Дело № 2–279/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 сентября 2014 г. п. Урмары
Урмарский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего – судьи Павлова В.И.,
с участием истицы Васильевой А.В.,
представителя Управления ПФР в Урмарском районе Чувашской Республики Трофимовой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Павловой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васильевой А.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Урмарском районе Чувашской Республики-Чувашии о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации и периодов нахождения в учебном отпуске в специальный стаж и о возложении обязанности назначить пенсию с момента обращения за ней,
у с т а н о в и л:
Васильева А.В. обратилась в суд с исковым заявлением по тем основаниям, что решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Урмарском районе Чувашской Республики от (дата) № ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от (дата) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с отсутствием требуемого специального стажа для этого, не включены в её стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках.
Посчитав решение ответчика незаконным, ссылаясь на положения ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утв. постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г., ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, Васильева А.В. просила:
1. Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в Урмарском pайоне Чувашской Республики-Чувашии от (дата) № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности незаконным и отменить.
2. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Урмарском районе Чувашской Республики-Чувашии включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью, следующие периоды:
- с (дата) по (дата) (1 мес. 8 дней) – период нахождения на курсах повышения квалификации, в льготном исчислении как 1 год и 3 месяца за 1 год работы,
- с (дата) по (дата) (1 мес. 8 дней) – период нахождения на курсах повышения квалификации, в льготном исчислении как 1 год и 3 месяца за 1 год работы,
- с (дата) по (дата) (27 дн.) – период нахождения на курсах повышения квалификации,
- с (дата) по (дата) (26 дн.) – период нахождения на курсах повышения квалификации,
- периоды нахождения в учебном отпуске с (дата) по (дата) (14 дн.), с (дата) по (дата) (14 дн.), с (дата) по (дата) (6 дн.), с (дата) по (дата) (6 дн.), с (дата) по (дата) (14 дн.), с (дата) по (дата) (12 дн.), с (дата) по (дата) (6 дн.), с (дата) по (дата) (6 дн.), с (дата) по (дата) (13дн.).
3. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Урмарском районе Чувашской
Республики-Чувашии назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с
момента обращения в Управление Пенсионного фонда РФ – с (дата).
В судебном заседании истица Васильева А.В. свои требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении, и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Трофимова Н.Н., действующая на основании доверенности от (дата) г., иск не признала, указав, что истица Васильева А.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда в Урмарском районе ЧР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью (дата). Ее заявление было рассмотрено и решением от (дата) ей в удовлетворении заявления отказано, так как согласно постановлению Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках в специальный стаж в связи с лечебной деятельностью не включаются. Специальный трудовой стаж Васильевой А.В. по состоянию на (дата) составлял 24 года 6 мес. 4 дня. Просила отказать в иске истице.
Свидетели РМР и МТА одинаково показали в суде, что все врачи и медицинские сестры учреждений здравоохранения периодически проходят повышение квалификации для сертификации, в т.ч. и Васильева А.В.
Выслушав доводы сторон, показания свидетелей, исследовав имеющиеся в деле доказательства, а также материалы отказанного пенсионного дела Васильевой А.В., разрешая при этом данный спор в пределах исковых требований истицы, суд приходит к следующему.
Из трудовой книжки Васильевой (Гавриловой) А.В. серии (данные изъяты) № видно, что она принята на работу в Урмарскую районную больницу (дата) в качестве зубного врача Саруйской врачебной амбулатории, с (дата) переведена на должность зубного врача в Б.Яниковскую участковую больницу, (дата) переведена зубным врачом в стоматологическое отделение МУЗ «Урмарская районная больница» ((дата) переименована в БУ ЧР «Урмарская центральная районная больница»), где продолжает работу в этой же должности по настоящее время.
Указанное выше подтверждается также справкой БУ «Урмарская центральная районная больница» от (дата) № 32.
