РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 мая 2018 года с. Тоцкое
Тоцкий районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Сайфутдиновой В.Г.,
при секретаре Тарасовой Т.А.,
с участием помощника прокурора Вялых И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Тоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Пристанционный сельсовет Тоцкого района Оренбургской области о признании незаконным бездействия, обязании устранения допущенных нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с данным административным иском к ответчику.
В обоснование заявленных требований указали, прокуратурой района при осуществлении мониторинга сайта http://zakupki.gov.ru/ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет выявлены нарушения законодательства в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предупреждения и минимизации последствий чрезвычайных ситуаций, а также Федерального закона от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в деятельности администраций муниципальных образований сельских поселений района.
Сельские поселения обязаны участвовать в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах поселения, для чего на случай возникновения чрезвычайных ситуаций в целях быстрого и эффективного устранения последствий таких ситуаций должны проводить предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Вместе с тем, при проведении проверки установлено, что отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с процедурой, предусмотренной Законом №44-ФЗ, администрацией сельсовета не проводился, до настоящего времени перечень поставщиков в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ и услуг путем проведения запроса котировок администрацией МО Пристанционный сельсовет не составлен.
Полагают, что указанное бездействие администрации муниципального образования Пристанционный сельсовет нарушает единство экономического пространства на территории Российской Федерации при осуществлении закупок для муниципальных нужд, препятствует эффективному использованию средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, развитию добросовестной конкуренции, совершенствованию деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности, предотвращению коррупции и других злоупотреблений в обозначенной сфере.
Выявленные нарушения могут повлечь за собой в дальнейшем совершение коррупционных правонарушений путем обхода обязательных норм действующего федерального законодательства при осуществлении закупок для государственных муниципальных нужд, нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц при возникновении подобных ситуаций, увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба.
Просили признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Пристанционный сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, выразившееся в неисполнении обязанности по проведению предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обязать администрацию муниципального образования Пристанционный сельсовет Тоцкого района Оренбургской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести предварительный отбор участников в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которого составить перечень поставщиков в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ и услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В судебном заседании помощник прокурора Вялых И.А. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель администрации муниципального образования Пристанционный сельский совет Тоцкого района в судебное заседание не явился, представили письменное заявление, в котором просили рассмотреть дело в их отсутствие, с требованиями прокурора не согласны.
Суд, заслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам:
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (пункт 7 части 1); организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 21 части 1).
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно пункту "в" части 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Согласно части 1 статьи 80 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», под гуманитарной помощью понимаются поставляемые Российской Федерацией на безвозмездной основе иностранным государствам, их федеративным или муниципальным образованиям, международным или иностранным учреждениям, некоммерческим организациям, иностранным физическим лицам товары, выполняемые для них работы, оказываемые медицинские и социально-бытовые услуги малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий. В целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - предварительный отбор). По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее также - перечень поставщиков) в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок.
Обращение с данным иском в интересах неопределенного круга лиц, прокурор обосновал тем, что в нарушение норм закона администрацией муниципального образования не проведен предварительный отбор участников в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Данные обстоятельства ответчиком не отрицаются.
Таким образом, факт бездействия администрации муниципального образования Пристанционный сельсовет Тоцкого района Оренбургской области в части не исполнения обязанности по предварительному отбору участников в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлен.
Данные обстоятельства могут повлечь нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба.
Проанализировав указанные нормы закона, исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в полном объеме, полагая их законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178 Кодекса административного судопроизводства РФ
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Тоцкого района Оренбургской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Пристанционный сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, выразившееся в неисполнении обязанности по проведению предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обязать администрацию муниципального образования Пристанционный сельсовет Тоцкого района Оренбургской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести предварительный отбор участников в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которого составить перечень поставщиков в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ и услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной через Тоцкий районный суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 03 мая 2018 года.
Судья В.Г. Сайфутдинова