Судья Мохнаткина И.В.
Дело № 2а-407/2021
№ 33а-8866/2021
УИД 59RS0014-01-2021-000117-36
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего судьи Поповой Н.В.,
судей Шалагиновой Е.В., Титовца А.А.,
при секретаре Греховой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 сентября 2021 года апелляционную жалобу Чудинова Владимира Николаевича на решение Верещагинского районного суда Пермского края от 17 июня 2021 года, которым постановлено:
«Отказать в удовлетворении административного искового заявления Чудинова Владимира Николаевича к Думе Верещагинского городского округа Пермского края о признании незаконным уклонение от принятия решения об утверждении Положения «О порядке направления депутатского запроса депутатом Думы Верещагинского городского округа Пермского края», возложении обязанности устранить препятствия для осуществления депутатских полномочий установлением порядка направления депутатского запроса непосредственно депутатом Думы Верещагинского городского округа».
Заслушав доклад судьи Шалагиновой Е.В., объяснения административного истца Чудинова В.Н., представителя административного ответчика Силкину Е.В., изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Чудинов В.Н., уточнив требования в порядке ст. 46 КАС РФ, обратился с административным иском к Думе Верещагинского городского округа Пермского края о признании незаконным уклонение от принятия решения об утверждении Положения «О порядке направления депутатского запроса депутатом Думы Верещагинского городского округа Пермского края», возложении обязанности устранить препятствия для осуществления депутатских полномочий установлением порядка направления депутатского запроса непосредственно депутатом Думы Верещагинского городского округа.
В обоснование требований указано, что Чудинов В.Н. является депутатом Думы Верещагинского городского округа Пермского края. 17.12.2020 на плановом 29-м заседании Думы был рассмотрен и отклонен предложенный им проект решения об утверждении Положения «О направлении депутатского запроса депутатом Думы Верещагинского городского округа Пермского края». Считает отклонение проекта необоснованным, препятствующим реализации его права о направлении депутатских запросов организациям и должностным лицам и нарушающим требования Федерального закона № 131-ФЗ об обеспечении беспрепятственного осуществления депутатских полномочий депутатом Думы, в частности ч. 3 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ, ч. 4 ст. 9 Закона Пермского края № 767-ПК, наделяющей депутата Думы правом направлять депутатские запросы.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Чудинов В.Н. просит решение суда отменить, принять по административному делу новое решение, ссылаясь на неправильное определении судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, неправильном применении норм права. В жалобе приведены доводы о том, что судом не установлено, соответствует ли бездействие административного ответчика положениям ч. 3 ст. 43 Федерального закона №131-ФЗ, ч. 4 ст. 9 Закона Пермского края № 767-ПК, нарушены ли оспариваемым бездействием права, свободы и законные интересы Чудинова В.Н. Действующее положение «О депутатском запросе и обращении депутата Думы Верещагинского городского округа Пермского края» устанавливает правила направления депутатского запроса Думой и не содержит порядок направления депутатского запроса от имени депутата Думы. Выводы суда о том, что действующее Положение предусматривает право депутата Думы на обращение, как с депутатским запросом, так и с обращением депутата, не соответствуют обстоятельствам дела. Действующее Положение устанавливает правила направления депутатского запроса представительным органом и не содержит порядок направления депутатского запроса от имени депутата Думы.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу, представитель Думы Верещагинского городского округа Пермского края просил решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец на доводах апелляционной жалобы настаивал, просил решение суда отменить.
Представитель административного ответчика поддержал доводы письменных возражений на апелляционную жалобу.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Отказывая административному истцу в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался положениями ч. 1 ст. 34, ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 3, ст. 9 Закона Пермского края «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Пермском крае» от 10.05.2011 № 767-ПК, и исходил из правомочности отклонения Думой Верещагинского городского округа Пермского края проекта решения «Об утверждении Положения «О направлении депутатского запроса депутатом Думы Верещагинского городского округа Пермского края» и отсутствия доказательств незаконного бездействия административного ответчика в виде уклонения от принятия решения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм права.
На основании ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, за исключением вопросов, находящихся в исключительной компетенции данных органов.
Частью 3 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца. Представительный орган поселения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, внутригородского муниципального образования города федерального значения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.
Частью 1 ст. 20 Устава Верещагинского городского округа Пермского края установлено, что представительным органом муниципального образования является Дума Верещагинского городского округа Пермского края.
Решением Думы Верещагинского городского округа Пермского края от 18.09.2019 №1/01 утвержден Регламент Думы Верещагинского городского округа Пермского края, в соответствии с которым установлен порядок подготовки и проведения заседаний Думы, процедура рассмотрения и принятия решений Думы, процедура голосования и другие вопросы деятельности Думы.
Пунктом 15.2 Регламента Думы Верещагинского городского округа предусмотрен порядок рассмотрения вопросов принятия правовых актов, в частности установлено, что после обсуждения проекта решения Дума принимает одно из следующих решений: проект решения принять в целом; проект решения принять в первом чтении; отклонить предложенный проект решения; проект решения принять с поправками, предложенными депутатами или инициаторами внесения вопроса в ходе его рассмотрения на заседании Думы.