В справке подробно отражены периоды нахождения на курсах повышения квалификации и периоды нахождения в учебных отпусках. При этом в качестве основания выдачи справки указаны книги приказов за 1990-2014 г.г., лицевые счета за 1990-2014 г.г., штатные расписания за 1990-2014 г.г., тарификационные списки за 1990-2014 г.г.
Управлением ПФР в Урмарском районе эти факты не оспариваются, что отражено и в решении этого органа за № от (дата), из которого также видно, что в специальный стаж истицы не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с (дата) по (дата) (1 мес. 1 день), с (дата) по (дата) (1 мес. 1 день), с (дата) по (дата) (27 дн.), с (дата) по (дата) (26 дн.), а также периоды нахождения в учебном отпуске с (дата) по (дата) (14 дн.), с (дата) по (дата) (14 дн.), с (дата) по (дата) (6дн.), с (дата) по (дата) (6 дн.), с (дата) по (дата) (14 дн.), с (дата) по (дата) (12 дн.), с (дата) по (дата) (6 дн.), с (дата) по (дата) (6 дн.), с (дата) по (дата) (13дн.).
В решении также указано, что датой обращения за пенсией является (дата) г., а фактическая продолжительность специального стажа Васильевой А.В. составляет 24 года 6 мес. 4 дня при требуемом стаже 25 лет.
По этим основаниям, в связи с отсутствием требуемого специального стажа, ответчиком принято решение об отказе истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 20 п.1 ст.27 Федерального закона № 173-ФЗ от (дата) «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно подпункту 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Учитывая, что Васильева А.В. осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения только в сельской местности и поселках городского типа, трудовая пенсия по старости ей может быть назначена при специальном стаже работы не менее 25 лет.
Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 Закона установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516.
Само Постановление Правительства РФ и утвержденные им Правила, указанные выше, не содержат прямого запрета на включение в специальный стаж периодов нахождения в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации, но не содержат и указания на включение таких периодов в специальный стаж.
В свою очередь, в п.п. 4 и 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, также отсутствует указание на включение периодов нахождения в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации в льготный стаж при назначении пенсии.
В то же время в соответствии с п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В период нахождения истицы на курсах повышения квалификации с (дата) по (дата) г., с (дата) по (дата) действовали нормы КЗоТ РСФСР (до 01 февраля 2002 г.), а в период нахождения на курсах повышения квалификации с (дата) по (дата) г., с (дата) по (дата) и нахождения в учебных отпусках – нормы Трудового кодекса РФ.
Главой 26 ТК РФ (статьи 173-176) предусмотрены гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях.
Так, в соответствии со ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для:
прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно - по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно - по 50 календарных дней (при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на втором курсе - 50 календарных дней);
подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - четыре месяца;
сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц.
Согласно ст. 177 ТК РФ гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые. Указанные гарантии и компенсации также могут предоставляться работникам, уже имеющим профессиональное образование соответствующего уровня и направленным на обучение работодателем в соответствии с трудовым договором или соглашением об обучении, заключенным между работником и работодателем в письменной форме.
Таким образом, учебные отпуска Васильевой А.В. были предоставлены с сохранением заработной платы, а в соответствии с действовавшим и действующим законодательством из заработной платы производилась уплата взносов на государственное социальное страхование.
Статьей 112 Кодекса законов о труде Российской Федерации, утратившего силу с 1 февраля 2002 года в связи с принятием Трудового кодекса РФ, было предусмотрено, что при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
В силу ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 25.11.2009 г.) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и т.д.
Следовательно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы, т.к. работнику сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Исходя из изложенного выше следует, что трудовые отношения с Васильевой А.В. на период нахождения на курсах повышения квалификации не прерывались, в указанные периоды она находилась в командировке, ей выплачивалась заработная плата, из которой производились все установленные законодательством отчисления.
При таких обстоятельствах суд считает, что периоды нахождения Васильевой А.В. на курсах повышения квалификации с (дата) по (дата) (1 мес. 1 день), с (дата) по (дата) (1 мес. 1 день), с (дата) по (дата) (27 дн.), с (дата) по (дата) (26 дн.), а также периоды нахождения в учебных отпусках с (дата) по (дата) (14 дн.), с (дата) по (дата) (14 дн.), с (дата) по (дата) (6дн.), с (дата) по (дата) (6 дн.), с (дата) по (дата) (14 дн.), с (дата) по (дата) (12 дн.), с (дата) по (дата) (6 дн.), с (дата) по (дата) (6 дн.), с (дата) по (дата) (13 дн.) подлежат включению в специальный стаж работы на основании указанного выше пенсионного и трудового законодательства.
В соответствии с пунктом 3 постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.
Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до (дата) может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Поэтому суд считает обоснованными требования истца о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации с (дата) по (дата) (1 мес. 1 день), с (дата) по (дата) (1 мес. 1 день) в льготном исчислении как 1 год и 3 месяца за 1 год работы.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что доводы представителя ответчика о том, что время нахождения истицы на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках не включается в ее специальный трудовой стаж, являются несостоятельными.
Тогда в специальный стаж Васильевой А.В. подлежит включению время нахождения на курсах повышения квалификации 04 мес. 09 дн., что определяется из расчета:
(1 мес. 1 день х 1,25) + (1 мес. 1 день х 1,25) + 27 дн. + 26 дн. = 04 мес. 09 дн.
Кроме того в специальный стаж Васильевой А.В. подлежит включению время нахождения в учебных отпусках 03 мес. 01 день, что определяется из расчета:
14 дн. + 14 дн. + 6дн. + 6 дн. + 14 дн. + 12 дн. + 6 дн. + 6 дн. + 13дн. = 03 мес. 01 день
Согласно ч. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
В силу ч. 2 указанной выше статьи Федерального закона днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Из заявления, имеющегося в материалах пенсионного дела Васильевой А.В., следует, что оно зарегистрировано ответчиком (дата), т.е. днем обращения истицы за пенсией является именно эта дата.
С учетом времени нахождения на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках специальный стаж в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения у Васильевой А.В. на момент обращения за пенсией (дата) составлял 25 лет 01 мес. 14 дн., что определяется из расчета:
24 года 6 мес. 4 дня + 04 мес. 09 дн. + 03 мес. 01 день = 25 лет 01 мес. 14 дн.
Следовательно, на день обращения в суд с заявлением о назначении пенсии на (дата) Васильева А.В. имела право на назначение ей досрочной пенсии по старости по основаниям, предусмотренным подпунктом 20 п. 1 ст. 27 Закона.
Поэтому суд считает, что решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Урмарском районе Чувашской Республики от (дата) № об отказе истице в назначении досрочной трудовой пенсии по старости является незаконным и подлежит отмене.
Исходя из изложенного выше, суд считает, что требования Васильевой А.В. о возложении на ответчика обязанности назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ней с (дата) также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Урмарском районе Чувашской Республики-Чувашии от (дата) № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Васильевой Алевтине Виссарионовне незаконным и отменить его.
Включить в специальный стаж работы Васильевой А.В., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды:
- нахождения на курсах повышения квалификации с (дата) по (дата) и с (дата) по (дата) в льготном исчислении;
- нахождения на курсах повышения квалификации с (дата) по (дата) и с (дата) по (дата) в календарном исчислении;
- нахождения в учебных отпусках с (дата) по (дата) г., с (дата) по (дата) г., с (дата) по (дата) г., с (дата) по (дата) г., с (дата) по (дата) г., с (дата) по (дата) г., с (дата) по (дата) г., с (дата) по (дата) и с (дата) по (дата) в календарном исчислении.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Урмарском районе Чувашской Республики-Чувашии назначить Васильевой Алевтине Виссарионовне досрочную трудовую пенсию по старости с (дата)
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия через Урмарский районный суд.
Судья Урмарского районного суда В.И. Павлов.