Решение по делу № 2-648/2023 от 29.05.2023

УИД 35RS0006-01-2023-000677-91 2-648/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Великий Устюг 12 сентября 2023 года

Великоустюгский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Нагаевой Н.Н.,

при секретаре Андроник О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области к ИП Шарыпову Андрею Николаевичу, Козловой Валентине Васильевне о возложении обязанности,

установил:

Здание «Кладовая купца Охлопкова, 1884-1885 гг..», расположенное по адресу: ..., является объектом культурного наследия регионального значения, которое поставлено под государственную охрану в соответствии с постановлением администрации Вологодской области от 19 ноября 1993 года №623 «О постановке под госохрану памятников истории и архитектуры г.Великий Устюг», реестровый .

Согласно выписке из ЕГРН собственниками объекта культурного наследия федерального значения - здания «Кладовая купца Охлопкова, 1884-1885 гг..», расположенного по адресу: ..., являются ИП Шарыпов А.Н. (помещение с кадастровым номером , 2 этаж), Козлова В.В. (помещение с кадастровым номером , 1 этаж).

Приказом Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области от 26 октября 2021 года № 75-0/01-11 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения - здание «Кладовая купца Охлопкова, 1884-1885 гг..», расположенное по адресу: ....

Согласно акту наблюдения за соблюдением обязательных требований от 24 января 2023 года собственник или иной законный владелец не выполнил обязанность в срок до 31 декабря 2022 года разработать рабочую документацию по сохранению аттика объекта культурного наследия, провести противоаварийные работы на аттике объекта культурного наследия.

Так, отчёт о выполнении вышеуказанных работ в адрес Комитета не поступал, работы не выполнены. Научно-проектная документация на согласование в Комитет не поступала. Разрешение на проведение работ Комитетом не выдавалось.

В связи с чем, истец - Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области обратился в суд иском к ИП Шарыпову А.Н, Козловой В.В. о понуждении к выполнению установленных действий, в котором просит обязать ответчиков в солидарном порядке в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать рабочую документацию по сохранению аттика объекта культурного наследия на объекте культурного наследия регионального значения - здание «Кладовая купца Охлопкова, 1884-1885 гг..», расположенное по адресу: ..., провести противоаварийные работы на аттике объекта культурного наследия регионального значения - здание «Кладовая купца Охлопкова, 1884-1885 гг..», расположенное по адресу: ..., предварительно получив разрешение на проведение таких работ в органе охраны объектов культурного наследия.

21 июня 2023 года протокольным определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены ООО «Орион», Старцева И.В.

02 августа 2023 года протокольным определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований, привлечен Румянцев Е.Л.

В судебное заседание представитель истца - Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя, исковые требования поддерживает.

Ответчики ИП Шарыпов А.Н., Козлова В.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Третьи лица, не заявляющих самостоятельных требований, Старцева И.В., Румянцев Е.Л., представитель ООО «Орион» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, возражений по существу заявленных требований не представили.

Изучив материалы дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями ст. 7 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – ФЗ № 73-ФЗ) гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа.

В силу ст. 47.2 ФЗ № 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

В силу п. 1 ст. 33 ФЗ № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 19 января 2015 г. № 33 (ред. от 24 июля 2023 г.) «Об утверждении Положения о Комитете по охране объектов культурного наследия Вологодской области» Комитет является исполнительным органом Вологодской области, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) (региональным органом охраны объектов культурного наследия), в том числе в части переданных в установленном законодательством порядке отдельных государственных полномочий Российской Федерации (п.1.1).

Согласно п. 1.3. Комитет от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах.

Основными задачами Комитета являются сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия, расположенных на территории Вологодской области (ч.2).

В полномочия Комитета входит охрана и региональный государственный надзор и в области охраны культурного наследия, установление требований к сохранению выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения, обследование и фотофиксация один раз в пять лет состояния объектов культурного наследия, включенных в реестр, с составлением актов технического состояния объектов культурного наследия, включенных в реестр, в целях определения мероприятий по обеспечению их сохранности (ч.3).

Согласно п.1 ст. 11 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ (ред. от 18 июля 2019 г.) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственным надзором за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (далее - государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и физическими лицами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в том числе выдача обязательных для исполнения предписаний об отмене решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятых с нарушением настоящего Федерального закона, или о внесении в них изменений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами своей деятельности (далее - систематическое наблюдение).

