Решение по делу № 33-3297/2024 от 14.03.2024

УИД 29RS0020-01-2023-000699-15

Строка 211г; госпошлина 0 руб.

Судья Жук О.Ю.                                                                      2 мая 2024 г.

Докладчик Мананникова Т.А.       Дело № 33-3297/2024         г. Архангельск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Мананниковой Т.А.,

судей Рассошенко Н.П., Романовой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Панютиной Ж.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-359/2023 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пинежского муниципального района Архангельской области и обществу с ограниченной ответственностью «АльянсТеплоЭнерго» о возложении обязанности по проведению мероприятий, направленных на улучшение санитарного состояния объектов водоснабжения, и устранению нарушений санитарного законодательства по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «АльянсТеплоЭнерго» на решение Пинежского районного суда Архангельской области от 25 декабря 2023 г.

Заслушав доклад судьи Мананниковой Т.А., судебная коллегия

установила:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Архангельской области) обратилось с иском к администрации Пинежского муниципального района Архангельской области и обществу с ограниченной ответственностью «АльянсТеплоЭнерго» (далее – ООО «АльянсТеплоЭнерго»), которым просило обязать администрацию Пинежского муниципального района Архангельской области размещать не реже одного раза в год в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального округа в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем питьевого водоснабжения на территории с. Карпогоры Пинежского района Архангельской области, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов, а также обязать администрацию Пинежского муниципального района Архангельской области, ООО «АльянсТеплоЭнерго» провести мероприятия, направленные на улучшение санитарного состояния источников централизованного питьевого водоснабжения на территории с. Карпогоры МО «Карпогорское» Пинежского района Архангельской области, а именно, в срок до 1 января 2025 г. получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов; разработать проекты зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков, в границах таких зон санитарным правилам в отношении вышеназванных артезианских скважин.

В обоснование исковых требований указало, что согласно схеме водоснабжения и водоотведения МО «Карпогорское» источниками централизованного питьевого водоснабжения на территории МО «Карпогорское» являются:

1. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. 13ан., сооружение № 1);

2. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. 13ан., сооружение № 1, (участок Рагово);

3. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. 13ан., строение № 1, у ветстанции);

4. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. 13ан. № 1, сооружение № 5, центральная);

5. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. 13ан. № 2, сооружение № 4, центральная);

6. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. 13ан., сооружение № 1);

7. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. 13ан. № 1, сооружение № 1, у детского сада);

8. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. 13ан. № 2, сооружение № 2, у детского сада);

9. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. 13ан., сооружение № 1, у больницы);

10. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. 14ан., строение № 1);

11. Артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. 14ан., сооружение № 1).

Собственником перечисленных источников централизованного питьевого водоснабжения является администрация Пинежского муниципального района Архангельской области. Постановлением администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке использования имущества (объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения), принадлежащего на праве собственности МО «Пинежский район» и передаваемых в эксплуатацию и обслуживание в период повышенной готовности ООО «МТК», ООО «АльянсТеплоЭнерго»» вышеуказанное муниципальное имущество (объекты водоснабжения) передано ООО «АльянсТеплоЭнерго». Постановлением администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения и установления зон ее деятельности на территории МО «Карпогорское» статусом гарантирующей организации для систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории МО «Карпогорское» Пинежского муниципального района Архангельской области с ДД.ММ.ГГГГ наделено ООО «АльянсТеплоЭнерго».

Ссылаясь на положения статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), пункт 2 статьи 2, статьи 11, 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», часть 1 статьи 55, пункт 3 части 1 статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации, пункт 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», часть 1 статьи 6, части 1, 2 статьи 10, часть 10 статьи 23 Федерального закона № 416 от 07 декабря 2011 г. «О водоснабжении и водоотведении», СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения Санитарные правила и нормы», считает, что администрация Пинежского муниципального района обязана обеспечить условия, необходимые для подачи питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, осуществлять меры по охране водных объектов источников питьевого водоснабжения, а также размещать информацию о качестве питьевой воды на своем официальном сайте в сети «Интернет».

В настоящее время санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны (далее – проекты ЗСО) источников централизованного питьевого водоснабжения в с. Карпогоры МО «Карпогорское» Пинежского района Архангельской области для ООО «АльянсТеплоЭнерго», осуществляющего эксплуатацию артезианских скважин и водопроводных сооружений, либо для собственника объектов централизованного питьевого водоснабжения - администрации Пинежского муниципального района Архангельской области, а также для иных лиц – МУП «Пинежское ПЖКХ», ранее эксплуатировавших вышеуказанное муниципальное имущество, Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области не выдавалось и в наличии не имеется.

