Адм. дело № 5-912/2021
УИД 21RS0025-01-2021-002283-16
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возвращении протокола
об административном правонарушении
26 апреля 2021 г. г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Волкова Е.Н., рассмотрев протокол об административном правонарушении, составленный дата начальником муниципального казенного учреждения «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Чебоксары» ФИО4 в отношении индивидуального предпринимателя Зайламовой ФИО9, ОГРНИП -----, ИНН -----, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
На основании постановления судьи Московского районного суда г. Чебоксары от дата материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее – КоАП РФ), в отношении индивидуального предпринимателя Зайламовой ФИО10 направлены по подведомственности в Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Из поступивших материалов следует, что дата начальником муниципального казенного учреждения «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Чебоксары» (далее – МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Чебоксары») ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2, ОГРНИП -----, ИНН -----, (далее – ИП ФИО2) о совершении индивидуальным предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
В обозначенном протоколе указано, что ИП ФИО2 совершено административное правонарушение при следующих обстоятельствах: дата в 13 час. 42 мин. в принадлежащем ИП ФИО2 магазине «FLORенция», расположенном по адресу: адрес, составлен акт фиксации нарушений о том, что в нарушение п. 6 Указа Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 г. № 166 «О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики» продавцами не соблюдался масочный режим (нахождение на рабочем месте без средств индивидуальной защиты (маски)) и несвоевременно велись журналы санитарной обработки помещений и термометрии сотрудников, тем самым ФИО2 не обеспечила соблюдение противоэпидемиологического режима и совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
К протоколу приложен акт фиксации нарушений ----- от дата, составленный главным специалистом-экспертом сектора торговли администрации адрес ФИО5, зам. начальника ОЗПП Управления Роспотребнадзора по ФИО1 Республики ФИО6 и ст. УУП ОП ----- УМВД России по адрес ФИО7 в присутствии лориста ФИО8, фотоматериал, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от дата, уведомление от дата в адрес ИП Зайламовой А.Г. по адресу: адрес,2, магазин «FLORенция»», о направлении определения и назначении рассмотрения административного дела, составлении протокола об административном правонарушении на 08 час. 20 мин. дата, выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении ИП Зайламовой А.Г., отчет об отслеживании отправления, при этом согласно отчету отправление принято в отделении связи дата, дата – неудачная попытка вручения, сопроводительное письмо от дата о направлении протокола об административном правонарушении в адрес ИП Зайламовой А.Г., направленное по адресу: адрес, магазин «FLORенция».
В протоколе об административном правонарушении указано, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не явилось.
Сведения о разъяснении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, положений ст.ст. 25.1, 25.4 КоАП РФ отсутствуют, протокол об административном правонарушении не вручен. Указанный протокол направлен ИП ФИО2 дата по адресу: адрес, магазин «FLORенция».
Исследовав представленные суду материалы дела об административном правонарушении, считаю, что административный материал подлежит возвращению должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении для устранения недостатков, исходя из следующего.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Из анализа указанных норм следует, что исправление недостатков протокола об административном правонарушении, внесение в него исправлений, изменений и дополнений, соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также устранение неполноты представленных материалов осуществляется в случае возвращения протокола органу или должностному лицу, его составившим.
Судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения, проверить полномочие должностного лица, составившего протокол, и сведения о лице, совершившим правонарушение, а также соблюдение порядка оформления протокола.
При этом, исходя из приведенных положений КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5), в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол (за исключением случаев, предусмотренных ст.28.4, ч.ч. 1, 3 и 4 ст.28.6 КоАП РФ), в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства, свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении, составленный административным органом с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, не может служить основанием для привлечения к административной ответственности и влечет за собой отмену постановления о привлечении к административной ответственности, независимо от наличия или отсутствия состава административного правонарушения в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.
В соответствии с ч.1 ст.25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Несмотря на то, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении ИП ФИО2 направлено уведомление, нельзя признать соблюдение ее прав в ходе производства по делу.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения об индивидуальном предпринимателе, в том числе о месте его жительства в Российской Федерации.
Из п. 5 ст. 6 Федерального закона от 8 августа 2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» следует, что содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения о месте жительства конкретного индивидуального предпринимателя могут быть предоставлены регистрирующим органом на основании запроса, представленного непосредственно в регистрирующий орган физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, запрос в регистрирующий орган не направлялся, сведения о месте жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не получены.