Из материалов дела следует, что решением Территориальной избирательной комиссии Верещагинского городского округа от 17.09.2019 №49/01-4 «О регистрации депутатов Думы Верещагинского городского округа» Чудинов Владимир Николаевич зарегистрирован депутатом Думы.
24.09.2020 депутатом Чудиновым В.Н. по собственной инициативе разработан проект Положения «О направлении депутатского запроса депутатом Думы Верещагинского городского округа Пермского края» и вынесен на рассмотрение 29-го планового заседания Думы Верещагинского городского округа Пермского края.
17.12.2020 состоялось 29-е плановое заседание Думы Верещагинского городского округа Пермского края, на котором в соответствии с повесткой дня рассматривался вопрос № 5 «Об утверждении Положения «О направлении депутатского запроса депутатом Думы Верещагинского городского округа Пермского края», большинством голосов указанный проект решения был отклонен.
Установлено, что основанием для отклонения проекта решения послужило наличие действующего Положения «О Депутатском запросе и обращении депутата Думы Верещагинского городского округа Пермского края», утвержденное решением Думы Верещагинского городского округа Пермского края от 28.02.2020 № 17/153, которое наделяет депутата Думы правом обращения с депутатским запросом и с обращением депутата в соответствующем порядке.
Полагая, что административный ответчик незаконно уклоняется от принятия решения, по утверждению представленного истцом Положения, Чудинов В.Н. обратился в суд с административным иском.
В соответствии со ст. 9 Закона Пермского края «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Пермском крае» от 10.05.2011 № 767-ПК депутат вправе по вопросам, находящимся в пределах его полномочий, направлять в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительного органа, обращения и депутатские запросы в органы государственной власти Пермского края, территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти, расположенные на территории края, органы местного самоуправления, юридическим лицам независимо от форм собственности.
Таким нормативным правовым актом представительного органа является Положение «О Депутатском запросе и обращении депутата Думы Верещагинского городского округа Пермского края», утвержденного решением Думы Верещагинского городского округа Пермского края от 28.02.2020 № 17/153 в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Законом Пермского края «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Пермском крае» от 10.05.2011 № 767-ПК.
Данное Положение наделяет, в том числе и непосредственно депутата Думы в установленном порядке обратиться с депутатским запросом и с обращением депутата, при этом предусмотрен порядок реализации данного права.
Вопреки утверждению административного истца, отклонение Думой представленного Чудиновым В.Н. проекта Положения, не свидетельствует о незаконном уклонении представительного органа от принятия решения об утверждении такого проекта. Само по себе несогласие административного истца с установленным порядком направления депутатского запроса, безусловно, не указывает на незаконность бездействия административного ответчика, принимая во внимание, что действующее Положение «О Депутатском запросе и обращении депутата Думы Верещагинского городского округа Пермского края» никем не оспорено.
Таким образом, доводы административного истца о бездействии Думы Верещагинского городского округа, выразившемся в уклонении от принятия решения, невыполнении обязанности, предусмотренной ч. 3 ст. 43 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ, ч. 4 ст. 9 Закона Пермского края «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Пермском крае» от 10.05.2011 № 767-ПК, подлежат отклонению как необоснованные.
Учитывая, что спорный проект Положения в соответствии с установленным Регламентом вынесен на рассмотрение заседания Думы Верещагинского городского округа, внесен в повестку дня, в ходе заседания Думы проведены обсуждение проекта и процедура голосования, большинством голосов проект был отклонен (за принятие проекта проголосовало - 2, против - 11, воздержались - 4). Оспариваемое решение принято правомочным составом: на заседании Думы из избранных 21 депутатов участвовало 17 депутатов, суд первой инстанции обоснованнно пришел к выводу о том, что принятое решение об отклонении проекта является законным и обоснованным, соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, принято с соблюдением порядка рассмотрения вопросов принятия правовых актов.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что образом, судом первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 226 КАС РФ установлено соблюдение Думой Верещагинского городского округа Пермского края требований нормативных правовых актов, устанавливающих ее полномочия, порядок принятия оспариваемого решения, основания для его принятия, при отклонении проекта решения «Об утверждении Положения «О направлении депутатского запроса депутатом Думы Верещагинского городского округа Пермского края».
Административный истец, как того требует п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, не представил доказательств тому, что отклонение Думой Верещагинского городского округа проекта Положения «О направлении депутатского запроса депутатом Думы Верещагинского городского округа Пермского края» повлекло нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Таким образом, действия административного ответчика соответствуют вышеприведенным нормам законодательства, совершены в пределах предоставленных ему полномочий, нарушений при отклонении проекта решения «Об утверждении Положения «О направлении депутатского запроса депутатом Думы Верещагинского городского округа Пермского края» не допущено, а выводы суда об отказе для удовлетворения иска являются верными, поскольку совокупности условий установленных ч. 2 ст. 227 КАС РФ не имеется.
По существу доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Верещагинского районного суда Пермского края от 17 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чудинова Владимира Николаевича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
(г. Челябинск) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)