Ответчиками не исполняются требования частей 3 и 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», пункты 1.1, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02, а также требования части 10 статьи 23 Федерального закона № 416-ФЗ от 7 декабря 2011 г. «О водоснабжении и водоотведении», а именно, отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии проектов ЗСО источников централизованного питьевого водоснабжения с. Карпогоры МО «Карпогорское» Пинежского района Архангельской области санитарным правилам; в нарушение действующего законодательства водные объекты используются как источники централизованного питьевого водоснабжения без санитарно-эпидемиологических заключений; в средствах массовой информации и на официальном сайте администрации Пинежского района Архангельской области в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») не размещаются сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с. Карпогоры Пинежского района Архангельской области с использованием централизованных систем питьевого водоснабжения на территории Пинежского района Архангельской области, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.

Решением суда исковые требования Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пинежского муниципального района Архангельской области и ООО «АльянсТеплоЭнерго» о возложении обязанности по проведению мероприятий, направленных на улучшение санитарного состояния объектов водоснабжения и устранению нарушений санитарного законодательства, удовлетворены.

Возложена на администрацию Пинежского муниципального района Архангельской области обязанность размещать не реже одного раза в год в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории с. Карпогоры муниципального образования «Карпогорское» Пинежского района Архангельской области, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.

Возложена на администрацию Пинежского муниципального района Архангельской области и на ООО «АльянсТеплоЭнерго» обязанность по проведению мероприятий, направленных на улучшение санитарного состояния источников централизованного питьевого водоснабжения, расположенных на территории с. Карпогоры муниципального образования «Карпогорское» Пинежского района Архангельской области, а именно, в срок до 25 декабря 2025 г.:

- получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов;

- разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам разработанных проектов зон санитарной охраны и ограничений использования земельных участков в границах таких зон.

С указанным решением не согласилось ООО «АльянсТеплоЭнерго», в поданной апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части удовлетворения к нему иска. В обоснование доводов указывает, что полномочия собственника водных объектов общего пользования осуществляют органы местного самоуправления независимо от того, кому переданы данные объекты и на каком основании, в связи с чем обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения лежит на органе местного самоуправления.

Изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика ООО «АльянсТеплоЭнерго» ФИО16, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно частям 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Не соглашаясь с решением суда, податель жалобы указывает на отсутствие предусмотренных законом или договором оснований для возложения на него обязанности по проведению мероприятий, направленных на улучшение санитарного состояния источников централизованного питьевого водоснабжения.

Согласно статье 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 г. «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права.

Вместе с тем указанным выше требованиям решение суда первой инстанции в обжалуемой части не соответствует.

Удовлетворяя требования истца к ООО «АльянсТеплоЭнерго», суд первой инстанции исходил из того, что данная организация, как пользующаяся объектами водоснабжения, обязана принять меры по разработке проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам разработанных проектов зон санитарной охраны и ограничений использования земельных участков в границах таких зон, а также к получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов в части подготовки производственной программы контроля качества воды и проверки качества воды в объеме (анализы), предусмотренном действующими санитарными нормами и правилами.

Судебная коллегия находит, что решение суда в указанной части принято с нарушением норм материального закона.

В соответствии со статьей 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. № 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02».

Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Пункт 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально (пункт 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02).

В силу пункта 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия в пределах первого пояса ЗСО должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов - владельцами объектов, оказывающих отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

Отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН (пункт 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно части 1 статьи 10 данного Федерального закона собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

В силу части 1 статьи 12 указанного Федерального закона органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Статьей 23 названного Федерального закона предусмотрено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (часть 1).

Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (часть 2).

Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (часть 3).

На основании части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа (пункт 11).

В соответствии с абзацем 2 статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 2 данного Федерального закона органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно статье 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (абзац 2); обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (абзац 4).

Статьей 18 названного Федерального закона предусмотрено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (пункт 1).

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (пункт 3).

На основании пункта 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе функцию по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

В соответствии с пунктом 8.4 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Архангельской области, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 10 июля 2012 г. № 749, истец осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе выдает санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные санитарным законодательством.

Порядок получения санитарно-эпидемиологического заключения регламентирован приказом Роспотребнадзора от 5 ноября 2020 г. № 747 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований».