Из п.3 вышеуказанной статьи следует, что региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется региональными органами охраны объектов культурного наследия согласно их компетенции в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п.5 ст. 11 вышеуказанного закона предметом государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия являются:

1) соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований, в том числе:

требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требований к сохранению объекта культурного наследия, требований к обеспечению доступа к объекту культурного наследия;

градостроительных регламентов в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места, в границах территории исторического поселения и установленных для этих территорий особых режимов использования земель, требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места;

требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, установленных настоящим Федеральным законом;

2) осуществление органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами:

мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия или объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, обнаруженного в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ;

мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, предусмотренных проектной документацией на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

В соответствии со ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.

В силу подпункта 6 пункта 6 статьи 11 Федерального закона № 73-Ф3 должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, среди прочего имеют право: предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.

Как усматривается из материалов дела, здание «Кладовая купца Охлопкова, 1884-1885 гг..», расположенное по адресу: ..., является объектом культурного наследия регионального значения, которое поставлено под государственную охрану в соответствии с постановлением администрации Вологодской области от 19 ноября 1993 года №623 «О постановке под госохрану памятников истории и архитектуры г.Великий Устюг», реестровый .

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав собственниками объекта культурного наследия федерального значения - здания «Кладовая купца Охлопкова, 1884-1885 гг..», расположенного по адресу: ..., являются ИП Шарыпов А.Н. (помещение с кадастровым номером , 2 этаж), Козлова В.В. (помещение с кадастровым номером , 1 этаж).

Из акта наблюдения за соблюдением обязательных требований от 24 января 2023 года собственник или иной законный владелец не выполнил обязанность в срок до 31 декабря 2022 года разработать рабочую документацию по сохранению аттика объекта культурного наследия, провести противоаварийные работы на аттике объекта культурного наследия, что подтверждается представленными в материалы дела фотографиями объекта культурного наследия на день рассмотрения дела.

Доводы ответчика Козловой В.В. о том, что собственниками проведены ремонтные работы по замене полов здания, покраски внутренних стен, замены системы отопления, замены отмостки и кровли здания, ремонт аттика завершен являются несостоятельными.

В нарушение ст. 56 ГПК РФ в ходе рассмотрения дела стороной ответчиков доказательств исполнения по разработке рабочей документации по сохранению аттика объекта культурного наследия и проведении противоаварийных работ на аттике объекта культурного наследия, не представлено.

Учитывая вышеизложенное, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что ответчиками до настоящего времени работы не исполнены, таким образом, ответчиками нарушаются требования сохранения и использования объектов культурного наследия, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований об обязании ответчиков в солидарном порядке провести противоаварийные работы на объекте культурного наследия регионального значения - здания «Кладовая купца Охлопкова, 1884-1885 гг..», расположенного по адресу: ..., на основе разработанной рабочей документации по сохранению аттика объекта культурного наследия в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

На основании изложенного, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ИП Шарыпова Андрея Николаевича (СНИЛС ), Козлову Валентину Васильевну (паспорт , выдан ... ...) в солидарном порядке в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать рабочую документацию по сохранению аттика объекта культурного наследия на объекте культурного наследия регионального значения - здание «Кладовая купца Охлопкова, 1884-1885 гг..», расположенное по адресу: ..., провести противоаварийные работы на аттике объекта культурного наследия регионального значения - здание «Кладовая купца Охлопкова, 1884-1885 гг..», расположенное по адресу: ..., предварительно получив разрешение на проведение таких работ в органе охраны объектов культурного наследия.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Великоустюгский районный суд в месячный срок с моменты вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 19 сентября 2023 года.

Судья: Н.Н.Нагаева

Копия верна: судья-

2-648/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области
Ответчики
Козлова Валентина Васильевна
Шарыпов Андрей Николаевич
Другие
РУМЯНЦЕВ ЕВГЕНИЙ ЛЕОНИДОВИЧ
Старцева Ирина Васильевна
ООО "Орион"
Суд
Великоустюгский районный суд Вологодской области
Судья
Нагаева Н.Н.
Дело на странице суда
velikoustugsky.vld.sudrf.ru
29.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.05.2023Передача материалов судье
02.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.06.2023Судебное заседание
02.08.2023Судебное заседание
12.09.2023Судебное заседание
19.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее