УИД 11RS0001-01-2021-003989-09
Дело № 12-556/2021
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар 11 июня 2021 года
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Мишарина И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Николаевой Нины Петровны на постановление ОЛРР по г. Сыктывкару, Сыктывдинскому и Корткеросскому районам Управления Росгвардии по Республике Коми от 27.02.2021 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением должностного лица ОЛРР по г. Сыктывкару, Сыктывдинскому и Корткеросскому районам Управления Росгвардии по Республики Коми от 27.02.2021 Николаева Н.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Николаева Н.П. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, указав, что при рассмотрении дела были нарушены процессуального и материального права, в частности было нарушено ее право на защиту, поскольку не была надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела.
Николаева Н.П., извещенная надлежащим образом в судебное заседание не явилась, направила представителя.
В судебном заседании представитель Николаевой Н.П. – Коюшев И.В. доводы жалобы поддержал. При этом указал, что Николаева Н.П. не извещалась о месте и времени рассмотрения дела, копию протокола получила уже после рассмотрения дела 02.03.2021. при этом дата рассмотрения дела и вынесения постановления 27.02.2021 является субботой, то есть выходным днем Николаевой Н.П.
Должностное лицо ОЛРР по г. Сыктывкару, Сыктывдинскому и Корткеросскому районам Управления Росгвардии по Республики Коми Савелов М.А., вынесший постановление и составивший протокол об административном правонарушении, в судебном заседании, опрошенный как свидетель, суду показал, что Николаева Н.П. извещалась 26.02.2021 о времени и месте рассмотрения дела телефонограммой, и ей сообщено, что в отношении нее 25.02.2021 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей необходимо явиться 27.02.2021 к 15 час. 00 мин. для рассмотрения дела. 27.02.2021 являлся субботой, однако у административного органа это рабочий день.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Закон об оружии), положения которого распространяются также на оборот боеприпасов и патронов к оружию.
В соответствии с частью 1 статьи 25 названного Федерального закона правила учета, ношения, перевозки, транспортирования и уничтожения оружия определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.
Во исполнение требований Федерального закона № 150-ФЗ от 13 декабря 1996 года, а также статьи 8 Постановления Правительства Российской Федерации № 814 от 21 июля 1998 года «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» введена в действие Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденная приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 288 от 12 апреля 1999 года.
На основании пункта 152 Инструкции № 288 проверка фактического наличия оружия и патронов должна начинаться комиссией с проверки мест хранения оружия и патронов и опечатывания имеющихся сейфов, шкафов, пирамид, ящиков с оружием и патронами. Вскрытие и повторное опечатывание проверенных мест хранения оружия для его приема или выдачи осуществляется только членами инвентаризационной комиссии.
Согласно пункту 153 Инструкции № 288 Наличие оружия устанавливается путем обязательного его штучного, комплектного и номерного пересчета, а также проверки соответствия оружия технической документации (паспортам, формулярам либо их дубликатам) в присутствии лица, ответственного за его сохранность. Проверки патронов, упакованных в герметичные упаковки или металлические цинки, осуществляются путем осмотра целостности тары согласно нанесенной маркировке, о чем в инвентаризационной описи делается соответствующая отметка. При отсутствии маркировки (в том числе частичном) указанные упаковки подлежат вскрытию, а патроны - поштучному пересчету. В проверенные сейфы, шкафы, пирамиды, ящики и укупорки комиссией вкладываются ярлычки, заверенные председателем комиссии, с указанием даты проверки.
Как усматривается из материалов дела, в ходе рассмотрения материалов проведения инвентаризации оружия и патронов к нему в ООО СКБ «ФЛАГМАН», ..., поступивших в адрес ЦЛРР Управления Росгвардии по Республике Коми, установлено, что снятие остатков оружия и патронов в ООО СКБ «ФЛАГМАН», ... начато 28.12.2020, окончено 28.12.2020. Вместе с тем, согласно сведений, представленных ФГКУ «УВО ВНГ РФ по Республике Коми» (исх. от 09.02.2021 № 357/11-486), комната хранения оружия ООО СКБ «ФЛАГМАН», расположенная по адресу: ..., 28.12.2020 с охраны не снималась.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении директора ООО СКБ «ФЛАГМАН» Николаевой Н.П. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечение её должностным лицом к административной ответственности.
Между тем, доводы жалобы о ненадлежащем извещении Николаевой Н.П. о времени и месте рассмотрения дела, неполучении копии протокола об административном правонарушении, и рассмотрении дела в выходной день, заслуживают внимания.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Часть 1 ст. 25.15 КоАП РФ предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
При рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела (п. 2 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ).
Как следует из оспариваемого постановления должностного лица административного органа дело об административном правонарушении рассмотрено без участия лица, привлекаемого к административной ответственности.
При этом протокол об административном правонарушении, в котором указаны дата, время и место рассмотрения дела, направлен в адрес Николаевой Н.П. в тот же день, но получен, последней лишь 02.03.2021. О дате и времени рассмотрения дела Николаева Н.П. извещалась должностным лицом административного органа 26.02.2021 телефонограммой на 27.02.2021 с 15 час. 00 мин., и данная дата является субботой, выходным днем для Николаевой Н.П.
Указанные выше обстоятельства свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, что повлекло нарушение права на защиту, личное участие в рассмотрении дела.
Поскольку порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен, то постановление должностного лица ОЛРР по г. Сыктывкару, Сыктывдинскому и Корткеросскому районам Управления Росгвардии по Республике Коми от 27.02.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. ст. 20.8 КоАП РФ, в отношении Николаевой Н.П. не может быть признано законным и полежит отмене.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление должностного лица ОЛРР по г. Сыктывкару, Сыктывдинскому и Корткеросскому районам Управления Росгвардии по Республике Коми от 27.02.2021 о привлечении Николаевой Нины Петровны к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Николаевой Нины Петровны прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения либо получения копии решения.
Судья И.С. Мишарина