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Согласно пункту 1 СанПиН 2.1.3684-21 настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

В силу пункта 75 СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).

На основании части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено, что полномочия собственника системы водоснабжения и водоотведения в МО «Карпогорское» в настоящее время осуществляет администрация Пинежского муниципального района Архангельской области.

Из материалов дела усматривается и сторонами не оспаривается, что объекты водоснабжения: артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. 13ан., сооружение № 1); артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. 13ан., сооружение № 1, (участок Рагово); артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. 13ан., строение № 1, у ветстанции); артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. 13ан. № 1, сооружение № 5, центральная); артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. 13ан. № 2, сооружение № 4, центральная); артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. 13ан., сооружение № 1); артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. 13ан. № 1, сооружение № 1, у детского сада); артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. 13ан. № 2, сооружение № 2, у детского сада); артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. 13ан., сооружение № 1, у больницы); артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. 14ан., строение № 1); артезианская скважина, адрес: <адрес> (Арт. 14ан., сооружение № 1) относятся к источникам централизованного водоснабжения на территории с. Карпогоры Пинежского района Архангельской области и являются муниципальной собственностью МО «Пинежский район».

Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между КУМИ и ЖКХ администрации МО «Пинежский район» и ООО «АльянсТеплоЭнерго»,в эксплуатацию ООО «АльянсТеплоЭнерго» было передано имущество для оказания коммунальных услуг на территории муниципального образования «Карпогорское», в том числе указанные объекты водоснабжения.

На основании постановления администрации Пинежского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения и установлении зон ее деятельности на территории муниципального образования «Карпогорское»» ООО «АльянсТеплоЭнерго» наделено статусом гарантирующей организации для систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории МО «Карпогорское», установлена зона деятельности гарантирующей организации – территория МО «Карпогорское» (л.д. 20-21).

Из материалов дела следует, что проекты зоны санитарной охраны спорных источников питьевого водоснабжения не разработаны, а санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии указанных выше водных объектов санитарным правилам не получены.

При указанных обстоятельствах, разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что надлежащим ответчиком по делу наряду с администрацией Пинежского муниципального района является и ООО «АльянсТеплоЭнерго».

Вместе с тем, суд не учел следующее.

В силу части 1 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации именно собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 настоящего Кодекса.

К полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится осуществление мер по охране таких водных объектов (пункт 3 часть 1 статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Основания возникновения гражданских прав и обязанностей перечислены в данной статье.

На общество, оказывающее услуги по водоснабжению округа, в том числе наделенного статусом гарантирующей организации, обязанность по получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов санитарным правилам законом не возложена (определение Верховного Суда Российской Федерации от 30 августа 2022 г. № 75-КГ22-7-К3).

Не возложена такая обязанность на ООО «АльянсТеплоЭнерго» и соглашением, заключенным между КУМИ и ЖКХ администрации МО «Пинежский район» и ООО «АльянсТеплоЭнерго» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому общество лишь эксплуатирует объекты коммунальной инфраструктуры в целях оказания услуг в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а сам по себе факт заключения данного соглашения такую обязанность не порождает.

Таим образом, у суда не имелось правовых оснований для возложения на ООО «АльянсТеплоЭнерго» обязанности получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов, а также разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам разработанных проектов зон санитарной охраны и ограничений использования земельных участков в границах таких зон.

При таких обстоятельствах решение суда в указанной части подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Пинежского районного суда Архангельской области от 25 декабря 2023 г. отменить в части возложения на общество с ограниченной ответственностью «АльянсТеплоЭнерго» обязанности по проведению мероприятий, направленных на улучшение санитарного состояния источников централизованного питьевого водоснабжения, расположенных на территории с. Карпогоры муниципального образования «Карпогорское» Пинежского района Архангельской области, а именно, в срок до 25 декабря 2025 г.:

- получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов;

- разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам разработанных проектов зон санитарной охраны и ограничений использования земельных участков в границах таких зон.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий Т.А. Мананникова
Судьи Н.П. Рассошенко
Н.В. Романова

33-3297/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в лице Пинежского территориального отдела
Ответчики
Администрация Пинежского муниципального района
ООО АльянсТеплоЭнерго
Другие
МУП Пинежское МП ЖКХ
КУМИ и ЖКХ администрации МО Пинежский район
Суд
Архангельский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.arh.sudrf.ru
14.03.2024Передача дела судье
02.05.2024Судебное заседание
20.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2024Передано в экспедицию
02.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее