Решение по делу № 2-738/2015 от 05.11.2015

Дело №2-738/2015 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 декабря 2015 года г.Советск

Советский районный суд Кировской области в составе председательствующей судьи Марченко М.В., при секретаре Максимове С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малышевой В.А. к Администрации муниципального образования «Советский муниципальный район» о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Малышева В.А. обратилась в суд с иском к Администрации МО Советский муниципальный район» о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, в обоснование своих требований указывая, что до ДД.ММ.ГГГГ являлась лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На сегодняшний момент в собственности жилых помещений не имеет. Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ решено предоставить ей жилое помещение как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В то же время с официальным заявлением о предоставлении жилья она до достижения возраста 23 лет не обратилась, так как не знала о порядке реализации своего права. Об издании указанного постановления она также не знала. На сегодняшний день ей уже более двадцати трёх лет и она не имеет права на дополнительную меру социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Полагает, что причины пропуска указанного срока являются уважительными, так как она не знала о порядке реализации своего права на жилое помещение вплоть до достижения возраста 23 лет. Её бездействие не было преднамеренным и злостным. Она нуждалась в жилье, но не знала, что в соответствие с постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ей его должны предоставить. О своем праве на жилье как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она также не знала. До достижения 23-летнего возраста она имела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, и, соответственно, право на социальные гарантии и поддержки, предусмотренные действующим законодательством. В настоящее время она не обеспечена жильем, вынуждена проживать в чужом жилом помещении, в связи с чем имеются объективные законные основания в предоставлении жилья нуждающемуся гражданину данной категории. Просит суд признать за ней право на дополнительную меру социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обязать администрацию муниципального образования Советский муниципальный район <адрес> предоставить ей жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 26 квадратных метров.

Истец Малышева В.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объеме, подтвердила доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель истца Малышевой В.А. Прохваткин А.И. в судебном заседании поддержал заявленные требования Малышевой В.А. и настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика администрации МО «Советский муниципальный район» Князева Т.Ю., выступающая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что Малышевой (Печёнкиной) В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, постановлением администрации Советского района Кировской области от 03.04.2012 года №236 было гарантировано право на предоставление жилого помещения. Федеральный Закон от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставил право лицам, достигшим 18-летнего возраста, пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан. Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, на которых действия настоящего Закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту вступления в силу Федерального закона достиг возраста 23 лет. Право на дополнительные гарантии распространяются на таких граждан строго до 23 лет, вне зависимости от того, полностью ли было реализовано право на дополнительные гарантии или нет. В настоящее время Малышева В.А. утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильём в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.

В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем закреплены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац первый пункта 1). Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй пункта 1). По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий пункта 1). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункт 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

При этом из преамбулы и статьи 1 указанного Федерального закона следует, что его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Аналогичное право на внеочередное обеспечение жильем указанной категории лиц было закреплено и в п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 года).

Из приведенных норм права в их совокупности следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Федеральным законом от 29.02.2012 года № 15-ФЗ в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесены изменения.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012 года № 15-ФЗ) проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По заявлению в письменной форме лиц указанной категории, достигших 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательном и ином социальном учреждении.

Согласно ст.9 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012 года № 15-ФЗ) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно записи акта о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ Печенкина В.А. заключила брак с ФИО8, ей присвоена фамилия «Малышева».

В судебном заседании установлено, что Малышева В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей. Отца у Малышевой В.А. нет, мать – ФИО9 решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении дочери Печенкиной В.А.

Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Печенкиной В.А. был назначен опекун – дедушка ФИО10 В целях сохранения жилой площади по адресу: <адрес> за несовершеннолетними, в том числе Печенкиной В.А., запрещено совершать сделки с данной квартирой.

На основании распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ закреплено право на жилье по адресу: <адрес> за несовершеннолетней Печенкиной В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, и ФИО11 до их совершеннолетия.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении жилого помещения Печенкиной В.А.» решено: обеспечить предоставление жилого помещения Печенкиной В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ , отсутствуют сведения о правах Малышевой В.А. на имевшиеся (имеющиеся) у нее объекты недвижимого имущества.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ , отсутствуют сведения о правах Малышевой В.А. на имевшиеся (имеющиеся) у нее объекты недвижимого имущества.

В настоящее время Малышева В.А. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, в указанной квартире зарегистрированы ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Согласно Выписке из Реестра муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ , жилая квартира, расположенная по адресу: <адрес>, не является муниципальной собственностью и не числится в Реестре муниципальной собственности муниципального образования Советское городское поселение.

Установлено, что до достижения 23 лет Малышева В.А. не была поставлена на учет нуждающейся в жилом помещении, как лицо, оставшееся без попечения родителей. С письменным заявлением в соответствующие органы для принятия ее на учет до достижения возраста 23 лет не обращалась.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отсутствие Малышевой В.А. на учете нуждающихся в получении жилья обусловлено наличием с ее стороны уважительных причин, приведших к этому и не может являться препятствием к удовлетворению исковых требований.

На органы опеки и попечительства в силу ст. 121 Семейного кодекса РФ возложена защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, что обусловливает их обязанность по выявлению, учету, устройству таких детей и осуществление последующего контроля за условиями их содержания и воспитания, однако достаточных мер в отношении истца принято не было.

На территории Кировской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется Законом Кировской области от 04.12.2012 г. №222-ЗО «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию». Так, на основании части 1 статьи 16 указанного Закона таким лицам однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу частей 1 и 2 статьи 17 данного Закона лицам, указанным в статье 16 Закона, на территории Кировской области предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений жилые помещения в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта исходя из нормы предоставления общей площади жилого помещения не менее 26 квадратных метров.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, учитывая, что Малышева В.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей, на день разрешения спора жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения не обеспечена, жилых помещений в собственности не имеет, в связи с чем именно на ответчика должна быть возложена обязанность по восстановлению нарушенных прав истца на получение жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования Малышевой В.А. удовлетворить.

Признать за Малышевой В.А. право на дополнительную меру социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать администрацию муниципального образования Советский муниципальный район Кировской области организовать предоставление Малышевой В.А. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее <данные изъяты> квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Кировский областной суд через Советский районный суд.

    Судья Марченко М.В.

2-738/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Малышева В.А.
Ответчики
Администрация МО "Советский муниципальный район"
Суд
Советский районный суд Кировской области
Дело на сайте суда
sovetsky.kir.sudrf.ru
05.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.11.2015Передача материалов судье
09.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.11.2015Судебное заседание
02.12.2015Судебное заседание
02.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее