Судья Куралевская А.Б. Дело № 2-316/11
№ 33- 945/11
09 августа 2011 года г. Магадан
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Гаджиевой С.А.,
судей Стахорской О.Л., Выглева А.В.,
при секретаре Иващенко В.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования «Поселок Сеймчан» на решение Среднеканского районного суда от 12 июля 2011 года, которым постановлено:
Заявление прокурора Среднеканского района удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 3 распоряжения главы администрации муниципального образования «поселок Сеймчан» № 177-р/к от 01.10.2009 года «О досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования «поселок Сеймчан».
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда А.В. Выглева, объяснения помощника прокурора Магаданской области Зариповой Е.В., возражавшей против доводов кассационной жалобы администрации муниципального образования «Поселок Сеймчан», судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Среднеканского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, с заявлением об оспаривании пункта 3 распоряжения главы администрации муниципального образования «Поселок Сеймчан» от 01 октября 2009 года №177-р/к, которым финансово-экономическому отделу администрации муниципального образования «поселок Сеймчан», в связи с досрочным прекращением полномочий Главы муниципального образования, поручено произвести выплату единовременного пособия в размере денежного вознаграждения с районным коэффициентом и надбавками за работу в районах Крайнего Севера, предусмотренного пунктом «ж» части 1 ст. 50 Устава муниципального образования «поселок Сеймчан».
По мнению прокурора, устанавливая данным распоряжением выплату единовременного пособия в размере денежного вознаграждения выборному должностному лицу, прекратившему свои полномочия, глава превысил предоставленные полномочия в части установления гарантий осуществления полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления.
Принятие незаконного решения о выделении денежных средств нарушает права администрации муниципального образования на распоряжение бюджетными средствами, поскольку связано с отвлечением бюджетных средств, на выплату незаконно установленных гарантий, а также права неопределенного круга лиц, проживающих на территории поселка Сеймчан, в связи с тем, что незаконное уменьшение бюджета поселка снижает возможности по решению вопросов местного значения со стороны администрации муниципального образования, предусмотренные Уставом муниципального образования.
Просил суд признать пункт 3 распоряжения главы администрации муниципального образования «поселок Сеймчан» № 177-р/к от 01 октября 2009 года незаконным и не действующим со дня его принятия.
Среднеканским районным судом 12 июля 2011 года постановлено приведенное решение.
В кассационной жалобе администрацией муниципального образования «Поселок Сеймчан» поставлен вопрос об отмене решения суда, со ссылкой на обстоятельства, приводимые администрацией при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Считает, что распоряжение принято на законных основаниях, законодательству не противоречит. Часть 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дает право устанавливать гарантии выборного должностного лица местного самоуправления уставами Муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Законом от 24 ноября 2008 года № 1061-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» установлен перечень гарантий, которые могут быть предусмотрены Уставом муниципального образования. На основании этого Закона, в соответствии с пунктом «ж» части 2 статьи 3 были внесены изменения в Устав муниципального образования, утвержденные Решением собрания Представителей МО «Поселок Сеймчан» от 19 марта 2009 года, зарегистрированные в Управлении Минюста по Магаданской области и Чукотскому АО.
Оспариваемое прокурором распоряжение было принято в соответствии с действующим в настоящее время областным Законом от 24 ноября 2008 года № 1061-ОЗ и Уставом МО «Поселок Сеймчан», зарегистрированным в Управлении Минюста в соответствии с Трудовым кодексом, который по установлению гарантий выборного лица отсылает к федеральным и областным законам, поэтому признание распоряжения противоречащим федеральному законодательству считает необоснованным.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд руководствуясь положениями трудового законодательства и Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое положение распоряжения противоречит федеральному законодательству.
Этот вывод мотивирован и оснований признать его неправильным не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01 октября 2009 года главой администрации муниципального образования «поселок Сеймчан» № 177-р/к издано распоряжение «О досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования «поселок Сеймчан».
Пунктом 3 распоряжения в связи с досрочным прекращением полномочий главы муниципального образования, финансово-экономическому отделу администрации муниципального образования «Поселок Сеймчан» поручено произвести выплату единовременного пособия в размере денежного вознаграждения с районным коэффициентом и надбавками за работу в районах Крайнего Севера, предусмотренного пунктом «ж» части 1 статьи 50 Устава муниципального образования «поселок Сеймчан».
Действительно нормы о выплате главе муниципального образования «Поселок Сеймчан» единовременного пособия по окончании срока полномочий содержались в положениях Устава муниципального образования «Поселок Сеймчан» (пункт «ж» части 2 статьи 50 Устава). Однако судом установлено, что приведенное положение Устава на основании решения Среднеканского районного суда от 17 июня 2011 года, вступившего в законную силу 04 июля 2011 года, признано противоречащим действующему законодательству и недействующим со дня его принятия (л.д.30-32).
Доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемое прокурором положение распоряжения принято в соответствии с действующим в настоящее время областным Законом от 24 ноября 2008 года № 1061-ОЗ, поэтому не является противоречащим законодательству, не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации определены Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации».
Статьей 40 названного Закона установлен статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
Пунктом 5.1 части 5 данной статьи предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом «ж» части 2 статьи 3 Закона Магаданской области от 24 ноября 2008 г. № 1061-ОЗ (в ред. Закона Магаданской области от 27 июля 2009 г. № 1170-ОЗ) «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» предусмотрено, что помимо гарантий, предусмотренных федеральным и областным законодательством, лицам, замещающим муниципальные должности, Уставом муниципального образования может быть предусмотрена выплата единовременного пособия в случаях окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 2.1, 3, 5, 6, 9 части 6 статьи 36, пунктами 1, 4, 5, 8 части 10 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также случая роспуска представительного органа в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 73 указанного Федерального закона) в размере, установленном муниципальным правовым актом.
Таким образом, предоставляя выборному должностному лицу местного самоуправления - главе муниципального образования право на выплату единовременного пособия в случаях окончания срока полномочий либо досрочного прекращения полномочий, положение пункта «ж» части 2 статьи 3 Закона Магаданской области «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» предоставляет выборному должностному лицу местного самоуправления преимущества в зависимости от должностного положения, между тем статья 3 Трудового кодекса РФ устанавливает запрет на получение каких-либо преимуществ в трудовых правах в зависимости от должностного положения, в этой связи пункт «ж» части 2 статьи 3 Закона Магаданской области вступает, таким образом, в противоречие с нормой трудового законодательства.
Помимо этого, в силу части 1 статьи 6 Трудового кодекса РФ принятие нормативных правовых актов, устанавливающих обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников), отнесено к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации не могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти (часть 2 статьи 6 Трудового кодекса РФ).
Более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Однако установленные пунктом «ж» части 2 статьи 3 Закона Магаданской области «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления», выплаты главе муниципального образования после его освобождения от занимаемой должности не могут свидетельствовать о реализации права на установление более высокого уровня трудовых прав и гарантий по сравнению с установленным федеральным законодательством, поскольку такие гарантии могут быть предоставлены только на период осуществления полномочий (статьи 164, 165, 172 Трудового кодекса РФ).
Действие же указанного положения Закона Магаданской области обеспечивают предоставление таких гарантий (в виде выплаты денежных вознаграждений, пособия) за пределами срока полномочий выборного должностного лица местного самоуправления муниципального образования, в связи с чем оно противоречит федеральному законодательству - статьям 3, 6, 164, 165 Трудового кодекса РФ, статье 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Из изложенного следует, что оспариваемый пункт 3 распоряжения о выплате главе муниципального образования «Поселок Сеймчан» единовременного пособия в размере денежного вознаграждения по окончании срока полномочий противоречит федеральному законодательству, так как предоставляет главе муниципального образования «Поселок Сеймчан» преимущество в трудовых правах в зависимости от должностного положения, что противоречит статье 3 Трудового кодекса РФ, кроме того, установленная гарантия введена за пределами полномочий в сфере трудовых и иных сходных с ними отношений главы муниципального образования «Поселок Сеймчан» и субъекта Российской Федерации.
При этом законами субъекта Российской Федерации и уставами муниципальных образований предоставлено право устанавливать гарантии депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления только на период их полномочий, а не по их окончании.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая изложенное судебная коллегия находит решение суда о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу пункта 3 распоряжения главы администрации муниципального образования «поселок Сеймчан» № 177-р/к от 01.10.2009 года «О досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования «поселок Сеймчан» законным и обоснованным.
Нарушений или неправильного применения норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, не усматривается.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Среднеканского районного суда от 12 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования «Поселок Сеймчан» - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна.
Судья Магаданского
областного суда: А.В. Выглев