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п. В указанный перечень <Адрес> не входит.
-<данные изъяты> для врачей и <данные изъяты> для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа (за исключением указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта), либо города с населением до 50 тыс. человек.";
Перечень сельских населенных пунктов, рабочих поселков, поселков городского типа, городов с населением до 50 тыс. человек на территории Пермского края, по прибытии на работу в которые медицинские работники имеют право на единовременную компенсационную выплату, определяется в соответствии с Законом Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ № "Об административно- территориальном устройстве Пермского края" и официальными статистическими данными о численности населения Пермского края по состоянию на 1 января года, предшествующего году осуществления единовременных компенсационных выплат 9 пункт 1.6).
Таким образом, <Адрес>, где осуществляет трудовую деятельность ФИО1 в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п не является населенным пунктом относящихся к категории удаленных и труднодоступных местностей, поэтому у истца отсутствует право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты> Вместе с тем, <Адрес> является поселком <Адрес> с численностью населения до 50 тыс. человек, поэтому ФИО1 обоснованно выплачена компенсация <данные изъяты>
Доводы истца о том, что Мулянская врачебная амбулатория входит в состав структурного подразделения ГБУЗ «Пермская центральная районная больница» Лобановская поликлиника, не соответствуют фактическим обстоятельствам.
Согласно Уставу ГБУЗ ПК «Пермская центральная районная больница» в пункте 1.5 содержатся наименование структурных подразделений и обособленных объектов в состав которых входит, как самостоятельное структурное подразделение, в том числе Поликлиника, расположенная по адресу: <Адрес> Мулянская врачебная амбулатория по адресу: <Адрес> (том 1 л.д. 77- 78, 105-106) то есть Поликлиника в <Адрес> и Мулянская врачебная амбулатория в <Адрес> два самостоятельных структурных подразделения, находящихся в разных населенных пунктах.
Согласно штатному расписанию ГБУЗ Пермского края «Пермская центральная районная больница» (<Адрес>) составленного на ДД.ММ.ГГГГ имеется штатная должность в подразделении Мулянской врачебной амбулатории – врач общей практики (семейный врач), ставка 1,00 (том 1 л.д. 110-168, 181).
На момент трудоустройства ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ) имелась свободная вакансия врача общей практики в Мулянской врачебной амбулатории (том 1 л.д. 207, 208-212).
Приказом Министерства здравоохранения Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ утвержден программный реестр должностей медицинских работников в государственных учреждениях здравоохранения Пермского края и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляется единовременные выплаты на 2021 год, в указанный перечень включено структурное подразделение Мулянская врачебная амбулатория, врач общей практики, размер выплаты <данные изъяты> (л.д. 181, 209).
То обстоятельство, что в трудовом договоре с ФИО1 в разделе реквизиты сторон указан адрес работодателя: <Адрес>, а также то, что в Лобановскую поликлинику истец направляла отчетность, медицинскую документацию, получала материалы и инструменты, для исполнения должностных обязанностей, не является доказательством того, что ФИО1 трудоустроена в Лобановскую поликлинику, поскольку работодателем истца в соответствии с трудовым договором является ГБУЗ ПК «Пермская центральная районная больница», в соответствии с Уставом место нахождения Учреждения: <Адрес> (том 1 л.д. 77), поэтому в реквизитах трудового договора указан адрес работодателя в <Адрес>. При этом в трудовом договоре указано, что работник осуществляет работу в структурном подразделении работодателя: Мулянская врачебная амбулатория, <Адрес> (том 1 л.д. 29).
В судебном заседании ФИО1 пояснила, что фактически трудовые обязанности она выполняет в Мулянской врачебной амбулатории в <Адрес>, там находится ее рабочее место, именно в <Адрес> ФИО1 принимает пациентов. То, что в Мулянской врачебной амбулатории отсутствуют узкие специалисты и лаборатория, и поэтому ФИО1 направляет пациентов в Лобановскую поликлинику не свидетельствует о том, что ФИО1 трудоустроена в Лобановскую поликлинику.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что условия заключенного с ФИО1 договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты> соответствуют разработанной Правительством Российской Федерации государственной программе «Развитие здравоохранения» и постановлению Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п, основания для заключения договора о предоставлении единовременной выплаты в размере <данные изъяты> и взыскании с ответчика <данные изъяты>, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству здравоохранения Пермского края о возложении обязанности заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, взыскании единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты> - отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись Сероваева Т.Т.
<данные изъяты>
<данные изъяты>