Судья Кочетков Д.В.                                                                               Дело № 33-4151/2020

                                                                                                УИД RS0004-01-2020-000927-18

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего               Глуховой И.Л.,

судей                                               Гулящих А.В., Рогозина А.А.

при секретаре                                 Рогалевой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 11 ноября 2020 года гражданское дело по апелляционной жалобе ПВА на решение Индустриального районного суда г. Ижевска от 13 августа 2020 года, которым

иск ПВА к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав удовлетворен частично.

Признано незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики                от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в досрочном установлении страховой пенсии по старости ПВА в части отказа во включении в специальный педагогический стаж периодов работы в должности тренера-преподавателя в <данные изъяты> ДЮСШ с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.

На Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) возложена обязанность включить в педагогический стаж ПВА, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицу не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периоды работы в должности тренера-преподавателя в <данные изъяты> ДЮСШ с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части в иске отказано.

Взысканы с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) в пользу ПВА судебные расходы по оплате государственной пошлины и юридические услуги в размере <данные изъяты> рублей.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., объяснения представителя ПВА по доверенности ЦЕП, поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ижевске Удмуртской Республики (межрайонного) СЕВ, полагавшей жалобу необоснованной, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ПВА обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ижевске Удмуртской Республики (межрайонному) (далее – Управление) о восстановлении пенсионных прав. В обоснование указал, что за ДД.ММ.ГГГГ. обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ. в назначении данной пенсии ему было отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа. При этом ответчиком в стаж его педагогической деятельности не были включены периоды: прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., работы в должности тренера-преподавателя в <данные изъяты> ДЮСШ с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., работы в должности тренера-преподавателя в МУ ДОД «ДЮСШ » с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Считая необоснованным исключение данных периодов из подсчета специального стажа, истец просил признать решение Управления от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в установлении пенсии незаконным, обязать ответчика включить в стаж для досрочного назначения пенсии вышеуказанные спорные периоды и назначить ему страховую пенсию по старости с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ., взыскать судебные расходы.

В судебном заседании представитель истца ЦЕП данные требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель Управления ГНИ исковые требования не признала, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения спорных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Судом вынесено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ПВА просит решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении его требований отменить, удовлетворив его иск в полном объеме. Считает, что судом неверно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения. Приводит доводы о наличии оснований для включения в специальный стаж периода его службы в Вооруженных Силах СССР в соответствии с «Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденным Постановлением СМ СССР от 17.12.1959г.№1397, т.к. истец имел педагогический стаж в период действия данного Положения. Оспаривает выводы суда об отсутствии оснований для включения в специальный стаж периоды работы истца после 01.01.2001г. в должности тренера-преподавателя ДЮСШ, считая, что требования пункта 12 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, в данном случае имеются. Считает необоснованными выводы суда об исключении из подсчета стажа периода его работы с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности учителя в общеобразовательной школе, что не являлось предметом спора. Приводит доводы о наличии у истца права на назначение пенсии с даты его обращения к ответчику, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

В возражениях на жалобу Управление приводит доводы о законности принятого судом решения.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, судебная коллегия, проверив законность решения суда первой инстанции в соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, оснований его отмены не находит.

Как установлено судом и следует из материалов дела, по заявлению ПВА от ДД.ММ.ГГГГ. решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ. ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях», специальный стаж установлен ответчиком в количестве 5 лет 4 месяца 22 дня.

При этом ответчик не включил в педагогический стаж истца следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. – период службы в составе Вооруженных Сил СССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. – работа в должности тренера-преподавателя в <данные изъяты> ДЮСШ, с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. работа в должности тренера-преподавателя в МУ ДОД «ДЮСШ» .

           Отказ в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с исключением указанных периодов из специального стажа послужил поводом для обращения ПВА в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд, придя к выводу о наличии оснований для включения в стаж для досрочного назначения в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» только периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности тренера-преподавателя в ДЮСШ и отсутствии у него на дату обращения за назначением пенсии (ДД.ММ.ГГГГ.) необходимого специального стажа, исковые требования удовлетворил частично.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждены исследованными доказательствами.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01.01.2015г. Федеральным законом от 28.12.2013г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ).

Право на страховую пенсию по старости, как установлено ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ, имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 данного Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

           Частью 8 статьи 13 названного Федерального закона предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ).

В соответствии с п.п. «м» п.1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665) при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:

        Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список и Правила №781),

          Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" (далее – Список и Правила N 1067), с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

          Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" (далее – Список №463), с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

      Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") (далее – Перечень N 1397), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

             Согласно подпункта «в» пункта 3 Постановления правительства РФ от 16.07.2014г. №665 по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпунктах "м" и "н" пункта 1 настоящего постановления применяется, в том числе, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (далее – Положение N 1397), - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Спорным периодом, который ответчик своим решением от 01.08.2019г. исключил из подсчета специального стажа, является период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в <данные изъяты> ДЮСШ. Отказ пенсионного включить этот период в стаж для досрочного назначения пенсии мотивирован тем, что документально подтвержден факт работы истца в указанный период в должности «тренера», что не соответствует Списку N781, которым предусмотрена должность «тренера-преподавателя».

