Решение по делу № 2а-372/2017 от 31.07.2017

дело № 2а-372/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

село Красноборск                             18 августа 2017 года

    Красноборский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Гарбуз С.В.,

при секретаре Смеловой Н.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации МО «Алексеевское» к отделу судебных приставов по <адрес> УФССП России по <адрес> и Ненецкому автономному округу, УФССП России по <адрес> и Ненецкому автономному округу об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

глава администрации МО «Алексеевское» обратился в суд с административным исковым заявлением к Отделу судебных приставов по <адрес> УФССП России по <адрес> и Ненецкому автономному округу, УФССП России по <адрес> и Ненецкому автономному округу об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № ***-ИП. В обоснование иска указано, что врио начальника отдела – старшего судебного пристава __.__.______г. вынесено постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением должником решения суда о предоставлении Р жилого помещения по договору социального найма. Вина администрации в неисполнении решения суда отсутствует, поскольку разрешить вопрос о бюджетном финансировании в течение 5 дней при условии отсутствия необходимого объема субвенций за счет федерального бюджета не представляется возможным. К моменту истечения срока для добровольного исполнения требований отсутствовали свободные жилые помещения. __.__.______г. между МО «Красноборский муниципальный район» и МО «Алексеевское» заключено соглашение о передаче полномочий в части обеспечения нуждающихся граждан жилыми помещениями, объем финансовых средств по соглашению определен в размере 186 100 рублей. Администрацией поселения неоднократно направлялись ходатайства в администрацию района, <адрес>, Собрание депутатов <адрес>, в министерство финансов <адрес>, в министерство строительства и архитектуры <адрес> и министерство ТЭК и ЖКХ <адрес> о выделении финансовых средств на приобретение жилых помещений и исполнение решения суда. Из ответов следует, что данные расходы в бюджетах области и района не предусмотрены. В марте 2017 года администрацией отправлена заявка на участие в адресной программе <адрес> «Обеспечение качественным, доступным жильем и объектами инженерной инфраструктуры населения <адрес> (2014-2020). Администрацией принимаются все необходимые меры для исполнения судебного решения. Просили суд освободить администрацию МО «Алексеевское» от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № ***-ИП.

В судебном заседании представитель административного истца администрации МО «Алексеевское» участия не принял, о времени и месте его проведения извещен.

Административный ответчик представитель ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес> и НАО в судебном заседании также не участвовал, в отзыве на иск указали, что должник был надлежащим образом извещен о возбуждении исполнительного производства, после истечения срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа сведений о его исполнении в Отдел представлено не было.

Представитель административного ответчика УФССП по <адрес> и НАО участия в судебном заседании не принял, о времени и месте его проведения извещен.

Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В силу ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Эти требования корреспондируют ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации.

В соответствии с ч. 11, 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ                       "Об исполнительном производстве" (далее – Закон № 229-ФЗ) если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе.

Исполнительский сбор согласно ч. 1 ст. 112 Закона № 229-ФЗ является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Согласно ч. 2 ст. 112 названного Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В силу ч. 6, 7 ст. 112 Закона № 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Из разъяснений, содержащихся в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», следует, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В судебном заседании установлено, что решением Красноборского районного суда <адрес> от __.__.______г. на администрацию МО «Алексеевское» возложена обязанность предоставить Р на состав семьи 4 человека, в том числе П, П, М, во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, равнозначное ранее занимаемому, в виде отдельной квартиры, жилой площадью не менее 35,4 квадратных метров, общей площадью 49,6 квадратных метров, состоящее не менее чем из трех комнат, находящееся на территории МО «Алексеевское» в черте села Красноборска, отвечающее санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого в селе <адрес>.

Решение суда вступило в законную силу __.__.______г..

Во исполнение указанного решения суда выдан исполнительный лист серии ФС № ***, на основании которого постановлением судебного пристава--исполнителя ОСП по <адрес> Лукиной С.Н. от __.__.______г. возбуждено исполнительное производство № ***-ИП в отношении администрации МО «Алексеевское». Указанное постановление вручено представителю администрации __.__.______г..

Постановлением врио начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по <адрес> Лукиной С.Н. от __.__.______г. с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей за неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения.

Административный истец не оспаривает тот факт, что требование о предоставлении Р жилого помещения по договору социального найма в срок для добровольного исполнения не было исполнено.

Постановление врио начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по <адрес> о взыскании исполнительского сбора от __.__.______г. административным истцом не оспорено, вступило в законную силу.

На момент рассмотрения дела исполнительский сбор административным истцом не уплачен.

Исполнительский сбор представляет собой штрафную санкцию, относящуюся к мерам публично-правовой ответственности, применяющейся в связи с совершением должником правонарушения в процессе исполнительного производства, данная мера должна отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, которая может быть снижена правоприменителем, исходя из характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст. 401 ГК РФ. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

Заявляя требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора, администрация МО «Алексеевское» указывает на отсутствие вины и на то, что она фактически не имела реальной возможности исполнить решение суда до поступления денежных средств и ввиду отсутствия свободного пригодного для проживания жилья на территории МО «Алексеевское».

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с учетом ст. 7.1.1 Закона Архангельской области от 23.09.2004 № 259-внеоч.-ОЗ, ст. 1 Закона Архангельской области от __.__.______г. № ***-ОЗ до __.__.______г. полномочия по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями относились к вопросам местного значения поселения – МО «Алексеевское».