При обнаружении дата (согласно акту) события, содержащего признаки административного правонарушения, протокол об административном правонарушении не составлен. При составлении акта дата ИП Зайламова А.Г. не присутствовалп, данные о месте ее жительства не получены.
Из представленного материала не следует, что извещение административного органа о необходимости явки на составление протокола, было получено адресатом или в адрес отправителя к моменту составления протокола вернулось почтовое отправление с отметкой «истек срок хранения». Согласно отчету об отслеживании почтового отправления с идентификатором ----- извещение в адрес лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, направлено дата, дата зафиксирована «неудачная попытка вручения».
Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в п. 6 постановления Пленума от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений.
Таким образом, фиксация факта доставки извещения в адрес лица, привлекаемого к административной ответственности, в представленном материале отсутствует.
Кроме того, описание в протоколе об административном правонарушении события не в полной мере соответствует диспозиции ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, является невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
В описании события административного правонарушения не указано, что бездействие по невыполнению п. 6 Указа Главы Чувашской Республики от 20 июня 2020 г. № 166 «О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики» совершено в период введения режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации введении, т.е. часть объективной стороны правонарушения в протоколе об административном правонарушении отсутствует.
Также при производстве по делу об административном правонарушении не соблюдены требования КоАП РФ, регулирующие проведение административного расследования.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ в случаях, если после выявления административного правонарушения в области законодательства об охране здоровья граждан, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, а также в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.1.1, 7.27, 13.41, 20.6.1 настоящего Кодекса, проводится административное расследование.
дата г. начальником МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Чебоксары» Родионовым В.В. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
С указанной даты какие-либо действия по административному расследованию в соответствии с КоАП РФ не проводились: данные об индивидуальном предпринимателе и его адресе не получены, индивидуальный предприниматель как лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или его представитель не опрошен, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ права ему не разъяснены, лица, составившие акт фиксации нарушений и присутствовавшие при его составлении, в том числе флорист ФИО8, не опрошены, отсутствуют документы, подтверждающие полномочия ИП ФИО2 на осуществление предпринимательской деятельности по адресу: адрес, а также нахождение ФИО8 в трудовых или договорных отношениях с ИП ФИО2, не получены иные доказательства совершения ИП ФИО2 административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Все имеющиеся в деле доказательства получены дата (акт, фотоматериал). Выписка из ЕГРИП, не содержащая персональные данные о месте жительства индивидуального предпринимателя, находится в общем доступе и могла быть получена в любое время, для чего проведение административного расследования не требовалось.
Учитывая отсутствие собранных доказательств после вынесения дата определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, проведение административного расследования не обеспечено.
Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В материале имеются уведомления о вызове для составления протокола о направлении протокола об административном правонарушении в адрес ИП ФИО2 по адресу: адрес, магазин «FLORенция», однако подтверждение того, что данный адрес является местом жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не представлено.
Отсутствие достоверных данных об обстоятельствах совершения административного правонарушения лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и разъяснении ему прав, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ, создает для суда условия, в которых невозможна полноценная реализация судьей своих полномочий в соответствии с нормами КоАП РФ.
Помимо вышеуказанных недостатков, протокол об административном правонарушении поступил в суд без документов, удостоверяющих личность ФИО2, установленного адреса места жительства, нет сведений о привлечении ранее к административной ответственности, что не позволяет достоверно определить норму материального права и установить личность и иные обстоятельства, в том числе предусмотренные ст.ст. 4.1-4.6 КоАП РФ, необходимые для рассмотрения дела по существу.
Таким образом, вышеуказанные недостатки создают для суда условия, в которых невозможна полноценная реализация судьей своих полномочий в соответствии с нормами КоАП РФ. Данный недостаток не может быть восполнен судом.
Согласно ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, в числе прочего, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела. По данному вопросу судом в случае необходимости выносится определение (ст. 29.4 КоАП РФ).
Руководствуясь ст. 29.6 КоАП РФ, судья
определил:
Возвратить протокол об административном правонарушении от дата, составленный начальником муниципального казенного учреждения «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Чебоксары» ФИО4 в отношении индивидуального предпринимателя Зайламовой ФИО11, ОГРНИП -----, ИНН ----- об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с приложенными материалами в муниципальное казенное учреждение «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Чебоксары» для устранения недостатков.
Судья Е.Н. Волкова