Разрешая спор, суд признал доказанным факт выполнения истцом в указанный период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. обязанностей в качестве тренера-преподавателя в ДЮСШ, что соответствует подлежащим применению Списку N 463 и Списку N 1067, с чем судебная коллегия соглашается.

Так, в соответствии со Списком N 463 право на досрочное пенсионное обеспечение имеют тренеры преподаватели внешкольных учреждений, в том числе, детско-юношеских спортивных школ.

В Списке N 1067 в разделе 2 в числе наименований должностей указана должность «тренер-преподаватель», а в числе наименований учреждений предусмотрены детские юношеские спортивные школы (всех наименований).

Из записей трудовой книжки и приказов работодателя следует, что ПВА с ДД.ММ.ГГГГ. был принят на должность тренера-преподавателя в <данные изъяты> ДЮСШ (л.д.116).

При этом представленные в материалы дела тарификационные списки, карточки-справки (лицевые счета), аттестационный лист от ДД.ММ.ГГГГ., приказы по личному составу, также содержат сведения о работе истца в качестве тренера-преподавателя.

При совокупности имеющихся письменных доказательств суд пришел к правильному выводу о доказанности работы истца в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в качестве тренера-преподавателя ДЮСШ на условиях постоянной занятости, что соответствует Списку N 463 и Списку N 1067. Поэтому суд правомерно удовлетворил требования истца о включении данного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ. Выводы суда в это части ответчиком не обжалуются.

Спорными периодами, который ответчик своим решением от ДД.ММ.ГГГГ. исключил из подсчета специального стажа, также являются периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. должности тренера-преподавателя в <данные изъяты> ДЮСШ и с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности тренера-преподавателя в МУ ДОД «ДЮСШ» . Данные периоды не включены ответчиком в подсчет специального стажа со ссылкой на то, что не выполнено предусмотренное в пункте 12 Правил N 781 условие о наличии у истца на 01.01.2001г. стажа работы в должностях, в учреждениях в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.

             В соответствии пунктом 12 Правил N 781 работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

           Из материалов дела следует, что в спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. ПВА работал в учреждении дополнительного образования – ДЮСШ, предусмотренном в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка N 781 в должности тренера-преподавателя, предусмотренной в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка N 781. Поэтому эти периоды работы истца, имевшие место после 01.01.2001г., возможно включить в стаж для досрочного назначения пенсии только при выполнении условий, предусмотренных в пункте 12 Правил N 781.

Так, согласно п.12 данных Правил N 781 одним из обязательных условий включения вышеуказанных спорных периодов является наличие у истца на 1 января 2001г. стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.

В настоящем случае это условие не выполнено.

Так, периоды педагогической деятельности истца до ДД.ММ.ГГГГ., которые ответчик своим решением от ДД.ММ.ГГГГ. включил в подсчет льготного стажа (с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.. с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.), составляют по продолжительности 4 года 8 месяцев 4 дня. При этом в подсчет указанного стажа подлежат включению также имевшие место до 01.01.2001г. спорные периоды работы истца тренером-преподавателем в <данные изъяты> ДЮСШ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., продолжительность которых составляет 10 лет 3 месяца 15 дней. Таким образом, стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке на 1 января 2001 года составляет 14 лет 11 месяцев 19 дней, что менее необходимых 16 лет 8 месяцев, предусмотренных в пункте 12 Правил N 781.

Оспаривая эти выводы суда, истец приводит доводы о том, что при исчислении его стажа по состоянию на 01.01.2001г. в соответствии с п.12 Правил N 781 в подсчет стажа также следует включить период его службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., возможность включения которого в специальный стаж предусмотрена Положением N 1397, и с учетом этого периода выполняется условие п.12 Правил N 781 о наличии у него стажа не менее 16 лет 8 месяцев.

Эти доводы истца как основанные на неправильном применении норм материального права судебной коллегией отклоняются.

Так, из содержания п.12 Правил N 781 прямо следует, что при исчислении стажа на 01.01.2001г. продолжительностью 16 лет 8 месяцев надлежит учитывать стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке. То есть в данном случае законодатель определил включение в стаж только периодов педагогической деятельности, предусмотренной Списками. Все иные периоды, не поименованные Списками и не являющиеся периодами педагогической деятельности, к которым следует отнести и период службы в армии, не могут быть учтены при исчислении стажа в соответствии с п.12 Правил N 781 как не относящиеся к работе в должностях и учреждениях, указанных в списке.

              При таких обстоятельства поскольку на 1 января 2001г. стаж работы ПВА в должностях в учреждениях, указанных в списке, составляет 14 лет 11 месяцев 19 дней, что менее необходимых 16 лет 8 месяцев, предусмотренных в пункте 12 Правил N 781, оснований для включения спорных периодов работы истца ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности тренера-преподавателя в <данные изъяты> ДЮСШ и с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в должности тренера-преподавателя в МУ ДОД «ДЮСШ» ввиду невыполнения указанных в пункте 12 Правил N 781 условий не имеется. Выводы суда в этой части являются правильными и не подлежат переоценке коллегией.