С __.__.______г. указанные полномочия исполняют органы местного самоуправления муниципального района.

На основании ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 12.12.2016 между муниципальным образованием «Красноборский муниципальный район» и муниципальным образованием «Алексеевское» заключено соглашение о передаче части полномочий органов местного самоуправления муниципального района, а именно полномочий по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями.

Условиями указанного соглашения предусмотрена обязанность муниципального района перечисления межбюджетных трансфертов в доход бюджета поселения в пределах сумм, предусмотренных объемом финансовых средств, необходимых для решения вопроса местного значения. Таким образом, полномочия по обеспечению граждан жилыми помещениями переданы МО «Алексеевское» с финансовым обеспечением исполнения данных обязательств.

Из материалов исполнительного производства и представленных администрацией доказательств следует, что администрацией МО «Алексеевское» неоднократно направлялись заявки в администрацию МО «Красноборский муниципальный район», <адрес>, в Собрание депутатов <адрес>, в министерство финансов <адрес>, в министерство строительства и архитектуры <адрес>, в министерство ТЭК и ЖКХ <адрес> об оказании финансовой помощи для исполнения решений о предоставлении жилых помещений.

Согласно ответу министерства финансов <адрес> от __.__.______г. следует, что исполнение данных полномочий должно осуществляться за счет средств местных бюджетов, расходы на исполнение судебных решений, предъявленных к администрациям муниципальных образований, не предусмотрены, на территории <адрес> действуют целевые программы.

Из ответов министерства строительства и архитектуры <адрес> и министерства ТЭК и ЖКХ <адрес> следует, что на территории <адрес> действует адресная инвестиционная программа на 2018 год и плановый период 2019 и 2010 годов, в связи с чем финансирование средств для приобретения жилых помещений может осуществляться в рамках данной программы. Аналогичные ответы были получены должником в 2014, 2015 годах.

__.__.______г. администрацией МО «Алексеевское» направлена заявка на включение в областную адресную инвестиционную программу на 2018 год.

Положительных решений о включении поселения в областную адресную инвестиционную программу на 2018 год, а также о предоставлении дополнительного финансирования за счет средств субъекта, муниципального района до настоящего времени не принято.

Проанализировав представленные истцом доказательства в обоснование заявленных исковых требований в совокупности с обстоятельствами данного дела, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца.

Суд принимает во внимание, что администрация МО «Алексеевское» является органом местного самоуправления, сельским поселением.

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ     «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект местного бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития. В соответствии с бюджетным законодательством произвольное расходование бюджетных средств не допускается. При недостаточности в бюджете денежных средств, предназначенных для предоставления благоустроенного жилья, администрация МО «Алексеевское» не имеет возможности произвольно израсходовать средства из других статей бюджета, так как это является нецелевым расходованием бюджетных средств.

Администрация МО «Алексеевское» проявила ту степень заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру обязательств и условиям оборота, приняла соответствующие меры для организации исполнения обязательств и требований судебного постановления.

Изучив представленные доказательства невиновности должника в установленный для добровольного исполнения срок исполнить решение суда, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора, чем не нарушаются права иных лиц. Освобождение истца от взыскания исполнительского сбора не является основанием для прекращения имеющегося обязательства по исполнению решения суда.

При этом предоставления администрацией доказательств тому, что исполнение исполнительного документа оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, не требовалось, поскольку неисполнение администрацией исполнительного документа не связано с осуществлением предпринимательской деятельности, на что указывает норма п. 3 ст. 401 ГК РФ.

В силу положений ст. 112 Закона № 229-ФЗ, ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ и Правил возврата должнику исполнительского сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 550, надлежащим ответчиком по делам, связанным с уменьшением размера исполнительского сбора, освобождением от его взыскания, признается соответствующий территориальный орган Федеральной службы судебных приставов.

В соответствии с ч. 8 ст. 112 Закона № 229-ФЗ решение об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора подлежит немедленному исполнению.

На основании п.п. 19 ч. 1 ст. ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175, 177, 180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

исковые требования администрации МО «Алексеевское» к УФССП России по <адрес> и Ненецкому автономному округу об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № ***-ИП удовлетворить.

Освободить администрацию МО «Алексеевское» от уплаты исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей по постановлению врио начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> и Ненецкому автономному округу Лукиной С.Н. от __.__.______г., в рамках исполнительного производства № ***-ИП от __.__.______г..

В удовлетворении исковых требований к отделу судебных приставов по <адрес> УФССП России по <адрес> и Ненецкому автономному округу администрации МО «Алексеевское» отказать.

Решение суда об освобождении от исполнительского сбора подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Красноборский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                  подпись                         С.В. Гарбуз

Верно:

Судья                                                                                                      С.В. Гарбуз

2а-372/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация МО Алексеевское
Ответчики
ОСП по Красноборскому району
УФССП России по Архангельской области и НАО
Суд
Красноборский районный суд Архангельской области
Дело на странице суда
krasnsud.arh.sudrf.ru
31.07.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
01.08.2017[Адм.] Передача материалов судье
02.08.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
02.08.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.08.2017[Адм.] Судебное заседание
18.08.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее