Мировой судья Горелова Г.И.
УИД 57MS0041-01-2023-000200-64 Производство № 11-80/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 ноября 2024 года г. Орел
Северный районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Добариной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Крыловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» к ФИО1 о взыскании задолженности за коммунальную услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами»,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка №1 Северного района г. Орла от 25 июля 2024 г., которым исковые требования удовлетворены частично,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» (далее по тексту – ООО «УК «Зеленая роща») обратилось в суд с иском к ФИО5 о взыскании задолженности за коммунальную услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами».
В обоснование заявленных требований истец указал, что ООО «УК «Зеленая роща» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области. ФИО1 является собственником нежилого помещения (магазина), расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> Ответчик не выполнил предусмотренную законодательством обязанность оформить договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО в виде подписанного сторонами документа, в связи с чем, указанный договор считается заключенным на условиях типового договора, в связи с чем, у ФИО1 возникла обязанность по оплате указанных услуг. Оказание региональным оператором услуг по обращению с ТКО потребителям предполагается, пока не доказано иное. Начисления за коммунальную услугу произведены исходя из нормативов потребления для объекта торговли и действующих тарифов. Ссылаясь на то, что ответчиком ФИО1 оплата за коммунальную услугу по обращению с ТКО не производилась, образовалась задолженность. По изложенным основаниям, с учетом уточнения исковых требований в процессе судебного разбирательства, просили взыскать с ФИО1 задолженность за фактически оказанные услуги по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 25904,94 руб., неустойку за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 18578,07 руб. и далее, начиная с ДД.ММ.ГГГГ неустойку в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, начисляемую на сумму основного долга 25904,94 руб. за каждый день просрочки, по день фактической оплаты задолженности, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1534,49 руб.
Мировым судьей постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Приводит доводы о пропуске истцом срока исковой давности обращения в суд за разрешением настоящего спора и несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора.
В судебное заседание представитель истца ООО «УК «Зеленая роща» не явился, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки не сообщили.
В судебном заседании ответчик ФИО1 поддержала доводы жалобы.
Представители третьих лиц ООО «Эко-Транс», Управление Жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Орла надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснение явившегося участника процесса, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого решения суда, принятого в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с нормами ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Сфера деятельности по обращению с отходами производства и потребления, а также деятельность региональных операторов регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами»), Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими нормативно-правовыми актами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Пунктами 1, 2 статьи 24.6 Закона об отходах установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее по тексту - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
В соответствии с ч.1,2,4,5 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Таким образом, вступление в договорные правоотношения собственников ТКО с региональным оператором носит общеобязательный характер и собственник ТКО не вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором.
В свою очередь пунктом 8 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, установлено, что региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся: а) в жилых помещениях в многоквартирных домах, - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника; в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Пунктом 8(4) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, установлено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с пунктом 1 Правил №1156 услуга по вывозу твердых коммунальных отходов является коммунальной услугой. К отношениям, возникающим между собственниками помещений в многоквартирных домах и региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, положения настоящих Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Порядок предоставления коммунальных услуг определяется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354.
Согласно п.3 ч.2, ч.4 ст. 154 ЖК и п.п. «ж» п.4 Правил №354, потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга- обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату обращение с твердыми коммунальными отходами.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» п. 148 (28) Правил №354).
Судом установлено и следует из материалов дела, ООО «Управляющая компания «Зеленая роща» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области и обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации, правилами обращения с отходами.
ДД.ММ.ГГГГ региональным оператором в газете «Орловская правда», установленной для официального опубликования правовых актов органов государственной власти Орловской области, опубликовано адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
ФИО1 является собственником нежилого помещения (магазина), общей площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> кадастровый №, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается данными Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Положениями статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность граждан и организаций, являющихся собственниками помещений, своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, ответчик ФИО1, являясь собственником указанного выше нежилого помещения, обязана осуществлять оплату коммунальной услуги «обращение с твердыми коммунальными отходами» в соответствии с установленными тарифами.
Постановлением Правительства Орловской области № 221 от 21.05.2018 утверждены нормативы накопления ТКО на территории Орловской области, в том числе для промтоварного магазина установлено 0,365 куб. м/год на 1 кв.м. общей площади.
Определяя размер задолженности ответчика по обращению с ТКО за спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд первой инстанции исходил из нормативов накопления ТКО для промтоварного магазина, ввиду чего взыскал оплату фактически оказанной услуги по обращению с ТКО в размере 25904,94 руб.
Доказательств уплаты данной задолженности ответчиком суду не представлено.
Суд первой инстанции проверил расчет задолженности, представленный истцом, признал его обоснованным и арифметически верным.
Доказательств, опровергающих расчет истца или неправильности исчисления размера задолженности за коммунальную услугу ответчиком, вопреки положениям статьи 56 ГПК РФ, суду не представлено.
Установив неисполнение ответчиком обязательств по оплате услуг по обращению с ТКО, суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 года № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами», а также постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2020 года № 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» обоснованно определил период взыскания с ответчика неустойки с № по № года с учетом действия моратория с № по № и с № по №, исключив данные периоды из расчета неустойки, в связи с чем, ее размер составил 17556, 74 руб. Посчитав подлежащую взысканию неустойку несоразмерной последствиям нарушения обязательств, суд, применив положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, снизил ее размер до 16939,04 руб.
Удовлетворяя частично исковые требования ООО «УК «Зеленая роща» о взыскании с ФИО1 суммы задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за спорный период и неустойки, мировой судья, руководствуясь приведенными выше нормами права, исходил из того, что ООО «УК «Зеленая роща» с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключен между сторонами на условиях типового договора, в связи с чем, ответчик, являясь собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, несет обязанность по внесению платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, расчет которой произведен в соответствии с установленными тарифами.
Суд апелляционной инстанции находит выводы мирового судьи правильными, мотивированными, основанными на установленных обстоятельствах и верном толковании норм материального права, поэтому оснований для их переоценки не находит.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно не применил срок исковой давности, отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами (статья 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 2 ст. 200 ГК РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части.
Пунктом 66 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354, предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом за который производится оплата, если договором управления многоквартирных домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
Из материалов дела следует, что истец ООО «УК Зеленая роща» с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности за коммунальную услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами» не обращался.
С исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности за коммунальную услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами» ООО «Управляющая компания «Зеленая роща» обратилось в суд ДД.ММ.ГГГГ (согласно входящему штампу суда), то есть в пределах трехлетнего срока, установленного ст. 196 ГК РФ.
При таких обстоятельствах выводы суда о том, что ООО «Управляющая компания «Зеленая роща» не пропущен срок исковой давности для взыскания задолженности по оплате за коммунальную услугу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ соответствуют положениям гл. 12 ГК РФ и разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности».
Кроме того, как следует из материалов дела, в связи с ходатайством ответчика о пропуске срока исковой давности, истец уточнил исковые требования и исключил из расчета задолженности период, который находится за пределами трехлетнего срока.
Довод апелляционной жалобы о том, что истцом не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора, не свидетельствует о незаконности выводов суда в отношении заявленных требований, поскольку при рассмотрении споров о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг досудебный порядок урегулирования споров действующим законодательством не предусмотрен.
Оценивая доводы апелляционной жалобы, суд считает, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанций, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что решение мирового судьи является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка №1 Северного районного суда г. Орла от 25 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 ноября 2024 года.
Председательствующий Е.Н. Добарина