             В данном деле истец также оспаривает отказ пенсионного органа включить в стаж для досрочного назначения пенсии в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона N 400-ФЗ период его службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. При этом истец указывает на необходимость оценки его пенсионных прав по данному периоду в соответствии с Положением N 1397, действовавшим в указанный период.

                   В части 8 статьи 13 Федерального закона N 400-ФЗ законодатель предусмотрел по выбору застрахованного лица при определении права на страховую пенсию возможность включения в стаж периодов работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренного законодательством, действовавшим в период выполнения этой работы (деятельности),

                Поэтому при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, учет периодов такой деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г., возможно произвести в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (утратило силу с 01.10.1993г. в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой"). Этим постановлением (пункт 7), в том числе, было утверждено «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» (Положение N 1397).

             Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014г. №665 в подпункте «в» пункта 3 предусмотрено, что по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпунктах "м" и "н" пункта 1 настоящего постановления применяется, в том числе, Положение N 1397, - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

               Подпунктом "г" пункта 1 названного Положения N 1397 предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.

             При этом согласно пункту 4 данного Положения N 1397 время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

                Таким образом, обязательным условием зачета времени службы в составе Вооруженных Сил СССР (то есть периода иной, не педагогической деятельности) в стаж работы по специальности является то, что не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии в соответствии с названным постановлением стажа (25 лет) должно приходиться на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

                 Постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991г. N 463 был утвержден «Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», применяемый для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г., которым возможность зачета работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, предусмотрена не было, как не предусмотрена эта возможность также и ныне действующими Списком и Правилами N 781.

                Поскольку с 01.01.1992г. постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, включение в стаж работы по специальности службы в составе Вооруженных Сил СССР в соответствии на условиях, определенных Положением N 1397, стало возможным при прохождении службы в период действия Положения N 1397 до 01 01.1992г. N 1397 (как определено подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665), и при наличии у этих лиц до 01.01.1992г. стажа педагогической деятельности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных в Перечне N 1397. При наличии этих условий возможно произвести оценку пенсионных прав по периоду службы в Вооруженных Силах СССР в соответствии с Положением N 1397 и включить его с учетом пункта 4 данного Положения N 1397 в стаж работы по специальности, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на данную пенсию

                  В настоящем случае спорный период спорный период службы истца в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. имел место до 01.01.1992г. и в указанный период действия Положения N 1397 у ПВА имелся стаж педагогической деятельности. предусмотренный в Перечне N 1397, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. он работал в должности учителя в <данные изъяты> восьмилетней школе. Поэтому оценку пенсионных прав истца по данному периоду возможно произвести в соответствии с Положением N 1397. Но при этом надлежит учесть, что согласно пункта 4 данного Положения N 1397 период службы в армии возможно включить в специальный стаж лишь при условии, если при обращении за назначение пенсии не менее 2/3 стажа истца, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

               В настоящем случае это условие, предусмотренное в пункте 4 Положения N 1397, не выполнено. При обращении за назначением пенсии (ДД.ММ.ГГГГ.) у ПВА отсутствует необходимый стаж педагогической деятельности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных списками, продолжительностью не менее 2/3 требуемого для назначения данной пенсии стажа (16 лет 8 месяцев), специальный стаж истца с учетом включенного по настоящему делу спорного периода с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. (10 лет 3 месяца 15 дней) и зачтенных ответчиком периодов работы продолжительностью 5 лет 4 месяца 22 дня на дату его обращения за назначением пенсии составляет 15 лет 08 месяцев 07 дней, что менее 2/3 стажа, требуемого для досрочного назначения страховой пенсии в связи с педагогической деятельность.

                Поэтому ввиду невыполнения условия пункта 4 Положения N 1397, оснований для включения в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периода службы в армии истца не имеется.

                Эти выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 15.10.2018г. №25-КГ18-4.

                ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ N 1397 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ 4 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ N 1397, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

             ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░. ░░ ░░.░░.░░░░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ , ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░.

             ░░░░░ ░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░. ░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░. ░░ ░░.░░.░░░░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ , ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░. ░░ ░░.░░.░░░░. ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2001 ░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 12 ░░░░░░ N 781. ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.19 ░.1 ░░.30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ N 400-░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░.

               ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░.░░.░░░░.) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.19 ░.1 ░░.30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ N 400-░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

        ░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 328 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                                  ░░░░░░░ ░.░.

░░░░░

                                                                                            ░░░░░░░ ░.░.

                                                                                                                         ░░░░░░░ ░.░.

33-4151/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Павлов В.А.
Ответчики
ГУ-УПФ РФ в г.Ижевске УР
Другие
Целоусов Е. П.
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Глухова Ирина Леонидовна
Дело на сайте суда
vs.udm.sudrf.ru
11.11.2020Судебное заседание
25.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.11.2020Передано в экспедицию
11.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее